Картина Гойя Какое Мужество

Известные картины Франсиско Гойи

И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. Штриховка становится царапающей, размашистой и порывистой. И рокерам этого было не нужно. В облике «ослиного братства» Гойя представляет тех, кто является главной причиной бедственного положения Испании и испанцев – дворянство, его верхушку и, наконец, самого короля и его приближенных.

Обстановку осложняло то, что художник примерно в это время создал одну из самых знаменитых своих работ: полотна «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (1800–1803), моделью для которых была герцогиня Каэтана Альба. К тому же художник был достаточно горд — он не чувствовал себя польщенным, что ему позволили изобразить себя на этой картине. Эти заимствования или аналогии, не были случайным повторением старой темы. Это решение короля сильно взволновало Гойю — ведь он хотел создать работу, превосходящую «Менины» Веласкеса, чувствуя, что в силах сделать это. Он также украсил фресками ее загородный дворец.

Самые известные 
картины Франсиско 
Гойя

Самые известные картины Франсиско Гойя

Так же, как «Капричос», она имеет три части. Но, пожалуй, одним из самых известных картонов Гойи, является «Соломенная кукла», на котором изображены четыре девушки играющие с марионеткой. Гойя написал несколько портретов герцогини. Вальс в финальном эпизоде поэмы буквально рвется на части и проваливается в бездну». Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.

Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Действие «Капричос» проходит три стадии. Вместе с тем его привлекает не столько документальная точность изображения, сколько создание произведений трагического обобщающего характера. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Отстояв национальную независимость испанский народ попал в тиски феодальной реакции.

В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Именно тогда появилось популярное теперь слово герилья – партизанская война. Менталитет народа не меняется веками. Поэтичен образ молодой женщины в «Молочнице из Бордо» (1827, Мадрид, Прадо), одном из самых поздних живописных шедевров Гойи. Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций.

Но ее первое издание появилось только в 1863 году, при жизни художника было напечатано всего несколько экземпляров (зато впоследствии тираж достиг тысячи – печатали, пока доски не начали стираться). А только деньгами можно было круто, как во Франции, налоги увеличивать и людей обозлять. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.

Фотография «Напалм 
во Вьетнаме» Ника 
Ута (1972)

Фотография «Напалм во Вьетнаме» Ника Ута (1972)

На смену неуловимости, мимолетности в ритме композиций «Капричос» приходят резкое столкновение, контрасты и острая динамика композиционного построения. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».

Это обращение к акватинте и соединение ее с офортом и сухой иглой не было случайным. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Эта серия листов была предположительно завершена в начале 1814 года.

Веселые сценки для 
мрачных стен – эскизы 
гобеленов

Веселые сценки для мрачных стен – эскизы гобеленов

Свет и тьма – символы истины и мрачных хаотических сил, окружающих человека. Создавая гротескные формы, художник изменяет графическую манеру. Они были встречены с восторгом и энтузиазмом один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно — абсолютное Антонием Падуанским, другое — художником Гойей. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.

Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Листы с 65 по 82 носят название выразительных капричос («caprichos enfticos»). Все здесь жестокая, страшная правда. На этом фоне произошло усиление влияния церкви.

  1. Франсиско Гойя офорты из серии «Бедствия войны»
  2. Гойя, офорты: описание, особенности, темы
  3. Офорты из серии «Бедствия войны»
  4. Будапештский шедевр Гойи – Заметки искусствоеда
  5. План-конспект урока по МХК (10 класс) на тему: творчество Франсиско Гойя
  6. Урок по творчеству Франсиско Гойя

То есть опять реализм. Первое крупное графическое произведение художника – серия гравюр «Капричос», выполненная в технике офорта, сухой иглы и акватинты, была опубликована впервые в феврале 1799 года. Он встречает смерть лицом к лицу, без страха. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Именно она повелевала своим мужем и всеми членами семьи. Чего же ждать от народа. Манера художника становится все более и более эмоционально экспрессивной.

В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Каждый безумствует по-своему. Характерны надписи, которыми Гойя сопровождает листы серии: «Какое мужество. » «Для этого вы родились. » «Тверже шаг. » «Хоронить и молчать» «За что. » «Варвары. » «Я видел это».

Огромное значение имеет сама структура серии, на первый взгляд настолько прихотливая, что это дало повод многим исследователям настаивать на том, что Гойя из боязни инквизиции перепутал порядок листов. На роль короля Испании они выбрали Жозефа Бонапарта, брата Наполеона. В «Тавромахии» его увлекает передача движений, которые скорее можно себе представить, нежели охватить взглядом. Особенно поражает полотно «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая».

Определяющее значение здесь приобретают непрестанная подвижность, своеобразный «разлив» и даже «бунт» красок, стремительность живописи. Художник был потрясен увиденным, тем, что пережили в ту пору его народ и родина. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.

Сейчас его офорты выставлены в Музее Прадо и во дворце де Лириа в Мадриде. Во Франции того времени кипела революция.

Но они -- также свидетельства его мужества. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Правящий в то время в Испании Карл 4 многими считался недостаточно способным. В картине «Расстрел в военном лагере» впервые возникает тема массового расстрела.

Во всех остальных листах представлены сцены убийств, казней изнасилований, поножовщины, грабежа и мародерства, наконец, груды мертвых тел – убитых или умерших от голода (Гойя пережил мадридский голод 1811 – 1812 годов). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Но то – народ думает про безработицу, а не активисты с политическим темпераментом. Война, вспыхнувшая как мятеж мадридского народа 2 мая 1808 года, продолжалась шесть лет.

Социальный пафос гравюр Гойи предвещает работы французского художника Домье. Мы не знаем, в каком виде Генрих V шел на сцене Глобуса (или Куртины – ученые спорят, в каком из двух театров), как его воспринимала первая аудитория, что хотели донести до нее Шекспир и его труппа.

  • Спектакль «Великая война» компании (2001)
  • «Генрих » Уильяма Шекспира (1599)
  • Серия офортов «Бедствия войны» Франсиско Гойи (1820)
  • Словари и энциклопедии на Академике

В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. И – пшик. Вторая часть – шесть листов басенного характера. Действия «сосущих», прях, «летающих», «занятых пиршеством» приобретают повышенную активность, жизнеспособность и зловещую внутреннюю силу огромным телам, бешеным полетам, злобным силам тесно в рамках листа. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта.

Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Образование художник получил весьма поверхностное, вот таким образом всю жизнь писал с ошибками. В 1763 году он пытается поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо, но сразу ему это не удалось, художнику пришлось приложить немало усилий, чтобы это случилось. Эта повторяемость, говорящая о типичности, наряду с минимализмом деталей и практически полным отсутствием сентиментальности (там, где она появляется, она пронзительна) создают небывалое прежде ощущение мира без добра и разума, без спасения и выхода.

  • дневник среднестатистической женщины
  • Комментарии к «Франсиско Гойя «Ужасы войны»
  • Безумные видения и социальная критика – Капричос
  • Они не улыбаются – Испанские женщины
  • Неизвестно зачем – «Бедствия Войны»
  • Пустое небо – «Черная живопись»

Кисть Ф. Гойи полна жизни и энергии, живописные эффекты его картин сильны и неожиданны. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. «Деспаратес» можно назвать квинтэссенцией всего, что Гойя создает в гравюре.

В 1793 году Гойю разбил паралич. Борьба во имя Разума и Справедливости становится смыслом его жизни, картин и гравюр. 1802). Пороки и распутство мужчин и женщин – офорт Один другого стоит.

В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Аристократические родственники герцогини, чтобы опровергнуть слухи, что именно Альба являлась натурщицей Гойя на этих картинах, уже в ХХ в. вскрыли гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Я оценил безразличие как мещанство большинства присутствующих. Уже в «Пожаре» и «Кораблекрушении» динамичная природа изображенного требует своеобразной живописной «скорописи», мазков, движущихся в конвульсивном спутанном, сбитом темпе как запечатляемых порывов и бушеваний, так и потрясеи ной души самого художника. Его интересует только как голод сказывается на народе. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В полотне «Кузнецы» (1819, Нью-Йорк, Музей Фрик) крупные фигуры кузнецов охвачены ритмом напряженной работы. Это его серия офортов «Капричос».

  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буржуазная революция в Испании была разгромлена. Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид). Почти все эти листы выполнены во время войны. Бесплодность оранжевых революций (как на Украине в 2004-м, как в Кыргызстане в 2005-м, как в Белоруссии в 2011-м, как безнародные дворянские революции в Европе после падения Наполеона).

Франсиско Гойя офорты 
из серии «Бедствия 
войны»

Портрет понравился и был благосклонно принят. ФРАНСИСКО ГОЙЯ. Гойя пользуется в своей первой графической серии новой в то время техникой акватинты. В России в 1991 году, например, на стороне – так они себя называли – революционеров были, например, рокеры, отличающиеся катанием на мощных мотоциклах и тяжелыми кожаными одеяниями (Большой толковый социологический словарь). В случае с невосставшей Испанией и Гойей ситуация какая-то оранжевая: низы (человек, лицо которого ниже) привыкли, некие верхи (человек, лицо которого выше) будоражат.

Каждый лист сопровожден названием и авторским комментарием. Осталось последнее мгновение перед залпом. Это как наполовину полон или наполовину пуст стакан. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.

Махо и махи – так называли мужчин и женщин, принадлежавших к городскому простонародью. Впрочем, критический французский дух проявляется и у них робко. Низкие своды «Госпиталя зачумленных» можно будет увидеть во многих листах «Бедствий войны» изображающих насилие, а «Беженцы в пещере» послужат материалом для офортов «Невозможно смотреть» и «Груда мертвецов». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Он отказывается от хаотического, чрезвычайно порывистого и экспрессивного наложения штрихов, присущего листам последней части «Капричос» и большинству гравюр «Десастрес».

На следующих гравюрах изображены битвы с французами, которые, по выражению критика Вивьен Рейнор, «больше похожи на казаков, колющих штыками мирных жителей», а «испанцы изображаются рубящими французов». Отвага, чувство справедливости – и нависшая пелена мрака, смутная вера в демонические силы, которые играют человеческими судьбами, жизнью, смертью, любовью. Рядом стоит супруга зятя — принцесса с маленьким младенцем на руках. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Гравюры были изготовлены методом глубокой печати.

АВТОПОРТРЕТГОЙЯ, ФРАНСИСКО ХОСЕ (Goya y Lucientes, Francisco Jose) (1746–1828), также Гойя-и-Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).

В этом смысле трактовка войны вполне традиционна». Художник поднимает в «Капричос» вопрос о всепобеждающем Разуме и его мощной творческой силе. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Они любят лузгать семечки, как и другие славяне.

Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Первая серия офортов была переломным моментом в творчестве художника. Бодлер воспевал тот ужас, который порождали в нем картины «Капричос». Другой знаменитой работой является картина, придуманная самим художником «Пес» изображающая засыпанную песком собаку. Цикл 1809 года начинается картинами «Визит монаха», «Интерьер тюрьмы», далее идут «бандитские картины» и две картины, посвященные людоедам.

И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Его приняли туда уже сложившимся художником в 1780 году. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему.

Он отказывается концентрироваться на отдельных участниках. Значит, оставались на месте люди поспокойнее. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Таковы картины: «Деревня в огне», где непонятно кто является виновником пожара и резни и «Стычка герильеров», где ожесточенно сталкиваются две группы, а над ними, у края всхолмленного горизонта, какой-то человек в отчаянии взывает к небесам. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).

В дальнейшем этот мотив будет использован в «Бедствиях войны» и большой картине 1814 года. Талант его был огромный, эксцентричный. Помимо удивительной красоты она отличалась острым умом и независимым характером. Хьюз назвал эту группу листов «Бедствиями мира».

Рядом стоит его невеста. Она взбирается по трупам павших, чтобы поджечь запал и продолжить бой. И тогда Гойя предложил дописать его. На заднем плане художник изобразил себя, стоящего за мольбертом.

Крестьянство было почти сплошь неграмотно и крайне суеверно. Значит, выкачивать налоги деньгами было нельзя. Многие ученые считают, что эти картины являются трагическими порождениями фантазии художника связанными с его болезнью (из-за сильных головных болей художника часто мучили галлюцинации). Лица героев некрасивы и, даже уродливы, тут мы видим типичное гойевское «искажение». Процветал и другой протест – в форме разбоя.

Однако эти люди больше всего отстаивали национальные обычаи, противились реформам Карла III, который желал привить испанцам французские моды и традиции. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В Испании прекратилось проведение либеральных реформ и начался период феодальной реакции.

Он приближает к зрителю фигуры и сознательно укрупняет детали своих композиций. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Контрасты белого и черного придают острую экспрессию изображениям. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу.

В начале 1820 года Гойя перенес еще одну тяжелую болезнь, после которой уже окончательно удалился от света. Как пишет знаменитый русский писатель Михаил Кольцов, участвовавший в антифашистской борьбе Испании, : «Чувство трагического неимоверно у испанца, оно национально». Они содержат аллегорические сцены, критикующие послевоенную политику в Испании, включая инквизицию и пытки, распространённый атрибут суда того времени. Форма «Капричос» оригинальна. «Ужасы войны» – серия из двенадцати картин 1809-1811 годов.

Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски.

Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Что если и то и то. Вступая в спор с изображаемым им миром, Гойя борется и с самим собой. И идеал таких людей – вседозволенность предельного опыта в обществе потребления. В ноябре 1807 года 23-тысячная французская армия вошла в Испанию, якобы для помощи испанским войскам. А оголтелые не могут соглашаться со своим идейным противником.

Серия офортов «Капричос» (1797—1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В сражении женщина заменяет погибших товарищей. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Недовольные уезжали в Америку. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух.

Он навсегда остался практически глухим. И – мудр, как это всегда с реализмом.

Долгое время считалось, что Шекспир написал эту пьесу в безоговорочно патриотическом и милитаристском ключе и только современные изыскания (и постановки) показали, что это не так, точнее, что это не однозначно так. То же, собственно, с украинцами.

Исключение составляет лист номер 7 «Какое мужество. » изображающий Августину Арагонскую, героиню Сарагосы. Гравюры с 48 по 64 отражают последствия голода, обрушившегося на Мадрид в 1811—1812 годах. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.

Обличение Гойи становится все более острым: если для первой части была характерна ирония, то теперь на смену ей приходит сарказм. 1797) и Маха одетая (ок. «Десастрес» состоит из восьмидесяти двух листов. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.

Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.

Гойя решает те же проблемы, но уже по-новому. Вторая картина пользуется мировой известностью. Между королевской четой стоит младший сын, с любопытством взирающий на зрителя.

Темной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, кривляются на шабаше («Когда расцветет, мы уйдем»). Художник больше не работал кистями. Иностранные войска – интернациональная французская армия, включавшая поляков и мамелюков, британский экспедиционный корпус – воевали друг с другом и с испанскими регулярными (союзниками Бонапарта), но чаще нерегулярными частями. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. И итог – абсолютно неожидан и нецитируем: Договорись с товарищем.

Антония, благословляющего больного. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.

Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.

В своем искусстве художник порой отличался странными выходками. Художник создает сложное многоплановое произведение, богатое оттенками и нюансами. Это стало началом известности и процветания Гойи. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.

В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). К ним относится и картина "Махи на балконе", написанная в поздние годы жизни художника. Вторая картина пользуется мировой известностью. Августина Арагонская приносила артиллеристам еду во время осады, унёсшей 54 000 жизней.

Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Он написан свободно, густыми, сильными мазками, весь пронизан светом.

Испанская действительность того времени представлялась Гойе в виде адского шабаша ведьм, скопления жутких призраков и фантастических чудовищ. И тут оказывается, что это регресс. Гойя расставил их в одном из залов дворца. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Там Заткнись, слабак. Яркими примерами таких картин являются: «Зонтик», «Продавец посуды», «Мадридский рынок».

Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).

Наполеон предложил Карлу начать совместную испано-французскую кампанию против Португалии. Брана снимал свой в 1989-м и у него фильм получился антивоенным». Из-за спины Фердинанда выглядывает его брат.

Первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился в селении Фуэндетодос близ города Сарагоса (на северо-востоке Испании) в семье ремесленника – позолотчика алтарей. Августина Арагонская приносила артиллеристам еду во время осады, унёсшей 54 000 жизней. Грудь его украшена сверкающими орденами, на боку висит шпага.

Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Мать крепко и властно держит его за руку. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Художник и в гравюре мыслит как художник. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.

Никто не рождается гением. или Скинь осла. Осталось последнее мгновение перед залпом. Он же революционер-в-меньшинстве, т. е. «Десастрес» – это само живое непосредственное действие, разворачивающееся у нас на глазах. Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности.

Портретов у Гойи было создано очень много, но среди них хотелось отметить портреты так называемых «мах». Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.

На 1790-е гг. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. После того как композиция картины «Портрет семьи короля КарлаIV» была утверждена, КарлIV спохватился, что на картине будет изображено тринадцать человек. Чтобы показать главенствующее положение короля, Гойя немного выдвинул его вперед. В Капричос черти и монстры были исключительно витальны (об этом писал еще Бодлер), здесь же они превратились в аллегории.

Гойя продолжает то, что уже было высказано им в «Капричос». Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Все в этих полотнах проникнуто ароматом тайны и скрытой чувственности. Уединившись на вилле, Гойя работал над картинами Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года.

«Я это видел», «И это тоже», «Так было» — скупо и гневно подписывает Гойя некоторые листы. Исключение составляет лист номер 7 «Какое мужество. » изображающий Августину Арагонскую, героиню Сарагосы. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Тогда же он написал свою знаменитую картину изображавшую расстрел испанских повстанцев французскими солдатами в ночь со 2 на 3 мая 1808 г. (1814 Прадо).

Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции Украины в начале декабря в 2013 году. Гойя тоже подвергался гонению — сначала ему дали понять, что некоторые из его «Капричос» не нравятся церкви.

Серия является синтезом графического и литературного образа. И оранжевые революции выражают интересы меньшинства. Даже в феврале, когда их намерения стали ясными, французы не встретили сильного сопротивления. Цель «Капричос» и ее содержание во многом напоминает сатирические циклы гравюр Хогарта.

Но их было поразительное меньшинство – члены патриотических обществ. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).

В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Именно таким и быть привычными к невзгодам. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Рыночные связи крестьян в межкрестьянских отношениях были только в Северной Испании.

В итоге его сын взошёл на трон под именем Фердинанда Седьмого. В 80-90-ых годах обычаи махо и мах стали модными при дворе. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Пожалуй, лишь три более поздние картины-- «Госпиталь зачумленных», «Беженцы в пещере» и «Расстрел в военном лагере» демонстрируют несколько иной подход к военной действительности--попытку увидеть ее изнутри, передать в исторически-конкретном духе и, наконец, понять как всенародное бедствие, а не как отдельные эксцессы. Бичуя язвы феодально-католической Испании, художник обращался к гротескной форме.

Листы с 65 по 82 носят название выразительных капричос («caprichos enfticos»). Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». К таким картинам относят полотно, написанное на мифологическую тему «Сатурн, пожирающий собственных детей». Наполеон предложил Карлу начать совместную испано-французскую кампанию против Португалии.

В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Человеческие пороки и духовное уродство плодят нечисть. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).

Акватинта звучит мягко, приобретая сходство с размывками тушью. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. Первую известность ему принесли работы исполненные, скорее всего в духе рококо – картоны для шпалер (тканые картины). Все большее значение приобретают угловатые силуэты изломанные контуры. Офорты Гойи раскрывают тему борьбы добра со злом, причем зло торжествует.

Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Но это не разбойников изобразил Гойя. На гравюрах нет зданий, по которым можно было бы идентифицировать местность. В то жесамое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин.

Этой жажды борьбы исполнен весь народ. – Но оранжевый не был бы оранжевым, если б согласился. Поздний период творчества Гойи связан с монументальным циклом росписей в так называемом «Доме Глухого», который он приобрел в 1819 году. Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828.

Здесь все формы приобретают четкость и лаконизм. Хьюз назвал эту группу листов «Бедствиями мира». Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. Во времена Гойи инквизиция еще заживо сжигала «ведьм» на костре за сношение с демонами, по тайным доносам сжигали за ересь.

Гойя украсил две большие комнаты своего дома серией картин, которые впоследствии стали именовать «черными». В них он нанес удар академической школе. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Художник широко использует контрасты света и тени.

Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. приходится перелом в творчестве Гойи.

Она отвернула голову от зрителя и смотрит на королеву. Гойя не остался в стороне от этой борьбы. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.

Собрание начинается с гравюры «Мрачные предчувствия того, что должно произойти» (Tristes premoniciones de lo que ha de acontecer), на которой изображён коленопреклонённый мужчина с разведёнными руками. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Портрет понравился и был благосклонно принят.

Но протокол допроса не сохранился. Этой борьбе Гойя посвящает отныне все свои творения. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Первоначально художник называет ее «Всеобщий язык» (На подготовительном рисунке, где Гойя изобразил себя спящим, облокотившись на стол, на передней стороне стола есть надпись «Idioma universal, dibujado у grabado pr.

Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Место действия – Испания и мир. Именно в этой последней серии офортов Гойя достигает наибольшей выразительности. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Однако произведение Гойи гораздо более значительно. огромен.

Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Жену брата почти полностью заслоняет зять короля.

Картины напоминают жуткие рассказы об испанских, португальских и о французских зверствах. В июне 1800 года Гойя приступил к "Портрету семьи короля Карла IV" (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.

Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Но в картине очень много воздуха и света. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. - А почему б и не привычное.

В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Гойя начал учиться живописи 14 лет. И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. Многие необеспеченные шли в монахи. Микроскопические танки, люди, деревеньки приобретают объем и значимость, превращаясь в реальные, – и переламываются жерновами войны, буквально (а не метафорически) превращаясь в конце сюжета в грязь. Фантастический образ истолковывался по-разному.

Схватку испанцев с мамлюками французской конницы на Пуэрта дель Соль он запечатлел в полотне «Восстание 2 мая 1808 г. » (1814 Прадо). Никакой революционности. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Книга Занг-тум-тум отразила этот оптимизм в полной мере, сосредоточив в себе все новации футуристического стиля: телеграфный стиль, обходящийся преимущественно существительными и глаголами без пунктуации, обилие звукоподражаний, применение разных типографских наборов, введение в текст математических знаков и даже таблиц, не говоря о полном разрушении жанровых границ.

Изображен предельно напряженный момент перед залпом. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Но протокол допроса не сохранился.

Смысл многих надписей вытекает из смысла надписи предыдущего листа. Листы серии горизонтальны, все главное – на переднем плане. В гравюре «Какие золотые уста. » окружившие кафедру уродливые тупые монахи, закатив глаза и открыв беззубые рты, млеют от восхищения, но покоривший их «проповедник» — это жирный попугай, важно размахивающий лапкой.

Он отказывается концентрироваться на отдельных участниках. В Бедствиях красота исполнения ушла – линия и пятно остались лишь средствами визуализации. Однако протокол допроса не сохранился. Однако самыми знаменитыми её изображениями являются «Одетая маха» и «Обнаженная маха». Невольный намёк получился на проплаченность присутствия и на оранжевость революции. Гойя пережил со своим народом эту героическую и трагическую страницу его истории.

В акварели «Мы не можем на это смотреть» (1814—24), выполненной индийскими чернилами, он разработал тему надругательства над телами в трагической и жалостливой манере. Но сами листы Капричос красивы. 1814, Мадрид, Прадо). Ту же тему страданий и подвига народа он развил в восьмидесяти пяти офортах серии «Бедствия войны» (1810—1820, название это дано Академией Сан Фернандо при их издании в 1863 г. ).

Первая часть – сатирическое изображение испанских нравов. Третья часть состоит из восемнадцати офортов, в которых гравер возвращается к символическим видениям в духе «Капричос». Безусловно, мир был необходим, но он создал более гнетущую, чем ранее политическую атмосферу. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.

Графической параллелью росписям Кинты стала серия "Диспаратес" ("Пословицы", 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. По своему смыслу серия Гойи много-планова. Солдаты абсолютно безлики, мундиры полностью скрывают их индивидуальные черты. Но его не покидала уверенность в торжестве светлого начала разума и истины. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).

«Капричос» – это мир на сцене. Среди них выделяется могучий испанец в белой рубахе. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия.

Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. Последнее полотно изображает расстрел участников восстания французскими войсками. Легенда так и осталась неопроверженной. В основе «Капричос» лежит революционная идея преобразовать испанское общество, раскрыть его пороки и недостатки. Однако смысл гротеска Франсиско Гойи заключается не в утверждении ужасного (хотя именно гротеск позволяет создать ему формы, столь активные и мощные в своем зле), а в его разоблачении и уничтожении.

Особой остроты достигли антиклерикальные сатиры Гойи. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. В нее вошло восемьдесят листов. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Ее сюжеты косвенно или символически представляют современную Гойе Испанию.

Там Гойя познакомился с Мартином Сапатером, который стал его другом. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. То есть революционных настроений, как во Франции, в остальной Испании не было.

Художник вступает в самое средоточие варварства, приучает себя прямо смотреть на убийства. Правящий в то время в Испании Карл IV многими считался недостаточно способным. В «Десастрес», как и в «Капричос», гравер применяет смешанную технику офорта, сухой иглы и акватинты. С другого края полотна зритель видит стоящего с гордо поднятой головой кронпринца Фердинанда — наследника.

Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Это «наметки», «примерки», попытки подойти вплотную к таким проявлениям человеческой натуры и действительности, с которыми Гойя прежде не имел дела и ныне еще не знал, как поступить. Они стоят ровным строем, как лишенные чувств автоматы.

К концу 1750-ых годов семья художника переезжает в Сарагосу. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Самыми известными и самыми загадочными являются две картины Гойя «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Самый светлый лист серии «Какое мужество. » посвящен подвигу юной испанки.

В центре он поставил королеву с детьми. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. Здесь расправа особо потрясает.

Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ». После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Серию обычно делят на три группы условно по времени создания. Вместе с тем «Десастрес» – еще один шаг вперед, к искусству 19 века.

Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Развернутый комментарий обыгрывает, подчеркивает и дополняет то, что уже было сказано в гравюре. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Франсиско Гойя обращается к гравюре в начале 70-х годов 18 века (Раздел о творчестве Франсиско Гойи написан О А Гасановой). Соединение пространственного и временного ряда возможно было только в графике.

Первая показывает сцены борьбы и герильи (народной войны). Фотография была растиражирована газетами и движением хиппи и подняла волну антивоенного движения, заставив людей требовать от правительства прекращения войны, а фотограф (который после съемки доставил обожженную девочку и других детей в госпиталь, где их удалось спасти) получил Пулицеровскую премию». Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Пустой взгляд испанского монарха направлен куда-то в сторону, в лице нет ничего привлекательного. »). В 1786 Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо.

Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Как и другие гравюры Гойи их иногда называют офортами иногда акватинтами.

Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Ответ зависит от мировоззрения оценивающего. В «Капричос» старость берет верх над юностью, глупость и невежество над – умом, а распутство – над добродетелью.

Новый режим положил конец/придушил надежды либералов, к числу которых принадлежал и Гойя. А народу – нужно, как это стало явным через 20 лет. Новый режим положил конец/придушил надежды либералов, к числу которых принадлежал и Гойя.

Хьюз считает 50-й лист «Несчастная мать. » (Madre infeliz. ), самым сильным из серии. Инквизиция в своем зловещем лицемерии провозглашала смерть на костре «примирением с церковью» казни устраивались публично на глазах у толпы. По его мнению, пространство между маленькой девочкой и телом её матери олицетворяет «тьму, представляющую собой суть потери и сиротства». Гвидо гибнет. Духовенство и знать Испании предстают в «Капричос» в образах ослов, попугаев, обезьян («Какой златоуст. »). Почти везде Гойя выбирает момент драматической кульминации события, противопоставляя убитым — образы живых людей, страданиям умирающих от голода — тупое самодовольство сытых, жертвам — жестокое бесстрастие палачей.

Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. В пьесе выведен король-победитель, даже король-триумфатор, добившийся не просто победы на поле боя, а небесной санкции своему правлению и себе лично (у династии Ланкастеров вообще были проблемы с легитимностью). Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Он подчеркивает живую достоверность этого мира «наоборот», мира иной реальности, реальности вне человека и законов человечности, где человек выступает лишь в качестве жертвы. Однако гораздо больше, чем годы учения, значили для него живые встречи с художниками: знаменитый итальянский художник Тьеполо, расписывал в это время плафоны дворца в Мадриде.

Серия завершается образами беспредельного пессимизма. В разные времена неравнодушные по-разному боролись с несправедливостью и безнаказанностью своей эпохи. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Гойя не задаётся вопросом о причинах голода и не винит ни одну из сторон.

Это – дорогое удовольствие. Аграрный прогресс до Испании не доходил. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Фигуры повстанцев, напротив, полны выразительности и драматизма.

В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. T r со de Goya ano 1797 («Всеобщий язык», нарисовано и гравировано Франсиско Гойей 1797 год») См Chanchez Canton F J Museo del Prado Los dibujos de Goya Madrid, 1954, t 1). Композиция первой картины завязана в один упругий узел.

То же – с недоговорённостью в названии. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Последняя утрачивает свою серебристость и волшебную мягкость. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.

Центральной темой Занг-тум-тум стало прославление войны: баталии Первой Балканской войны, в частности битва при Адрианополе – пробный камень тех битв, которые предвкушали футуристы в недалеком будущем и в которых сами с большой охотой участвовали (так, Маринетти не пропускал ни одной европейской бойни и в старости в составе итальянских дивизий успел попасть даже под Сталинград). «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. 90-е годы были тяжелыми для Гойи и в личном и в профессиональном отношении. На роль короля Испании они выбрали Жозефа Бонапарта, брата Наполеона. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.

Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Его манера здесь более спокойна. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Возмущение всем этим возникло только у самых передовых людей.

Эта серия существенно определяет специфику гравюры Гойи. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В Испании капитал избегал замледелия.

Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Здесь у него не было предшественников. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Линия, контур не играют решающей роли. В 1800 году Гойя создал для короля Карла IV портрет его семьи. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.

Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В итоге его сын взошёл на трон под именем Фердинанда VII. Впечатление суровой и торжественной красоты рождает эта картина, сочетающая в колорите черное, серое с белым и красным. В отдельных листах ее тон напоминает черноту и плотность бархата. Есть версия, что знаменитые «Махи» – месть отвергнутого художника, которому ветреная герцогиня изменила, за что он придал ее черты какой-то девице.

оголтелый.