Дейнека А Художник

Дейнека Александр – художник монументального стиля

Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Полетико. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».

В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.

Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Их получилось около 300. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.

Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). С задачей он, впрочем, все равно справился.

Дейнека Александр: 
творчество, самые 
известные картины

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).

Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

  1. Дейнека, Александр Александрович
  2. Дейнека Александр Александрович
  3. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  4. Александр Александрович Дейнека биография
  5. Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  6. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  7. Биография Дейнеки Александра Александровича

В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Поначалу, в период оформления и кристаллизации соцреализма, фигуративное и идеологически правильное искусство Александра Дейнеки попало в нужную струю. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».

Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. 2009–2011». Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.

  1. Дейнека Александр Александрович (602 работ)
  2. Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  3. Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
  4. Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».

В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Дейнека вспоминал: «Как будто сегодня, сижу на барьере сухого фонтана в небольшом дворике с садиком и смотрю на шумный народ, толпящийся вокруг.

  1. Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
  2. Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
  3. Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске
  4. Скульптура, мозаика, батальное полотно

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.

Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. В нем, правда, тоже пробыл недолго. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Творческие периоды в работе Дейнеки
  • Особенности работы над картиной
  • Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки
  • Направление, стиль и тематика произведений
  • Лирика на полотнах этого периода

Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.

  1. Годы Великой Отечественной войны
  2. Жизнеутверждающее творчество Александра Дейнеки
  3. Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  6. Дейнека Александр Александрович, художник

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

Его авангардный стиль эволюционировал в сторону соцреализма, но его работы от этого не стали менее искренними. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Бесплатно получать новые статьи на свою почту

Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

Дейнека, Александр 
Александрович

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Предельная обобщенность образов превращает их в символы.

Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.

На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.

Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).

Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно.

Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Картина «Окраина Москвы. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.

Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).

Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Где остальные мозаики — неизвестно.

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Ноябрь 1941». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Исследования, книги, выставки. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.

Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.