Картина Донателло

По силе выразительности и воплощению материнской любви рельеф Донателло может быть поставлен только рядом с картинами Боттичелли, созданными 40— 50-ю годами позднее.

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Георгия (ок. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.

Удивительна судьба этого города. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Пьеро исполнил обещание, данное отцу и Донателло получил имение, но вскоре вернул его – заботы о хозяйстве слишком отвлекали его от работы.

Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Св.

  1. Донателло великий итальянский скульптор
  2. Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  3. Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  4. Итальянский скульптор Донателло
  5. ДонателлоСкульптуры и биография
  6. Донателло – величайший скульптор и его творения

Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. Георгия» красивы и выразительны. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.

Донателло строит образ на игре света и тени. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Подражание античному искусству видно и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах «Силена и вакханки» на бронзовой плоской чаше (Кенсингтонский музей в Лондоне). Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.

  • Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  • Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Самое интересное из мира креатива
  • Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях
  • Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Это способствовало процветанию торговли. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св.

Марка» с Ор Сан Микеле. Антония, покровителя Падуи. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.

  • Поездка в Рим, второй флорентийский период
  • Донателло – основоположник скульптурного портрета
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»

Но и этого ему мало. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. они были приостановлены. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка.

С помощью диагонали, образуемой жезлом и мечом Гаттамелаты и положением его рук Донателло объединил фигуры всадника и коня в единый цельный силуэт. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.

  1. 20 фотографий для новогоднего настроения
  2. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  3. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. нателло.

Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. На коленях стоит богоматерь. В 1404 – 07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).

Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Особенно это заметно в изображении св. Красив мотив струящихся складок одежды. Фасад же церкви остался неоконченным.

  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Кейт Мосс: андрогинный стиль как ступенька на пути к Олимпу
  • «Глупец хвалит сам себя»: башкирские пословицы и поговорки
  • Фильмы Ренаты Литвиновой: как сновидения известной актрисы стали явью

Марк, 1412 св. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.

Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Антония.

Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Работа удалась на славу.

  • Женский меч никогда не ржавеет: ассирийские пословицы и поговорки
  • 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
  • Народная мудрость африканского народа ашанти
  • Донателло – итальянский новатор своего времени
  • Особенности работ великого мастера

И как всегда, он уверенно справился с ними. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Младенец кажется маленьким и беспомощным.

Донателло великий 
итальянский скульптор

Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Худощавый, как скелет, силуэт имеет выражение ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, не зная сам, куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова.

Донателло исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах среди них замечателен монумент развенчанного папы (антипапы) Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквах Италии. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Антония (Санто).

1455–1460). Но спорить с Донателло было не так-то просто. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.

1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.

В 1408-1415 гг. Мария показана в сложном повороте. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Умер в 1466 г. в одиночестве и погребён с большими почестями в церкви Сан Лоренцо, украшенной его работами, рядом с могилой Козимо – своего друга, так что «как души их всегда были близки, когда оба они были живы, так и тела их упокоились рядом, когда оба они умерли».

Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Голов pа повернута слишком неестественно.

И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, – обе во Флоренции. Изваянный из несколько необычного материала — песчаника, он отличается своим поэтическим строем, грациозностью образов и необыкновенным даже для Донателло богатством пластического решения — полные грации и одухотворенности Мария и ангел предстают на фоне великолепного орнамента дверей и треножника, тяжелые складки их одеяний пронизаны движением и в то же время облик персонажей их жесты, позы полны одухотворенности. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.

Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок.

Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Оно очень своеобразно и представляет собой не столько обобщенный тип, как ранее, сколько лицо единственного человека интересующее мастера именно в силу своей единичности. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как, например, в барельефе изображающим «Положение во гроб», находящемся в церкви св.

Тем самым усиливается иллюзия пространства. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.

Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками – Бертольдо и Беллаго.

Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. О подлинном сюжете этой фигуры до сих пор идут споры, но ни одно из предложенных толкований не кажется совершенно убедительным. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.

Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. 1415, Флоренция, Нац.

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. На его лице веселая улыбка.

Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Рельефы из жизни св.

Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи – героическую индивидуальную личность – Донателло. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. На лице его застыла гримаса страдания.

Антония. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.

Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Без прямого общения с Брунеллески и Альберти появление такой сложной архитектурной композиции было бы невозможно. Статуя эта – портрет современника, с большой лысой головой.

Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Было высказано мнение, что работа над табернаклем затянулась на несколько лет и что обрамление было сделано позднее. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).

К первому относится его статуя Магдалины (ок. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. А Брунеллески он был обязан многим. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.

Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В отличие от «Св. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова.

Образом послужил памятник Марку Аврелию. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.

Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Изящно ложатся складки одежды. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).

Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Лаврентия изображающих Страсти Господни. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице).

Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». В рассматриваемой композиции св. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).

«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. В этой фигуре всё значимо. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.

И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.

Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Одна из первых его работ – горельеф из мелкозернистого камня, – находится в церкви Санта-Кроче (Флоренция) изображает Благовещение. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Такая поза прекрасно выражает противоречивость чувств, охвативших Марию: здесь и испуг и любопытство и смущение. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями).

Родился Донателло (уменьшительно-ласкательное от Донато) во Флоренции или близ неё. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.

Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию: кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. Между ними видны играющие музыканты. живописный рельеф. Здесь, в подчеркнутом драматизме сцены, с выражением различных оттенков отчаяния, Донателло во многом предвосхищает стиль падуанского и постпадуанского периодов, что, однако, не дает еще основания для датировки рельефа второй половиной XV века, как это делает Л. Планисциг.

1423—1425) и св. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. В жизни Донателло был неприхотлив и непритязателен, казалось, материальное благополучие совсем не волновало художника. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).

В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. Но достоверными эти сведения считать нельзя.

Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры.

Брезгливой гримасой тронут его рот. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. вы можете запросить все в системе с коробкой.

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Джорджо Вазари сообщает, что в юности Донателло предпринял путешествие в Рим вместе со своим другом, великим архитектором Филиппо Брунеллески.

Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Статуи пророков и «Давид» (ок.

Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Антония и изображениями символов евангелистов. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Донателло «Давид» (около 1440).

Не везде он стремится согласовывать разные планы и иногда отказывается даже от правильной трактовки перспективы. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Донателло создает великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время – это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории).

Самые замечательные из них – бронзовые барельефы, представляющие эпизоды из жизни св. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.

Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). В ней чувствуется рука самого Донателло. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джотто во Флоренции. Она стоит теперь перед церковью св. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св.

А это и составляет сущность донателловского образа. Антония. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.

Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Главное действие происходит в центре композиции.

Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Однако страдание обладает длительностью во времени.

К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Сидящий Апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими рукам исполненный сдержанного достоинства и благородства.

Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.

Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. В 1457 г. Донателло во Флоренции создает образ св. Пьеро назначил ему пенсию, на которую старый мастер и доживал свои дни. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.

Работал Донателло также в Сиене и Орвьето, а последние годы своей жизни провел во Флоренции, работая до глубокой старости. Донателло. Это один из основных принципов античной пластики, крепко усвоенный Донателло, принцип, антагонистичный позднеготической скульптуре.

В 1425—1427 и 1457—1459 работал в Сиене, в 1431—1432 посетил Рим, в 1441—1453 работал в Падуе. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Хотя Донателло использовал здесь отдаленные античные мотивы, композиция в целом отличается совсем не античным характером. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.

Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).

Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.

Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Марка (1412 год), св. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.

Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок.

Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453).

Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Справа, спускаясь по ступенькам лестницы, направляется к гневливому сыну еще один любопытствующий, выражающий жестом свое изумление. В его правой руке — тяжелый меч. Фигура прорисована уверенно и свободно. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.

За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).

Так подчеркнута глубина рельефа. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Здесь начинается следующий этап его творчества. Евангелист Марк (1411).

Марка (1411-13) и св. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка.

1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Римские впечатления изменили мастера. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.

1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Это один из первых ренессансных конных монументов. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.

музей Барджелло). Донателло удается передать в ней ощущение легкости.

Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Линии в «Битве св. Вокруг он изобразил цветочный узор. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала.

Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.

Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Но это не простой мальчик. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. В рельефе сиенской купели Донателло добивается большей драматической концентрации, в рельефе из Лилля – гораздо большего разнообразия архитектурного фона. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.

В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Антония. музей Барджелло).

К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло.

Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Удачно передано движение ангела. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Георгия (ок. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.

Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.

Это объясняется тем, что трехмерное пространство приближается в таких рельефах к двухмерному. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, – 13. 12. 1466, там же) – итальянский скульптор. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий.

Путти Донателло предельно общительны. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Выше: что вы искали.

Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».

Однако в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Лишь слева группа возлежащих в позах, подобных позам античных речных богов, не интересуются происходящим. 1415, Флоренция, Нац.

Антония. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Св. Пять фигур находятся в музее собора.

Джорджо Вазари, написавший его биографию в середине XVI в., допустил немало неточностей, однако донес до нас сведения, в которые хотелось бы верить. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.

В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.

Столь же выразительно и лицо пророка. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.

Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Донателло умер в 1446 году и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.

Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Его барельеф мраморного балкончика собора города Прато, вырубленный в 1434 г. изображает полунагих детей, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками из цветов.

Он обладал характером сложным и независимым. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.

С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Линии профиля определенны и чеканны. музей Барджелло). Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.

Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. В конце XVI в. алтарь был разобран.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Однако это впечатление обманчиво. Дополнительно бронза покрывалась искусственной патиной, которая придавала ей обычно черный цвет. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».

Здесь представлены родные и друзья Христа. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).

Антоний, держащий его за ногу обеими руками. К тому же в 1464 г. статуи с северной стороны кампанилы перенесли на самую ответственную — западную. Лаврентия изображающих Страсти Господни.

Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия. Фигура исполнена достоинства. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.

Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.

То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Антония в Падуе. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами.

Донателло работал до самой глубокой старости, не прерывая своих творческих поисков. Донателло (Donatello), (Донато ди Бетто Барди – Donato di Betto Bardi, ок. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.

Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. В скульптуре Св. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства.

В творчестве мастера наступил новый период. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.

Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).

Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.

Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Они как бы окаменели от горя. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.

Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие.

Это еще одно новшество, введенное Донателло. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с одинаковым мастерством изображал и силу и энергию и грацию с миловидностью.

Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.

Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.

Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Последние годы жизни великого скульптора прошли во Флоренции. С такими он был непреклонен.

Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Это – исхудалая старуха, покрытая волосами.

Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа.

Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).

Лаврентия, во Флоренции. Марка». Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Отметим здесь такие работы, как Битва Георгия с драконом, Мадонна Пацци, Пир Ирода, Вознесение Марии и другие. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.

Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).

Он использовал т. н. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Его крылья, кажется, еще полны движения. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.

Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.

Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.

Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века. Тут чередуются складки самой различной формы, самых различных направлений, самых различных изгибов.

После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Статуя полна жизни и изящества. Петра и завершения ряда других заказов. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники.

В сочетании перспективы и тонкой градации объемов мастер достигает невиданных дотоле пространственных эффектов, особенно в средней части рельефа, где в глубине виднеется группа фигур, едва намеченных врезанными в поверхность мрамора линиями. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Именно такая женщина была способна на подвиг.

Слегка изогнулся торс Марка. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Антония. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, живописного рельефа).

К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью.

Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. В 1415 заканчивает статую св.

После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.

«Св. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. В отличие от «Св. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.

Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Плоский рельеф изображающий голову св. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви Сан Лоренцо во Флоренции. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Этот объем статуи удачно выявлен и с помощью мощных складок плаща, которые, несмотря на свою глубину, не маскируют положение ног, а, наоборот, помогают уяснить мотив движения. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.

Лицо юноши, полное свежести и благородства. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Высоко над холмом вознесены три креста. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (в настоящее время хранится в Англии). Это, например, можно сказать о мраморной статут св. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».

Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Донателло отправляется в 1443 году в Падую.

Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. Антония (Санто). Ему неведома донателловская мощь. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Главным революционным преобразованием Донателло была реальная передача пространства и его глубины. Георгия (1415-17). Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.

Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру.

Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. музей Барджелло). Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Это исхудалая старуха с длинными волосами. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св.

Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Лаврентия изображающим Страсти Господни.

Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий.

Людовика Тулузского (ок. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Их судьба иногда была драматической. Во-первых, возрастает значение линии. «Св. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.

Он восторженно отзывался о статуе «Св. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. 1425 «Вознесение Марии», ок. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).

Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.

Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Марк, можно поверить и его писаниям».

Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Петра, очень характерна для бурной политической жизни начала XV в. На церковном соборе в Констанце он был низложен из-за многочисленных и разнообразных преступлений. Вверху изображены летающие ангелы. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.

Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Вот таким образом можно говорить, что у него два стиля: реалистический и классический.

Людовика Тулузского (ок. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением.

Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.

Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще.

Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.

Марку» с Ор Сан Микеле. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Лицо его отличается особой экспрессией. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.

Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок.

В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Около 1345—1350 гг. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.

1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Это исхудалая старуха с длинными волосами. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.

Надгробие делится на три яруса. 1423—1425) и св. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Поездка в Рим вместе с Брунеллески расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.

Хотя в них и преобладают трагические, скорбные чувства, они вызывают благоговейный трепет в зрителе, так как свидетельствуют о силе человеческого духа. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер.

В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Флоренция, Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция ? вот те города, где протекала его деятельность, вызывавшая восхищение его современников.

Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Скульптура отличается живостью исполнения. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Но последующие поколения оценили Донателло как одного из самых ярких новаторов в истории искусства.

И в этом проявился его характер. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.

1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).

Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. 1434, флорентийская Крестильница – Санто Кроче). Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).

Антония в Падуе. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.

Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.

Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». В 1425 – 38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо.

Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна (музей Барджелло, Bargello). Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Они избороздили лоб Франциска преждевременными морщинами, обострили черты его лица, заставили сжаться его тонкие губы. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423 – 34 и 1457 – 61), Риме (1430 – 33), Падуе (1444 – 53).

Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Донателло приближал рельеф к живописи.

«Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Она, несомненно, связана с ними тематически. Мощные консоли несут балюстраду кантории, которая украшена фигурами путти, ведущими веселый хоровод в честь Марии, которой посвящен храм.

Антония. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. То же напряжение ощущается и в лице.

В действительности, все эти точки зрения односторонни. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Георгия» и «Св. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43).

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Он так и не обзавёлся семьёй и не скопил богатства, хотя бедным он не был.

Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Трудно найти этим рельефам место в скульптуре третьей четверти или конца XV в. Они являются гениальными видениями большого художника яркой индивидуальности.

Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Мрамор. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.

Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Местоположение статуи не изменилось. Марка и Св.

Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Георгия» и «Св. Совсем другое у Донателло. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. Марк, можно поверить и его писаниям».

Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.

25 ноября 1406 г. имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта Мария дель Фъоре. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок.