Мунк Эдвард Автопортрет

Картина Эдварда Мунка Автопортрет в аду: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Один из критиков назвал представленные на выставке автопортреты Эдварда Мунка (1863-1944) современным словцом «селфи».

Всего он провёл там более полугода. Не мог понять, что не помогли такие горячие молитвы.

По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. По замыслу он должен был состоять из картин символического содержания, в основе которых лежала бы жизнь со всеми ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали. Позже стал военным врачом и в конце концов поселился в Осло — в Грюнерлёккене. Отец Эдварда Мунка — Кристиан Мунк был врачом. В связи с творчеством Мунка впервые прозвучал термин «модерн», но именно этот художник по праву считается одним из основателей экспрессионизма.

Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Мунк практически не использоваал прямых линий.

Достоевского «Преступление и наказание». Усы и волосы Мунка совсем поседели, в первый раз мы видим его в очках. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Эта смерть сильно на него подействовала.

  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • Описание картины Эдварда Мунка «Автопортрет с зажженной сигаретой»
  • Автопортрет в больнице профессора Якобсона
  • Описание картины «Автопортрет в больнице профессора Якобсона»

Всякому известно, что у Паульсена много денег. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Все вокруг мрачно и бледно.

Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Будучи натурой мечтательной, он любил читать и выдумывать сказки. Лицо с провалившимися глазами вылеплено мазками желтого и красного. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.

  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • Описание картины Эдварда Мунка «Автопортрет с бутылкой вина»
  • Эдвард Мунк – норвежский художник
  • Эдвард Мунк – "Автопортрет с сигаретой"
  • Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»

Эдвард Мунк очень к ней привязался. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Старший из сыновей, он после смерти Софи стал вообще старшим ребенком. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Всего он провёл там более полугода. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.

Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Символизм с его романтикой и тайной, декоративная текучесть модерна, колористические всплески фовизма и, наконец, захлебывающийся эмоциями, «вопящий» надрыв экспрессионизма проходят через творчество Мунка ищущего адекватный язык своим видениям и образам. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.

  1. Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  2. Картина Автопортрет в аду Эдварда Мунка
  3. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  4. Эдвард Мунк времен пост-«Крика»
  5. Печальные «селфи» Эдварда Мунка
  6. Заказ репродукции картины на натуральном холсте: Мунк Эдвард Автопортрет в аду
  7. Эдвард Мунк на службе поп-культур

«Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» – писал художник. Мунк так писал по поводу появления своей самой знаменитой картины «Крик»: «Как-то вечером я шел по тропинке. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мунк стар, очень стар, ему семьдесят семь лет.

Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.

Ингер спросила, — не думают ли они, что она лжет. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями.

  1. Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  2. Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
  3. Биография и произведения Эдварда Мунка
  4. Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  5. Последние годы жизни Эдварда Мунка
  6. А: ресурс демфологзац мистецтва
  7. Художня лрика фантасмагорй рини Нефьодово

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Место и время действия – НьюЙорк, аукционный дом Sothbys, торги «Искусство импрессионистов и модернистов», 2 мая 2012 года. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.

Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», – утверждал Мунк. Портреты художника – исследование человеческой души. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

  1. Гвдо Морпурго: «Архтектура ма особливу властивсть – вона не потребу перекладу»
  2. Общееколичествопросмотровстраницы

После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».

То, что время пощадило, 
то, что память сберегла

«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Мунк сидит за столом, перед ним блюдо с головой трески.

Ее звали Лаура Катрине Бьёльстад. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Мунк много путешествует, подолгу живя в центрах искусства того времени – Париже и Берлине. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению10. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Сначала Центр Помпиду во Франции, затем – Schirn Kunsthalle в Германии, а с 28 июня – лондонская Тейт Модерн. Создана картина в Берлине.

Эдвард Мунк родился в 1863 году. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Лунный свет, который освещает поверхность воды, отражается на лице женщины, становится носителем неземных, потусторонних сил. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет.

22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. Работы были написаны между 1893 и 1910 годами.

До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние54, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Первая дата – 1888–1889 годы. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.

Был судовым врачом. Творчество Мунка открыло новые пути, по котором в последствии шло искусство XX века. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.

В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.

Некоторые исследователи У. Бишофф. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.

Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). В преддверии 150-летнего юбилея мастера, который будет широко отмечаться на его родине и во всем мире, концептуальная выставка «Эдвард Мунк – современный взгляд» курсирует по музеям Европы.

Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Это абсолютный мировой рекорд среди произведений искусства, проданных на публичных торгах», звенящим от гордости голосом провозгласил аукционист Тобиас Мейер, опустив молоток на цифре 119, 9 миллиона долларов. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.

Кстати, созданные художником графические версии работ (Мунк много работал в технике офорта, гравюры на дереве, черной и цветной литографии) часто цельнее и глубже живописных прототипов. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. И, наконец, последние автопортреты Мунка 1940 года: Мунк ест голову трески (Осло, музей Муниципалитета) и Между часами и кроватью (Осло, собственность города). Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Его краски стали резче и интенсивнее. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал.

Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Только на кровати светится яркое покрывало. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу.

«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». С деньгами в доме доктора Мунка было туго. От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику.

«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Он еще бодр и за столом сидит в костюме. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. А рядом с ними такой же фронтально-неподвижный, с упавшими вдоль тела руками, стоит Мунк. В молодости он много путешествовал.

Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. 500 долларов, став самой дорогой в истории арт-рынка работой. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. 29-летняя Карен Бьёльстад была хорошей хозяйкой и добра к детям.

Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В старческих руках нож и вилка. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.

Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Оригинальный Крик существует в четырёх вариантах.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).

Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Картина-рекордсмен – «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка, родившегося 149 лет назад. На протяжении всего детства Эдварда, Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Словосочетание «Современный взгляд» в названии выставки – ключевое.

Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Богема стала для него второй семьей. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Картину «Больной ребенок» он писал шесть раз, «Девушек на мосту» – семь, «Зрелость» – четыре, «Поцелуй» – одиннадцать раз, «Вампира» – десятки. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.

Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.

Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года. Одна из важнейших картин этого периода – «Больной ребенок» (1886), (илл. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В Музее Мунка находится один живописный Крик (украден в 2004 году, спустя два года найден с поврежденияими и только в 2008 году вновь представлен публике) и одна пастель, в Национальном Музее Норвегии находится ещё одно живописное полотно (похищено в 1994 году, но спустя несколько месяцев возвращено).

Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Увлекшись фотографией (в 1902 году художник приобрел небольшой фотоаппарат Kodak Bulls Eye), он бесконечно снимает одну и ту же модель – Эдварда Мунка: в саду, на кровати в лечебнице, где он лечился от нервного срыва, у дома, в мастерской, в галерее, в окружении своих работ. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.

Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Осенью он едет в Париж. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».

Скорее то, что хотел видеть. Пространство, в которое помещена фигура художника, словно вырастающая из некой бездны, прорисовано достаточно жидкими масляными красками, торопливыми, в основном красными и синими мазками. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. В дни его молодости Норвегия была «медвежьим углом» художественной жизни Европы и многие скандинавские художники отправлялись сначала в Копенгаген, а затем в Германию и Францию, где бурлил котел новых идей и интеллектуальной мысли.

Одна из самых повторяемых тем в творчестве Мунка – он сам. Вытащить Мунка из тени обессмертившего его «Крика» – иконы экспрессионизма – и попытались авторы концепции выставки. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.

Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Прошлой осенью парижский музей Помпиду организовал выставку работ Эдварда Мунка. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством47. Когда я работал над картиной, то написал облака как настоящую кровь.

Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Город остался позади, внизу расстилался фьорд. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.

Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.

Особенно известен снимок 1907 года на пляже в Warnemnde: обнаженный атлетически сложенный художник стоит в профиль, в правой руке – кисть, нацеленная на невидимый для нас холст, в левой – палитра, позади – еще один начатый холст с прорисованными мужскими фигурами. Он не мог понять, как это отец, будучи доктором, не сумел ее спасти.

В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Его творчество резко изменилось. Длительная болезнь Софи их особенно сблизила. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.

«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Цвета раскрывались от крика». В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её26. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.

Это лицо глубокого старика. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой.

Как раз в эти дни Мунк написал завещание, оставив все свои работы музею в Осло. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. М., 2007.

Эдвард этому не поверил. Впрочем, знаменитый «Крик» в нынешней экспозиции отсутствует.

Фотографировать Мунк начал в 1902 году, не имея никаких специальных навыков. Эдварду исполнилось тринадцать лет, когда умерла Софи. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график.

3) посвящена сестре Софии. «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этому полотну», – утверждал Мунк. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.

Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Сначала по настоянию отца Эдвард поступил в Высшую техническую школу, но уже в 1881 году перешел в Академию искусств в Кристиании (так до 1924 года назывался Осло). Четвёртая работа (пастель) находилась в руках норвежского миллиардера Петтера Олсена и в мае 2012 года была продана за 119 млн 922 тыс. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.

Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

Но чувство юмора, легкий скептицизм и острота видения не покидают его.