Опахивание

Например, опахивание должно проводиться на волах-близнецах или двумя братьями-близнецами. Иногда церемония опахивания принимает явно религиозный характер. Был известен у древних греков, римлян (отражён в легенде об Опахивании Ромулом границ будущего Рима), кельтов, германцев, славян, народов Восточной Европы, Кавказа и других.

Опахивание сопровождалось звоном, громкими криками и пением с требованием к смерти покинуть селение. Сам Григорий Григорьевич занимался изучением обычаев предков, он безгранично верил и в чудодейственность изображенного на картине «Опахивание» ритуала. Один из самых ярких обрядов – опахивание – художник запечатлел в одноименной картине.

Значение слова «Опахивание» в Историческом словаре. Нашлись люди, которые указали на опахивание, как на средство, практиковавшееся в стародавние времена. Что такое опахивание.

У западных славян и болгар в ритуале опахивания сохранился вероятно реликт общеиндоевропейской архаики — близнечный культ. Песни поют все присутствующие, без перерыва, все время опахивания, повторяя его три раза и делая на всех перекрестках по пути на земле кресты.

Что означает слово «опахивание»

П о -в е щ а л к а, женщина старая, . иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. Поселяне отправляют его для прекращения коровьей смерти. П. П. Сахаров, Сказания русского народа (т. Суть «опахивания» заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространяться и переступать эпидемическая болезнь.

Оберег) опахиваемого пространства, создания вокруг него символич. А в это же время все остальные девицы и вдовы (замужние не всегда допускаются, как неподходящие, нечистые) идут за сохой с кольями и палками, со сковородами, заслонками и чугунами. Юстиции (1897, I, ст. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. Проводимая О. борозда должна была быть замкнутой.

Мужья изъявив свое согласие, предоставляют этот обряд своим женам. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. Опахивание происходило ночью, реже – на рассвете. Считалось, что Коровья Смерть не сможет преодолеть этой границы. У девяти девиц девять кос, в которые они и производят беспрерывный звон.

Ф. 7, Оп. славян число участников обряда обычно должно было быть кратно трём или двум). Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходит к околице и с диким воплем: Ай. Вестник (1888, 7, ст.

  1. Значение слова ОПАХИВАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой
  2. Малый академический словарь Что такое Опахивание, что означает и как правильно пишется
  3. ОПАХИВАНИЕ, ОПАХИВАНИЕ синонимы, синонимы к слову ОПАХИВАНИЕ
  4. ОПАХИВАНИЕ, Народная примета – ОПАХИВАНИЕ, Народное суеверие «ОПАХИВАНИЕ»
  5. Описание картины Григория Мясоедова «Опахивание»

Магич. Он заявил, что не будет служить девицам в Троицу после обедни молебна (девицы всегда служат в Троицу молебен после обедни). В последнем случае для избавления от эпидемии следовало восстановить этот порядок. Опахивание происходило втайне от жителей села (либо они должны были сидеть по домам с запертыми окнами и воротами). Девицы предпочли отказаться от молебна.

"Истор. СПб., 1993. Обычай О. ("коровьей смерти"), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. Совершали Опахивание обычно женщины в состоянии ритуальной чистоты – девушки, вдовы (часто раздетые донага или одетые в белые рубахи, с распущенными волосами и тому подобным) иногда – солдатки, беременные женщины, совместно старики и старухи, братья-близнецы, молодые мужчины и другие.

О. происходило втайне от жителей села (либо они должны были сидеть по домам с запертыми окнами и воротами). В прошлом 1925 году в с. Никольском мужская передовая молодежь помешала этому). К 12 ч ночи собираются девушки в белом (раньше шили для этого специально белые шубки и рубахи), с распущенными косами, в белых платочках, босые и несколько парней с пастушьими хлыстами забирают у кого-нибудь со двора соху. В это время другие женщины подвозят соху, надевают на нее хомут и запрягают. костром., бел.

Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Когда песок узойдет, Тогда к нам смерть придет. Устраивалось во время эпидемий и других бедствий либо приурочивалось к определённой календарной дате (Страстной субботе, весеннему Юрьеву дню, Иванову дню, Петрову дню, окончанию жатвы и тому подобным). Состоит он в том, что во время эпидемии или падежа скота местные жители проводят сохой вокруг села, при особой своеобразной обстановке, замкнутый круг, в который якобы не дерзнет вступить народное бедствие. Филиппу (чеш. ), Ивану Купале (после зажжения ритуального костра) (бел. ), к Страстной субботе (бел. ), к Петрову дню, дню весеннего выгона скота опахивание могло совершаться в феврале или ранней весной (рус): обычно накануне отёла — на Агафью Коровницу иногда на Власьев день. Другая вдова берется за рукоятку и обе начинают косым лемехом разрывать и бороздить землю, намечая тот продух из которого предполагается подъем и выход земляной силы, невидимой, непонятной, но целебной и устрашающей самую смерть. москов. ).

  • «Опахивание» – значение слова в толковых словарях
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Опахивание (обряд)
  • Отрывок, характеризующий Опахивание (обряд)
  • Российский этнографический музей
  • Значение слова Опахивание по Ефремовой
  • Значение слова Опахивание по словарю Брокгауза и Ефрона

Села, например, опахивали от Коровьей Смерти (см. ОПАХИВАНИЕ ритуальное, обряд проведения плугом борозды вокруг поселения (реже– усадьбы, поля и т. п. ). Белогриц-Котляревского). Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства).

Мы идем, девять девок, три вдовы. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. В темное время дня собираются женщины подальше от домов. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. Однако представления о происхождении холеры и способах борьбы с ней сильно варьировались. В ряде локальных традиций опахивание использовалось как превентивное средство.

В XIX веке к известным в Европе «повальным и заразительным болезням» – чуме, оспе и другим, которые вызывали к жизни ритуал опахивания, – добавилась холера. Воздействие сохой на землю не всегда служило оградительному очерчиванию селения: опахивали, в некоторых вариантах, только на перекрестках (причем крестообразно) или участок между селом и кладбищем. Воздействие на стихию земли сочетало в себе – в некоей внутренней магической логике, выработанной народным опытом, – три признака: ограждение села от болезни символизация не-рождения повальной болезни, смерти опосредствование участницами связи между живыми и миром умерших. Под нормальным ходом вещей подразумевался баланс между «человеческим» и «нечеловеческим» соответственно, эпидемия мыслилась как свидетельство того, что баланс нарушен, а граница, отделяющая людей от нелюдей, ослабла А. К. Байбурин. У нас на селе Увлас Святой Со святою свечой. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). бьет в сковороду. Совершается обряд О. в полночь. Эти обряды совершались «по случаю» – во время эпидемий, падежа скота, природных катаклизмов и других кризисов. Устраивалось во время эпидемий и др.

  • Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов
  • Как заключенные сбежали изСобибора
  • Поиск значения / толкования слов
  • Значение «Опахивание» в словарях
  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  • Текущие и предыдущие разборы слов
  • Найдено схем по теме ОПАХИВАНИЕ – 0

В плуг впрягались тягловые животные иногда – люди (восточные и западные славяне у восточных славян число участников обряда обычно должно было быть кратно трём или двум). Обычай О. («коровьей смерти»), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.

бабьими инструментами. Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). Проводился или в условиях приближения повальной болезни, с тем чтобы оградить коллектив от этой угрозы или уже при ее наступлении, с тем чтобы усилиями участников ритуала изгнать невидимую, но мысленно персонифицированную болезнь (Коровью смерть, Оспу на овец, Холеру, представляемую в зоо- или антропоморфном облике) за пределы селения. В с. Никольском мужская комсомольская молодежь помешала осуществить это.

Опахивание селения – ритуал, проводившийся в таких экстремальных для жизни коллектива ситуациях, как повальная болезнь, моровая язва, моровое поветрие – эпидемические заболевания (холера, тиф) или массовый падеж скота. окультуренной, земле как обереге. Опахивание в профилактических целях могло производиться раз в три года (рус. Совершали О. обычно женщины в состоянии ритуальной чистоты– девушки, вдовы (часто раздетые донага или одетые в белые рубахи, с распущенными волосами и т. п. ) иногда– солдатки, беременные женщины, совместно старики и старухи, братья-близнецы, молодые мужчины и др. Да особенно, опахиванием. 1, Д. XXXVI-60, л. 40 об.

  • Найдено научныех статей по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Найдено книг по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Найдено презентаций по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Найдено рефератов по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

В это время никто его не смеет беспокоить – с Землей разговаривает, прощения просит. Ср. После сего обряда она строго приказывает всему мужескому полу, от мала до велика: не выходить из избы ради беды великия. Ср. и зап.

Общий запас лексики (от греч. ОПАХИВАНИЕ — обряд, совершавшийся для ограждения сел или полей от нечистой силы. проф. Ритуал опахивания был призван обозначить ее заново, на реальном и символическом уровне. Опахивание проводилось для магической защиты (смотри Оберег) опахиваемого пространства, создания вокруг него символической ограды или для изгнания опасности за его пределы, а также для предохранения людей и скота от моровой болезни, стихийных бедствий, нечистой силы, построек от пожара, посевов от засухи, града и тому подобного.

  • Близкие по смыслу слова и выражения
  • Значение слова «Опахивание» в словаре Ефремовой
  • Значение слова «Опахивание» в словаре Синонимов
  • Значение слова «Опахивание» в словаре Синонимов 2
  • Значение слова «Опахивание» в словаре Синонимы 4

II). Существует предание, что в старину приносились человеческие жертвы с умилостивительной целью: женщина, заподозренная в сношении с нечистой силой, обрекалась на смерть и зарывалась живой, вместе с кошкой и петухом. Если во время ОПАХИВАНИЯ женщины встречали кого-нибудь постороннего, то путника обычно немилосердно избивали встреченное животное (кошку, собаку) принимали за олицетворение Коровьей смерти и обычно убивали. Полесье) или на утренней заре (рус.

Если О. проводилось с охранит. Иногда воздействие на стихию земли дополнялось жертвоприношением – закапыванием живой кошки, собаки, сжиганием черного петуха на костре из дерна (Журавлев А. Ф., 1978, с. 80 Иванов А. И., 1901, с. 114). Проводимая Опахиванием борозда должна была быть замкнутой.

Нередко основным объектом обряда был персонифицированный образ Коровьей Смерти. Опахивать пошли. нижегород. )2. (Обычай этот сохранился до- последнего времени и лишь в прошлом году пошатнулся.

Значение слова ОПАХИВАНИЕ 
в Толковом словаре 
Ефремовой

Вестник" (1888, 7, ст. Обычай О. (коровьей смерти), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. О. происходило ночью, реже– на рассвете. Процессия двигается в полном молчании. Рассказывают, что пытался бороться против обычая этого священник. П. П. Сахаров, "Сказания русского народа" (т. Проводилось опахивание исключительно женщинами: девицами, незамужними, вдовами, старухами.

1, Д. 45, л. 2) – ср. 1, Д. 667, л. 5-6). Впереди всех идет с сохою повещалка и проводит борозду м е ж е -водную, за ней следуют несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. славяне у вост. Мужчинам же в это время строго запрещалось переступать за порог избы. А как настигала селенье горькая беда – «коровья смерть» этим же миром-народом и изгоняли ее.

Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). По окончании Опахивания вола иногда убивали и закапывали. Обряд был приурочен к различным праздникам или периодам года: к весеннему Юрию (рус., серб. ), к св.

эффект О. усиливается представлением овспаханной, т. е. не придет. В этом году среди молодежи царил раскол – и хотели и нет.

Ай. нижегород. ). "Журнал Мин. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. Звонят, кричат и поют с неистовым рвением, которое прямо указывает на.

Обычно опахивание проводилось около полуночи, в редких случаях — рано утром до восхода солнца (рус. Однако ночью после 11 часов раздались звуки хлыста и неспавшие говорили: Опахивать пошли. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. Белогриц-Котляревского) Журнал Мин. греков, римлян (отражён влегенде об О. Ромулом границ будущего Рима), кельтов, германцев, славян, народов Вост.

иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. Был известен у др. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. С зажженными лучинами начинается троекратное шествие вокруг всего селения. Шли молча, не нарушая тишины ночи. По окончании О. вола иногда убивали и закапывали.

Устрашись – посмотри: где же это видно, что девушки косят, а вдовушки пашут. В прошлом году обычай пошатнулся. защиты (см. Так сказать наглядно показывали что с нею станется, за ее проказы, попадись она им. Опахивание совершается всегда с известным церемониалом. 1, Д. 383, л. 24-25), в ночь на Преполовение или накануне (саратовск, калужск.

нередко это сопровождалось присутствием икон – поднятием икон. В подборе главных участниц (осуществляемом кем-либо из пожилых женщин) определяющую роль играл признак фертильности – отрицательной (девицы, девка, решившаяся нейти замуж, старые вдовы или солдатки, старухи) или, в южнорусских губерниях, также положительной (включение беременной, которой предоставляли нести икону). Часто для О. использовали новый (или сделанный за одну ночь) плуг, волов-близнецов или впервые впряжённых волов и т. п.

Иногда с целью как можно дальше прогнать заразную болезнь участницы церемонии размахивают по воздуху ухватами, кочергами, метлами и т. п. Опахивание полей от нечистой силы проводилось и в сентябре. Характерен для многих губерний России в ХIX – начале ХХ вв. имеет сложную знаковую структуру, выражаемую в особых требованиях к участникам ритуала, времени его проведения используемым ритуальным объектам, способу совершения самих ритуальных действий и, наконец, нередко дополняемую словесными формулами заговорного характера. Вот как проводился ритуал в середине XIX в. в Нижегородской губ. : В предотвращение скотского падежа, когда он открывается в близлежащих селениях, собираются незамужние девицы и в ночное время испросивши из церкви икону (если падеж лошадей, то мучеников Флора и Лавра), сами на себе обвозят соху вокруг всего селения, что называется опахивать. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Встречались различные сочетания по признаку фертильности – одного типа (девки и вдовы), двух (девки и бабы) или была символически представлена вся полнота женского фертильного состояния деревни, нередко с утроением (девять девушек, девять баб, три вдовы, три замужние жены). Участницы собирались на краю села в полночь или утром до восхода солнца, раздевались и, оставшись в одних белых рубахах, но подпоясаны, с распущенными волосами, в полном молчании совершали с сохой движение вокруг селения, чаще в направлении против солнца (Попов Г., 1903, с. 191). цель – запугать и прогнать смерть. Вещалка или повещалка с раннего утра повещает по всем домам: пора сестрицы, собирайтесь молодицы, лихость коровью унять.

АРЭМ, Ф. 7, Оп. Почуяв неладное, мужчины дают согласие свои женам на совершение обряда. Юстиции" (1897, I, ст. Пораженные ужасными бедствиями, они после мирского совещания решаются опахивать землю. Считалось, что ведьма перейти эту борозду не может и поле становится для ее коварных козней недоступным.

Ритуал в традиционной культуре. Согласие всегда бывает готово, а уверенность в обряде опахивания придает особенную решимость. АРЭМ, Ф. 7, Оп. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. А. Левенстима).

II) Истор. По сторонам идут парни с кнутами впереди процессии одна из девиц (иногда для этой роли приглашают вдову) с иконой. В целом обращение к двум адресатам не было механическим соединением двух мировоззренческих регистров (уровней) сочетание относящихся к ним действий и объектов было в основном унифицировано по признаку вертикали, т. е. Примером свершения данного обряда является и опахивание полей против «заломов» ведьмы (кукла, сплетенная из стеблей ржи или выстриженная дорожка колосьев), посредством которых эти злокозненные существа забирали себе урожай. Мужчины второпях загоняют коров в хлева, прячут всю живность, от греха подальше. Наутро видна позади села легкая черта или борозда, проведенная сошниками, – и это для того, будто язва не может перейти через эту борозду (АРГО, Д. XXIII-64, л. 8 – 8 об). Ритуал организовывался обычно по распоряжению, с ведома сельского схода, составленного из домохозяев однако почти везде мужчины из участия в процессии исключались и никому из посторонних, в особенности мужчинам, не разрешалось даже присутствовать, нарушителям грозила расправа со стороны опахивальщиц.

Опахивание является дешевой и в то же время эффективной мерой. На чужой стороне скот и везут и несут, А нас Господь помилует (Городцов В. А., 1897, с. 188)Таким образом, бесплодие, отказ от рождения символизировались и подбором участниц и засеванием того, что не может взойти (Сеем мы не в рожную землю и не рожные семена – АРЭМ, ф. 7, Оп. Плугом проводят борозду вокруг всей деревни, отваливая от деревни. АРГО, Ф. 1, Оп. оборотня.

Полесье) или на утренней заре (рус. Ученая медицина не могла договориться, считать ли источником холеры «невидимых воздушных насекомых», «почвенные испарения» и «атмосферные миазмы» или «яд», возникающий от сочетания климатических условий и антропогенных факторов. Эта черта проводится сохой или косулей, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. На одну вдову, по общему выбору и приговору, надевают тайком унесенный хомут и впрягают ее в оглобли (обжи) сохи, также припрятанной заранее. Девицы по нескольку впрягаются в соху или плуг. Иногда опахивание дополнялось изгнанием или «умерщвлением» холеры, которая персонифицировалась в виде собаки или кошки либо просто упоминалась в приговоре («Смерть, смерть, выйди вон. »).

костром., бел. Времена ушли, а память осталась. Бывало идешь – как-то усердно, жутко. Для того, чтобы таинственная цель была достигнута, считается необходимым участие в обряде, по малой мере, девяти девок и трех вдов (как и высказывается это в обрядовых припевах). Одни говорили: Не пойдем нонче опахивать, что грязь-то топтать.

участвуют в его совершении одни женщины. А хозяйки спешили подальше, припрятать свой сельскохозяйственный инвентарь. Входя в избу, она сзывает к себе женщин и открывает им на совете задуманное предприятие. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлева и привязывают собак. (Снегирев И. М.

В плуг впрягались тягловые животные иногда– люди (вост. «Так вот ее, лиходейку и обманом запугивали», говорила мне бабушка про этот обряд.

Собираются женщины, готовые к задуманному предприятию. А. Левенстима). Может с бороной по полю пройти, после разожжет костер и сидит возле него тихонечко. Совершается обряд О. в полночь участвуют в его совершении одни женщины главная роль вверяется старухе-повещалке, которая едет на помеле, вслед за несомой впереди св. бедствий либо приурочивалось к определённой календарной дате (Страстной субботе, весеннему Юрьеву дню, Иванову дню, Петрову дню, окончанию жатвы и т. п. ). Ритуал опахивания у других восточнославянских народов не получил значительного распространения известен (Журавлев А. Ф., с. 82), в своеобразных вариантах, у южных (болгар, сербов) и западных славян (поляков). Чума в стаде означала голод в селе.

1, Д. 517, л. 3). проф. Опахивание – древний славянский обряд, проводимый крестьянами во многих уголках России. с раннего утра повещает по всем домам: пора де унять лихость коровью. Замечательно, что в этом последнем случае, хотя этот церемониал чисто женский, в нем принимают иногда участие и мужчины.

соответственно). Часто для Опахивания использовали новый (или сделанный за одну ночь) плуг, волов-близнецов или впервые впряжённых волов и тому подобное. Обычай Опахивание ("коровьей смерти"), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством.

Европы, Кавказа и др. (Примета: если опахать деревню, то скотина падать не будет). 1, Д. 1180, л. 2 Д. 426, л. 2 Д. 1446, л. 11). Фактически в ритуале опахивания подразумевались два адресата, к кому участницы, в качестве посредников, обращались за помощью: 1) сфера Божественного – испрошение Божьей милости избавления от бедствия (осмысляемого, что сохранилось к концу XIX в. еще с древнерусского периода, в качестве Божьей кары за грехи) 2) стихия земли. попадавшихся по пути процессии животных умерщвляли. Выходят за деревню.

Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Погода стояла сырая, дождило. Крестьяне же могли интерпретировать холеру как результат отравления колодцев и других источников питьевой воды внешними врагами (например, врачами), как проявление Божьего наказания (и тогда лечение подразумевало молебен и крестный ход) и как результат колдовства, порчи или какого-то сбоя в мировом порядке. Обычай О. (коровьей смерти), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства).

За нее, родимушку держались, ее, буренушку, почитали, берегли и холили. О. проводилось для магич.