Готика Художники

В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты).

Готика и фэнтези в работах художника (26 картин)

Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие.

1350). Антония, Онуфрия и др. ). Все это здание пронизано многочисленными ажурными окнами: оконные проемы целиком заполнили промежутки между несущими конструкциями, благодаря чему часовня превратилась в изысканную «стеклянную клетку». Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ).

Страницы в категории 
«Художники готики»

Страницы в категории «Художники готики»

Однако, в свое время картина воспринималась иначе. В 1474 году герцог Жан II де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. Для современников такая материальность в живописи должна была казаться почти чудом. Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики.

«Руки» сопровождались газетной шумихой и, подобно "Плачущему мальчику", стали легендой, а "Сопротивление" не обладало подобной силой воздействия и было лишь коммерческой попыткой художника использовать прежний замысел. Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Никола Фроман (ок. Поскольку под эгидой культа св. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).

Собор определял силуэт города и был виден издалека. Годфруа утверждал даже, что во внешности Мадонны можно различить черты Агнессы Сорель, любовницы короля. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года.

Они оформлены двухъярусной колоннадой. Дворец дожей (итал.

Те «многие мастера из различных мест», которых Сугерий собрал для изготовления витражей в Сен-Дени, возможно, стояли перед лицом более сложной задачи и им предстоял гораздо больший чем прежде объем работ, но стиль выполненных витражей так и остался романским. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.

Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. Это изумляло Вуда, который и не помышлял о сатире. Начало готического периода ознаменовалось, к примеру изменениями в принципах изображения распятого Христа. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. стр.

Наумбургский мастер работал в стиле начального периода зрелой готики, характерном для восточных областей Франции (к примеру, для Реймса). Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. В буквальном смысле – человек-оркестр. На ее детали, показанной на илл. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха.

Картина «Американская 
готика», Грант Вуд 
— описание

Картина «Американская готика», Грант Вуд — описание

«Ты говоришь правду, – отвечает Св. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483).

Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Южная стена в целом как бы иллюстрирует пятую главу послания апостола Иакова, где говорится о ничтожности богатства, смертной памяти, Страшном суде, терпении Иова, терпении во время болезни и о молитве праведника, способной исцелять и испрашивать у Бога оставление грехов (Иак. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.

Описание картины 
Гранта Вуда «Американская 
готика»

Описание картины Гранта Вуда «Американская готика»

Уже сама скромная техника фресковой живописи (акварельная краска наносится на свежеоштукатуренную стену) с ее ограниченным диапазоном тонов и приглушенностью красок подчеркивает простоту искусства Джотто, так не похожую на сияющие подобно драгоценным камням краски картины Дуччо, написанной яичной темперой по золотому грунту. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Стенами были обнесены и тогдашние города. Находится в центре Венеции, на площади Сан Марко, рядом с храмом Св. Марка. Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию». 174).

Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб. Эти створки служат примером еще одной особенности интернационального стиля— «реализма деталей», того самого реализма, с которым мы впервые повстречались в готической скульптуре (см. В центре её Богоматерь. Одно из этих окон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказу кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона.

  • История готического стиля в живописи
  • Готическая живопись: витражи и книжная миниатюра
  • Общая характеристика готического искусства
  • Готическая живопись: мрачная красота и магия на женских портретах
  • Особенности стиля на раннем этапе развития
  • Развитие искусства книжной миниатюры

Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Крупнейшие английские соборы (в Солсбери, Йорке и Линкольне) и Вестминстерское аббатство были украшены преимущественно витражами в технике гризайль — иными словами, монохромными орнаментальными пластинами стекла наподобие тех, какими, по идеологическим соображениям, ограничивались в декоре оконных проемов цистерцианцы.

Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 35 м) с коротким трансептом и двумя фланкирующими западный фасад башнями (высота 69 м). Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк.

Главный фасад собора имеет три портала. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Может именно в этом кроется загадка неприятных полотен.

  1. Значение для развития мирового искусства
  2. Художники готического искусства
  3. Архитектура готического периода
  4. Скульптура готического искусства
  5. КАНУНОВ-СТАЙЛ: ГОТИКА ВЫСОКОЙ МОДЫ
  6. Мозаичная плитка и рельефы Древнего Рима
  7. Профессиональный фотограф Август Зандер (1876 – 1964)
  8. Готический стиль в книжной миниатюре

В цикле картин из цветного стекла находится редкий для витражного искусства сюжет — история волхвов, завершающаяся великолепной сценой поклонения Младенцу Христу. Мы обнаруживаем его в старательно переданных цветах и листьях, в восхитительном ослике (нарисованном явно с натуры) и в простоватом Иосифе, который выглядит и ведет себя как обычный крестьянин и тем оттеняет утонченную, аристократичную красоту Богородицы. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Последняя черта также связана с житием Франциска, так как царственность и наружное богатство изображений символизирует духовное богатство, заключавшееся в вольной нищете. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. «Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров». Мнение Бельтинга о том, что была найдена новая формула живописи, которой всецело определился европейский тип видения мира, – чрезвычайно ценный инструмент для анализа нидерландской живописи.

Без знакомства (прямого или опосредованного) с работами в северном стиле, такими как та, что показана на илл. Критики оценили его как «юмористическую валентинку». Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни».

  1. Установите для Андроид с нашего сайта
  2. Самое интересное в виде мозаики

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.

Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.

В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Строился с 1163 по 1345 гг.

Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Как мы помним из описания хоров в Сен-Дени (см. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. На ней Наас Аммонитянин угрожает израильтянам, осажденным в Иависе. Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии.

Поздняя готика (XIV—XVI вв. ) отмечена быстрым развитием градостроительства, сооружением светских зданий, дворцов, особняков, городских ратуш, цеховых зданий, рынков, часто сплошь убранных сложнейших декором. 98). Джентиле да Фабриано.

О влиянии Симоне Мартини, работавшего в Авиньоне с 1339 года, на французское искусство можно судить по Благовещению, хранящемуся в Кливлендском музее искусств. Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь. Дуччо, конечно, даже не задумывался над сопряженностью пространства его картины с пространством зрителя отсюда у нас возникает чувство, что мы как бы проплываем над местом действия, а не становимся его участниками. Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена.

История готического 
стиля в живописи

В Псалтыре св. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Примером готической живописи второй волны можт служить монументальный цикл Триумфа Смерти в Кампо Санто в Пизе.

Ей часто посвящаются порталы. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. стр. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Дворец Дожей не представляет собой совершенно целостной, завершенной композиции.

Его стиль далек от чрезмерной духовности, он явно «от мира сего» и напоминает реализм Ам-броджо Лоренцетти, хотя здесь формы строже и экспрессивней. Мы тогда, с легкой подачи арт-директора этого мероприятия и солиста группы «Бостонское чаепитие» Владимира Преображенского, присели за симпатичный стеклянный столик в холле ювелирного дома «Эстет» и завязался увлекательный разговор. Сент-Шапель, строительство которой началось в 1239 году, стала одним из самых совершенных образцов «лучистого» стиля зрелой готики.

Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Три брата, Поль, Эрман и Жеаннекен, родились в Нидерладах.

Создав радикально новый тип пространства картины, он углубил свое понимание ее плоскости. Эти панно— наиболее зрелая работа Дуччо. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Позы естественные, одухотворенные. Вуд купил его для своей матери во время одного из путешествий по Европе.

Лоренцетти. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства.

Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам.

Собор считается одним из прекраснейших готических зданий. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Весь строй живописи с точки зрения содержательной стороны носит аристократический характер. Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми.

Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. В готической рукописи изменился вид страницы. Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св. Согласно преданию западной церкви Божия Матерь считает Франциска во многом подобным Ее Сыну, это дает повод приписывать Богоматери особую материнскую любовь к этому святому.

Когда мы рассматриваем работу Дуччо либо одного из античных или средневековых предшественников, мы делаем это, как правило, с остановками. 175). Достаточно красноречив тот факт, что о художнике рассказывают много историй, в которых его имя связывается с утверждениями, будто живопись выше скульптуры— и в них не пустая похвальба, поскольку Джотто действительно положил начало явлению западного искусства, которое можно назвать «эрой живописи». Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения.

Последняя остается главным из элементов, на основе которых сложился стиль Джотто. Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия. Франциском. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. илл.

Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. По семь статуй поддерживают арки входа. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых.

175). Шартрский собор (фр. Существует вероятность, что он имел также возможность ознакомиться с еще более древними памятниками подобного рода.

Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции.

Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св. 174 страницу из Псалтири, написанной около 1260 г. для французского короля Людовика IX (известного как Людовик Святой), то мы увидим абсолютно очевидное изменение стиля. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). 1270-1288). 1411-1416). Эти перемены можно проследить на примере витража, украшающего западный хор собора в Наумбурге (после 1250). Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Судя по витражам, украсившим парижскую часовню Сент-Шапель, переход к новому стилю совершался постепенно. чтв.

Все улицы расходились от паперти. Строительство начато в 1386 году. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства.

В этом смысле панно больше сродни «Успению Богородицы» из Страсбургского собора (см. В готической рукописи изменился вид страницы. Дизайнер одежды и аксессуаров из резной кожи, художник, композитор, музыкант, непринужденно освоивший многочисленные инструменты без помощи учителей.

илл. 184).

Действие разворачивается параллельно плоскости картины. В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе.

Используя новейшие стилистические достижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне). Изящество женщин, оплакивающих Христа у подножия распятия, резко контрастирует с истерзанным телом Спасителя Богоматерь падает без чувств на руки своих сподвижников, являя тем самым чрезмерную человечность слуга помогает слепому копьеносцу. Замечательный витраж в Буржском соборе изображающий пророка Иоиля (илл. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.

И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов.

Готическое искусство достигло вершин своего развития во фресках и живописных полотнах Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавших во Флоренции и Сиене. стр. С IX в. резиденция венецианских правителей — дожей. илл. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».

В то время сходными приемами пользовались только архитекторы и каменщики именно их навыки и позаимствовали витражисты для создания «чертежей» своих композиций. Дворец строили в 1340—1438 гг. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Миланский собор (итал. Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему.

Notre Dame de Paris) – памятник ранней французской готики, ставший образцом для многих церквей Франции и др. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. во Франции. По сравнению с книжной миниатюрой дошедшие до нас образцы французских панно и фресок немногочисленны.

XIV века). Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы или цветные рельефы также отличались яркостью красок. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.

В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Описывая эти различные концепции пространства как одновременные и в то же время последовательно сменяющие друг друга, Фрей дает нам ключ к пониманию искусства рассматриваемого периода. Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие». Богатство его красок напоминает Симоне Мартини (см. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане.

фресках в сиенской ратуше панораму целого города (илл. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах («нервюрах»), а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»). Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Близость к повседневной жизни проявляется также в работах братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти (оба умерли в 1348. ), но уже при большей монументальности и в соединении с особенно острым интересом к проблеме пространства. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. Витраж состоит из сотен кусочков цветного стекла, соединенных свинцовыми полосами.

Собор определял силуэт города и был виден издалека. Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Огромные окна из цветных стекол — витражи — занимают столько места, что почти не остается стен.

Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св. 175). Образы св. Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Между тем в Америке ходили слухи о ещё одной картине: в 1972 году калифорниец Билл Стоунхэм написал отвратительный автопортрет "The Hands Resist Him" ("Руки противятся ему"). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»).

Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Однако принцип математических расчетов, необходимых для построения той перспективы, которая обеспечивала новое видение мира, своим появлением во многом обязан эмпирическим исследованиям Джотто. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». илл.

Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Франциск – основатель ордена Францисканских монахов, одним из главных принципов которого была вольная нищета, по преданию в юности сподобился откровения от Бога, Который беседовал с ним через Свое Распятие. Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». Масштабные проекты строительства соборов в Страсбурге (возведение центрального нефа началось в 40-е годы XIII века) и Кельне (работы начались с хора в 1248 году) стали важным фактором популяризации французской готики в немецкоязычных областях.

Одновременно вмещает 9 тысяч человек. Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св.

Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. 177). 1321—1363). Мартина, расписанные Симоне Мартини. Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.

Программа росписи южной стены подчинена идее памятования смерти и теме спасения через сверхчеловеческий подвиг пустынничества. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. Эпидемия чумы («черная смерть»). Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо.

Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха.

Джотто, напротив, приглашает нас окинуть произведение одним взглядом. Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности. Самой главной работой готической живописи братьев Лимбург является «Великолепный часослов герцога Беррийского».

На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ). На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Хотя в рамках данного течения существует несколько различных тенденций, наиболее широко представленной в музее Прадо является флорентийская школа живописи, которая отличается особой пластичностью своих композиций интересом к прорисовке подробных деталей человеческого тела, а также монументальностью и торжественностью образов. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой.

– Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал».

Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти. На одном из них мы видим «Вход Господень в Иерусалим» (илл. Джотто использует многие из тех сюжетов, которые размещены на обратной стороне алтарного образа «Маэста» кисти Дуччо, в том числе и «Вход Господень в Иерусалим» (илл.

В искусстве расширился интерес к реальному миру, природе, человеку и его эмоциям. Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Конечно, описывая перестройку церкви Сен-Дени, Сугерий особенно выделяет волшебный эффект, создаваемый витражами, через которые льется в храм «всепроникающий свет».

Позади, за стеклянными дверями из темноты тянутся руки. Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. Это обеспечивало прекрасное освещение, позволявшее продемонстрировать все пышные детали ранней английской готики и пришедшего ей на смену «украшенного» стиля.

илл. Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур.

Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Цикл датируется 1360 – 80 гг. илл.

По воскресеньям в нём проходили мессы. Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок.

Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Великая сила отречения св. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором.

Если посмотреть на показанную на илл. Мы обнаружим здесь и полузаметные черты готики. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Максимальный размер этих кусочков был жестко ограничен примитивностью средневековых способов стекольного производства, так что создававший витраж мастер не мог просто «писать по стеклу». На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.

А в годы Великой депрессии эта картина стала фактически выражением национального духа. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. 180).

До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо. 165), нежели какому-либо итальянскому произведению. Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография». (В 1527 году работы были приостановлены и церковь достроили только в XIX веке. ) Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна.

Миниатюры его действительно роскошно иллюстрированного часослова относятся ко времени наивысшего расцвета интернационального стиля. Франциска. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников.

Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Он расположен на территории Новгородского детинца.

Дуччо. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.

Если попытаться выяснить, чем он был обусловлен, мы придем к выводу, что он вырос на почве тех самых «старомодных» взглядов, которые нам встречались в архитектуре и скульптуре итальянской готики. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов.

Наиболее смелым экспериментом в этой области является принадлежащий кисти Пьетро и выполненный в 1342 г. триптих «Рождество Богородицы» (илл. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства.

Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. XIV века). Классическая скульптура также произвела на него большое впечатление. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Вторым великим стилем средневековья была готика.

Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Роскошные наряды хочется рассматривать часами, «вдыхая» взглядом каждую авторскую деталь. В храме – частице вселенной – стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами.

179), хотя ему недостает «просторности» итальянских работ. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным. Последние годы своей жизни он провел в Авиньоне, городе на юге Франции, месте пребывания пап во время их «авиньонского пленения», продлившегося почти весь XIV в. Его работа «Путь на Голгофу», первоначально служившая частью небольшого алтарного образа, была, вероятно, выполнена там около 1340 г. По яркости сверкающих красок и, в особенности, по заполненному архитектурными сооружениями фону это небольшое, но насыщенное панно напоминает искусство Дуччо (см.

Тот факт, что к северу от Альп книжная иллюстрация оставалась ведущей формой живописи несмотря на возросшее значение живописных панно, может быть подтвержден миниатюрами из книги «Les Tres Riches Heures du Due de Berry» («Роскошный часослов герцога Беррийского»). Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский. Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны.

Вновь поднялась истерия: люди, видевшие в Интернете даже нечёткие снимки, были убеждены, что фигуры на картине движутся. Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кёльне в Германии 157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).

Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики.

В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Кроме того, есть подробное описание всех деталей картины, которые весьма интересны. Их разбудили два ангела с трубами. Palazzo Ducale) в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры (XIV — XV веков), в оригинальном стиле которого сочетаются элементы романского искусства, готики и восточные влияния.

Как удается художнику добиться такого необычайного эффекта. 1370—1427), на котором мы видим трех волхвов и сопровождающих их людей (илл. На смену фрескам приходит витраж, где изображение составлено из расписанных кусочков стекла, которые соединялись между собой полосками свинца и арматурой из железа.

В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. На примере этих витражей, создававшихся между 1250 и 1275 годами, можно шаг за шагом проследить процесс перехода от «угловатого» стиля к зрелой готике французского образца.

Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.

Пейзаж, постройки, фигуры людей занимают не больше места, чем это необходимо. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей.

Эта противоречащая всем правилам архитектоники композиция (низ должен быть тяжелее, а верх легче) имеет у венецианцев своеобразное объяснение: среди зыбкой картины бликов и отражений в воде в Венеции необходимо зрительно укреплять, подчеркивать верхние границы композиции. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии истории, ремёслам. Результатом стал витраж Поклонение волхвов на северной стороне хора, оплаченный семейством Рингольтингенов.

Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света).

Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл. Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа». Родиной готики считается Франция.

илл. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики.

Обратим прежде всего внимание на тщательно выдержанную симметричность обрамления: вытянутые, украшенные стройным орнаментом прямоугольные полосы, так напоминающие те, что мы видели на витраже с пророком Иоилем, а также архитектурные декорации, удивительно похожие на отделяющую хоры перегородку из Наумбурга (см. 167).

Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знамени-тый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. 165, его творчество никогда не смогло бы достичь такой могучей силы эмоционального воздействия.

В истории искусства найдется мало художников, которые смогли бы сравниться с фигурой Джотто — поистине великого реформатора, но сам по себе его успех помешал становлению нового поколения флорентийских художников: оно дало скорей последователей, чем новых лидеров. Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др. Последствия такого выбора положения зрителя относительно картины эпохальны. Столь же типичны они и для народного восприятия живописи ибо они снова и снова звучат в заказах на оформление заалтарных образов и панно. на месте предыдущих дворцов-крепостей. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Витражисты заимствовали у него принципы моделировки фигур, объединив их с элементами «угловатого» стиля.

Французы также стремились ее разрешить. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.

В капелле Св. Это позднеготическое архитектурное сооружение, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетённых вместе паутиной парящих опор. 1435 – ок. Франциска. В народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность.

Двери украшены коваными рельефами. Стенами были обнесены и тогдашние города. 185).

Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ). Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Эта новая художественная концепция религиозной обрядности и культа послужила отправной точкой для развития жанра портрета в европейской живописи. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Сисоя над отверстым гробом. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже (XV в. ). Тот же прием позволил Амброджо Лоренцетти развернуть на выполненных в 1338—1340 гг.

Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене. Сегодня, трудно согласиться с оценкой Вазари, хотя между искусством Италии и странами Северной Европы, действительно, существовали существенные различия. Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. То ли техника художника была тому причиной, то ли слабая реклама, но. Данные настроения родились под воздействием страшной чумы.

Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Строительство собора было начато в 1248 году.

В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо. 1284— 1344 г. ) по праву может быть назван наиболее выдающимся из последователей Дуччо. илл. Картина, однако, не произвела такого эффекта, как первая. Во «Входе Господнем в Иерусалим» есть то, чего мы никогда прежде не видели в живописи: на ней люди населяют пространство, образованное архитектурными формами. Траини.

Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Свое происхождение та и другая работа ведут от классического стиля Николая из Вердена (см. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»).

Он был построен в начале XIII в. (основные строительный работы были выполнены в течение 30 лет) на руинах предыдущего романского собора, погибшего во время пожара 1194 г. Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Изменяется трактовка традиционных образов. Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми. Людовик Французский – король Франции и хранитель св.

Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы.

Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Должно быть, главным источником такого готического влияния явился Джованни Пи-зано (см. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св.

Об английской живописи 13 века остается судить на основе нескольких фрагментов заалтарного образа в Вестминстере. На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие». Андрей Канунов – один из самых неординарных российских модельеров.

Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. «Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой. 173) — один из серии витражей с ветхозаветными пророками — находится в близком родстве с реймскими статуями Марии и Елизаветы. Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. Собор начат в 1163, в основном закончен к 1257.

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил.

На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены. (Этих зверей охотно приобретали представители высшей знати, многие из которых содержали частные зоопарки. ) Восточный характер окружения волхвов усиливается монголоидной внешностью некоторых спутников. Мартини. 175). 176).

Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Выполненная около 1360 г. неизвестным богемским (чешским) художником работа «Успение Богородицы» вновь вызывает в памяти достижения великих сиенских художников, хотя о них данный мастер мог знать только из вторых или третьих рук. Собор Парижской Богоматери (фр.

Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска.

В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.

Те же правила могут быть использованы и при «проектировании» витражей, через которые сияет Божественный Свет.

В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Здесь симметрия нарушена поперечной нервюрой, круто поднимающейся вверх от трифория и под неожиданным углом соединяющейся с другими нервюрами на продольном ребре. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.

Франциска. От экспрессивной энергичности романского стиля не осталось и следа (см. К одной из стен примыкал камин. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400.

5: 1 – 20). Несмотря на все нападки, популярность картины стремительно росла. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности.

В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. илл. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного).

Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Символической поворотной точкой можно считать 1334 г., когда он возглавил мастерскую при Флорентийском соборе — прежде такой почетной и ответственной должности удостаивались только архитекторы и скульпторы.

Однако в сороковых годах на них одна за другой обрушились волны несчастий, эхо которых ощущалось многие годы: купцов и банки постигали банкротства по причине долгов, правительства смещались в результате переворотов, неурожаи повторялись из года в год, а в 1348 г. разразилась эпидемия бубонной чумы, распространившаяся по всей Европе и названная «черной смертью» во время нее умерло свыше половины городского населения. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.

Согласно католической традиции, св. Лик Спасителя просветленный и радостный. Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова.

Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Джотто. На панно «Вход Господень в Иерусалим» функция архитектуры состоит в создании пространства. илл. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции.

Как для Джотто, так и для живописцев парижской школы 13 – начала 14 веков пространственное воспроизведение предмета являлось отправной точкой работы различие между этими подходами состояло лишь в концепции самого пространства. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. У Джотто пространственность создается фигурами, а не архитектурным пейзажем.

В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере.

Наиболее выразительны южный, обращенный к лагуне и западный фасады. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. С середины XV столетия художественное развитие французского витража определялось фламандскими влияниями. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. ) Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение.

178), а тщательно выписанные архитектурные детали интерьера явно ведут происхождение от таких работ, как «Рождество Богородицы» Пьетро Лоренцетти (см. Композиционный и идейный замысел скульптурногодекора был подчинен разработанной теологами программе.

илл. Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Даже животные устрашены видом и запахом гниющей плоти. Слово «готика» происходит от итал.

В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»). Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Находится в Париже на острове Сите. 145). Это Мария и Елизавета.

Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства). Изначально, он имел негативным смысловой подтекст, обозначающий низкий культурный и художественный уровень. Верхний массив здания необычно тяжел (ныне существующие окна вначале не предусматривались) и от этого возникает ощущение, что все здание не только выросло из воды, но и как бы перевернуто и мы видим не сам дворец, а только его отражение. Позы естественные, одухотворенные.

В моей работе рассмотрены архитектура, скульптура и живопись. Сложная система родовых и политических связей, сформировавшаяся внутри правящего класса в 14 столетии, повлекла за собой оживленный обмен идеями в художественной сфере. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.

В Германии рано появляются конные изображения. Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. Этот неовизантийский стиль (или «греческая манера письма», как назвали его итальянцы) преобладал до конца XVIII в., так что итальянские художники имели возможность проникнуться византийскими традициями гораздо глубже, чем когда-либо.

Выше — более легкие и стройные колонны (их количество вдвое больше нижних) поддерживают трехлопастные арки и оформляют тенистую лоджию. Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами». Несмотря на недостатки выстраиваемой Дуччо перспективы, архитектурный пейзаж обладает способностью быть местом действия, окружать его и потому более логичен, чем подобные архитектурные композиции в античном искусстве (см. Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной.

Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Видимо здесь была исполнена целая серия городов.

В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись. Симоне Мартини (ок. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.

Франциска. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света).

В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику.

Наш взгляд медленно переходит от одной детали к другой, пока мы не осмотрим ее всю. Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи. Холодная греческая манера словно оттаяла под кистью Дуччо. Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.

Мое знакомство с маэстро случилось накануне весенней EstetFashionWeek в прошлом году. Развивается жанр портрета. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).

Сами фигуры обладают всеми отличительными особенностями «элегантного стиля» созданного двадцатью годами ранее скульпторами королевского двора: это полные грации жесты, живые позы, улыбающиеся лица изящно вьющиеся пряди волос. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Французы также стремились ее разрешить. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Приобрёл её владелец галереи, скончавшийся год спустя.

К концу 13 столетия они стали настолько декоративными, что превратились в предметы роскоши торговля ими особенно процветала при дворе Людовика 9 Святого. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Большой основной зал собора окружают часовни и капеллы, а для поддержки его звездчатых сводов были установлены 44-метровые колонны. Этим фактором был заказчик-донатор. Также были критики, назвавшие работу сатирой на сельскую жизнь маленьких городов.

Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках). стран. На волне популярности Стоунхэм написал очередную картину "Resistance at the Threshold" ("Сопротивление у порога"), где изобразил того же самого мальчика, но уже в виде взрослого человека, а куклу разбил на куски.