Роден Граждане Кале Описание

Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Таким был Шарль Деспио, почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.

Бесспорным для всех критиков Родена было одно: антиакадемический характер его стиля, близость его исканий к новейшим течениям западноевропейской, в частности французской, живописи. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Их позы, черты лица, руки, ноги, фигуры в целом изображены с поразительной проницательностью. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.

  • Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Граждане Кале»
  • Описание работы «Граждане Кале»
  • Скульптура Родена Граждане Кале
  • Скульптура Родена «Жители Кале»

Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. В натуральную величину их решения. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях.

Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Так возник памятник всем шестерым. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Это делается быстро, но это не искусство. Его творчество очень интересовало Родена. И Роден предложил другое место для памятника.

Местом, предназначенным для памятника, был рынок в Кале: как раз оттуда началось в свое время тягостное шествие. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар.

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Выше: что вы искали. Он формировал их.

  • Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
  • Скульптура Граждане города Кале
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  • Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Однако для Родена тут было вдоволь материала. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Затем начались проблемы с муниципалитетом Кале, бюджет которого оказался в плачевном состоянии. Он собирал их. Эти истолкования и суждения противоречивы.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Помог Родену писатель Роже Маркс. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  4. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  5. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

Проект замер почти на сорок лет. Они хлынули к нему из глубины его знания. В его воспоминании словно восстали сто героев и рванулись к самопожертвованию. Но затем он понял, что ошибался. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре.

Шел 1845 год. В конце XIX века, как и в настоящее время, основными заказчиками скульпторов являются государство и общественные организации. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

  1. 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
  2. Народная мудрость африканского народа ашанти
  3. Модный ориентир: красивые носки
  4. Черный юмор: самые смешные шутки интернета
  5. Ещё документы из категории художественная культура

Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов.

В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане.

  1. Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  2. Отрывок, характеризующий Граждане Кале
  3. Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл

Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Эту монументальную двустворчатую дверь, высота которой должна была достигать шести метров, было невозможно разместить в мастерской на улице Фурно. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.

В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Шестеро граждан Кале изображены в тот момент, когда они отправляются в лагерь английского короля, где будет решена их судьба и, судя по всему их ожидает смерть. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы.

Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Однако оно соответствовало сути произведения. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе.

Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Места для случайностей не осталось.

Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. История, которую он узнал, поразила его.

Это требование было исполнено. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики».

Описание скульптуры 
Франсуа Огюста Родена 
«Граждане Кале»

Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном.

Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.

Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма. Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ. 57 Благодаря ее содействию Родену было разрешено присутствовать на террасе особняка при условии, что он ни о чем не будет спрашивать, а ограничится беглыми взглядами на хозяина, когда тот будет работать в своем кабинете, принимать гостей в салоне или завтракать. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям.

Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Тут все было ясно и определенно. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.

Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой».

Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях.

Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Его творчество очень интересовало Родена. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Огюст часто ходил в Лувр. Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Эта картина должна быть выставлена в Лувре.

Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции.

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью.

Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. Эмиль Галле — чрезвычайно талантливый и образованный человек, предвестник стиля «модерн» в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в изготовлении художественного стекла. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома.

Героями подвига были представители городской буржуазии. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». Это был сюжет, в котором можно было показать то, что так волновало художника — человека в высшем проявлении его сущности.

Попытки французов прорвать блокаду провалились. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться.

Отсюда геометрически правильные очертания площади: квадрат площади Вогезов, треугольник площади Дофина, круг площади Побед, восьмигранник площади Вандом. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Роден хотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не был огражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение.

Об этом же говорит рот, полуоткрытый в горестном изгибе и взгляд вниз, как будто спорящий с жестом руки. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.

Шестеро граждан этого не сделали». Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции.

Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Они должны сами искать заказчика. Автором монумента стал известный скульптор Огюст Роден, для которого это произведение являлось в какой-то степени новаторским.

Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Это тяготение к большому пространству, к воздушной среде, не ограниченной стенами музея или общественного зала или художественного ателье, обусловлено в творчестве Родена отнюдь не одними формальными мотивами и интересами — оно неразрывно граничит с внутренней потребностью скульптора к монументальности, с его органическим стремлением к большой форме, к образам, способным воздействовать на большие дистанции в пространстве и во времени. Денежный кризис. Но это была всего лишь мимолетная идея. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Большие кисти рук крепко сжимают тяжелый ключ — вещественный знак переживаемой трагедии и в этот простой и, казалось бы, пассивный жест вложено наибольшее напряжение, подчеркнутое спокойной неподвижностью фигуры. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. И он принял все сто и сделал из них шесть. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».

Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня. Но всё, что члены комитета рассматривали как недостатки, которые необходимо исправить, Роден использовал намеренно, чтобы подчеркнуть величие подвига. Только итальянец Медардо Россо хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Третий и четвертый — Жан и Пьер де Виссаны — были родными братьями, тоже из числа состоятельных горожан.

А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.

Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения. Претензии жюри касались прежде всего несоблюдения автором существовавших в XIX веке традиций монументальной скульптуры. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много.

Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Здесь, в первый и последний раз, мысль человека не ограничивается земным кругом, а прорывается ввысь, обращаясь к божеству, притом не с мольбой и даже не с призывом к вмешательству, а с гневным укором. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности.

Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). А работа над памятником генералу Линчу позволила скульптору реализовать свою мечту — создать конную статую. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Сейчас здесь Музей Родена. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным.

За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Несчастные заложники выражают не только человеческое страдание воодушевляет их на подвиг и повелевает их волей сознание гражданского долга. При этом, сохраняя ярко выраженную индивидуальность каждого отдельного персонажа, перед зрителем все-таки — общность людей, единое целое.

Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Героями подвига были представители городской буржуазии. Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.

Его искусство никогда не было столь совершенным. Вероятно, не было ни одного творения Родена, где вклад его воображения в создание образов был бы настолько существенным. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан.

Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени.

Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.

Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению.

Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора.

Он также выступил в поддержку проекта Родена. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь.

Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени». Подойдя к памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию в целом, так и отдельные фрагменты.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. вы можете запросить все в системе с коробкой. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.

Казалось, он был в бреду. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. Ему нравилось подвергать свои скульптуры испытанию при различных погодных условиях, чтобы лучше знать их реакцию. Кусок городской площади — место давнего происшествия — является ареной скульптурного действия. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.

Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.

Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Вид изможденных горожан, сохранивших свое достоинство перед лицом смерти, вызвал сострадание у супруги Эдуарда — королевы Филиппы. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше».

Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками.

Но это была всего лишь мимолетная идея. Сейчас здесь Музей Родена. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Помог Родену писатель Роже Маркс.

На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. Он стремился в первую очередь уловить свет. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Он оборачивается к самому себе. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.

Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. В скульптуре Родена было утрачено многое от цельности и возвышенной красоты классицизма, но и приобреталось многое из того, чем не располагал и не мог располагать классицизм.

Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Он видел, как эти люди начали свое шествие чувствовал, как в каждом из них снова была вся его жизнь, как тут стоял каждый со своим прошлым, готовый унести его из старого города. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами».

В конце концов проект был принят. Шесть фигур, созданных скульптором, означали прежде всего отказ от какого-либо собирательного и условно-символического образа в виде одной аллегорической статуи, как это предложено было заданием. Некоторые пытались обвинить Родена в подражании итальянскому скульптору, заимствовании его приемов.

Этот прерывистый силуэт и столь же прерывистый ритм усиливают впечатление противоречивой сложности происходящего. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Но мы уделим внимание другим работам мастера.

Вот таким образом он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Он стремился в первую очередь уловить свет. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Выше человеческого роста.

Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Но затем он понял, что ошибался.

Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти для баптистерия во Флоренции. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие. Его примеру последовали и другие. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. И где же памятник.

Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара.

И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. История, которую он узнал, поразила его.

Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Роден изобразил президента получающим пальмовую ветвь из рук аллегорической фигуры, символизирующей признательную родину. Эта картина должна быть выставлена в Лувре. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены.

В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского.

В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Подобное встречается и у художников.

В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности.

Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». А потом Роден уже не видел образов.

Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.

Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле и эти шесть жителей Кале — так требовал надменный враг — обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов.

Он подписался всего на 25 франков, а нужно было собрать фантастическую сумму — 20 тысяч франков. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Осада продолжалась почти год.

Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Скульптурная группа в гипсе была практически завершена, когда выяснилось, что у города нет денег на отливку памятника в бронзе. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства.

В конце концов проект был принят. Подобное встречается и у художников. Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ.