Завтрак Аристократа Федотов Описание

Картина Павла Федотова Завтрак аристократа: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Похоже, молодой человек судорожно искал деньги, не веря, что их нет. Работал он с удовольствием. ассигнациями в месяц». Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть.

Федотов. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Описание картины 
Павла Федотова «Завтрак 
аристократа»

Описание картины Павла Федотова «Завтрак аристократа»

Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени) щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде. На фоне любовно изображенного художником предметного окружения еще более выпуклыми кажутся суетность и мелкое тщеславие, заставляющие героя скрывать свою сущность. Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска. Однако художник не поддался соблазну, а запечатлел момент, предшествующий этому. Ничего не напоминает.

Но если штаны красные, то по идее Халат можно сделать зеленым. Она станет безликой и скучной. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849-50 гг.

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество. Он держит пуделя – очень популярную в то время породу собачек (как же, у самого императора Николая I был пудель. ).

Завтрак аристократа 
 (Не в пору гость)

Завтрак аристократа (Не в пору гость)

Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. П. Федотов. Федотов изображает мир, в котором обитает аристократ, – призрачный мир иллюзий. Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. Все так же внося разнообразие большой верхней части картины. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.

Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГаристократОбедневший отпрыск когда-то, несомненно, славного рола спешно прожёвывает кусок чёрного хлеба, готовясь встретить нежданного гостя. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Картина Федотова, написанная после оглушительного успеха «Сватовства майора», была навеяна фельетоном имя автора которого так и осталось неизвестным (предположительно, это был тогда еще молодой писатель Иван Гончаров): «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. » Сказанное было очень близко художнику и самым легким ходом было в полной мере следовать этому высказыванию. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГ КабинетВсе в этом небольшом «кабинете» говорит об изящных вкусах хозяина.

«Завтрак аристократа» – не исключение, на полотне – масса предметов, раскрывающих и оправдывающих задумку живописца. Картина Павла Федотова «Завтрак аристократа» написана в 1850 году под впечатлением от одного юмористического рассказа о растратившем свои сбережения светском молодом человеке. Так, люди, живущие в то время, когда создавалась картина (середина XIX века), видели убранство квартиры «аристократа» и подмечали, что оно достаточно модно и дорого. «Пускать пыль в глаза» – эту тему Федотов обыгрывал в своих работах неоднократно.

В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. А люди на этом кандидатские защищают. Сам-то он назвал её «Не в пору гость». Специально по его заказу были написаны две картины. Общий колорит по сути холодный.

Описание картины 
«Завтрак аристократа»

Описание картины «Завтрак аристократа»

Но самый красноречивый элемент, которым можно завершить описание картины Федотова «Завтрак аристократа», – абсолютно пустой, вывернутый наизнанку кошелек. Как уже упоминалось ранее, в 1850 году художник закончил одно из своих известнейших полотен «Завтрак аристократа». Это касается и «Завтрака аристократа». Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Так, видно плачевное состояние кошелька (он лежит на столе), вывернутого наизнанку.

Да ведь это лучшие традиции «малых голландцев». Но вот историки изобразительного искусства отмечают, что человек XXI века может не понять и даже не заметить некоторых посылов художника в отличие от его, художника, современников. Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГ гостьМы не видим гостя, пришедшего не вовремя (показана лишь его рука, отодвигающая занавесь). Павел Андреевич Федотов «Завтрак Аристократа»1849-1850, ГТГ афишкаЖалко и нелепо выглядит рядом с «аристократическим завтраком» афишка с надписью «Устрицы», лежащая на стуле как бы напоказ.

Уже забеспокоилась собака, вот-вот скрипнет дверьШум застиг молодого человека врасплох. И не потерять внимание зрителя. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Известность русскому художнику Павлу Федотову принесли множество самых прекрасных картин, то только одна из них, под вполне обычным названием «Завтрак на столе» наиболее хорошо передает все умение и талант художника. Кстати, этих типажей (писатель Иван Панаев называл таких «царьками среднего света») частенько осмеивали прозаики и поэты той поры.

Как уже упоминалось ранее, в 1850 году художник закончил одно из своих известнейших полотен «Завтрак аристократа». Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. Следует заметить, что показанный на холсте персонаж был характерен для того времени, что не оставляет никаких сомнений по поводу актуальности сюжета, к которому обратился Федотов. Заметили, сколь великолепно написан интерьер. Новое название мелькнуло в газетах, но поддержки не получило, поскольку ироничность не всем была понятна (как мне, например, когда-то).

Однако исходя из факта, что приход гостя оказался неожиданным, можно сделать вывод, что никто о его приходе не доложил. Чтобы разбить зеленую скуку автор вводит красную-коричневую теплую мебель. Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. Интересный факт: название «Завтрак аристократа» картина получила, когда живописца уже не было в живых. У Федотова колористическое решение переосмысляется на принципиально иной основе. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве».

«Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди. Автопортрет, 1848 Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров их любование миром как «десерт, без которого можно обойтись». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». По всей видимости, в доме только один лакей и он куда-то отлучился. П. Федотов.

И будет беспробудная скукота. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах музея. Однако художник не поддался соблазну, а запечатлел момент, предшествующий этому. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху».

Картина Завтрак аристократа Павла Федотова

При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. ». Но самое прекрасное – статуя на шкафу. Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.

После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени) щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде. словоблудие.

Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. Важность того, что выражал в своих произведениях этот художник, сложно переоценить. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.

Безусловно, Федотов испытал на себе в какой-то мере своеобразный «гипноз» брюлловского артистизма. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Но самый красноречивый элемент, которым можно завершить описание картины Федотова «Завтрак аристократа», – совершенно пустой, вывернутый наизнанку кошелек.

На картине Федотова важна каждая деталь Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. Удивительно, но при том, что фигура «аристократа» выделена ярким красным (шаровары) и красивым синим (халат), вовсе не он выступает в роли носителя позитивного начала. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ».

До этого художник неоднократно решает эту тему на разный лад — одна из его графических работ сопровождалась надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. » Быть может, герой «Завтрака аристократа» пробивает себе в жизни дорогу более нечестными путями, чем действующие лица предшествующих ранних произведений, например, «Свежего кавалера». Но он пыжится из себя вон лезет в своих попытках выглядеть аристократом. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Мне всегда хотелось воскликнуть: "Да ничего такого художник и не думал. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Назидание не заглушает прекрасно воссозданную «картину в картине» — «кабинет аристократа». Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.

Описание картины 
Федотова «Завтрак 
аристократа»

Описание картины Федотова «Завтрак аристократа»

И, надо заметить, в XIX веке он был непревзойдённым мастером в этом направлении. Да, nikulinsb, меня всегда занимало вот это: какой-то критик (искусствовед историк живописи и не только живописи) сказал то-то и то-то и. это начинают раскручивать, раскручивать. Картина Федотова, написанная после оглушительного успеха «Сватовства майора», была навеяна фельетоном имя автора которого так и осталось неизвестным (предположительно, это был тогда еще молодой писатель Иван Гончаров): «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. » Сказанное было очень близко художнику и самым легким ходом было в полной мере следовать этому высказыванию. В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса».

Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Автопортрет, 1848 Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах.

Да ведь и правда изображённому Федотовым молодцу только хотелось быть аристократом. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Много позже я узнала, что вот такое живописание было фишкой автора, как сказали бы сейчас. Или хотя бы иметь с ним внешнее сходство.

«Завтрак аристократа», 
Федотов Павел Андреевич

«Завтрак аристократа», Федотов Павел Андреевич

Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Просто написал сценку (пейзаж, портрет, т. п. )". Это уже вносит разнообразие над головой и более интересно обрабатывает пространство кадра. А значит и слуги никакого нет (не на что его содержать). Но художник показывает как раз тот момент, когда в дом неожиданно к завтракающему аристократу входит непрошеный гость – с растерянностью молодой человек прячет свой «завтрак» под книгу, на лице – страх быть уличенным во лжи. В этом смысле завтрак (и не важно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. и вот уже кажется, что и правда – именно это и имел ввиду художник (писатель, музыкант и т. д. ).

Но он не открыто, ярко синий, он написан через серый оттенок. Если сделать коричневым герой сольется со шкафом. Очень много отдано места в композиции стенам. Мир – реальный, вещей – реальных противопоставляется иллюзорному проявлению гордыни «аристократа», который предпочитает насквозь лживую жизнь, выдавая желаемое за действительное.

Описание картины 
Павла Федотова «Завтрак 
на столе» (Завтрак

Описание картины Павла Федотова «Завтрак на столе» (Завтрак аристократа)

Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска. Новая картина — была передышкой перед чем-то иным, несравненно более высоким, что еще предстояло (он верил) осилить, но передышкой сладкой и, скорее всего, небесполезной. Павел Федотов перенёс таких персонажей на холст. врасплох. ». П.

Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Художник любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Не он, а – мир окружающих его предметов, который создан Федотовым тщательно и любовно. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Специально по его заказу были написаны две картины.

Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Картина написана между 1849 и 1850 – ми годом. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом рассмотрения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Согласно запискам самого автора сюжет для нее был выбран не случайно, а под влияние одного небольшого юмористического рассказа описывающего быт обедневшего аристократа, вот таким образом в некоторых источниках можно встретить другое название картины — «Завтрак аристократа». Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Значение творчества Павла Федотова в русской живописи
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
  • Введите свой комментарий к посту

В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Одни люди при этом стараются сохранить хотя бы богатство духовное, сове благородство. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Этот самый федотовский интерьер с полным правом можно назвать великолепным образцом «картины в картине».

Самое интересное 
в виде мозаики

Главная проблема при такой большой поверхности зеленого – скука. Предметный мир играет у Федотова роль положительного начала в картине. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска.

Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.

Но художник показывает как раз тот момент, когда в дом неожиданно к завтракающему аристократу входит непрошеный гость – с растерянностью молодой человек прячет свой «завтрак» под книгу, на лице – страх быть уличенным во лжи.