Мадонна Картина Леонардо

«мадонна с гвоздикой» – картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Другая копия создана в 1510 г. Национальная галерея ШотландииОдна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке. Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Мадонна Темпи – одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. Картина «Мадонна с цветком» относится к ранним произведениям гениального итальянского мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. «мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена. Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.

«мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи.

Две картины Леонардо да Винчи и их русская судьбинушка

«Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. 1999). В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Этот абсолют почти (почти, так как сам Леонардо полагал «Джоконду» незавершенной) удался. Леонардо написал ее, уже покинув Италию. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная.

– СПб., 2006. Бледность лица Джиневры резко контрастирует с тёмной массой листвы у неё на спине. Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.

Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Поставьте ее рядом с белыми греческими богинями или прекрасными женщинами древности и как бы их глубоко взволновала эта красота, в которую внедрилась душа, со всеми ее больными муками. У нее голова, в которой «сошлись все концы света», а веки ее несколько утомлены. У порога стоят четыре фигуры, над ними небо. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Он изображал женщин с лицами то серьёзными, то улыбающимися в позах, выражающих нежность со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами».

Как пишет В. Н. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. с фр. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del late (Млекопитательница), обогащая его внимательным наблюдением позы сосущего ребенка. До него художники изображали неких абстрактных женщин идеал красоты своего времени.

Описание картины 
«Мадонна с младенцем» 
Леонардо да Винчи

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. «Мадонна Бенуа» во многом абсолютно утратила черты живописи Леонардо. Опять типа шутите. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин.

Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость.

Мадонна с гвоздикой 
 (картина, Леонардо, 
1478)

Мадонна с гвоздикой (картина, Леонардо, 1478)

Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. В левой руке ребёнок держитщегла.

СПб., 2006. Отсюда возникло название картины. Из всех старых картин эта картина, пожалуй, меньше всего потеряла от времени. Это не реальность, а зрелище. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Через шесть лет тот же Ломаццо назовет Мону Лизу неаполитанкой.

Статья по МХК (10 
класс) по теме: 
Образ Мадонны в

Статья по МХК (10 класс) по теме: Образ Мадонны в картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. 100 великих художников / Д. К. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации.

Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. С. 29. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.

Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Лл.

Мадонна с гвоздикой 
 (картина Леонардо, 
1478)

Мадонна с гвоздикой (картина Леонардо, 1478)

Один из самых известных исследователей итальянского Ренессанса Б. Бернсон писал о «Джоконде» следующее: «В ее выражении нет ничего, что не было бы гораздо удовлетворительнее передано в искусстве буддийском. М., Искусство, 1998. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Вып.

М., 2000. С. 28-29). / Р. Камминг. 1-10 Б. В. фон Кёне. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.

Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Покупал на рынке птиц, выпускал их из клетки на волю. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя.

Теперь Добро и Зло не сидели за одним столом, как в «Тайной вечере», а были объединены в одном образе. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Однако эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести и оригинальности замысла.

Сюжет картины Леонардо 
да Винчи «Мадонна 
Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Под датой 10 октября 1517 года в этом дневнике описывается посещение замка Клу в Амбуазе. Согласно Гуковскому, живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато». Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». – 342 с. Существует предположение, что в «Джоконде» художник запечатлел свое душевное состояние, свою «идею», свое мировоззрение и мировосприятие. Несмотря на «придворную» жизнь, а скорее именно потому -- великий художник любил и ценил свободу.

К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Paris. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане.

М., 2001. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор.

– С. 34. в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно.

С. 126. Христос явлен на свет и теперь человеку надлежит возвестить об этом людям.

Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Может быть, к этим «вещам относится и «Джоконда».

Образ мадонны в 
картинах Леонардо 
да Винчи

Образ мадонны в картинах Леонардо да Винчи

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. В пользу авторства Леонардо говорит и нестандартное изображение Иисуса – без бороды и без нимба. Композиция картины уравновешенна и лаконична.

Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков.

О картине «Мадонна 
с цветком» Леонардо 
да Винчи

О картине «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи

Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Оп. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Липатов В. С. Краски времени. Перед вами «живой» портрет.

Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают».

Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Слава ее ничем не подчеркнута. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.

Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка.

Ресницы же благодаря тому, что было показано, как волоски вырастают на теле. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Алпатов. Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь художник ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе).

  • Мона Лиза – 1503-1506Леонардо да Винчи
  • Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
  • Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) – Леонардо да Винчи
  • Картина Леонардо Да Винчи Мадонна Литта
  • Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
  • Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.

То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Конечно, соблазнительно не расставаться никогда с восторженными и возвышенными суждениями Джорджо Вазари и отнестись к высказываниям Бернсона так же, как он сам отнесся к «Джоконде», как к несуразности, как к кошмару. Сценка, запечатлевшая момент познания, в картине важна не только для раскрытия идейного содержания – она способствует более логичной и естественной композиционной связи фигур.

С. 2-3). Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво.

  • Картина Мадонна Литта Леонардо да Винчи
  • Анализ произведения Леонардо да Винчи Мадонна Литта
  • Картина Мадонна с младенцем: описание и фото
  • «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи
  • Самопознание и духовное развитие личности

Ф. 1. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Мальчик нежно приник к ней.

«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н.

Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане.

  • «Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480
  • «Мадонна с веретеном» (около 1501)
  • Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Рядом расположены достопримечательности

Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». С. 25. В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически» – с учетом того, что эти различия заложены в самой природе.

7. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Эта прелесть материнства – основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Для него Мона Лиза -- это образ женщины, не вызывающей ни понимания, ни сочувствия, какая-то иноплеменница с выражением хитрости, осторожности, самодовольства на неприятном лице. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Дата создания картины также доподлинно неизвестна.

  • «Мадонна с младенцем на троне со святыми»
  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Как заключенные сбежали изСобибора

Ни инженерные и архитектурные дела не помешали Леонардо посвящать свои силы серьезным живописным работам, в которых, несомненно, созревал его стиль и созревал он сам как художник. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика.

Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Эти три «Мадонны» веками вызывали больше всего споров. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

При этом он не является бесстрастным. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).

Мона Лиза – 1503-1506Леонардо 
да Винчи

Женским образам Леонардо уделяет большое внимание. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Все фигуры вписаны в пирамиду. Гуковский Г. А. (доктор технических наук, литературовед), отмечал: «Работа над портретом одной из красивейших женщин Флоренции совмещается у этого удивительного мастера с анализом внутренних органов человеческого тела.

Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя». С. 345. Ибо на каждое свидание она «приходит» иной, в зависимости от вашего и ее, Моны Лизы, настроения, как ни странно это звучит. Леонардо да Винчи.

Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Что касается женских образов интерес к ним Леонардо носит более широкий характер». Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. С. 122).

О науке и искусств. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.

У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Леонардо изобразил в ней и себя самого. Природа играет роль аккомпанемента образу Мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой.

Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). СПб., 1866. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см.

Что касается картин, то «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» пребывают в столь плачевном состоянии, что только детали могут свидетельствовать о том, что это его работы. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. В картине «Мадонне Литта» — в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. – Л., 1984. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.

Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако следы её теряются.

Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. «Это беспрецедентное событие. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы».

СПб., 2001. II. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Вот что писал о «Джоконде» почти современник Леонардо, уже известный нам Джорджо Вазари: «Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописцу.

Это был удивительно разносторонний гений. по: Губер 1952: 25). Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». И звучит в портрете Моны Лизы предупреждающая, отчуждающая нота. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены.

Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом источник которого расположен как бы перед изображением. Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.

12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. М., 1997. Быть может, главное в этих образах – внутреннее состояние, глубокие душевные движения.

Р. 14, plat. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным. А трудиться он умел.

Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». М., 1998. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. На эту тему существует несколько мнений. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».

Мир и тишина царят в картине. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Или: «Эта рельефность – самое главное в живописи и ее душа» (цит.

И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. – М., 1993. Леонардо полагал величайшим недостатком живописцев «делать большую часть лиц, похожей на их мастера» Леонардо да Винчи. И в природе царит весна.

Это связано, по-видимому, с тем, что в работе над картиной принимал участие ученик Леонардо Амброджо де Предис. и др. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Он создаёт также самостоятельные женские портреты (вершина – знаменитая Джоконда). Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия.

У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

– М., 1969. «Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. И все же Бернсон, может быть сам того не желая, высказал одну замечательно важную мысль: «Джоконда» соединила в себе Восток и Запад, язычество, христианство, буддизм в этом, наверное, ее абсолютная универсальность Верман К. История искусства всех времен и народов.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Исследователь пишет, что в этих картинах Рафаэль занят той же проблемой, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, а именно, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции.

Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». Ученые начали сопоставлять документы, находя все новые несоответствия. И, к счастью, не мне одной. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Р. 1.

Мы испытываем все усиливающееся -- из столетия в столетие -- беспокойство. Картина вызывает много вопросов. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Эта картина окутана тайной, которая становится все более непроницаемой.

По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания. Ясно. Портрет Джиневры де Бенчи, возможно, был написана 1473-1474 годах. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной. Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название.

Яркая образность, произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Оп.

Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. С. 383-385). Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. 1490 г. ).

«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Атрибуция её Леонардо была сделана исследователями сразу и почти единодушно. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. С. 106. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.

Мадонна Литта – это абсолютно другая история. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.

Если даже допустить, что восторженный Вазари и исполненный смуты, тревоги и отвращения Бернсон писали о разных портретах (Вазари -- о «Коломбине», хотя допустить это нелегко ввиду негениальности этой работы, а Бернсон -- о картине в Лувре), то и тогда остаются в силе полярно противоположные суждения умных исследователей, рассматривающих одно и то же явление искусства и духовной жизни. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Они одновременно и достоверны и неправдоподобны. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане.

Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Миссия Крестителя- это не откровение или пророчество, а интуиция.

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Переводы, статьи, комментарии. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей».

«Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Рафаэль часто использует эту форму. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ.

Самин – М., 2005. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Таким образом, неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косоглазая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой.

Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери и известной материальности фигур предстоящих. С. 133. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре.

Н. Ф. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. М., 1983. Картины Леонардо да Винчи. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

В. И. Клеваев даёт этой картине такую характеристику: «Действительно, здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, но еще не вполне приходит к своему. Но почему перед нами встреча младенца Христа с младенцем Крестителем. С. 264.

Да и сама женщина, спокойно сидящая в кресле, на фоне фантастического «лунного» противоречивого пейзажа, -- незнакомка. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Суждения о науке и искусстве.

Вызывают все большее доверие и сеют все новые сомнения. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. Ибо это полотно -- творение поистине божественной, а не человеческой руки. Гращенков В. Н.

Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем».

Насколько я помню, он считается национальным достоянием. Судя по документам. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. не могли быть изображены более натурально.

В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая.

Чудесные, мягкие, удивительно «женственные» руки. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. О науке и искусстве / Леонардо да Винчи (пер.

Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли Леонардо да Винчи. Это делает фигуру особенно рельефной. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения.

«Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Леонардо да Винчи писал конкретных людей, неповторимых в своей индивидуальности. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. На темном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость картины, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа – крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель.

Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Лик слегка затемнен. «Шапочка каштанового цвета. Рот, с его особым разрезом и своими концами, соединенными алостью губ.

Первоначальное название-«Мадонна с младенцем». Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". А «Джоконда» смотрит с тихим лукаво-сожалеющим торжеством, словно уверена заранее: вы не устоите перед ее обаянием ибо обязаны понять «возвышенную печаль или изысканную утонченность души» Дживелегов А. К. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Необычайная глубина и значительность образа, его одухотворенность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи Возрождения. «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. На эту тему существует несколько мнений. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка.

Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Давно и полностью утрачено всё, что относится к пейзажу. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». 3-е изд.

Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».

Vol. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Все версии о «Джоконде» заключают в себе нечто в одинаковой степени убедительное и неубедительное. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях.

«Джоконда» -- многолика, запомнить ее, «сфотографировать» и унести в памяти невозможно -- остается одно-единственное впечатление. Эпитеты «сверхъестественная», «словно созданная не рукой человека», «загадочная» -- неизбежны, когда говорят о «Джоконде». В возвышенных и одухотворенных образах он утверждает как величайшую человеческую ценность чувство материнской любви. Взаимодействие науки и искусства // Проблемы диалектики. И наверное, в ту минуту был не менее счастлив, чем когда завершал очередное полотно. Ясное и неясное.

Чаще всего это был горный пейзаж с речкой, который напоминал художнику о его родном Винчи. акад. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Через это кормление он принимает и человеческую душу. Одну из них стоит рассказать.

по: Лебедянский: 43). И это, самый большой комплимент (и наверное, единственный), который он делает великой картине. Родственное типам мастера, в частности, Мадонне Бенуа (гемма с кабошоном, которая скалывает платье Марии на груди) и Благовещению из Уффици, это произведение в своей изобразительной и экспрессивной новизне несёт печать зрелости Алпатов М. В. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Родился в семье нотариуса.

Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются.

Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проникал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью. Вып.

Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Лицо ее нежное, неуловимое, пленящее своей красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатаком которого является Леонардо. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин.

Два других образа, два окна, только подтверждают это, так как она как будто подпирают образ матери с двух сторон, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников. Приблизительно с 1476 по 1480 год он создаёт серию этюдов на эту тему. – М., 1999.

Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Ему удавалось соединять внешнее сходство с проникновением в душевный мир портретируемых. Ему так хочется дотянуться до цветка. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указывает, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу.

Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Это символ распятия. Но он предвосхищает также психологическое решение. Единственное, что совпадает с рассказом Ломаццо, --улыбка. М., 1952. В «Жизнеописании» точных дат нет.

Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Были они и в моем доме.

Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. На женщине красная сорочка с узкой горловиной.

Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. У скромно одетой женщины изображенной на портрете, -- спокойный, притягивающий взгляд, убегающая и вновь возникающая улыбка, голова покрыта тончайшей «вдовьей» вуалью. М., 1989. Многие исследователи полагают, что если «Джоконда»--не Джоконда, то это фаворитка Джулиано Медичи, вдова Пачифика ди Джованни Антонио Брандано, от которой Джулиано в 1511 году имел сына Ипполито, затем ставшего кардиналом.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Эффект ее кроткой и грациозной загадочности не нарушается грубым символизмом. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»).

Этот эффект называется сфумато хотя он был изобретён не Леонардо, всё же в этой технике он стал величайшим из мастеров. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Изображение Марии с младенцем на коленях у ее матери, святой Анны, пришло с севера из Германии XIV века.

илл. ). 1820 г. Предполагают, что ок. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. / П. Валерии.

Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. 2-е изд. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Л. 142-143).

В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. V, 1865 г. Д. 3.

14). Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Картина пронизана меланхоличным настроением, написана в тёмных, сумеречных тонах. Лицо мадонны повернуто в профиль.

Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». казался не красками, а живой плотью. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством.

Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Когда ум уже сотворял замысел, он, по свидетельству Банделло, «от восхода солнца до темного вечера не выпускал из рук кисти». Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.

Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель). Мадонна изображена приёмом сфумато. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск.

12. Чулки черные». Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. по: Сизеран 1911: 23). Исторический смысл эстетики Возрождения.

«Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.

«Джоконда» была в самом подлинном смысле шедевром Леонардо, откровением его образа мыслей и творчества. Все покрывает легкий флер сфумато. С. 336-348). Источник этого беспокойства в том, что «Джоконда» задает нам все новые и новые загадки.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).

В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности.

И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Мария, юная, почти девочка играет с сыном, показывая ему цветок. То же самое относится и к изображению Мадонн. Леонардо исходит из предположения, что человеческий ум, также являющийся природным инструментом, прекрасно может переходить от одного масштаба к другому, нисколько не нуждаясь в сведении больших и малых величин к какой-то средней величине.

В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. С. 87. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Если верить Вазари, Леонардо писал Джоконду ориентировочно с 1502 по 1505 год.

М., 2003. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Cambridge, 1935. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.

Видимо, все же нет. Ноги босы. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.

Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. С. 66. Лицо мадонны повернуто в профиль. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн.

Ф. 1. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование Каминг, Р. Художники: жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. с итал. ). Иногда он включал в портреты символы – предметы, указывающие на социальное положение персонажа, растения или животных, – приоткрывающие его имя или намекающие на его характер и привычки, как это делалось в современных шедеврах. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.

Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери.

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой – ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. И главное, не подделка ли это. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола.

Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Л. -М., 1959. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.

Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Бернардо ди Бандидр Барончелло. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. Вновь обратившись к образам мадонны и младенца, мастер, постоянно решавший новые задачи, ставит перед собой уже другую цель. В 2 тт.

Абсолютно бесспорно, что Уолтер Патер и Волынский имели в виду «Джоконду» Лувра, не менее бесспорно, что Бернсон и Мережковский имели в виду тоже именно ее. Мир Леонардо: Философский очерк в 2-х книгах. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9.

Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и фона тем самым была окончательно преодолена»4. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Кто же изображен на портрете в Лувре известном всему миру под названием «Джоконда». Глазу даны одни лишь формы. Избранные произведения.

С. 809. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.

М., 2001. Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. Это красота, действующая на тело изнутри, это как бы отложение, клетка на клетку, самых причудливых грез и фантазий, утонченнейших страстей. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Фигура, столь странным образом, выросшая у воды, воплощает тысячелетнее желание людей. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына.

Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Работа была доверена эрмитажному плотнику, который выполнил её с таким мастерством, что был награжден императорской серебряной медалью.

История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц — подобие грота среди причудливых скал, напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, почва, усеянная разнообразными цветами.

Ее взгляд проникает в вашу душу и сердце -- и вас пленяет, захватывает. Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. По внушительности рядом с нею можно лишь поставить разве только «Меланхолию» А. Дюрера. При этом он не является бесстрастным.

В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. С. 58. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. – С. 312. Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Справедливо заключить, что в Джоконде художник воплотил приоритет интеллекта и искусства.

М., 1999. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. Некоторые из них превратились в картины, другие остались в набросках. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Тем не менее, цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, но еще и знак, символ, предзнаменование грядущих Страстей. Картина Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных.

Почему ангел указует перстом на Крестителя. Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка.

Отличительной чертой зрелого творчества Рафаэля станут глубокие психологические характеристики. Резким высвечиванием и в то же время гордой отстраненностью она нас словно бы останавливает. Мальчик нежно приник к ней. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Для них свойственны сложные пейзажные фоны.

Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Лучше всех расположена Мария. С. 304. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.

Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. В женском лице особенно поражает облагораживающая его геометризация контуров. «Последний (то есть Леонардо) показал его светлости (то есть кардиналу) три картины -- одну изображающую некую флорентийскую даму, написанную с натуры по просьбе покойного Великолепного Джулиано де Медичи» Леонардо да Винчи. – Леонардо да Винчи.

Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Об этом писал еще Джорджо Вазари, видевший картину в ее первозданной красе: «. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.

Герои "Мадонны делла Седия" принадлежат абсолютно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать.

На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью. Это делает гипотезу тоже сомнительной. С. 56).

Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. V, 1865 г. Д. 7. Старейший источник, который сообщает о «Джоконде», точнее, о портрете женщины, с которым Леонардо не расстался, покидая Италию, -- это дневник путешествия неаполитанца, кардинала Луиджи Арагонского, составленный его спутником и секретарем Антонио де Беатисом. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.

Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. СПб., 1999. Исследователи жизни Леонардо все чаще пишут, что он отразил в «Джоконде» состояние собственной души в один из самых сложных моментов его жизни. Льюис Кэрролл однажды заметил, что есть вещи, которые «нельзя понять». Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Т. II.

Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. Одну из его Мадонн вы видите выше. В драгоценной тетради рисунков, некогда находившейся в руках Вазари, содержалось несколько рисунков Верроккьо -- лица столь выразительной красоты, что Леонардо еще в отроческом возрасте неоднократно копировал их. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Ее не назовешь красавицей и в то же время она прекрасна.

Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Даже ее высокий, чуть сдавленный лоб, увеличенный почти полным отсутствием бровей (мода того времени), называют «лбом Леонардо да Винчи». Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. С. 254.

«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Он написал множество женских портретов, включая знаменитую «Мона Лизу» и только один мужской. Если рассматривать «Джоконду» одновременно с анатомическими зарисовками и записями Леонардо, в которых изображены кости, сухожилия, мускулы, все подробности человеческого организма, то невольно возвращаешься к его наблюдениям над течением воды, которое зависит от особенностей дна. » Шюре Э. Пророки Возрождения. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет.

С. 14. Он неоднократно писал об этом. Искусство: Кн. для чтения / Сост. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. В известном луврском портрете «Джоконды» нет ничего, что наводило бы на мысль об образе Весны. Даже самые важные гости композиции до странности невыразительны.