Брюллов Последний День

«последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118.

Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов – «Последний день Помпеи». В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека.

В настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее. Карл Павлович Брюллов, автор картины «Последний день Помпеи», работал над ней с 1830 по 1833 год.

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Это то самое «упоение в бою и бездны мрачной на краю», о котором писал Пушкин в «Маленьких трагедиях» и которое передал Брюллов в своем полотне, вот уж почти два века заставляющем нас восхищаться и ужасаться. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи».

По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Выйдя за город, мы останавливаемся. Среди благородства встречаются низменные лица: корыстолюбивый вор, который несет драгоценности в надежде, что он выживет. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножия горы. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Рядом с лошадью расположилась толпа. Император Николай I благосклонно принял картину Брюллова, подаренную ему Демидовым и распорядился поместить её в Эрмитаже, в бывшей мастерской английского художника Джорджа Доу15, где она была установлена в августе17. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. 3176).

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Его там просто нет. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Упавших затаптывали идущие следом. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города.

В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой86. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.

Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Он посещает раскопки.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. В письме матери Брюллов писал: «Живу меж развалин Помпеи Все заставляет меня переноситься воображением в первый век». Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.

В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.

Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Картина Брюллова очень эффектна: огромный размер – четыре с половиной на шесть с половиной метров, потрясающие «спецэффекты», божественно сложенные люди, подобные ожившим античным статуям (еще одна примета классицизма). Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Толпа беглецов. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Для Брюллова поддержка писателя была чрезвычайно важна— не только тем, что историческая концепция его картины была признана историческим романистом, но и потому, что тем самым он получил признание писателя романтического направления, сумевшего понять глубокий смысл полотна72.

Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Что же изображено на картине Карла Брюлловa. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Юный Плиний пережил извержение в морском порту Мизено к северу от Помпей и подробно описал увиденное: дома, которые, казалось, сдвинулись со своих мест, широко разлившееся по конусу вулкана пламя, падающие с неба горячие куски пемзы, тяжелый дождь из пепла, черный непроглядный мрак, огненные зигзаги, подобные гигантским молниям И всё это Брюллов перенес на холст.

Каждый большой художник нарушает существующие правила. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.

Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Группа женщины с двумя дочерьми, наряду с Плинием и его матерью, одной из первых появилась в рабочих альбомах Брюллова.

Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677.

А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Картина принесла Брюллову мировую известность. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. Неизвестно, когда и каким будет следующее. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Разница между образами сыновей подчёркивает стремление Брюллова наделить каждого из персонажей полотна индивидуальностью.

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя – выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший – погиб во время извержения в Помпеях. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131.

Особенно его поразили отпечатки человеческих тел в спрессованных вулканических породах. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758.

Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве и страстный вулканолог лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона).

Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов.

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Девушка рядом несет светильник.

На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Мать обнимает своих двух малых детей, стараясь защитить их собой от молний, молодые парни помогают старику спрятаться в укрытии и несут его на своих плечах, парень старается привести в чувства молодую даму и вместе с ней хочет найти место, куда можно убежать. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Первое время Брюллов в основном писал итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери.

Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Откликнулся на нее поэтическими строками и А. С. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. Отзывы критиков ошеломляли.

Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.

От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным.

Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Несмотря на то, что большинство фигур, присутствующих на полотне изображены Брюлловым полуобнажёнными, в обрисовке их образов важную роль играет драпировка. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.

Но гибель неизбежна. У него совсем не такая толпа, как на улице. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.

К счастью, они спасаются. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Сквозь черную мглу и кроваво-алые отблески извергаемой лавы сверкают зигзаги молний.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.

Неподалёку от них стоит христианский священник. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.

Рядом с несчастной лежат разные украшения и драгоценные предметы, которые она взяла с собой в последний путь. «Мир всё же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Вокруг рушатся здания. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством.

Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся иоставивший свои воспоминания отрагедии. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Весь город стекался дивиться ей»9. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов. Только к осени 1833 года работа была завершена75.

Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной.

Последний день Помпеи 
— Карл Брюллов

Последний день Помпеи — Карл Брюллов

Работа над картиной длилась с 1827 по 1833 год. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Поэт Е. А. Баратынский выразил всеобщее восхищение словами «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем».

Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью тем самым он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно и не входили в сознательные цели художника96. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

Карл Брюллов «Последний 
день Помпеи»

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов использовал образ графини Юлии Самойловой129. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Дети, обнимающие мать, преклонили колени.

Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов.

Россия торжествовала. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. После этого художник начал изучать исторические документы. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Затем помпеянец был заменён девушкой, но в окончательном варианте осталось только изображение мёртвой матери с ребёнком127. Почему. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Хотя систематические раскопки Помпей начались в 1748 году, они продолжались и в начале XIX века27.

Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707.

Каждый образ на картине уникален. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень".

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Холст, масло.

Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Тем не менее, наряду с эскизами, эти наброски дают дополнительную информацию о работе Брюллова над композицией полотна, а также над расположением отдельных групп154. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. По некоторым данным, в результате этого извержения в Помпеях погибло около двух тысяч человек29.

Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. На полотне разворачивается грандиозное стихийное бедствие. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.

Группа Плиния с матерью была введена художником под впечатлением свидетельств очевидца извержения Везувия— Плиния Младшего, который описал происходившие события в письме к историку Тациту. На картине вам не удастся найти главного героя. Три года велась работа над огромным полотном. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь.

По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Ж-5081)161162. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.

25 добрых фильмов, 
поднимающих настроение 
на весь день

25 добрых фильмов, поднимающих настроение на весь день

Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.

Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Начиная работу над картиной, Карл Брюллов тщательно изучил исторические документы, связанные с извержением Везувия. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Ответ находим всё в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Доминирующий цвет на картине – красный. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Анны 3-й степени. Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то абсолютно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом». Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Например, разрушения Содома или египетские казни. Конечно, такая работа требовала много времени. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.

В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Вспышки молний освещают лишь передний план.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

1827. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Брюллов тщательно собирал материал.

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.

Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • На стыке классицизма иромантизма
  • Брюллов-театральный постановщик

Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает».

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151.

Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
  5. Центральная и левая часть холста

Казалось, что город скрылся с лица земли. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Они заглушают его своею красотою»175. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.

Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Недовольный такими обстоятельствами, А. Н. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.

Владелец картины, А. Н. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.

Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем.

  1. 10 самых богатых женщин российского шоу-бизнеса
  2. 15 безумно красивых детей, которые заставят дрогнуть даже каменное сердце
  3. 14 сельских стиляг, которые заставят вас зажмуриться от стыда и ужаса
  4. Парень выложил снимок с рисовой волной и случайно поставил начало уморительного фотошоп-баттла
  5. Отличница Кейт против хулиганки Меган: Стиль какой из беременных герцогинь лучше

Неравная, роковая борьба человека со стихиями – таков романтический пафос картины. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Место, выбранное художником, находилось за городской чертой— на дороге, ведущей к Неаполю54. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. М-7267. Г-176)160. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.

  1. Обнаглевшие соседи, которые расширили балкон и теперь всех этим бесят
  2. 25 просто диких провалов дизайнеров, которые потерпели настоящее фиаско
  3. Любовницей Александра Цекало оказалась голливудская актриса, которая годится ему в дочери
  4. 6 наших звезд, которые в очередной раз опозорились из-за неумелого фотошопа

Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия.

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Трагически мрачен день катастрофы. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.

Решено, наконец, уходить из города за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему с перепугу это кажется разумным нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Противопоставление затенённых и освещённых мест вносило в композицию картины определённую динамику124.

  • Фото Анастасии Влочковой в молодости: Какая же она была красивая раньше
  • 16 кадров, которые доказывают, что мир не зря обожает Райана Рейнольдса и Блейк Лайвли
  • Вот как диеты могут изуродовать шикарное тело женщины
  • 24 странных фото, на которых явно что-то пошло не так
  • Ностальгии пост: Родные фотографии из 90-х годов
  • Вы ни за что не поверите, но эта женщина является главным модным экспертом мира

Герои картины Брюллова красотой подобны древним статуям богов, фигуры скомпонованы в отдельные замкнутые группы. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины.

В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Он (К.

  1. 20 убийственных перлов из жизни сотрудников банков
  2. Роскошные украшения, которыми стоит обзавестись в 2019 году
  3. 72-летняя бабушка стала женой 19-летнего парня и они без ума друг от друга
  4. Какими получились знаменитости, у которых родители разных национальностей
  5. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
  6. Общееколичествопросмотровстраницы

В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей127.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию127. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.

Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями".

Извержение Везувия. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия».

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Кто бы мог продумать, что эта поездка будет иметь значение не только для самого художника, но и для всей мировой живописи. Почему. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.

«Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.

У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. И лишь немногим удалось спастись. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Порой он утомлялся настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы и его даже приходилось выносить из его мастерской на руках.

Место действия – улица Гробниц. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. 1833. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.

Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Сыновья, которые уносят своего отца. Но кому именно они молятся. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

В Петербурге произведение «Великого Карла» было представлено летом 1834 года. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Действующие лица были разбиты на отдельные группы, которые располагались с соблюдением равновесия, соответствуя друг другу по массе. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция, осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих академических полотнах. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь.

Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.

Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. 3175)156. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. А где, как ни в Италии этим заниматься. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения», – писал Гоголь, чутко улавливая еще одну особенность картины – эстетизацию катастрофы. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149.

Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Им некому помочь.

Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.

Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Пушкин. К безжизненному телу матери тянется ребенок. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.

По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. 456, 5 х 651 смСамым знаменитым созданием русской живописи первой половины XIX века стала картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» – романтическое воплощение трагедии.

Критики дружно бранили Брюллова. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.