Врубель Жемчужина Описание Картины

Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Работа не привела к улучшению. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Несколько позже Врубель вылепил скульптурную голову Демона, более жестокого и даже исступленного, с вышедшими из орбит глазами. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Берите все оттуда». Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Савву похоронили на Байковой горе. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Сочинение по картине 
Врубеля «Жемчужная 
раковина»

Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Да и название выбрано не случайно.

Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд.

Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Чуть намечена фигура Нептуна. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

Самые знаменитые 
картины Врубеля

Самые знаменитые картины Врубеля

Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Кирилле», «Св.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Жемчужина»

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Как мы видим, старец не совсем обычный. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Согласно русским поверьям, жемчуг приносит счастье, радость, благотворно влияет на человека.

  • Врубель Описание Картины Жемчужина
  • Картины — Врубель, Михаил Александрович
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Немного биографии иособенности творчества

Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Михаил Врубель. Нет, не стоит писать. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).

Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Кушает хорошо— и в своё время. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.

Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Врубель Описание 
Картины Жемчужина

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Семья все время переезжала, жила то в Астрахани, то в Петербурге, то в Саратове, потом в Одессе. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.

«Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. А. Врубелю».

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.

Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Он мечтал добиться предела в воплощении эстетического совершенства, сказать последнее слово о красоте и её беспредельности. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В его даровании раскрылись универсальные возможности.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Да. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.

Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Представители рода Врубелей (от польск. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Сильное, грозное произведение. Но в самой манере изображения двух беседующих женщин скрыто что-то неизмеримо более глубокое. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете.

Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.

Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Примерно в то же время Врубель сумел сблизиться с Римским-Корсаковым, написавшим несколько своих опер непосредственно для Забелы.

Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. А свет также дает о себе знать.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15.

Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла.

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Весь мир как бы отторгает его. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней.

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

Первое впечатление: сумасшедший. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. nbsp Жизнь и творчество художника. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Его фантастический реализм оказался провидческим. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения.

Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. А свет также дает о себе знать. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Представители рода Врубелей (от польск. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Теперь в картинах Врубеля появляются необыкновенно мягкие, радужные, перламутровые переливы.

Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».

В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Ему было отведено прожить всего два года. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».

Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля.

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Да. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Михаил Врубель. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Свадебное торжество проходило в Женеве. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство.

Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.

Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были совершенно нетипичны для современной ему российской живописи. Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. М. Сомов, Л. Бакст, да и главный среди мирискусников теоретик Александр Бенуа умели изящно стилизовать, умели быть слегка ироничными, но им был непонятен тот культ глубокой натуры, который проповедовал Врубель.

Живопись, графика, старые фото. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Кирилле», «Св. Да. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.

Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.

По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Сон как будто бы стал продолжительнее. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Михаил Александрович Врубель. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

«Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Прошение было удовлетворено157. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Это было время, когда после убийства царя Александра II и разгрома Народной воли наступила реакция и, говоря словами Александра Блока, Победоносцев над Россией простер совиные крыла.

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В состоянии Михаила Александровича перемен нет. В 1906 художник ослеп. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном.

По данным некоего Волошина источником для презентации шедевра искусства для Врубеля послужила огромная, хранящаяся на дне океана красивая драгоценность, внутри выделяющая серебристо – розовый оттенок. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Работа не привела к улучшению. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Изменились и вкусы.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Реставрация проходила под общим руководством известного искусствоведа, знатока древностей А. Прахова, жену которого Эмилию Михаил Врубель полюбил глубоко и возвышенно.