Веласкес Менины

Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.

Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».

Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году.

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Так это их изображает Веласкес. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
  6. Менины (картина, Веласкес, 1656)

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. А теперь дополню из источника общеизвестного – о влиянии этого грандиозного произведения на многое воспоследовавшее. В 1692 году неаполитанский художник Лука Джордано стал одним из немногих, удостоившихся чести осмотреть коллекцию живописи Филиппа IV в его личных покоях и был крайне впечатлён «Менинами», назвав их «теологией живописи» и вдохновившись на написание оммажа Веласкесу. Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя – в левой части полотна. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. А почему в мастерской находится инфанта.

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

  1. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  2. История одной картины: «Менины» Веласкеса
  3. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  4. Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  5. Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Здесь этот оксюморон вполне уместен. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. А с другой – сам бросает вызов богам.

  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  • «Мы не зрители, мы участники действия»

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико», содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. В 2004 году Ив Суссман сняла короткометражный фильм «89 секунд в Алькасаре», воссоздающий примерно полторы минуты, предшествующие и непосредственно следующие за мгновением, когда королевская семья с придворными собралась в точную конфигурацию, соответствующую картине Веласкеса. Прошедшая в 2008 году в музее Пикассо выставка «Забывая Веласкеса: Менины» представляла произведения искусства, так или иначе связанные с картиной Веласкеса, включая среди прочих работы таких художников, как Франциско Гойя, Хуан Карреньо де Миранда, Сальвадор Дали, Пикассо, Ричард Гамильтон, Масо, Франц фон Штук, Ив Суссман, Джоэл Питер-Уиткин, Майкл Крейг-Мартин, Вик Мюнис, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Авигдор Ариха и Фермин Агуайо. В 2009 году музей Прадо запустил в Bнтернете проект, позволяющий изучать «Менины» в ультравысоком разрешении. В 2010 году в галереях современного искусства Эрарта более 30 петербургских художников представили свои вариации на тему «Менин». Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42.

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.

  1. ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  4. Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  5. Загадка самой известной картины Кустодиева
  6. Правда и вымысел о Пабло Пикассо

Ему 57 лет. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. В «Венере с зеркалом» (ок. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор.

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.

  1. Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
  2. «Менины» Веласкеса: картина о картине

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все.

Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).

– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Но это спокойствие весьма обманчиво. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Она вызвала на состязание Афину. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Тогда получается, что то, что мы видим перед собой – отражается в зеркале, а художник фиксирует это отражение у себя на холсте.

Филипп IV и Марианна, хоть и видимые лишь в отражении зеркала, занимают центральное место на холсте, что соответствует социальной иерархии. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».

Но не это главное в полотне. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Разумеется, нет.

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Ей всего пять лет. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Случайно ли почти всю верхнюю половину полотна занимают стены и высокий потолок с массивными крюками для люстр.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Загадка заключается в другом. За пределами холста или внутри него. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Всё правильно.

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. В это трудно поверить, но факт остаётся фактом: на протяжении 200 лет о существовании картины знало считанное количество людей. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Это ребёнок, лишённый детства. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Между августом и декабрём 1957 года Пабло Пикассо написал 58 интерпретаций картины, в настоящее время экспонирующихся в зале Менин музея Пикассо в Барселоне. Но смотрит и художник.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству.

Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Итак, время действия – 1656 год. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. И творчество побеждает. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси. Фигура карлицы. Быть может, то, что вижу, — сон. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Это привело к инцесту внутри семьи. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. На гравюре «Менины Пикассо», собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих – и Веласкеса и Пикассj. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Ситуация поменялась после 1819 года, когда Фердинанд VII открыл королевскую коллекцию живописи для публичного доступа50. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

В настоящее время из-за большого размера, важности и ценности картина не допускается к участию в выставках45. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн, приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. И вот вырвалась наружу.

Инфанта, напротив, ярко освещена. На это указывает отражение в зеркале. Но что он рисует.

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Именно тихо. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.

Хосе Ортега-и-Гассет делит пространство на три части: ближний и дальний планы, освещённые естественным светом и затемнённый между ними средний24. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Марсий, по греческому мифу, достигнув необычайного мастерства в игре на флейте, вызвал на состязание самого Аполлона. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.