Сергий Радонежский Картины Художников

Данная презентация рассказывает о произведениях русского изобразительного искусства, в которых отображен образ Преподобного Сергия Радонежского: картины художников Нестерова, Рериха, Ефошкина и других. 23 октября в 16 часов в Выставочном зале Ивановского филиала Российского Фонда Культуры торжественно открылась и начала работу выставка «Сергий Радонежский – Душа России», представляющая образ Преподобного Сергия Радонежского в рисунках детей и репродукциях картин великих русских художников.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Мы видим необычного Сергия — грозного и сурового. Видимо, термин «ростовская эмаль» приобрел в это время не только региональное, но и стилистическое значение. Все вместе несколько позже они составили часть альбома «Древности Троице-Сергиевой Лавры», но выпускались и отдельными листами. Дополнительно:«На этой неделе был в Петербурге и в Академии видел образа работы Нестерова. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». «Ахать» было бесполезно, надо было действовать.

Художник долго не мог определиться с композицией картины. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. Его облик сияющий, мощный, черты лица четкие, волевые. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно.

Исследовательская 
работа Преподобный 
Сергий Радонежский

Исследовательская работа Преподобный Сергий Радонежский в творчестве русских художников

Сергий»). Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отправился готовиться к похоронам.

На выставке представлены также произведения XVI—XVII веков, происходящие из разных мастерских шитья. Огромные партии образков поставлялись в Троице-Сергиеву Лавру. В произведении своеобразно сочетаются «таусинная» и голубая камка фона, песочного цвета шитье лика с резкими притенениями и разноцветные шелка одежд, выполненные швом «вприкреп» и подражающие шитью золотом и серебром. Мы не видим лица старца, но это потому, что видение не нам, а ему, отроку Варфоломею.

«Преподобный Сергий 
Радонежский», Нестеров 
— описание картины

«Преподобный Сергий Радонежский», Нестеров — описание картины

Образ СергияНестеров писал в воспоминаниях: образ Сергия Радонежского «.

Таким образом, Сергий получил знание Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Из огромного числа живописцев и мастеровых в штате Лавры были оставлены лишь единицы. Перед мальчиком стоит старец. Весь образ Сергия говорит о его высоком внутреннем состоянии. Сергий Радонежский.

Житие Сергия Радонежского 
на картинах художников

Житие Сергия Радонежского на картинах художников

«Житие Сергия» сообщает, что однажды в Троицкую обитель явились «греки от Константин града от патриарха посланы к святому». Другое дело – правая часть триптиха. Иоанна — сына кн. Кондак и тропарь святому на полях, вкладная надпись шиты жемчугом, напоминая изящный орнамент. Эта традиция была заложена выдающимся резчиком XV века Амвросием, впервые включившим сюжет «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» в композицию напрестольного креста.

Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе. Почему.

Владимира Боровского. Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, чудного старца, святого Сергия». Это иконы, гравюры, памятники лицевого шитья, мелкая пластика (металл, дерево, кость, перламутр), живописные эмали. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды.

Задачи 1. Время тянулось, казалось мне, очень медленно. У ног его, по-прежнему справа, в несколько иной позе медведь. Почему.

На полотне Н. К. Рерих пишет вязью: «Дано Св. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Жизнь преподобного Сергия — это жизнь человека в Боге. Года через два или три к нему стали стекаться иноки образовалась обитель. Фигура монаха и князя выходят на передний план.

Нестеров так поставил фигуру старца по отношению к отроку, что то, что происходит на картине, воспринимается нами не как «Встреча отрока Варфоломея со старцем», а как «Видение отроку Варфоломею». Они сотнями поставляли в Троице-Сергиеву Лавру кипарисовые иконки, панагии, кресты. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. В семилетнем возрасте отрока Варфоломея (так в миру звали Сергия) отдали учиться вместе с двумя братьями – Стефаном и Петром.

Последнее благословение, последний поклон. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. Это признавал и сам Михаил Николаевич.

Описание картины 
«Преподобный Сергий 
Радонежский»

Описание картины «Преподобный Сергий Радонежский»

В музее хранится несколько первоклассных произведений царицыных мастерских этого времени. Человека, который трудиться, который заботиться и оберегает. Составить литературный обзор. В 50—60-е годы XIX века несколько раз предпринималось издание литографированной иконы «Житие и чудеса Преподобного Сергия», существовавшей в двух вариантах, отличающихся рисунком клейм, декоративным строем и набором сюжетов. Однажды в поле, куда Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера.

прп. Предпочтение отдавалось голубому, красному, синему, зеленому.

Другие картины Михаила 
Васильевича Нестерова

Другие картины Михаила Васильевича Нестерова

Все пережитое на земле у него уже в прошлом: и видение отрока Варфоломея и пустыня с медведем и те труды построения обители, которые изображены на средней части и, может быть, в прошлом уже и прощание с князем Димитрием Донским. Именно в этот момент два таких разных и замечательных живописца, как Михаил Нестеров и Николай Рерих, внешне независимо друг от друга, в разных частях света, пишут серии работ, посвященных Сергию Радонежскому. «Многосветлым светильником Российской земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Ясностью замысла, простотой и тщательностью исполнения отличаются небольшие моленные иконы, такие, как «Преподобный Сергий Радонежский, предстоящий Богоматери», «Преподобный Никон Радонежский, предстоящий Богоматери». Жизнь преподобного Сергия— это жизнь человека вБоге.

Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре. Сюжет картины основан на «Житии преподобного Сергия», составленном учеником Сергия Епифанием Премудрым. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. То состояние духовной сосредоточенности и общественного братства, которое существовало в монастыре, «незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века». М. Нестеров предвидел, что этому полотну уготована долгая жизнь. Для Нестерова Сергий это, прежде всего, «душа русского народа», а потом уже «игумен Земли русской» исторический деятель, защитник. Прекрасным памятником второй половины XVII века является подвесная пелена «Преподобные Сергий и Никон, предстоящие Троице». Стяги, поднимающиеся к небу и войны по колориту не выбиваются из общей композиции.

Будто огненные крылья, горит плащ одного из них, напоминая о небесном бое. Это признавал исам Михаил Николаевич.

Цвет их знамен — красный (цвет жизни, борьбы). Сергию о судьбе Троицкой обители. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Это был настоящий триумф. Это три картины: «Пересвет и Ослябя», «Три всадника. По-разному и они сами говорят об образе своего Сергия. Опись Троице-Сергиева монастыря 1701 года сообщает: «Палица «Видение великого чудотворца Сергия».

Описание картины 
Михаила Нестерова 
«Преподобный Сергий

Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»

Почему. Съев угощение, медведь удалился в лес, но с тех пор часто стал приходить к келье святого. Царским вкладом является покров «Преподобный Никон Радонежский» 1633 года.

Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо оптицах». «Из давних детских воспоминаний встает посещение Троице-Сергиевой Лавры. Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой лавры, основанной преподобным.

Я сделал его быстро и тут же нанял себе пустую дачу в соседней деревне Митине. Изображение шито по синей камке шелками песочного, коричневого и голубого тонов. Никогда не сеял ненависть, злобу и зависть, а всегда хранил внутреннюю чистоту и любовь в сердце. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы.

  1. Картины Сергея Ефошкина, цикл «Житие преподобного Сергия Радонежского»
  2. Храм преподобного Сергия Радонежского
  3. Жизнь Сергия Радонежского отраженная в живописи
  4. Список использованной литературы и источников

В картинах М. В. Прелесть, хорошо. Он пишет картину «Святой Сергий Радонежский», как бы подытоживающую более раннюю серию «Санкта». Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца.

Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Два художникаНестеров и Рерих были знакомы между собой более того, на стыке XIX–XX веков у них была общая художественная среда — творческое объединение «Союз русских художников», они очень уважали друг друга. Его жизненный путь — от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Нестеров снова и снова обращался к личности великого старца.

  1. Презентация "Образ преподобного Сергия Радонежского, отображенный в русской живописи"
  2. Преподобный Сергий Радонежский в русской живописи
  3. Жизнь русского святого в работах современного художника
  4. Деяния Сергия Радонежского – Михаил Нестеров

Кажется, Сергий не без скорби приостановился в раздумье, в глубокой длительной обращенности внутрь себя. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. И сам святой Сергий тоже садится на коня, чтобы нести незримый дозор. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей.

«Я принялся за этюды к «Варфоломею», – рассказывает Нестеров. Желтовато-охристые лики пишутся плотно, почти без высветлений. Трактовка сюжета скорее вневремённа, чем конкретна и соответственна XIV веку. Здесь Сергий Радонежский предстает во всем блеске, славе и величии. Эту же трансформацию образа святого мы прослеживаем и у Нестерова в его втором цикле. Шапошникова и других.

  • Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
  • Картины (живопись) : Сергий Радонежский
  • Образ Сергия Радонежского в русском искусстве
  • Официальный сайт Храма преподобного Сергия Радонежского Живоночальной Троицы в Рогожской слободе
  • Записки переводчика с Андреем Десницким

Но Стефан не выдержал трудностей житья в пустынном месте и ушел в один из московских монастырей. В 1850 году издавались литографии «Моление Преподобного Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий священнодействует» и «Видение птиц Преподобному Сергию». Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. В музее хранится целый ряд его работ. Одним из ярких образов работы местных мастеров конца XVII века является икона «Преподобный Сергий Радонежский с учениками».

Еще большая удача была в самой монастырской улице. Иконописание известно в Троицком монастыре с XV столетия В XVI—XVII веках иконы писали не только в самой обители, но и в специальной Иконной слободе. Сам художник говорил об этом: "Я не писал и не хотел писать историю в красках. Первой в этой серии была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889), далее следовали: «Юность Преподобного Сергия» (1892–97), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–97), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–99).

  1. Картины из серии «Поле Куликово»
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Первая половина века: «Поднять из гроба знаменитых предков»
  4. Вторая половина века: недостижимая историческая достоверность
  5. Русские художники — о преподобном Сергии Радонежском08 Октябрь 2013
  6. Монастыри, основанные Сергием Радонежским

Сергий был готов пожертвовать спасением своей души радиОтечества. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Сергий Радонежский здесь – старец, близкий к исходу дней.

В отличие от иконописи русское изобразительное (лицевое) шитье представлено на выставке в основном памятниками московского происхождения. Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Сергий моложе изображенного на первом эскизе. 2. Кроме того, это эпоха сильнейшей раздробленности Руси. Постепенно он стал известен другим инокам.

  1. Сергий Радонежский: последние новости
  2. Открыть внутри себя неисчерпаемый источник сил

Неприкосновенно и ярко донесло до нас время Великий Образ Святого Сергия» (Н. Ряд пейзажей и пейзажных деталей было сделано около Комякина. Братья учились успешно, а Варфоломею грамота не давалась. Много сердец зажег прп. Архивные документы выявляют несколько десятков имен лаврских серебряников. Серебряный оклад иконы сохранил надпись: «Лет 7099 (1591) го сий образ писан на чудотворцове раке на Сергиеве, а писал и окладывал троецкой Сергиева монастыря келарь Еустафьище Головкин.

Картины Сергея Ефошкина, 
цикл «Житие преподобного 
Сергия Радонежского»

Однако трактовка образа Преподобного, как и послание в их работах, различна. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом «Н. Он является одним из наиболее ранних памятников с изображением этого святого (Никон умер в 1427 г., канонизирован в 1547-м).

«Сергий, ты молишься о своих учениках и молитва твоя услышана. Его жизненный путь – образец святости и веры. игумена в его обители посещали Московские и удельные князья, вельможи и простые, «на селе живущие» люди. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».

Он удался, а главное, я, смотря на тот пейзаж им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности» историчности его: именно такой, а не иной, стало мне казаться, должен был быть ландшафт». В детские годы этот святой «был нам близок, входил. «Полетели дни за днями, вставали все рано и тотчас, как рассветет, принимался за картину. Но атрибуция их произведений сильно затруднена, так как вещи, выполненные для «домашнего» пользования, клеймению не подлежали. Он крестил сыновей великого кн.

О том ли, что мир изнемогает в бедах. Старец, мнится, не пришел к дубу, как вот пришел отрок по лугу, а «вдруг отделился от темного ствола большого дерева» – и предстал пред отроком, пошедшим за конями. Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». Рериха «Св.

После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Его колорит строится на сочетании теплых золотисто-песочно-коричневых тонов. В 1854 году выпустили еще одну картину — «Преподобный Сергий кормит медведя». В Троице-Сергиевой Лавре живопись на эмали практиковалась с XVIII века. У старца есть все эти качества. Жилось мне в те дни хорошо.

Его жизненный путь— отсмиренного отрока достарца, перед которым склоняли головы князья. Для «Трудов» Нестеров впервые в новом русском искусстве применил форму триптиха, столь излюбленную в средневековом искусстве Запада и любимую в Древней Руси в виде «деисусов» и складней.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Во-вторых, ему дана была от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Если он— Игумен земли Русской, товсе мы— его верные чада, внимающие его словам. Основным производителем живописных эмалей в XIX веке был город Ростов. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.

Не зря, видимо, на Нестеровских полотнах Радонежский чудотворец предстает во всех возрастах: и ребенком и юношей и зрелым мужчиной и пожилым человеком. Мать и сестра не знали, как меня утешить, как подступиться ко мне. А для Рериха Сергий, в первую очередь, строитель русской духовности. Как и у Нестерова, образ Сергия — один из центральных в творчестве Рериха. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле.

Надо приниматься за последний эскиз красками. Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Заметим, что те же сюжеты для своего цикла выбрал и Михаил Васильевич в далекой России: «Пересвет и Ослябя» — покровительство Сергия накануне Куликовской битвы, «Небесные защитники» — заступничество «при Минине», «Дозор» — помощь «теперь». Сергий не земная фигура, не один из нас, а недосягаемый идеал, святой, воин-защитник. Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии.

Вокруг головы Сергия сияет золотой нимб — символ святости и чистоты, фигура его — олицетворение силы. Сергий остался один. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Сергий в белом подряснике и манатейке стоит уже посреди всего окружающего его лесного безмолвия. Тираж первых листов продолжался и в последующие несколько лет. Близкие мои не знали, что со мной делать. Нерльский собор олицетворяет саму Россию. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом.

Лиловато-синяя гамма всей картины более всего подошла к «зиме» правой части. При взгляде на картину мы как будто слышим стук топора, ощущаем кипучую деятельность Сергия. В середине XVIII века здесь работали художники, обученные иеромонахом Павлом Казановичем.

Потом Иоанн Кронштадтский: «Не болей. Преподобный Сергий вышел ранним утром. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными.

Особенно это проявлялось в наикритические моменты истории. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера.

А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение. Во время работы над будущей картиной М. Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещает места, связанные с жизнью Сергия.

Эта тесная монастырская улочка между деревянными церквами, кельями, сараюшками и выше их поднимающимися елями, заваленная глубоким пустынным снегом, – непроезжая, тихая улочка обители в своей тесноте и морозной снежности напоминает, ни в чем не повторяя, другую знаменитую древнерусскую улицу, только городскую и также заваленную высоким снегом, ту, которую изобразил Суриков на «Боярыне Морозовой». Здесь представлены немногие сохранившиеся памятники, связанные с именем троицкого игумена. Об этом думаешь, когда вглядываешься и в картину Нашли князя. Боковые изображения на створках являются дополнительными к центральному завися от него по композиции, они обычно бывают однофигурными. Поляки и русские изменники видели их».

К той же тематике можно отнести и серию картин «Санкта» (Святая, Священная) созданную Н. К. Рерихом в США в 1922 году. Подбор житийных клейм их композиционное построение восходят к иконе «Преподобный Сергий с житием» конца XV века из иконостаса Троицкого собора. Шитье теплыми по цвету шелками выполнено по хорошему рисунку с большим вкусом и мастерством. Художник хотел выдержать все три части триптиха – лето (левая), позднюю весну (средняя), зиму (правая) в одной цветовой тональности, чтобы, связав их в одно живописное целое, колористически оправдать форму триптиха.

Они написаны реалистично их типажи соответствуют времени. По стилистическим признакам к работам великокняжеской мастерской шитья первой трети XVI века следует отнести покров «Преподобный Никон Радонежский». «Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа». И образ Сергия Радонежского как народного святого был близок обоим с детства. (Подробнее об этой картине можно прочитать здесь).

Монах молился. За Сергием видны шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской. В 1865 году были добавлены еще два листа — «Труды Преподобного Сергия в хлебопекарне» и «Преподобный Сергий перед гробом родителей». Все это повлияло на формирование живописного видения художника. Именно таким видим мы святого в триптихе Труды преподобного Сергия (1897 г. ).

Но слава не прельщала подвижника и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Их в обилии изготавливали троицкие мастерские в XVI—XVII веках. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменов и главой», — пишет автор его Жития.

В условиях постоянных татарских набегов и княжеских междоусобиц «примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее», — писал В. О. Ключевский. Ноабсолютно особое место вего творчестве занимает Радонежский игумен. Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года.

Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительских центров России. Руки так же крестообразно сложены на груди. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости.

Одним изсамых плодовитых авторов наэтом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (18621942). Но приехал он больной и слег в злой инфлюэнце. Именно тогда, в 1892 году, по случаю 500-летия кончины Сергия Радонежского, В. О. Ключевский произнес свою знаменитую речь о его значении, так тронувшую его современников (включая и Нестерова и Рериха). Однако недели через полторы холст пришел, гораздо лучший, чем первый.

На выставке, посвященной 600-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского, произведения прикладного искусства нового времени, соседствуя с древним шитьем и иконами, не меркнут в тени блестящих достижений средневековья. О чем. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства.

И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности. – Жить будет отрок Варфоломей. В 1852—1853 годах была отлитографирована и издана копия лицевой рукописной книги «Житие Преподобного Сергия Радонежского» конца XVI — начала XVII века. Благословив кн.

Однако по дороге мальчик перестал дышать. Необыкновенная композиция Юрия Ракши. Преподобный понял, что зверь голоден и вынес ему краюху хлеба. Здесь он прославился как выдающийся христианский подвижник.

Любил каждого человека и видел в нем лучшее. В ней изначально была заложена идея чудотворности. Муку просеивал, тесто месил и квасил. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). В середине XVIII века «для обучения художествам» в Академию наук в Петербург были посланы ученики, в том числе для обучения резному мастерству — Михаил Иванов, столярному — Яков Васильев, токарному — Игнатий Матвеев.

Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве. Первые четыре житийных листа были подготовлены и выпущены в 1850—1854 годах. Ее характерные стилистические варианты прослеживаются на иконах-складнях XVI—XVII веков. Труд был возведён им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствия. По свидетельству «Жития Сергия», последние слова троицкого игумена были обращены к ученикам, которым он «единомыслие друг к другу хранити завеща имети же чистоту душевну и телесну и любовь нелицемерну». В иконе используется типичный для памятников конца XV и XVI веков подбор житийных клейм.

Покров «Преподобный Сергий Радонежский» был подарен в Троице-Сергиев монастырь в 1525 году великим московским князем Василием III и его женой Соломонией Сабуровой. Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. "На переднем плане картины – во весь рост святой Сергий Радонежский, строитель храмов и монастырей, носитель веры Христовой, миротворец, ясновидец, безоговорочный духовный лидер Руси XIV века. Конечно, все композиции жития своеобразны, но законы творчества (вообразить – преобразить – изобразить) для всех авторов общие: в каждом произведении – жизненный путь героя. Если он – Игумен земли Русской, то все мы – его верные чада, внимающие его словам.

Стилист какой. » — сообщает своему другу студент Николай Рерих. Так, например, рисунки литографий «Преподобный Сергий прогоняет злых духов» и «Преподобный Сергий исцеляет бесноватого» менялись дважды: первого в 1866 и 1872 годах, второго в 1868 и 1873 годах. Из сказания Авраамия Палицына: «Напишу о том, как во время осады Троицкой лавры в польском стане на утренней заре увидали паны-ляхи несущихся трех дивных старцев на белых конях и как эти старцы по утреннему туману промчались мимо них и скрылись во святых воротах». И стал нетерпеливо ждать присылки».

Старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души (ему никак не давалась грамота хоть он и очень старался учиться). Горы вдали — это символ восхождения духа к высшему началу, прообраз его на земле. Палица «Явление Богоматери Преподобному Сергию» является работой мастерской «именитых людей» Строгановых. Его жизненный путь – от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Ученику и преемнику Сергия, второму игумену «святой Троицы», преподобному Никону, принадлежала фелонь из белой итальянской камки и серебряная панагия «Вознесение».

Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Заключение Святой Сергий Радонежский – удивительная, яркая личность. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Лики выполнены атласным швом темными, почти коричневыми шелками без притенений, одежды шиты пряденым золотом (шелковые нити, обвитые серебряной позолоченной проволокой).

Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Преп. И меня очень удивил этот человек.

За более чем 50 лет творческой работы. В письме от 12 апреля 1903 года Нестеров пишет: «Многоуважаемый Николай Константинович. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Постепенно он стал известен другим инокам.

моляся. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была Богоматерь Одигитрия (Путеводительница).

На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде. » Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, посвященные образу преподобного Сергия. При этом сам Сергий со своей обителью и своими учениками был примером в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырям иже в Руси». Монах – образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Скоро перерисовал картину, начал писать ее красками.

Делая выбор, всегда отдавал предпочтение общему перед частным. Из произведений царицыных светлиц середины XVII века большой интерес представляет шитая по вишневой тафте двусторонняя хоругвь «Явление Богоматери Преподобному Сергию». Его величайший шедевр – «Видение отроку Варфоломею». Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников. Он не произносил длинных проповедей, но учил, прежде всего, своим примером.

Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Однажды во время молитвы Преподобный услышал голос, который звал его. В 1591 году келарем Троицкой обители Евстафием Головкиным написана икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». В 1845 году была подготовлена икона «Святые и Преподобные отцы, почивающие в Троице-Сергиевой Лавре», в которой фигурки святых помещены над изображением вида монастыря в XIX веке.

Отрок подошёл к нему и поведал свою скорбь. Таковы наперсные кресты с Распятием и поясными фигурами Преподобного Сергия и Никона Радонежского среди избранных святых. В 1978–1990 гг. Прежде всего это изображения радонежских чудотворцев: Сергия и Никона, Кирилла Белозерского, Саввы Звенигородского, Пафнутия Боровского, Стефана Махрищского, Максима Грека, различных вариантов «Собора радонежских святых».

Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице. Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую: первое при князе Дмитрии. В середине XIX века в Троице-Сергиевой Лавре работал талантливый резчик и гравер монах Иона (Иван Ильин). Тут же несколько птиц, справа, подальше, заяц-беляк присел около кустов.

«Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. И я принялся за этюд. Образ Сергия поражает красотой и величием. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость.

Его святые – странники, пустынники, монахи. Постепенно слава его росла в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество.

«От веры и от отцов моих не отрекусь», — напишет Рерих в 1930-е годы. В XIX веке в Лавре продолжались традиции эмальерной живописи известны имена мастеров, например монаха Игнатия, живописца «по финифту» Палицина, полуштатного служителя Николая Никулина. Наверху изображено Всевидящее Око, — писал художник.

Дмитрия Донского, кнн. Новгород. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Таким я его вижу на картинах художников. Я ожил, ожили все вокруг меня. На древнейших фресках это изображение неоднократно могло быть найдено».

Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображения. Это храмовая икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Шито золотом и серебром по червчатому атласу. Покров «Явление Богоматери Преподобному Сергию» был подарен в Троице-Сергиев монастырь в 1524 году Матреной Вепревой, женой Федора Васильевича Вепрева, происходящего из рода смоленских князей.

Изучить образ Сергия Радонежского через произведения искусства. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таинственным.

Интересна работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах», передающая чудесное откровение Божие св. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Так, к 600-летнему юбилею Куликовской битвы, орден прп. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

Юрия и Петра, а также кн. «Сергий, тымолишься освоих учениках имолитва твоя услышана. Время самоидентификации, поиска духовных корней, духовной опоры и защиты.

Однажды к хижине святого пришел голодный медведь. Она отличается миниатюрностью форм, тонкостью рисунка, ритмичностью построения. На картинах «Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву» изображен один из важнейших моментов в истории Российского государства. Он пришел к святому Сергию, так как великую веру имел в старца и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Мальчику не давалась грамота, но он усердно учился и молился.

Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий Я замер, как перед видением. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Года через два или три к нему стали стекаться иноки образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Фигуру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. В Троицком монастыре Сергий провел большую часть своей жизни.

Пустыня осталась ему лишь внутренняя: на месте дремучего леса с медведем – монастырский городок и безвестный юный подвижник Сергий – теперь славный «игумен земли русской». Придется много для Родины потрудиться». Он полон внутренней сосредоточенности и умиротворенности.

Видимо, троицким мастером резана небольшая овальная икона «Троица», копирующая иллюстрацию из Библии Пискатора. Именно таким видим мы святого в триптихе "Труды преподобного Сергия" (1897 г. ). Я прочитала много разной литературы о его жизни. Однажды ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Сергий духовно поддерживал соотечественников.

Для средней части складня «Трудов» художник избрал, следуя за Епифанием, сложную сцену – преподобный Сергий вместе с другими иноками строит обитель. Эти три старца, «небесные защитники» и изображены на картине Нестерова: они несутся на своих чудесных конях, навевая ужас на врагов. Удивительно красивы по ритму, цветовому и пластическому решению композиции силуэты сподвижников князя, уцелевших участников битвы. Но к концу XVIII столетия наблюдается оживление в творчестве художников-прикладников.

И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Для Троицкой Лавры закупались, а также исполнялись лаврскими и посадскими мастерами в основном иконки с местными сюжетами: изображениями основателя и «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому» именуемое для краткости в монастырских документах как «Посещение». И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов.

«Знамя Преподобного Сергия Радонежского» — так назовут Н. К. и Е. И. Рерихи сборник, увидевший свет в 1934 году. Второе при Минине. Сердечно благодарю Вас за прекрасные эскизы Ваши, полученные мною только что.

Склоненное над землей гаснущее вечернее облако звучит как церковная музыка. Лаврские серебряники делали на эмалевые пластины оправы для продажи иконок в часовнях. Как там, так и тут в этом снеге и в этой тесноте – бездна самой подлинной русской истории.

Я абсолютно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря).

В 2 – 3 сеанса был сделан этот этюд Весь материал был налицо. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию осудьбе Троицкой обители. 6. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство.

Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. Он снабжал своими изделиями почти всю Россию. Они значительно менее известны широкой публике.

Я хандрил. Третье теперь». Его величайший шедевр— «Видение отроку Варфоломею».

Одновременно началось создание литографированных икон, для которых создавались новые рисунки во вкусах и понятиях иконности XIX века с включением элементов действительности. Нестерова заключена молитва творящая. Он отличается откровенной красотой художественного воплощения и совершенством исполнения. Много молился. Главное место среди литографий о Сергии, созданных в ТроицеСергиевой Лавре, принадлежит сериям картин «Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского». Но абсолютно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Я полон был своей картиной».

В ней уже зазвучала тема «одиночества, «пустынножития», то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни», которая возникла у Нестерова не случайно, ей предшествовала личная трагедия художника: «в 1886 году родами умерла горячо любимая им жена Маша, оставив новорожденную дочь Олю»1. Особую оригинальность литым иконам придают яркие цветные эмали. Это священническое облачение Сергия — фелонь из коричневой крашенины и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный радонежскому подвижнику константинопольским патриархом Филофеем. Причем учил он не проповедями и поучениями, а самой своей жизнью. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Если он — Игумен земли Русской, то все мы — его верные чада, внимающие его словам. Сергий Радонежский был уверен в победе в этой битве. Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Облик святого, будто магнит, притягивал к себе мысли художника. Умер Сергий 8 октября 1392 года.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Лица старца не видно, так как оно скрыто капюшоном. Познакомиться с произведениями писателей о Сергии Радонежском. На полотнах Н. К. Среди его картин немало работ на церковную тематику. Покров сохранился до настоящего времени в прекрасном состоянии, почти без утрат шитья. Авва Сергий обращается кнам через свое житие, через иконы и, как мыувидели, через картины.

Известный русский историк В. О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа» : «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». Яровская» написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский». Николай Константинович посвятил святому множество работ: «Сергий-Строитель» (1924 и 1940), «Сотрудники» (1940), «Сам вышел» (1922), «Мост Славы» (1923), «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934), «Часовня Сергия» (1931), «Сергиева Пустынь» (1933, 1936), «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Русь Славянская» (1943). Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. —. Дело пошло ладно. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». По сути, это послание русскому народу накануне Второй мировой войны.

5. Вот таким образом изображение возвышающегося Сергия, держащего Нерльский собор можно понимать так: святой Сергий является величайшим покровителем Русской Земли. 4. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Наконец, Валаам со схимниками». Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Не случайно, оценивая вклад Сергия в отечественную культуру, отец Павел Флоренский называет его «духовным родоначальником Московской Руси». Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова. Легенда» (1932) о защите Троице-Сергиевой лавры под святым покровительством преподобного, «Дозор» (1932). Сам художник говорил об этом: Я не писал и не хотел писать историю в красках. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени.

Святой был особо почитаем в семье Нестеровых. Дни памяти святого по новому стилю: 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление). В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество». Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна.

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о абсолютном поражении татар оживляет умирающего великого князя».

Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. И оба живописца живо откликались на веяния времени, нужды своей эпохи и страны. В руках у него храм — символ будущей возрожденной Руси, это сердце Родины, нуждающейся в защите он покоится на плате как символе женского начала со знаком триединства. Монах Сергий в черном одеянии твердо и уверенно держит в поднятой руне святое распятье.

«Святой Сергий Радонежский», как и второй цикл картин Нестерова, посвященных этому образу, наполнены динамикой и жизненной силой, они завораживают, гипнотизируют и побуждают к действию одновременно. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Жизнь преподобного Сергия – это жизнь человека в Боге. В третьей картине Сергий представлен в образе дозорного на страже. Второй цикл — это, по сути, героический эпос и здесь Сергий уже не конкретный реалистичный образ монаха-схимника, вдохновителя народа, а образ святого воина, «который своей молитвой и бодрым бдением сторожит покой родной земли, на коне дозором объезжает дремучий лес с темным лесным озером». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений.

Голова удалась, есть и картина, «Видение отроку Варфоломею» кончено». Бродил целыми днями. (Три круга на епитрахили преподобного изображены в триптихе Нестерова «Труды прп. В следующие три года были выполнены картины «Труды Преподобного Сергия с братией в портной», «Явление Преподобного Сергия Великой княгине Софии под стенами монастыря», «Отречение Преподобного Сергия от святительской кафедры», «Явление Богоматери Преподобному Сергию». К. Рерих).

Троице и преподобному чюдотворцу Сергию о гсдре цре великом князе Федоре Ивановиче всея Руси и о его благоверной црце великой княгине Ирине и о их црском многолетном здравие и о их царском благородном чадородии». Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. В картине «Пересвет и Ослябя» витязи-иноки, ученики Преподобного показаны в исторический момент их пути к войску Дмитрия Донского, когда их приезд накануне сражения решил судьбу битвы. Совсем другое настроение царит на картине Ю. Ракши. У Рериха же в образе Сергия отсутствует спокойствие.

Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но преподобный старался быть учителем и исполнителем («делателем»): и кутью сам варил и свечи делал и кануны творил». Художник сознательно опускает линию горизонта, это помогает приподнять центральные фигуры, возвысить их над зрителем. Произведение отличается удивительной гармонией цвета.

Жить буду не я, – говорил художник. Работа Сергея Ефошкина «Чудо о птицах» передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

Все здесь – и сухонький старичок игумен и высокие срубы келий с крылечками на столбиках и сторожевые ели и сплошной синеватый снег и лиловый широкий дым и морозное розовое небо, – все здесь овеяно и дышит тем историческим воздухом, который один и делает картину (и всякое создание искусства) верным истории и без которого никакая художественная археология и историческая правдоподобность не создадут истории ни в живописи, ни в поэзии. Легенда», «Дозор». В музейной коллекции хранятся листы разных лет издания и разных вариантов рисунка. Он как о своем ребенке заботятся родители, заботился о народе и стране. За время исследования я изучила больше 30 картин, некоторые я описала в своей работе.

В 1932 году была написана картина "Святой Сергий Радонежский". К 1849 году были изданы точные литографированные копии икон, связанных с памятью о Сергии: его келейные «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай», поясная и житийная иконы «Преподобный Сергий» икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию» XVI века.

Сам художник говорил так: Я не писал и не хотел писать историю в красках. Икона выполнена на доске от гроба Сергия Радонежского. Он был подарен в Троицкий монастырь родоначальником династии Романовых царем Михаилом Федоровичем и «его государева отца великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича». Четкость рисунка, тщательность шитья, разнообразие узоров, драгоценность материалов — характерные черты памятников работы царских мастерских XVII века. Цвет стяга, согласно летописи, был черный, черный он и у Рериха.

Она могла быть написана для местного ряда иконостаса надвратной церкви Сергия, построенной в 1512 году (разобрана в 1692 г. ). Ведь он писал не только картины, но и иконы.

В самой этой форме уже заключена сложная композиционная задача. Был и второй цикл работ, созданный в 1920–30-е годы: «Пересвет и Ослябя» (точная дата создания неизвестна), «Три всадника. Преподобный Сергий преставился 25сентября (8октября поновому стилю) 1392 года.

От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты.

Работе над «Видением отроку Варфоломею» предшествовала картина «Пустынник», задуманная ещё летом 1883 года в Сергиевом Посаде и завершенная в 1889 году в Уфе. А жил он просто: много работал.

Общий колорит картины насыщен и динамичен. Позади центральной группы фигур видны иконы Богоматери и Св.

Картина «Дозор» не основана ни на каком древнем литературном источнике или предании. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинственное сияние. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Важна и символика самого Спаса. Самый ранний памятник, представленный на выставке, датируется началом XVI века.

Далее последовала картина "Юность преподобного Сергия" (1892-1897гг. ). Среди его картин немало работ нацерковную тематику.

Первый орден прп. Найти репродукции картин, посвященных Сергию Радонежскому или связанных с его жизнью. Сюжет картины «Три всадника.

В 1442 году Сергий был причислен к лику святых. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. О том ли, что нет уже его возлюбленной «матери-пустыни» вокруг него. Еще не оправившись от болезни, он уже бросился к картине. На дланях своих он держит церковь – Нерльский собор, самый древний храм России. Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий».

Произведения царицыных светлиц, княжеских и боярских мастерских попадали в Троице-Сергиев монастырь в качестве вкладов «Святой Троице и Преподобному Сергию» по различным политическим, религиозным или личным мотивам. К. Рерих. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему. Ее бледное, осунувшееся, с голубыми жилками личико было моментами прекрасно.

Каждый раз, обращаясь к житиям святых, Нестеров заново решал непростую творческую задачу: как показать невидимую, но прочную мистическую связь между героем жития и Богом. Ногами своими он стоит на Земле Русской и одновременно как бы возвышается над ней. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы. В трех верстах было и Абрамцево, куда я теперь чаще и чаще заглядывал.

Образ Сергия Радонежского начинает складываться в русском искусстве с начала XV века. Он учил (и продолжает учить) всем свом обликом: одним он утешение, другим — укор. Это было началом нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.

Жертвовал своими личными желаниями и удобствами ради блага других. Он объемлем отовсюду природой и тварями. В нем явилась прекрасная успокоенность, золотая ясность, лучезарная светлость – все то, что восхищало в русской осени такого русского из русских, как Пушкин, что умиляло Тютчева, – в нем явилось все, что могло умилять и радовать будущего Сергия, который «был плоть от плоти и кость от костей» русского народа. Его фигура проста, решена без излишеств, но она является центральной в композиции, так как задает необходимый настрой. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока.

По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей — крестьянские мальчик и девочка.