Играющие Мальчики Петров Водкин

Влияние французской живописи на творчество Петрова-Водкина демонстрирует картина Играющие мальчики. Картине Петрова-Водкина Играющие мальчики несколько недостает целостности: на фоне условного пейзажа и цветового решения реалистичные фигуры мальчиков заняты то ли игрой, то ли сражением. Картина Кузьмы Петрова-Водкина Играющие мальчики: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Играющие мальчики»

Богородичный образ служит основой двух вариантов композиции «Мать» (1913, ГТГ 1915, ГРМ) и полотна «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914–1915, ГРМ). Однако его приняли в класс живописи и рисования Бурова. Один из организаторов Вольной филос.

Возрождения. «Жертвенные (Художники)». художник, график, сценограф, теоретик иск-ва, писатель, засл. Это, конечно, романтика революции, неслучайно открытие художника в 1960-х годах совпало с романтизацией революционной эпохи: стоит вспомнить строки Булата Окуджавы «И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной».

Флоренского и В. А. П. -В. По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918).

одновременно намечается отход П. -В. Тема мученической смерти продолжается в полотнах, посвящённых Гражд. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. рисования барона А. Л.

Описание картины 
«Мальчики (Играющие 
мальчики)»

Описание картины «Мальчики (Играющие мальчики)»

Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в МУЖВЗ. посвящены религ. 1900-хгг. – отразившие влияние М. Метерлинка и Л. Н. В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. произведений нач.

Где и в каких условиях сна жила, я не знал. 1910-хгг. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911 все три — в Русском музее, Ленинград). Герой слева уже готов примкнуть к революционному движению – об этом говорит его готовая к бою поза и жест, отдающий честь, поднятая вверх к «красному» рука. Посетил Лондон (1904), в 1905 путешествовал по Италии, где познакомился с Ф. Т.

Тесной связью с модерном и нем. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. нередко уподобляются иконописным ликам.

"Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. П. -В. Испытал влияние Серова, В. Э. илл. ), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932 все три произведения — в Русском музее). события 1917 П. -В. оба произведения — в Русском музее).

(«Берег», 1908 «Сон», 1910 оба– ГРМ). Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва «Смерть комиссара», 1928, см. В основном это были образы советской женщины тех лет.

Картина Играющие 
мальчики Кузьмы 
Петрова-Водкина

Картина Играющие мальчики Кузьмы Петрова-Водкина

объединения «Мир искусства» (с 1910). Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения). С 1908 участник выставок «Золотого руна». Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени (Селедка, Скрипка, оба 1918). Портреты П. -В. После окончания городского училища, в 15 лет, Кузьма собрался поступать в железнодорожное училище в Самаре, но провалил экзамены. Новые герои и персонажи появляются в его творчестве в советский период. развивает свою худож. ассоциации (Вольфила 1919), где выступал с докладами и участвовал в дискуссиях на заседаниях наряду с А. А. театр драмы, Ленинград) и др.

сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна» (Ф. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени («Селедка», «Скрипка», оба 1918). Блазновым), Морском Никольском соборе в Кронштадте (1913), росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы (1915). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Но в 1911-1912 годах произошла встреча Петрова-Водкина с искусством, которое не только произвело на него сильнейшее впечатление. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой.

В позднем Петрове-Водкине, благодаря авторитету его школы, просматриваются черты творчества его учеников, что говорит о важном, стилеобразующем начале искусства художника для ленинградского варианта соцреализма. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. уч-ще технич. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.

Мальчики (Играющие 
мальчики) — Кузьма 
Петров-Водкин

Мальчики (Играющие мальчики) — Кузьма Петров-Водкин

Профессор. На рубеже 1920-х и 1930-х гг.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ощутимый в этом произведении П. -В. Блоком, А. Белым и др.

Портрет мальчика, 
Петров-Водкин – 
описание

Портрет мальчика, Петров-Водкин – описание

организацией композиции. Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919год. Тревога" (1934). 1918», 1920, ГТГ).

С начала 10-х гг. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. А человек справа все еще сидит на земле на коленях, преклоняясь старому режиму, но он уже дал руку «красному» и собирается вставать с колен. Счастливее или, вернее, спокойнее сторона, менее возбужденная встречей.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • 5 картин Петрова-Водкина в приложении
  • : (Мальчики) - (Кузьма Сергеевич Петров-Водкин)
  • Коллекция Государственного Русского музея

иск-ву и близки стилистике модерна и неорусского стиля: майоликовое панно «Богоматерь с Младенцем» для апсиды церкви при клинике Р. Р. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). Он — нацмен. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920).

Кроме того, центральная фигура мужчины, сидящего за столом, объединяет два образа: Ленина, восходящий к ранее созданному художником портрету и Сталина (рабочий изображен с курительной трубкой), что близко лозунгу 1939 года «Сталин — это Ленин сегодня». П. -В. Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Три утра», «Сны жемчужины» и др. близки теоретич. Пюви де Шаванн, М. Дени, Ф. Ходлер), а также мастеров Проторенессанса и итал.

Дебютировал в печати рассказом «Золотой день» (1905). был одним из реорганизаторов системы художественного образования. Материнство — одна из любимых тем Петрова-Водкина. Одновременно с большими композиционными произведениями в течение всех 20-х и 30-х годов Петров-Водкин работал над портретами.

  • (Мальчики) - (Кузьма Сергеевич Петров-Водкин)

«После боя» (1923) и «Смерть комиссара» (1928) на свой лад развивают образы Троицы и военной картины «На линии огня» (1916). Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. С этой точки зрения любопытно рассматривать его эпохальную картину 1937 года «Новоселье», где как раз собраны вместе все типические герои новой жизни. Здесь и торжество, взрывность живого и его фатальная обречённость. панно для оформления Петрограда к 1-й годовщине Октября), так и сквозь призму христианской историософии (серия рисунков евангельского цикла на рубеже 1910–20-хгг. ). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому.

Русский музей Дополненная 
реальность

Кроме того, в 1901 г. он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). листов– автобиографич. «Купание красного коня» (1912) из Третьяковки (центральная вещь и в творчестве Петрова-Водкина и на выставке) здесь визави с работой, которой никогда прежде не видела широкая публика, — «Играющие мальчики» (1916). Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др. ). 1919 год», 1934, ГРМ).

Испытав в 1900-е гг. стихии («Степан Разин» и др. с А. П. С первых лет Советской власти П. -В. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924). воздействие на творчество П. -В.

Восходящий к христианской иконографии образ матери, пытающейся защитить ребёнка, – лейтмотив всего творчества художника («Спящий ребёнок», 1924, Музей изобразит. Африке, в 1924–25 командирован во Францию с целью изучения худож. илл. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы».

Лето». Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. оставил значит. Такие мысли, конечно, раньше в голову не приходили и здесь самое трудное найти типаж.

продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего). На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 г. приобрела иной смысл, нежели в 1919-м.

разработкам П. А. В 20-е гг. систему, построенную на отношениях основного и дополнит. повесть «Самаркандия» (1923), «Хлыновск» (1930), «Пространство Эвклида» (1932). Новые люди новой жизни привлекают внимание художника, пристально всматривающегося в них. А ведь у художника, работавшего в 1900–1910-х годах над росписями храмов, есть и своя, близкая к канонической, рублевской, «Троица» — акварель с изображением гостеприимства Авраама, с сидящими тремя ангелами за столом вокруг жертвенной чаши.

Это – своеобразная пластическая концепция Петрова-Водкина. Мать Кузьмы работала горничной в доме ее сестры. Борисова-Мусатова, европ. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы.

события с вечными ценностями, П. -В. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. Так подчеркивается значимость происходящего на полотне. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании.

В прошлом году Русский музей показал выставку «Петров-Водкин и художники его круга». интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг. Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Идея духовной чистоты символически воплощается в картинах на тему «купания»– «Девушки на Волге» (1915, ГТГ) и «Утро» (1917, ГРМ), тема жертвенной гибели– в полотне «На линии огня» (1916, ГРМ), навеянном событиями 1-й мировой войны. На фоне бурных историч. Космологический символизм сказывается и в портретах (Автопортрет, 1918 Голова мальчика-узбека, 1921 Портрет Анны Ахматовой, 1922 и др. ).

В 1901 занимался в школе А. Ажбе в Мюнхене, в 1906–08– в академии Ф. Коларосси и др. Однако облик представителей «революционного класса» порой лишён идеализации («Рабочие», 1926, ГРМ «Новоселье. лит. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920).

язык, творчески преломляющий традиции др. -рус. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Эпизодизм, событийность в этой работе сняты во всём пред-Историческом периоде. Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра — красном, синем, желтом и композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии.

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. не оставил систематич. Родился в семье сапожника С. Ф.

Штиглица в С. -Петербурге, в 1897–1905 учился в МУЖВЗ у К. Н. Лепка обнажённых тел решена без согласия с диктатом внешнего подобия. Гумилёвым). Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна».

войне («Смерть комиссара», 1927–28, ГРМ идр. ). Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П. -В. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Во время падения с Затоньевского холма в родном Хвалынске для художника «самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене».

Петров-Водкин неоднократно обращался к теме Гражданской войны («После боя», «1919 год. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой.

Смерть отца художника послужила поводом для создания картины «Полдень» (1917, ГРМ), в центре которой– похоронное шествие, однако в этом «планетарном» пейзаже закономерный круговорот жизни и смерти не нарушает гармонии целого. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству.

Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Фаворского. цветов, названную им «трёхцветкой». В советское время П. -В.

Рабочий Петроград», 1937, ГТГ). На следующий год художник стал членом объединения «Мир искусства», с которым был связан до его роспуска (1924). стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. В картине «Играющие мальчики» имеет место негативное, конфликтное единство противоборствующих сторон. Через два года появилась другая версия картины. Революц. Тут все совпало: и возвращение художника из долгого путешествия за границу, куда он отправился из Москвы на велосипеде и приезд Матисса в Россию по приглашению коллекционера Щукина, только что разместившего у себя дома два его полотна: «Танец» и «Музыка» и выставки расчищенных древних икон, ставшие фактически их новым открытием.

Андреева пьесы в символистском духе: «Башня Вавилона», «Сказка жизни (на Земле)», «Легенда пустыни. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932 вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). Касаткина, В. А.

Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Первые крупные заказные работы П. -В. Незлобина, Москва), «Безумный день или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1935, Академич. Азию и создавшего сияющую солнечными охристо-бирюзовыми красками «Самаркандскую серию». Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918 "Голова мальчика-узбека", 1921 "Портрет Анны Ахматовой", 1922 и др. ). Матисс, с восторгом рассматривающий в Москве древние иконы, произнес: «Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют».

Одно из известнейших ранних произведений мастера. В 20—30-е гг. ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич, рос. Значит.

Бурова (1893–95). К образу матери он впервые обратился в 1913 году. Он — типографский рабочий (так я решил где-то внутри) в Питере, он с Волги, а раз это так, то в нем должно быть что-то татарское или мордовское. Для художника были важны «планетарный» взгляд на мир, соотнесение изображаемого мотива с представлением о целостном мироздании. много работает как график и театральный художник. Кузьма Петров-Водкин «Играющие мальчики» (1911) Холст, масло. В условиях сложных противоречивых движений в художественной среде и социально-политической жизни общества в канун пролетарской революции Петров-Водкин проявил огромную волю и способность глубоко анализировать и состояние искусства вообще и свой собственный творческий метод.

Из-за смерти Бурова пришлось вернуться через год в родной Хвалынск. Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Он рассказывал об образе главного персонажа: «Кто он. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). оказала живопись новгородской школы и Дионисия выступал с лекциями об иконописи.

искусств РСФСР (1930). наследие. Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде его творчества — она была написана к десятилетию Красной армии. Тревога»). Так, древний уклад Востока, его ср. -век.

Что он. В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. Водкина фамилию матери (Петрова) прибавил котцовской. частных студиях Парижа (в Париже познакомился с М. Метерлинком и Н. С. Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922 и др. ). В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности («Утренний натюрморт», 1918 «Натюрморт с зеркалом», 1919 «Натюрморт с синей пепельницей», 1920). Среди его драматургич.

П. -В. Маринетти, в 1907– по Сев. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской В. А. Серова. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. Уже, очевидно, так следует, что к любви, вздымающей бодрость и жизнерадостность, примешивается мучающее, принижающее жизнь чувство.

Серова. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др. ), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П. -В. В автобиографической книге «Пространство Эвклида» Петров-Водкин описывает вдруг открывшийся ему мир как художественное прозрение и преображение. преобразований того времени мастер последовательно обращается к традиции.

Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Это – его каинова и авелева сущности. П. -В. образования во время поездок исполнял циклы живописных и графич. Горского, Н. А.

К своим сочинениям П. -В. Идеи П. -В. Художнику нравятся лица петроградских рабочих – они светлые и интеллигентные. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.

В 1909 г. в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. В картинах«Играющие мальчики» (1911, ГРМ) и«Купание красного коня» (1912, ГТГ) художник обретает оригинальный пластич. в произведениях на совр.

выполнял серии графич. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. В стилистике произведения угадываются реминисценции искусства Анри Матисса. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности (Утренний натюрморт, 1918 Натюрморт с зеркалом, 1919 Натюрморт с синей пепельницей, 1920). В книге «Пространство Эвклида» он писал: «когда падал я наземь, предо мной мелькнуло абсолютно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал.

Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Их сочетания достаточно для того, чтобы воплотить художественный замысел. Он выработал особую пространственную организацию изображения– т. н.

Вредена в С. -Петербурге (выполнено в Лондоне в 1904), росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910–11, совм. За рекой на дальнем плане три ангела, пребывающих в мире и благодати. Тревога» (1934). На полотне изображена жизнь планеты, захваченная в какой-то роковой танец. тему включает иконописные мотивы («Петроградская мадонна.

С кон. неоидеализмом (прежде всего Х. фон Маре) отмечены ранние станковые произведения П. -В. Интерьер на картине Петров-Водкин написал наклонными линиями: такой прием он использовал также в картинах «Утро в детской», «За самоваром», «Скрипка». Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). систему в жанре натюрморта, где решает проблему пространственной и колористич. организации изображения («Селёдка», 1918 «Скрипка», 1918 оба– ГРМ). Чл. городах шла пьеса П. -В. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).

Соотнося историч. В 1895 поступил в Центр. искусств, Ашхабад «Тревога. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). архитектура заинтересовали П. -В., посетившего в 1921 Ср. деят.

В 1906 в С. -Петербурге, затем в др. работ. символизма и модерна (П. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910).

Обращался также к сценографии: оформление спектаклей «Орлеанская дева» Ф. Шиллера (1913, театр К. А. сферическую перспективу, а также свою колористич. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету». «Каин», похожий на «белокурую бестию» с «нордическим характером», прочно стоит на земле, словно получая силу от перстной стихии, «Авель» попытался оторваться от неё и тут же теряет равновесие перед лицом противоборца, уверенного в своей материальной весомости и перстном оружии. чл. -учредитель об-ва «Четыре искусства» (с 1924).