Картина За Чаем

«купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Кустодиев Купчиха за чаем (1918) «Купчиха за чаем» одна из самых известных картин Кустодиева из серии «Купчихи». Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Картина «За чаем»значится под 99 в списке произведений С. И. Пичугина, составленном наследниками художника. Картина Константина Маковского За чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Один из примеров – картина «Купец-сундучник» (1923 год), на которой купец в богатом одеянии торгует чаем и чайной утварью. Картина «Купчиха за чаем» была написана Борисом Кустодиевым в 1918 году. Есть у него картины о жизни купечества: «Купчиха за чаем», «Купчиха, пьющая чай».

» Купчиха за чаем » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 — 1927).

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Уютом, благополучием и счастьем веет от ее дородной, пышной фигуры, круглого, розовощекого лица, коралловых губ, таких же пронзительно голубых, как и высокое небо, глаз. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. И такие молодцы проглядели революцию. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. В этом он находил свое спасение.

Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Холст, масло.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей.

Описание картины 
Константина Маковского 
«За чаем»

Описание картины Константина Маковского «За чаем»

Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

Картины Маковского стилизованны под русскую самобытность. И это показательно.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру. Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем. А кот.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. По этой причине сначала употребление чая считали показателем богатой жизни. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет».

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. В этом он находил свое спасение. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.

Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Наша красавица сидит за столом, смакует горячий чай и угощается сладостями. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Она молода, красива, хорошо одета.

Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Но тем живее работало воображение. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Нестерову, выходцу из купеческой семьи, это полотно особенно понравилось и при виде его у него невольно вырвалось: «Ведь это монументы. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом.

На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям.

Но тем живее работало воображение. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.

Русское чаепитие 
на картинах художников

Русское чаепитие на картинах художников

В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я. Билибин, 1901). Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.

Картина За чаем 
Константина Маковского

Картина За чаем Константина Маковского

Яркий образ, созданный Маковским, так и приглашает к столу, выпить чашечку крепкого чая. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.

Конечно, основной темой выставки стала революционная. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка.

Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123. Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец112613272829. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».

Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Картина была написана в проблемный для России год.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

В восточных традициях все стадии чаепития окутаны аурой таинственности и значимости происходящего. Чаепитие в его работах – это важный элемент, посредством которого живописцу удалось раскрыть душевный мир простого русского человека. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. 1918.

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. На Руси жители узнали о чае только в начале 17 века.

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Чайные традиции в России зародились сравнительно недавно. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. На переднем плане картины можно заметить еще один столовый прибор: вот-вот к столу подсядет кто-то пятый, ему неизбежно будут рады, а беседа станет еще оживленнее.

Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33. И вот таким образом оно послужило в качестве сюжета для множества картин. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.

Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чай можно назвать своеобразным «рогом изобилия», только в среде напитков.

Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Чем же была для Кустодиева данная работа. В работе «За чаем», выполненной уже на 75 году жизни, хорошо отражена техника автора.

Этот прием художник очень любит и часто использует в своих портретных работах. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). Только на начало 19 века этот напиток стал доступен для «простого люда».

Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. И пользовалась спросом публики.

Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Одна из известнейших — «За чайным столом». Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз.