Сватовство Майора Википедия

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Обе разряжены для приема жениха. И здесь – важный момент. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. 58, 375, 4.

И зачем. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Он вызвал Федотова и поинтересовался, что ему нужно для занятий живописью.

Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Таким образом создается своего рода композиция движения. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И.

Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Подобных вопросов возникает множество. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Ведь сам майор, скорее всего, не потомственный аристократ, а получил наследуемое дворянство за выслугу до майорского чина. Для большего не хватало грамотности, связей. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».

Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Он любил их Казнил он этих любимцев деликатно. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Великому князю, видимо, хотелось иметь в гвардии своего живописца и он обещал помочь. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. В юности «забрили лоб». Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы.

«Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора.

Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.

Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Крылов. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Ж-4521)8910. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Стерпится – слюбится. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. / Ой, стыд какой. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Все не столь однозначно с Купцом. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.

Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Служанки шушукаются. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Студент. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.

Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Ах, уж эта кулебяка. Подобные браки случались тогда повсеместно.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. чужой.

Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57. Оконченная картина. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Видимо, в псалтырь.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. / По-старинному— в сизом платочке. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера.

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.

"Сватовство майора" 
и шутовство художника

"Сватовство майора" и шутовство художника

А седобородый батюшка-купец. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. «Кого. » – «Брюллова».

Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Зауервейда, пользовался советами К. П. Четверть — молодежь. Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела.

Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Ах, уж эта кулебяка. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника.

Федотов переработал повторение своей картины. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

— стыд какой. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».

Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. 5.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. / Никогда с ними я не бывала».

Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.

  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Встреча в Туркмении с Крымскими горами
  • Деда на Енисей везли в скотском вагоне
  • Прощальная сказка для царской семьи
  • Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Худых — больше, чем толстых. Постепенно сюжет сложился. А дальше можно предполагать.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Высоких было больше, чем низких. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Без году 40 или три по тринадцать
  • Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Рядом расположены достопримечательности
  • Художник Павел Андреевич Федотов

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. А там, если помните, никакого туалета. Блондинок мало.

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. А седобородый батюшка-купец. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. «Учителя», – ответил художник.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». / Нет, в светлицу уйду. »46.

Кошка замывает гостей». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Кроме одного.

А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. И зачем. Ах, уж эта кулебяка.

С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Это излюбленный приём Павла Федотова. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.

Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Только наверняка он «происхождения тёмного». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.

Художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». «О чем я думаю. А он показывает на входящую сваху.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что "родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Сын был гордостью и надеждой семьи. Женатым и холостым мужчинам же все это было доступно и так, кроме, разве что законных наследников.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. И зачем.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.

Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Вместе с гравером Е. Е.

В ней борются противоречивые чувства. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.

Остальные персонажи картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, так как Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Хозяин засуетился поскорее застегнуться.

» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Брюллова. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). На столе разная закуска. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.

Откуда лента здесь взялась. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.