Граждане Города Кале

Граждане Кале— герои одного из эпизодов Столетней войны, увековеченные в бронзе Роденом на центральной площади города Кале. Продолжаю свой рассказ о работах Огюста Родена, представленных на выставке в Петропавловской крепости. "Граждане города Кале"В 1884 году власти французского города Кале заказали Родену памятник в честь подвига своих именитых граждан, которые пожертвовали собой ради спасения города. «граждане Кале» отправляются в родной город.

Оттого так открыты и ясны взоры добровольцев, выступающих в поход, так уверен их шаг, так приподнято-размерен ритм этого шествия, так оцепенело статичны, внутренне скованны фигуры граждан города Кале идущих в стан врага.

Скульптура Граждане города Кале

Его примеру последовали и другие. Сотни героев толпились в его воображении и он сделал из них шесть. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Тут все было ясно и определенно.

Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле. Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения.

И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. Огюст часто ходил в Лувр. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс.

  1. Описание работы «Граждане Кале»
  2. Скульптура Родена Граждане Кале
  3. Скульптура Родена «Жители Кале»
  4. Обличья социальных преобразований от Среднего Востока до Венесуэлы: о различении угроз
  5. Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»

Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. И он принял все сто и сделал из них шесть. Денежный кризис.

Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. «Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.

  • Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»
  • Близлежащие достопримечательности
  • Напишите отзыв о статье Граждане Кале
  • Отрывок, характеризующий Граждане Кале

В натуральную величину их решения. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.

Описание работы 
«Граждане Кале»

Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе. Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). Ему нравилось подвергать свои скульптуры испытанию при различных погодных условиях, чтобы лучше знать их реакцию. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909). Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер.

Но нет же. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Выше человеческого роста.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Работы мастера являются «пограничными» между классицизмом (в данное понятие мы включаем различные направления этого стиля) и модерном. Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других.

Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Осада продолжалась почти год. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры.

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Среди обладателей индивидуального жилья с дворцовым (классицистическим) стилем, а также со стилем «модерн», есть и те, кому ближе по духу пластические формы, несущие в себе мотив борьбы и трагизма.

В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости. Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Проект замер почти на сорок лет. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной.

Работы выполняются из твердых (камень, металл, дерево, кость) или пластичных (глина, воск) материалов. Внутренним взором Роден видел их всех: двух братьев из которых один, прощаясь, поднимает согнутую в локте руку юношу, полного тоски и отчаяния сурового в своей решимости горожанина, чьи руки сжимают ключи от города. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда.

Тема подвига предстала перед скульптором в плане человеческой драмы — она потребовала воплощения уже не одного, а целых шести драматических событий. Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Он оборачивается к самому себе. Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество.

Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение. Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. Как уже сказано, скульптора интересовали в первую очередь различия — различия в мотивах, переживаниях, волевых и моральных импульсах, размышлениях, страданиях. Сегодня мы будем знакомиться с работами другого великого мастера пластики, чье имя ассоциируется, прежде всего, со скульптурой «Мыслитель». «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Нельзя не отметить и портреты выдающихся прогрессивных исторических деятелей Югославии — Марко Марулича, Андрея Медулича, мавзолей семьи Рачеч в Цавкате. Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре». Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать». Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.

Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.

Не вдаваясь более глубоко в анализ их сходства, можно сказать, что Роден по духу принадлежал к движению импрессионистов. Такой скульптурой (вернее, скульптурной группой) является творение Родена «Граждане Кале». В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале.

Так возник памятник всем шестерым. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Учился он хорошо, увлекался литературой и искусством. Фигуры грешников, которые он лепил, словно одержимый, вскоре переполнили поверхность двери и стали выходить за ее пределы. Попытки французов прорвать блокаду провалились.

Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.

Рисовал с раннего детства. вы можете запросить все в системе с коробкой. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.

История, которую он узнал, поразила его. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Согласно «Википедии», «после одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека.

Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Идущий рядом Эсташ де Сен-Пьер, задумчивый, согбенный от старости, без чрезмерных сожалений жертвует остатком дней. Речь пойдет об Огюсте Родене (1840 – 1917). Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале».

И тогда Роден представил себе, какими могли бы быть Эсташ де Сен-Пьер, Жан дЭр, Жак и Пьер де Виссан и двое их товарищей. 62 Их позы, черты лица, руки, ноги, фигуры в целом изображены с поразительной проницательностью. «Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней.

Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Подойдя к памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию в целом, так и отдельные фрагменты. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Надо сказать, что помимо знаменитого «Мыслителя» Роден создал множество скульптур, среди которых «Человек со сломанным носом», «Юность», «Мать и дитя», «Венера и Амур», «Бронзовый век», «Три тени», «Материнская нежность», «Иоанн Креститель» и многие другие.

В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. Один поднял руку, подобно оратору. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. И Роден предложил другое место для памятника.

Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Именно это придает группе движение. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.

Огюст Роден (1840-1917) – великий французский скульптор конца 19 – начала 20 века, один из создателей современных принципов ваяния. Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня.

Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III.

Тело, которое выражает движения души, уже давно занимало мастера. Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.

Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена.

Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт.

Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.

В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Роден стремился максимально обнажить фигуры. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей.

Однако его идеи не понравились заказчику. А потом Роден уже не видел образов.

Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе – как и полагается памятнику. К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Он уже идет, но он еще оборачивается, глядя не на город, не на плачущих и не на тех, кто идет вместе с ним. Он покидает город и идет вниз, в лагерь.

Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений.

Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. Роден, оставив другие работы, срочно приступил к осуществлению проекта памятника гениальному писателю.

Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Это делается быстро, но это не искусство. И где же памятник.

Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их.

Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю.

Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Многочисленные этюды, отдельные фрагменты нагромождались в беспорядке у основания гипсового макета двери.

Эта картина должна быть выставлена в Лувре. Однако его идеи не понравились заказчику. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.

Он собирал их, запоминал, отбирал. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. В связи с этим праздником мне почему-то вспомнился один из выдающихся памятников Франции, который ярко представляет ту черту характера этого народа, которую не часто вспоминают и не всегда ценят. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Главным требованием автора было разместить скульптурную группу не на традиционном высоком постаменте, а на уровне земли: в этом было новаторство и мощь художественного замысла.

В конце XIX века, как и в настоящее время, основными заказчиками скульпторов являются государство и общественные организации. И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого.

Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке».

Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю.

Чем только не пришлось ему заниматься ради заработка. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Сейчас здесь Музей Родена. Новизна пластических приемов Родена порождала разнообразные истолкования его творчества в связи с общим направлением европейского искусства конца XIX века. Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины.

Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями.

Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Он формировал их. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки. Мальчик родился в семье мелкого чиновника.

Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Старинная французская хроника Фруассара повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость.

Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.

Но затем он понял, что ошибался. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы.

«Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). В портретном жанре скульптор ставит иные задачи. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. Он стремился в первую очередь уловить свет.

Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Мы уже не раз говорили о том, что далеко не все домовладельцы хотят устанавливать в своем жилище скульптуры, характер которых отражает непременно идиллию. Но это была всего лишь мимолетная идея. Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

Шел 1845 год. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.

Сейчас здесь Музей Родена. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода.

Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет.

В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. История, которую он узнал, поразила его. В ответ он получал объяснения, едва ли его успокаивавшие: «Я продвигаюсь в работе медленно, но качество будет хорошее. Они должны сами искать заказчика.

Казалось, он был в бреду. Это героическая пара. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей.

Однако для Родена тут было вдоволь материала. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).

Но нет же. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Даже страх голодной смерти вряд ли заставил бы их сдаться. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий». Соотечественники решают помочь ему получить образование. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына. Они выдержали почти годовую осаду. Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Героями подвига были представители городской буржуазии. Готовность к самопожертвованию читается на его решительном изможденном лице, в погруженном в себя, отрешенном взгляде.

Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».

Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Помог Родену писатель Роже Маркс.

Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер.

Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй». Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада.

Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня.

Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности. Это требование было исполнено. Местом, предназначенным для памятника, был рынок в Кале: как раз оттуда началось в свое время тягостное шествие. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Они вышли из ворот крепости в рубище, с веревками на шее, протягивая ключи от города.

Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.

В конце концов проект был принят. Скажем несколько слов о том, что стоит за этим произведением. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. Он собирал их. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли.

Подобное встречается и у художников. Они должны были выйти к нему без одежды, в одних лишь рубахах, босыми, с непокрытыми головами, с веревками на шеях и с ключами от города и крепости. Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию.

Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Однако оно соответствовало сути произведения. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря.

Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. «Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Известно, что король Эдуард сохранил им жизнь, как уверяет Фруассар, вняв просьбам своей супруги.

Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Они показывают человека в его развитии – от первых шагов взрослости, когда в нём ещё только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия. Но мы уделим внимание другим работам мастера. Выше: что вы искали.

Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. Места для случайностей не осталось.

Скульптура (ваяние) – вид изобразительного искусства, в котором произведения имеют объемную форму. Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. И еще его интересовала тесная взаимосвязь фигур. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.

Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Монументальные изваяния Родена не знают этой связи и скульптор даже не делает попытки восстановить давно утраченное единство пластики и архитектуры. Шестеро граждан этого не сделали». Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора).

Он не решался более показывать себя обнаженным — слишком грубы и непластичны были его формы, слишком угловат и резок жест. Как пишет А. Ромм: "Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда».

Его творчество очень интересовало Родена. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. И старика Сен-Пьера, чей дух по-прежнему неукротим, склонившего голову перед судьбой.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Эти истолкования и суждения противоречивы. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Его творчество – это синтез реализма, романтизма импрессионизма и символизма. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении.