Картина Помпеи

Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Самая сложная задача Карла Брюллова заключалась в следующем — показать, что перед лицом смерти люди в древнем городе Помпеи оставались людьми, думали о своих ближних, чувства любви, заботы и сострадания не покинули героев картины. Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением в Риме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)118.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» имеющая в своей основе реальные исторические факты. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Фрагмент картины: молодая семья. На переднем плане – поврежденная подземным толчком мостовая. Фрагмент картины: погибшая помпеянка. Картина Карла Брюллова Последний день Помпеи: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, девушка с сосудом на голове, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее.

Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.

Описание картины «Последний день Помпеи»

В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. 1827. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.

Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов использовал образ графини Юлии Самойловой129. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Но его уже нет ни во фресках (и скульптурных пейзажах) римского дома, открытого на вилле Фарнезине, ни в стенописи так называемого дома Ливии на Палатине, ни, как ни странно и в поздней помпейской росписи. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».

Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. К счастью, они спасаются. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Три года велась работа над огромным полотном. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.

– объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Критики дружно бранили Брюллова. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Одновременно он делал наброски и на мифологические темы (Смерть Фаэтона, Гилас, похищаемый нимфами и другие).

Конечно, такая работа требовала много времени. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским».

Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. После этого художник начал изучать исторические документы. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Не все эпизоды имеют одинаково важное значение для развития темы, но в их чередовании и сопоставлении настойчиво раскрывается главная мысль Брюллова о борьбе жизни со смертью, о торжестве разума над слепыми силами стихий, о рождении нового мира на рушащихся обломках старого. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Несмотря на то, что Плиний находился в Мизенах, расположенных в нескольких десятках километров от Помпей, для усиления драматического эффекта Брюллов позволил себе отступить от точности исторических фактов130. Неподалёку от них стоит христианский священник. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.

Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Упавших затаптывали идущие следом.

Доминирующий цвет на картине – красный. Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. М-7267. Г-176)160.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Рядом с лошадью расположилась толпа. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. В их картинах исторические лица принимали облик условных античных героев, независимо от того изображалось ли событие древнеримской или русской истории. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Картина принесла Брюллову мировую известность.

картина, Последний 
день Помпеи, Карл 
Брюллов обои (фото,

картина, Последний день Помпеи, Карл Брюллов обои (фото, картинки)

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Его там просто нет. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

Искусствовед Ольга Лясковская высказывала предположение, что моделью для девушки с кувшином могла послужить известная натурщица Виттория Кальдони, впоследствии ставшая женой художника Григория Лапченко134. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Они заглушают его своею красотою»175. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. У него совсем не такая толпа, как на улице.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение и вот таким образом отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148.

Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. 3175)156. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Гораздо содержательнее группа сыновей, несущих отца: в образе старика, величественно простершего руку, выражена гордая непреклонность духа и суровое мужество.

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти.

История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117.

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Он посещает раскопки. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131.

Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93).

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. В них описан день, покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать, крики, стоны. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.

Из дверного проёма наполовину высунулась фигура мужчины, который, по-видимому, одним из первых добежал до дверей, а затем в испуге двинулся в обратном направлении. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков. Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Каждое новое открытие становилось сенсацией среди художников и археологов, а трагическая тема гибели Помпеи тогда же была использована в литературе, живописи и музыке. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Критики дружно бранили Брюллова.

Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Действующие лица были разбиты на отдельные группы, которые располагались с соблюдением равновесия, соответствуя друг другу по массе. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191.

По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Ж-5081)161162. Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Одиссеевы пейзажи, Сад виллы ad Gallinas Albas, о которых мы говорили выше и которые расписаны несколько раньше, чем порицаемые Витрувием архитектурные фантазии (II и III помпейских стилей), согласно современной терминологии подтверждают его слова.

Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

(Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Этим расписанным постройкам и веришь и не веришь.

По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Выйдя за город, мы останавливаемся.

Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Толпа беглецов. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Россия торжествовала.

Весь город стекался дивиться ей»9. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Тема гибели Помпеи разрешала многие затруднения. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.

Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Обмеры терм были закончены в 1826 году37.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова.

Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. А где, как ни в Италии этим заниматься.

В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым.

Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла.

Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Иное передано с таким реализмом, с таким совершенным знанием светотени (часто тень расположена в зависимости от источника света (окно, отверстие в потолке, дверь), который освещает комнату), что лишь ощупью убеждаешься в оптическом обмане. Последние стали очень популярным сувениром из Италии.

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96.

Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. По силе художественного воздействия, он, быть может, не уступает самой картине. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)

Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной136. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.

Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.

Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи».

При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Впрочем, последняя группа психологически почти не разработана и имеет характер композиционной вставки, необходимой для ритмического равновесия картины. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Художник родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством.

Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Анны 3-й степени. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Но кому именно они молятся. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.

В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века».

  • Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  • «Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
  • Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  • Картина «Последний день Помпеи»: описание
  • История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
  • Фрески Помпей, античная живопись
  • Последний день Помпеи: хроника событий

Слово успех недостаточно для характеристики отношения к его картине. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Воин в шлеме и мальчик несут больного старика младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке.

Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Получение такого разрешения было непростой задачей и в этом Александру Брюллову помогла находившаяся в то время в Неаполе Елизавета Хитрово, дочь Михаила Кутузова и вдова Николая Хитрово, по рекомендации которой Александр написал портреты членов неаполитанской королевской семьи после этого ему удалось выхлопотать требуемое позволение33. Вокруг рушатся здания.

Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем. Трагически мрачен день катастрофы. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

  1. Последний день Помпеи – математика и искусство
  2. Картина Последний день Помпеи Карла Брюллова
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. Последний день Помпеи Карла Брюллова
  5. На стыке классицизма иромантизма
  6. Брюллов-театральный постановщик
  7. Где находится «Последний день Помпеи»
  8. Самое интересное в виде мозаики

Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Все хотели видеть произведение, о котором говорит весь Рим. Девушка рядом несет светильник.

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Только к осени 1833 года работа была завершена75.

Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. 3176). После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.

Почему. Но Брюллов не остановился на этом решении своей темы. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.

В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Каждый образ на картине уникален. Среди этих подготовительных работ особое место занимает эскиз 1828 года.

  1. Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
  2. Коллекция Государственного Русского музея
  3. Центральная и левая часть холста
  4. Фрески в Археологическом музее Неаполя

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна.

На картине вам не удастся найти главного героя. Ранний четвертый стиль также можно узнать по белому фону. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Извержение Везувия.

Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.

  1. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
  2. 20 фотографий дурного вкуса Рианны, от которого и вам станет не по себе
  3. 20 фантастических свадебных платьев от сербского дизайнера, в которых мечтает выйти замуж каждая девушка
  4. До и после: Вот как выглядит армянская Барби, которую выгоняют из страны

В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. В главных группах правой части картины основными являются мотивы, подчеркивающие душевное величие человека. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».

  • «Выдала все позорные секреты подруги»: Подруга Меган Маркл показала, как она выглядела раньше
  • Дэнни Трехо — актер, который уже в юности выглядел как старик
  • Фото, которые можно увидеть только в этом посте
  • Топ-7 шикарных мужчин из российских мелодрам
  • Девушка на 9-м месяце показала, как надо танцевать танец живота

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.

Воспользовавшись этим разрешением, в том же 1824 году Александр Брюллов посетил Помпеи, которые произвели на него большое впечатление32. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Поэты посвящали ему стихи. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Одна из них сжимает в руках сосуд, тревожно глядя в кровавые отсветы на небе, а другая, в развевающемся ярко-голубом плаще, отвела в сторону приподнятую вверх руку, которой она держала стоящий на голове кувшин148. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.

  • Вот как сейчас выглядят дети из сериала «Клон»
  • Женщина решилась на татуж губ и вот, что из этого вышло
  • Как выглядели самые влиятельные политики до получения власти
  • Лучший подарок на 14 февраля для мужчин по знаку зодиака
  • Топ-4 российских звезд, которые скрывают свои лысины

Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Отзывы критиков ошеломляли. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.

  1. Девушка стала известной благодаря своим растяжкам
  2. Пластика и богатые родители: Появилась новая информация о молодой любовнице Цекало
  3. Вот что будет, если убрать их жизни женщины всех мужчин

В четвертом стиле преобладает обилие орнамента и декора. Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Неизвестно, когда и каким будет следующее. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.

В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119.

Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Казалось, что город скрылся с лица земли. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Но в картине ощущается и еще нечто, противостоящее хаосу катастрофы: непоколебимый стержень в сотрясающемся до основ мире.

Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Орнамент. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Значение отдельных эпизодов, впоследствии подробно разработанных в картине, здесь как бы растворяется в общем страстном порыве, в едином трагическом чувстве, в цельном образе гибнущего города, бессильного перед напором обрушивающихся на него стихий. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Им некому помочь. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.

Россия торжествовала.

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Сыновья, которые уносят своего отца.

В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.

По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.

И лишь немногим удалось спастись. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Он не был удовлетворен эскизом именно потому, что в нем так настойчиво звучали ноты безысходного пессимизма, слепой покорности судьбе и неверия в силы человека. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно.

Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Он сделался самым известным человеком в Италии.

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Вспышки молний освещают лишь передний план. Стержень этот – классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане.

По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31.

От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской.

Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Сопоставляя эти сведения исследователи творчества Брюллова заключают, что этой дамой могла быть Разумовская, которая тем самым как бы уступила свой изначальный заказ Демидову.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.

Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.

Четвертый стиль — это своеобразное обращение в прошлое. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Например, разрушения Содома или египетские казни. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.

Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.

Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник.