Верещагин Оборона Троице Сергиева Монастыря

Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1609 годов

Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. И вот имена этих «героев», под рукоплескания и взаимные одобрительные возгласы запустивших процесс развала великой державы, скрывались от нас долгих 20 лет. Враги потеряли больше, но не полторы тысячи убитых и пятьсот раненых, как пишет Палицын. Поначалу успех был полный — «литовцев» гнали до батарей, но там троицких встретили пушечным и ружейным огнем. «Кровию дрова куповаху», — пишет Палицын.

Нестеров написал картину «Всадники. Сапега начал с того, что осмотрел местность и приказал «копать окопы и делать укрепления». Им удалось предотвратить эпидемии, но цинга свирепствовала. Он был канонизирован как святой преподобномученик Иоасаф Боровский (XIX в. ) в конце XX в. имя священномученика Иоасафа Боровского было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троицкой обители.

Троицкие сидельцы не знали об этом, зато помнили слова патриарха Гермогена: «Если будет взята обитель преподобного Сергия, то погибнет весь предел российский до Окияна-моря и царствующему граду настанет конечная теснота». В милосердии своем Иоасаф был твёрд: вопреки воеводе Долгорукому спас от казни Иосифа Девочкина и наперекор требованиям сильных обеспечивал едой всех — вплоть до беззащитных крестьянских женщин, стариков и детей. У нас все-таки отношение трезвее.

— В. К. )около града по поясу ходящих дву старцов, брады сeды, свeтозарны образом, яко быти им по образу ипо подобию великим чюдотворцом Сергию и Никону. За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры. Дело в том, что монастырь стоял на пересечении важнейших дорог, по которым в Москву шли войска и обозы с припасами. Защитников Троицы оставалось всего 200 человек.

Имели место факты бегства людей к врагу. И изнемогаше от многих ран и начат умирати и во-пияше. В ночь на 1 (11)ноября1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон.

Архиепископ же от зельныя немощи едва отвeща: Аминь. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. Осаждавшие стали резать друг друга.

Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Штурмующие колонны смешались. Надо было добывать языка. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража.

во время осады Троицы ему было около 60 лет. Случился разлад среди осаждавших. «Тогда же емше казака Дедиловскаго ранена.

Сегодня первый день 
героической обороны 
Троице-Сергиевой

Сегодня первый день героической обороны Троице-Сергиевой лавры

Мартьяш явился в Троицу 13 мая, сообщил воеводам важные сведения о Скопине, Шереметьеве и о положении в сапежинских лагерях. В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились. В храм им был отправлен порох.

Тушинское войско не отличалось организованностью и дисциплиной. Все молились ибо только чудо могло спасти их от неминуемой гибели. И устрашил Бог беззаконных (хоть плохих, но православных), побежал Лисовский, гонимый Божьей силою, со своим воинством под гору, в Терентьевскую рощу. войска — из них 3 тыс. Укрепившись под Москвой, Лжедмитрий II (прозванный «тушинским вором») и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду.

16-месячная осада поляками Троице-Сергиева Монастыря окончилась победой. Так погиб архимандрит Иоасаф. 9 ноября «сделали вылазку зарушивать подкоп того же дни и наряд взяли» (Выпись вылазкам).

Сведения об осаде он собрал уже после её снятия. – Один из уроков этого «Сказания» — как раз обыденный образ преподобного Сергия. и побита всяких людей в монастыре». Сходным образом оценивает «Сказание» Н. И.

Особенно жестокие бои происходили с начала мая и до конца июля. Спустя неделю Сапега и Лисовский повторили приступ. Общая численность тушинского войска достигала 12 тысяч человек.

С середины мая страшная эпидемия пошла на спад но люди ещё умирали. Скопина-Шуйского.

И восхотe обратитися и всею силою двигся и се на ногу своею здрав ста. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений.

Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. В 1891 г. В. П. Завязалась кровавая схватка, в которой тушинцы едва не перебили друг друга.

Осада Троице-Сергиева 
монастыря и его 
оборона – события

Осада Троице-Сергиева монастыря и его оборона – события Смутного времени

1608 – 12 янв. Не нечистыми Господь спасет мeсто сие, но имени своего ради без оружиа избавит. » (речь к обороняющим монастырь) то заверяет и ободряет:«Рцы братии и всeм страждущим во осадe: почто унывают и ропщут на держащих скипетр. — В. К. )чюдотворца, на посох поникша лицем» «зрят (защитники монастыря. В башнях размещалось 90 пушек.

Ещё меньше пишет о воеводах — князе Г. Б. Долгоруком-Роще и А. И. В августе 1530 года (по старому стилю) молодой княжной Еленой Глинской, которая относилась к роду темника Мамая, поверженного в Куликовской битве, являвшейся второй женой Василия III, был рожден наследник. Неожиданно вылазка развернулась в большое сражение, в котором ратники и иноки одержали победу, захватив знамёна и пушки. Уже в феврале смертность достигала до 15 человек в сутки. В октябре враги разрушили подземный ход, по которому посылали гонцов.

Осада Троице-Сергиева 
монастыря войсками 
Лжедмитрия : даты,

Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия : даты, противники итог

В апреле этого года отряды Лжедмитрия II подошли к городу Болхову. Под монастырские башни стали строить подкопы. Особенно страшным был штурм 27 мая. Воеводами Василия Шуйского была совершена попытка поддержки осажденных. От изменения целей вылазок потерь меньше не стало.

В 2001 г. он ещё раз вернулся к теме. себе в усердные сподвижники. Но не было там ему удачи. Это был последний бой под Троицей. Враг ушел. В 1894 г. Д. С.

Большую часть времени он проводил в молитве и постижении богословия. И от огня стали хорошо видны. Многие атаманы тушинцев увели свои войска от Троице-Сергиевого монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер.

Осада Троице- Сергиева 
монастыря в Смутное 
время

Осада Троице- Сергиева монастыря в Смутное время

В монастыре шла подготовка к осаде: архимандрит Иоасаф с освященным собором и множеством народа молился в церкви Святой Троицы воеводы и дворяне вместе с архимандритом и соборными старцами решали вопросы об обороне. У защитников погибла лишь женщина на стене. При третьем всем вдруг броситься на стены.

Не менее важна и военно-стратегическая сторона этой обороны. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача — архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет».

Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. 29 октября 1609 годаисточник не указан 1084 дня и 1 (11)января1610 года2 обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Захватили и лошадей: так многие наёмники перед походом лишились боевых коней. Но свои рассказы он объединяет в целое не на основе единства сюжета и действующих персонажей, а на основе единства темы и идейной задачи«известити»о заступничестве за обитель Пресвятой Богородицы, согласно обещанию, некогда данному Ею святому Сергию Радонежскому, а также о помощи Божией, ниспосылаемой монастырю во множестве чудотворений как по молитвам преподобных Сергия и Никона, так и через них лично. Между тем судьба неожиданно подарила тушинцам шанс.

Причины осады Троице-Сергиева 
монастыря

Причины осады Троице-Сергиева монастыря

29 октября 1609 года и 1 (11) января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). В войске осаждавших произошёл раскол. В ночь на 28 мая 1609 г. «тушинцы» пошли на генеральный штурм монастыря.

Троицкая обитель избавилась от прямой угрозы, но появились новые, поначалу не явные. М. В. К монастырю бо пришедше о том сказашя сами.

Сапега объехал их и расставил по определенным местам. Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества. Гетманом был Ян Пётр Сапега, прославившийся в битве со шведами при Кирхгольме. Он не терпел лжи и лицемерия, за что очень много пострадал в своей жизни. — В. К. )чюдотворца по образу написанному на иконe». Атакующие были отброшены от крепости метким огнем пушек и пищалей.

Осада и оборона 
Троице-Сергиева 
монастыря

Осада и оборона Троице-Сергиева монастыря

Надежды крепли. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Нет смысла рассказывать о событиях, происходивших в то, нареченное «Смутным», время.

И. О. Документы защитников Троицы, отложившиеся в «архиве» Сапеги, свидетельствуют, что тяготы осадного времени и болезни явились суровым испытанием для защитников Троице-Сергиева монастыря. И слышит старец той кличюща его: Обратися сeмо, да скажу ти нeчто.

Объекты на территории 
монастыря

Объекты на территории монастыря

Но, к сожалению, в рядах осажденных число воинов сократилось до двухсот человек. Сапега начал копать ров к Красным (Святым) воротам и вести подкоп под Пятницкую башню, но из-за холодов работы затянулись до середины ноября.

боеспособных. Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске. Троицкие в пять часов ночи обрушились на врагов.

В темноте порядки штурмующих смешались. 56 из 77 глав «Истории», озаглавленные «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» или просто «Сказание Авраамия Палицына», широко читали в России в XVII—XIX вв. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь.

Там их настиг и разбил отряд русских под руководством воеводы Ивана Куракина. Несколько сотен человек в этой суматохе и панике было перебито. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. В начале января под покровом ночи в Троицу пробился Григорий Валуев с 500 воинами.

Да и сам автор — Авраамий Палицын — по этому поводу воспаряется в молитвенном восторге, восхваляет и проповедует«о величии Божии, како прослави и нынe прославляет угодника своего великого в чюдесех». Атаку поддерживали батареи на Красной горе и у Терентьевой рощи. Мифология Троицкой осады. Приступ этот ещё раз показал троицким сидельцам, что на их стороне Бог.

Начало осады Троице-Сергиева 
монастыря

Начало осады Троице-Сергиева монастыря

Поистине здесь случай, когда время остановилось. Сапега принимает решение прекратить атаковать храм. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Враги же, боясь засады, начали отбегать.

Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица. Бой длился весь день и казалось, что волны атакующих захлестнут монастырь. Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее. Засады были разогнаны, сам Лисовский и несколько казаков ранены. За чью кровь.

Он сумел добиться намеченной цели, т. е. смог вызвать доверие. Но перед штурмом в храме появился перебежчик Литвин (православной веры), который рассказал о лазутчике. Он также окончился полной неудачей. Голохвастове. Слова Гермогена сидельцы узнали от казаков, прорвавшихся в монастырь.

Осада Троице-Сергиева 
монастыря

Осада Троице-Сергиева монастыря

Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. — В. К. )в руцe имeяше кадильницу злату, а над кадильницею животворящий крест и кадяще обитель свою и огражаше честным и животворящим крестом стeны градаот лица же его неизреченный свeт сиаше, яко огнь паля» «видешя (старцы монастыря — В. К. )Святого Сергиа чюдотворца, ходяща по монастырю и будяща братию» «зрят (двое галицких казаков. «Сказание» Авраамия Соловьёв тщательно проверяет и доказывает, что обвинения Девочкина в измене доверия не заслуживают. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. Костомаров.

Монастырь был вооружен 110 пушками, обильно снабжен припасами «огненного боя» и прочими средствами отражения неприятеля — от котлов для варки смолы до железного «чеснока» против конницы. Лжедмитрий II и его приверженцы, одержав ряд важных побед над правительственными войсками в начале 1608 года, подошли к Москве и попытались организовать блокаду столицы. Некоторые войска отправили сражаться с отрядами Сапеги. Раздраженным, плохо питавшимся, больным людям везде мерещилась измена.

Они вообще нигде не публиковались. (Попытка троицких воинов отбить пленных не удалась). Мняше бо старец, яко тоя же келии нeкто се глаголет ему тeм же и не хотяше зрeти на нь.

Их разбрасывали по дорогам, чтобы навредить лошадям противника. Многие ополчились на казначея, старца Иосифа Девочкина. Царю Василию Шуйскому надоело получать челобитные из осажденного здания и вот таким образом (на основании челобитных) сначала вручил награду Давыду Жеребцову, а потом воеводе Григорию Долгорукому-Роще. Святой, например, то предупреждает и вселяет надежду:«Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зeло тяжек, они же бы не ослабeвали, но с надежею дерзали» (первое обращение к пономарю Иринарху) то побуждает к молитве, поучает и опять-таки обнадёживает:«Брате, востани, се время пeнию и молитвe час. Литовские роты и Русские изменники. Палицын описал вылазку (перепутав дату) как крупное сражение.

Особенно большие потери несли заготовщики дров. Даже несмотря на наличие у них ржи, молоть ее было невозможно, т. к. мельницы стояли за монастырскими стенами. Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел. стиля Сапега предпринял новый приступ.

  1. Описание картины Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»
  2. Владыка наместник совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре в день памяти трёх великих святителей
  3. ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ
  4. Описание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры»

Однако гетман и сам не располагал большими боеспособными силами для удачного приступа. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Копии грамот, на которых было данное послание, распространили по всей Руси.

Особая роль в этих планах отводилась гетману Яну Сапеге и его воинам. Троице-Сергиев монастырь представлял внушительную по тем временам крепость.

Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Князь почувствовал себя оскорбленным и отправил жалобу в суд. С приходом зимы положение осадных сидельцев стало меняться в худшую сторону.

Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей. 17 (27 нов. ст. ) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии. Тушинцы внезапно атаковали «вылазных людей» и попытались отрезать их от крепости и уничтожить. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой.

  1. То, что время пощадило, то, что память сберегла
  2. Тщательно забытые факты Смутного времени
  3. Как преподобный Сергий в Смутное время свою обитель спасал
  4. 22 января снятие осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
  5. Варварская галерея / Верещагин Василий Петрович (1835-1909)
  6. Оборона Троице-Сергиевой лавры в 1608–1610 годах
  7. Словари и энциклопедии на Академике
  8. Архимандрит Савва (Тутунов), настоятель храма пророка Илии в Черкизове

Художественная убедительность «Сказания» имела и отрицательные сторону. В монастыре имелось около ста артиллерийских орудий. Он отправил в троицу под видом перебежчика своего агента – трубача Мартьяша с тайным заданием войти в доверие к осажденным, чтобы затем в нужный момент вывести из строя троицкую артиллерию и впустить наемников на стены крепости. Некоторые стали переходить на сторону неприятеля. Палицын создал фундаментальное свидетельство о событиях Смутного времени — «Историю в память предьидущим родом».

Первая попытка сорвалась. В войске осаждавших произошёл раскол. Остальные были женщины, дети и старики, неизбежные спутники средневековой осады.

  • События Смутного времени – Россия начала века

Деньги и продукты, которые осажденные захватили из дома, быстро подошли к концу. В темноте порядки штурмующих смешались. Тираж неизвестен, видимо из-за того, что очень небольшой.

В «Сказании» не сказано о дальнейшей жизни Иоасафа. Кроме сапежинцев, в приступе участвовали полки других панов. В свою очередь архимандрит Иосаф и соборные старцы мобилизовали все воинские силы монастыря: монахов имевших в прошлом боевой опыт (всего в Троице было примерно 260-270 старцев), 130-150 слуг, пушкарей и даточных крестьян из монастырских вотчин. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Однако он не причинил существенного вреда ни крепости, ни ее защитникам.

Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В середине января 1610 года литовско-польские отряды ушли от храма к Дмитрову. На северной стороне — надпись о значении Лавры в Смутное время: «. Что ленишися.

Описание картины 
Василия Верещагина 
«Осада Троице-Сергиевой

Господь всесильный многих своих ради щедрот помилова вас и прочее время подаст вам, да в покаянии поживете» (первое обращение к архимандриту Иоасафу) то клеймит, вопрошает с упрёком и говорит о тщете завоевательских усилий:«О злодeи законопреступницы. В «Новинах из Московии», полученных в Вильно, приведен ответ осажденных: «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдем по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся».

По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Палицын сообщает: «Воеводы князь Григорей и Алексей. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь.

Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Той же паки рече к нему: Обратися. Поляки схватили гонцов, отправленных старшим данного обоза в монастырь, чтобы координировать план действий. Многа же и ина видeния видeхом и разумeхом, яко мнихом поспeшествует сила Божиа». Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве.

Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Сведения о подкопе встревожили. Действительно, во всех подобных эпизодах в «Истории в память предыдущим родом» последовательно используется церковнославянская, а не разговорная, лексика и патетически напряжённая, а не обыденная интонация. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.

Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов. Осажденные, чтобы избежать потерь, были вынуждены до минимума сократить вылазки. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло.

По его словам, «. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Здесь Иоасаф явно меркнет в лучах славы, окружающей келаря. Заметив рвение всего войска, он отдал приказ выступать всем в одно время.

Таких насчитывалось не более 500 чел. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. На другой день пятьсот казаков с атаманом Пантелеймоном Матёрым снялись и ушли на Дон. Особенно показателен в этом отношении рассказ о явлении святого некоему болящему насельнику Троицкого монастыря. Он отдал приказ весь порох унести на стены, но шансов на успешный поединок почти не было.

В начале зимы убитых и пленных они насчитали более 300 человек. В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд — «Историю в память предыдущим родом». Кому война, а кому мать родна Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день. Раненый, он был изрублен у гробницы св.

По всей видимости, в темноте иноземцы напали на русских тушинцев, приняв их за врагов. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Обвиняли и королеву Марию Владимировну, что посылает Девочкину пироги и блины со своего стола, людей посылает топить ему баню, а сама обзывает непристойно царя Василия и пишет Вору письма, называя братом. Ян Сапега привел в Иосифо-Волоколамский монастырь лишь горстку солдат, потеряв многое из того, что было награблено. Но воины выносили хлеб силой и торговали им. Сапежинцы контратаковали вылазные отряды. Псков. Рцeте же друг другу вси, яко нечисто живущеи во святем мeсте сем погибнут. Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников.

20 поляков зарубили на стене в виду войска Сапсги и 19 изменников — в виду лисовчиков.

При этом образ святого очерчивается в произведении несколькими способами, если не принимать здесь во внимание единственного случая скупой констатации самого факта явления, без каких-либо деталей и атрибуций:«И тоя же нощи воснe явися преподобный чюдотворец Сергий атаманом и многим казаком». А враг продолжал атаки на стены. На вылазку и в подкрепление решили выделять людей особо. После тушинцев из лагеря Сапеги ушли иностранные наемники. 12 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. 23 сентября (ст.

В темноте порядки штурмующих смешались. На самом деле царь Василий сразу выделил небольшой отряд казаков и 20 пудов пороху. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Троицкие ратники услышали шум схватки и сделали вылазку.

Платонов. И се видeвше мы и с нами панове вельми дивишяся и страхом одержими бышя. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Нет единых сведений о количестве указанных воинов (одни источники утверждают, что это примерно пятнадцать тысяч человек, а вторые – приблизительно тридцать тысяч человек).

И, получив у него жалованье, возвращались назад в Москву. Прошли они налегке, не задержанные дозорами.

Происшедшее произвело тяжелое впечатление и на солдат наемного войска. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря.

Всего у Сапеги было 12 тыс. Короновался Василий 1 (11 нов. ст. ) июня 1606 года. Несколько нападавших смогли ворваться в храм. 26 октября «была вылазка к Мишутину врагу и Брашевского взяли» (Выпись вылазкам). Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. Только мужество находившихся на стенах даточных крестьян спасло положение. Историки XIX в., кроме Н. М.

Почти все конники, которые смогли войти в храм, были уничтожены крестьянами и паломниками. От захваченных пленных в монастыре узнали, что противник ведёт подкоп. Благодаря ему слабые выжили. Первая же вылазка троицких воинов после бегства изменников едва не закончилась трагедией.

Осадный воевода – князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (. Все эти данные впоследствии подтвердились. И се рек невидим бысть. Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

Да и число возможных «изменников» сокращалось: в феврале ежедневно хоронили по 10—20 человек, в марте — по 20—30, в апреле — по 50—100. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. До начала осады в Троице было 320 монахов, 800 дворян, 110 стрельцов и 90 казаков. Все они оказались удачными.

Давние разногласия между тушинцами с одной стороны, поляками и наемниками— с другой, вылились наружу. В западной традиции все видения исполнены экзальтации. Однако в самом монастыре положение было сложное, началась цинга, не было сена и дров. Все это была полная чепуха: как показал архив Сапеги, никто из монахов изменником не был. Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря. Тут со стен из пушек и пищалей многих побили, а пожар погасили.

Его сопровождали 20 слуг монастыря и 70 казаков. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. «Тогда же взяша жива рохмистра Мартьяшя, славнаго ратоборца и иных панов». Оставив часть своего войска осаждать Троице-Сергиев монастырь, он двинулся к Александровской слободе, но был разбит в битве на Каринском поле.

Заслушав шум боя, осажденные послали подмогу и помогли казакам попасть в монастырь. Вылазки делали часто: 6, 8, 10, 24, 26 и 29 октября. «лисовчиков». Бились всю ночь и литовских людей и казаков побили многих. Так в ноябре (но ст. И не случайно. Правильность такого вывода демонстрирует, например, глава«О явлении чудотворца Сергиа Польским и Литовским людем», читающаяся в «Истории» уже за пределами «Сказания», но сюжетно связанная с событиями обороны монастыря.

Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре. Тогда защитники стали делать вылазки и помогать прорываться гонцам.

Любопытное письмо из архива Яна Сапеги приводит С. Ф. Но наемники, отягощенные многочисленными обозами, не смогли избежать поражения. Но в таком случае теперь преподобный оказывается представленным читателям «Истории» чуть ли не как былинный герой, который только одной своей силой и удалостью наводит ужас на врагов. Получив ультиматум, осажденные оказались перед трудным выбором. Отряд Ивана Куракина настиг их и наголову разбил в бою у Дмитрова.

На другой день защитники сделали новую вылазку. Стена была невысокая — 5, 5—6 м, но толстая — 3, 5—4 м, с двумя боевыми ярусами. На родине ему грозила виселица и он, перебравшись к Вору, сколотил из казаков летучую конницу — «лисовчиков», подвижных и крайне жестоких. В это время небольшой отряд конных во главе с Иваном Ходыревым и Ананием Селевиным, пробравшись оврагами, ударил в тыл и захватил все пять батарей на Красной горе. В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского – 19 казаков.

Прослышали защитники монастыря и о наступлении Скопина. е. Сергий. Шуйский принимал таких «переметчиков» милостиво, поскольку раскаявшийся изменник был для него дорог ибо подобным действом он показывал другим невыгодность службы у тушинского царя. «Христолюбивое воинство и все люди городские не давали им щитов и таранов подвинуть и лестницу прислонить, били из многих пушек и пищалей и в бойницы кололи и камни метали и кипяток лили и серу и смолу зажигали и метали и известью засыпали скверные их очеса и так бились всю ночь», – так описывает тот бой дьяк Авраамий Палицын. Но.

Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку. На стенах и башнях размещалось 110 пушек имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля. Он же гасил возникшие раздоры и обвинения в изменах и установил в монастыре мир.

Пленный ротмистр под пыткой показал, что ведут подкопы под городскую стену и башни. Но славна она и своими сынами, трудом их и их достижениями. Итак, формируя у читателя представление о преподобном Сергии Радонежском, Авраамий Палицын использует комплекс как семантически простых, так и метафорических эпитетов, влагает в его уста различные в идейно-стилистическом отношении речи, описывает его внешность и поступки и, наконец, характеризует разное восприятие его личности разными участниками борьбы за монастырь. Это оказало серьезное воздействие на сознание русского народа. Постепенно Мартьяшу удалось завоевать всеобщее доверие и любовь.

Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Воины, полагая, что их труд на поле брани и пролитая кровь требуют большего вознаграждения, начали проявлять недовольство властями монастыря. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В войске осаждавших произошёл раскол. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха.

Неудивительно, что перед осадой в Троице поселились монахини царского рода: бывшая Ливонская королева — Мария Старицкая (племянница Грозного) и инокиня Ольга (Ксения Годунова). Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Запасы пороха превышали 600 пудов. Ему помогал Александр Лисовский — участник рокоша против Сигизмунда.

В войске осаждавших произошёл раскол. А троицкое воинство, понемногу отходя от литовских людей, скрылось в Косой Глиняный овраг. 8 ноября поляки усиленно обстреливали монастырь.

Тот же в знак признательности вынул из своего жезла восточный яхонт ценою в полбочки золота и подарил его Лжедмитрию. По убеждению Авраамия, в данном свидетельстве речь шла именно о Сергии Радонежском. Работа продвигалась медленно. В то же время в РПЦ не вполне осознали величие архимандрита. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь.

Штурм был назначен на 28 июля 1609 года. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Им не повезло.

Укрепившись под Москвой, Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. И позна чюдотворца по образу написанному на иконe. Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы.

Русские полки имея численное превосходство, стали теснить противника, но Сапега ввел в бой свежие резервы и переломил ход битвы. Любопытно, что и в самой «Истории в память предыдущим родом», вне границ «Сказания об осаде Троицкого монастыря», содержатся подобные рассказы.

Сюда же крестьяне привели остатки своего скота. Перебежчик наводил крепостные пушки и они били точно в цель. Наши, пропустив их свободно в лес, окружили потом. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть.

Огненное пламя осветило подходившие войска. Соловьёва: «Архимандритом монастыря был в это время Иоасаф, о характере которого трудно сказать что-нибудь решительное гораздо резче выдавался келарь монастыря Авраамий Палицын, на которого мы должны обратить особенное внимание, как на человека, принимавшего важное участие в событиях и как историка этих событий». В конце концов пришлось забить боевых коней и скот, разобрать на дрова деревянные постройки внутри крепости. Возможное падение обители, вероятно, должно было быть понято людьми как исход Божественной благодати из Русской земли, — итог того, что и молитвы преподобного Сергия оказались бессильными и вековечное попечение Богоматери прекратилось и Сам Господь, соответственно, явил безучастие к бедам России. Осада Троице-Сергиева монастыря была снята.

В тот же день неприятель поставил стражу вокруг монастыря: «и не бысть проходу во град и ни из града». Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. А под какое место ведут подкопы, того не ведает.

Но судебного заседания не было проведено и он был отправлен в Вологду вторым воеводой. Осада Троице-Сергиева Монастыря во время Смуты послужила началом наступления тяжелого периода для Руси. Иоасафа наполовину прикрыла тень Авраамия Палицыиа. Много тогда погибло, но больше «полку еретическаго». Вдоль стены со стороны востока прорыли глубокий ров.

И премолчав предстояй начат поносити ему глаголя: Что безумствуеши, старче. К рассвету штурм был повсеместно отражен. Тут Лисовский, «как змей засвистав со своими аспидами», с конными и пешими напал на троицких людей: те смешались и отошли к монастырю. Началось строительство подкопов под башни монастыря.

Нападавшие понесли значительный урон. Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше.

Силы троицкого гарнизона быстро таяли. Одно из главных укреплений из дерева было подожжено осаждавшими. Борьба у его ограды рассматривалась как реальное и метафизическое столкновение добра и зла. Долгорукий ответил казнью всех захваченных в плен. В ответ на это Долгорукий-Роща велел привести и изрубить всех пленных, находившихся в храме (это более 50 человек, многие из них наемники, а также казаки-тушинцы). Тогда началась минная война.

В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах. О чуде пошли разговоры, кто-то верил, кто-то нет. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады. Стали искать его устье (вход).

Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Размеры денежных дач и продовольственные пайки были невелики. 19 октября 1609 года и 4 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек).

Несметные богатства монастыря, как магнит, притягивали поляков и воровских казаков. Даже сорок убитых за поход в лес по дрова немало и так продолжалось всю зиму. Забелин.

Троица уже два с лишним века являлась «царской обителью» и получала богатые пожертвования. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Для решения этой задачи к монастырю было направлено объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев (войсками Лжедмитрия II) и казаков под командованием полковника Александра Лисовского. Тюменцев изучивший троицкие «Выписи о вылазках» и «Дневник» Яна Сапеги (составленный секретарями гетмана), утверждает, что первые полтора месяца осады боевые действия вообще не велись.

Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. Михаилу Скопину-Шуйскому и Якобу Делагарди удалось снять осаду с помощью своих войск. Внезапно из Святых ворот, открываемых только для царского въезда, навстречу изменникам вылетела конница впереди двадцать старцев — все в рясах, куколях и без доспехов.

В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. До боя на стенах дело не дошло. Они забросали врагов камнями и заставили отступить. 504 – 505).

Един же (т. сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. В темноте порядки штурмующих смешались. Этих сил явно недостаточно для отражения приступа. так как этому человеку, неопределившемуся, неопределенному, но даже в сумбуре смут нетеряющему вкус к жизни найти эту жизнь или хотя бы пути к ней, практически невозможно. Для троицких сидельцев повреждение икон было хуже потерь.

Каждый святой был уникальной личностью. «Тушинцы» не имели осадной артиллерии. 3 октября 1608 начался обстрел монастыря. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам — около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек). Имели место факты бегства людей к врагу. При нем здесь погребли тела царя Бориса, его жены Марии и царевича Феодора.

Мы, живущие здесь и сейчас, гордимся своими предками. В конце 1609 – начале 1610 года положение Яна Сапеги и его солдат стало критическим. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Казаки потеряли лишь четверых, захваченных в плен. Историк не видит противоречия в том, что Палицын не был архимандритом. Приготовились к последнему бою и защитники Троице-Сергиева монастыря – воины, старики, женщины и дети. В феврале болезни, как свидетельствуют очевидцы, уносили ежедневно 15-20 жизней.

Особенно важны в этом ряду эпитеты, квалифицирующие степень святости и чудодейственности преподобного Сергия:«освященный верше»и«поновившему чюдеса Еуфимиа Великого и Феодосиа». Митрополит Ростовский Филарет (в миру Федор Никитич Романов) взят был в плен и отправлен в подмосковный лагерь, где самозванец принял его как дорогого гостя и возвел в достоинство патриарха. Уместно сразу оговориться: вопреки сложившейся трактовке означенное произведение вернее считать повествованием не об осаде, а именно об обороне монастыря сравнительно небольшим числом защитников (стрельцов, монахов, крестьян) от атак многотысячного войска во главе с гетманом Яном Сапегой. Примером служит мнение С. М. Ключевский.

Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. 29 июля ст. Кроме святых мощей и великолепных икон были еще продовольственные запасы, скот, лошади, золото и серебро, дорогая посуда. ст. ) Сапега подошел к Троице.

Впрочем, он обещал выехать, когда будет возможность, «когда будет мой довол». В ночь на 14 октября «тушинцы» самоуверенно, с музыкой двинулись на штурм Троице-Сергиева монастыря. И почто слуга не возвeстил, еже слыша от врагов, что видeша их. Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию.

Враг превосходил их по количеству из-за чего они не смогли войти в лагерь, но итог борьбы был уже понятен. Шуйский беспокоился о монастыре и послал туда войско для охраны. В «Дневнике» Яна Сапеги о приступе записано: «За три часа до рассвета начался приступ. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. Об осаде Троицкого монастыря обычно рассказывают по «Сказанию Авраамия Палицына» — произведению в первую очередь художественному.

Но накануне штурма, назначенного на 28 июня, в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. На сей раз московиты показали себя в поле — обратили в бегство «лисовчиков», отбили гусар, сбили полк гетмана, едва не взяв его в плен, захватили пушки и ломили врага, ведя дело к концу. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача – архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». «И втопташя их в Сопегины табары и станищя их около табар зажгошя. Архимарит же Иоасаф повеле его. поновив причастити». В темноте порядки штурмующих смешались.

Ночью 28 июля за три часа до рассвета тушинцы заняли исходные позиции. Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Зарево пожара осветило штурмовые колонны.

Тушинцам удалось зажечь Пивной двор. Сам Авраамий во время осады находился в Москве. Однако, растянув свое войско по всему периметру стен (1250 м), осаждавшие не смогли охватить ее плотным кольцом и надежно отрезать защитников монастыря от внешнего мира. Еще разногласия стали происходить между монахами и стрельцами в монастырском гарнизоне. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Вы же шедше из града глаголите врагом: Видeсте вы старцов, почто не изымасте их. И среди действующих депутатов также есть бывшие нардепы РСФСР, поддержавшие Декларацию».

Сапега решил прибегнуть к хитрости. Несколько врагов даже ворвались в открытые Калачьи ворота. Одни солдаты бросились в атаку после первого выстрела, другие – после второго и третьего. Очень тяжелым было положение у тех, кто защищал монастырь. Пафнутия Боровского.

Литовских людей многих побили и языки поймали». По свидетельству Авраамия Палицына, в тот день священноинок Пимен, дьяконы Иосиф и Серапион, многие старцы и миряне якобы видели знамение – столп огненный, который спустился с небес на обитель.

крылатых гусар и пятигорцев (панцирной конницы с луками и ружьями) и 7 тыс. Сергию. Ещё одно ядро пробило образ Николы Чудотворца. Архиепископ же, в себe быв, ощути, себе от болeзни здрава и благодарив Бога до утриа».

Но накануне штурма, назначенного на 28 июня, в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. Командующие монастырским гарнизоном вели активную оборону. Из-за темноты порядок нападавших перемешался. Сапега выступил к Троице с 10-тысячным войском, которое состояло из наемных полков самого гетмана (1720 человек), Яроша Стравинского (500), Марка Вилямовского и Яна Микулинского (по 900) и полка тушенцев Александра Лисовского (5-6 тысяч).

Лисовский приказал их (вместе с ранее захваченными гонцами) казнить на глазах осажденных. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Троице-Сергиева лавра сразу привлекла внимание захватчиков своими богатствами. По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника.

Враги ворвались в монастырь и начали избивать монахов и мирян. Авраамий в письме отвечал, что в Москве уже все в нужде, «всем щадно, всяким людям» и потому «образ будет Шуйскому скоро». 7 сентября воеводы Скопина Семён Головин и Давид Жеребцов заняли Переславль. Борис Зубов языка взял с Онанею и его ранили и Фёдора Карцова ранили» (Выпись вылазкам). Князь был ранен, сын Алексей — убит.

Но очень своевременно они явились в лавру. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. В «Дневнике Сапеги» от 28 декабря 1608 г. записано: «Московитяне сделали вылазку, стараясь запастись дровами.

Нижний ярус имел орудийные бойницы, верхний — навесные бойницы и щелевидные стрельницы. Беременные женщины были вынуждены рожать младенцев перед чужими людьми. Они исполнились уверенности в окончательной победе). Важную роль в обороне Троицы сыграли слуги «великих людей». Башни, выступавшие вперед на один-три метра, были выше стен на один ярус и имели три боя: подошвенный, средний и верхний.

се ли иночество ти. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар. Зато воины Сапеги сумели отразить вылазку, которую совершили защитники. 6 ноября «высылали на подкоп перекопывати» (Выпись вылазкам).

Казалось, что в случае штурма осажденные обречены. Воины и ополченцы получали в монастыре питание. Служение и мученический конец Иоасафа не остались забытыми Русской православной церковью. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». 25 сентября Сапега отправил ещё одного гонца, но ответа не получил.

Болезни, лишения и раздоры сильно ослабили осажденных перед лицом опасного врага. Вышло иначе. Поляки рубили бегущих несколько верст.

Палицын не разобрался и записал событие как два разных штурма. 1608 г. до 22 января 1610 г., — «Сказание, что содеяшеся в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чюдотворцев Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына».

Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Сигналом к приступу вновь должны были послужить выстрелы из пушки калеными ядрами. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения.

Подходы к крепости преграждали рогатки и надолбы. Расспрашивали пленных, но они не знали о месте подкопа. Особенно свирепствовала цинга.

Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского.

В первом томе есть сноска: результаты всех поименных голосований собраны в шестой том. От болезней скончалось почти две трети гарнизона.

Из-за Девочкина схлестнулись воеводы: князь Долгорукий его обвинял (и послал на дыбу), а Голохвастов защищал. Отсюда и стала расползаться по Русской земле польско-литовская зараза. Сначала было знамение: пономарю Иринарху привиделся сон, что в келью его вошел чудотворец Сергий и сказал: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». Описания обстрелов и штурмов в начале осады Палицын заимствовал из «Повести о взятии Царьграда турками» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». И оно свершилось.

С того времени ссоры в лагере между осаждавшими все усиливались. Всех беспокоил подкоп, грозивший взорвать стены и башни. Литва и русские изменники «восташя изо рвов и из ям, яко демоны, нападошя на градских людей».

Началось строительство подкопов под башни монастыря. Вскоре неприятель оправился и был бой великий. Что из него извлекали читатели — неизвестно. Старец же отрече: Не хощу вредитися, повeдай просто. Пожар на Пивном дворе удалось погасить.

В монастыре, по свидетельствам Ивана Дмитриева и Авраамия Палицына, было менее 200 воинов. Защитники Троицы заметили, что врагов немного и несколько воинов без разрешения воевода спустились по веревкам со стен крепости и неожиданно напали на зазевавшихся слуг.

Взбешенные поляки и казаки хотели убить Лисовского и Сапега с трудом спас ему жизнь. Воины побогаче приглашали лазутчика на обеды. Конечно, тема видений — деликатная. В житийной иконе Сергия Радонежского конца XVII — XVIII в. из музея им.

Аз неотступно молю Христа Бога моего. Все, что он оттуда получил – одну осадную пушку, которую казаки доставили в сапежинский лагерь в октябре 1608-го. Как и при первом самозванце, польско-литовские паны поддержали смутьяна.

А о людeх не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (вторая речь к пономарю Иринарху) то утешает, помогает и наставляет:«Рцы братии и всeм ратным людем: почто скорбят, что вeсти послати к Москвe нельзя. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением. Предатель кровью товарищей купил снисхождение себе и своему хозяину.

В войске преобладала конница (около 6770 человек), было мало пехоты (3350) и всего лишь 14-17 полевых орудий. 29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. Затем они снова стали наступать к Москве. или нeсть у Бога милости, еже подати здравие немощи твоей. Видения именно Христа в древнерусской литературе, кажется, вовсе отсутствуют (позже будет видение преподобному Серафиму Саровскому).

Но осенью в монастыре все-таки произошел сильный голод – закончилось зерно, людьми были съедены все кошки и птицы. В период Смуты восприятие народом духовного значения Троицкого монастыря особенно обострилось. Защитников же лавры было всего около полутора тысячи человек, в том числе дворян, боярских детей, казаков и разных людей – 1300 человек и до 200 человек иноков, способных носить оружие из которых многие были прежде воинами и теперь поверх ряс надели ратные доспехи. Штурм отбили.

Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Пошли до рассвета в 4 утра. Все московские ратники, за исключением четырех казаков, прорвались в монастырь. Они возложили всю ответственность за поражение на своих командиров.

Она отвлекла значительные силы Лжедмитрия II от Москвы, что помешало «тушинцам» овладеть российской столицей. Автор письма зовет себя «старец архимарит Авраамей», как бы намекая, что он не совсем превратился из старца в архимандрита. В бою убили слугу Бориса Рогачёва и многих ранили. Отдельный конфликт разгорелся из-за требования ратных людей выдавать им после каждого боя выпивку, на которой монахи пытались «экономить». Запасы дров, сена в монастыре быстро таяли.

Две роты наемников начали поиск противника по окрестным дорогам. Отец пойдет за дровами, чтобы пропитать семью и пропадёт дети разведут огонь, а сами говорят: «Вот, это мы своего отца кровь пьём». Не секрет, что любой автор, даже летописец (а Палицын им не был), описывая события их искажает.

Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали. Герои Троицкой осады. Он родился в 1550-е — 1560-е гг., т. е. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры. Их превосходство было подавляющим.

Между тем она до конца была подвигом. Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме.

Из-за тесноты люди жили на открытом воздухе. Там он постоянно пил и не занимался обороной города, за что его и казнили в сентябре 1612 года (город был захвачен шайкой казаков ими и был казнен воевода).

Как можно видеть и все другие рассказы о явлениях преподобного Сергия, помещённые Авраамием в «Сказании о Троицкой осаде» в общем построены так же, то есть — как сообщения об обычных и привычных фактах бытия, которые к тому же, мало связаны с религиозными переживаниями, хотя и имеют в виду божественное вмешательство в дела людские. Тут атаман Сухой Останков решился на отчаянный шаг и малыми силами напал на большой отряд. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Забелин делит исторические персонажи Смутного времени на «прямых» и «кривых» и келарь Авраамий являет у него пример «кривого».

Он же невидим бысть от очию его. Воеводы ударили отбой: одни ратные вернулись в крепость, другие ещё дрались с литвой. В этих условиях гетман отдал приказ снять осаду Троице-Сергиева монастыря и отступить к Дмитрову. Нищий богомолец, видимо, очень влиятельный человек ибо Сапега «царским словом» приглашал «архимадрита» Авраамия приехать из Москвы в свой стан под Троицу — «чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити». Но. Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики. И все же положение защитников Троице-Сергиева монастыря в зимнее время резко ухудшилось.

Истинно послах учеников своих. И свeт он великий, явльшийся в келии его, разыдеся. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм.

4 ноября «была вылазка к Подольному монастырю. Убито более 200 московитян и взято в плен несколько стрельцов. Осаду Троице-Сергиевого монастыря мы до сих пор познаём через произведение троицкого келаря, старца Авраамия (в миру Аверкия Палицына). Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме.

Вот, например, как повествуется о явлении преподобного архиепископу Арсению Элассонскому, бывшему «хранителю царских гробниц» в Архангельском соборе Кремля:«Тогда убо Галасунскому архиепископу Арсению бывшу во осадe в Кремлe со окаанными Поляки и с Нeмцы и всeми потребами обнищавшу, — весь бо дом его Поляки и Нeмцы разграбиша и вся имeниа его и запасы поимашя, — архиепископу же, гладом помирающу и уже живота отчаавшуся и отходную ему проговорившу, лежащу же ему в келии со единем старцом, келейником своим, является ему великий в чюдесeх Сергие пришед х келии тихо, молитву сотворь. Он был предан огню и мечу. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке.

Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Милорадович пишет картину «Оборона Троице-Сергиевой лавры». На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона.

– 22. 09. 1612). 11 октября 1608 года тушинцы взяли приступом Ростов. Сапега отдал приказ готовиться к штурму. Штурм был назначен на 28 июля 1609 года. Гетман созвал солдат на совещание. В конце января 1609-го многие защитники крепости заболели цингой.

Он был крещен в этом монастыре и назван Иваном, в будущем известный под прозвищем Грозный. При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду и были захвачены 4 казака. 22 сентября произошло сражение у деревни Рахманцово. Сведения о численности защитников разноречивы (от 2, 5 до 8 тыс. ).

В «Ведомостях СНД» результаты опубликованы также не были. В это же время они пытались начать вести переговоры с осажденными. Их поддержали стрельбой со стен. На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона. В войске осаждавших произошёл раскол. Ночь была лунной и дозорные из монастыря заметили опасность. Держался лишь полк князя Григория Ромодановского, но его окружили и разбили. Григорий Богослов любил одиночество.

Известие окрылило осадных сидельцев — звонили колокола, шли благодарственные молебны. Для воинских целей годились и около 1000 крестьян и посадских окрестных селений. Как видим, погибли 88 монахов, 87 дворян, 82 стрельцов и 56 казаков. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.

Спастись осажденные могли, только молясь и надеясь на чудо. – Это большой вопрос.

Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Все сокровища, в нем найденные, – золото, серебро, жемчуг, драгоценные каменья – достались победителям. Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли.

Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия. Инии не могуще утечи и возвращающеся вспять и. прихождаху во обитель к чюдотворцу и милости просяще душям своим и поведающе, яко «мнози видешя от нас велики зело два полка гонящя нас, даже и до Дмитрова». При Шуйском Троицкий монастырь стал пользоваться особым вниманием. Андрея Рублева в 20 клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу. 15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха.

Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. Вместе с людьми Жеребцова и троицкими сидельцами они напали на отряды Сапеги. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь.

Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал. До того как к стенам Москвы подошел Лжедмитрий II, охраной монастыря занимались казаки. Стенографический отчет съезда существует – собрание в шести томах. Троицкие пушкари прицельным огнем заставили штурмующих обратиться в бегство.

Сапежинцы тайно по ночам принялись разрывать плотину верхнего пруда. Всё это приходилось добывать с боем, неся при этом существенные потери.

24 июня 1608 года армия самозванца подошла к столице и разбила лагерь в местечке Тушино. В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Но проехать в монастырь было непросто — Сапега блокировал все пути. В середине XV в. монастырь окружили кирпичной стеной с 4 воротами и 11 башнями.

Верещагин создает картину «Осада Троице-Сергиевой Лавры», где архимандрит Иоасаф окропляет народ святой водой во время крестного хода в осажденном монастыре. Гарнизон состоял из 800 детей боярских, 110 стрельцов и под сотню служилых казаков. С благоговением читая жития, мы немножко забываем о реальности их пребывания среди нас.

И воры и Литва видeшя их. Прекрасны ее густые леса, цветущие луга, бескрайние степи, широкие реки и глубокие моря. В нападающих полетели камни, бревна, полилась кипящая смола.

Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Сначала осаждавшие быстро соорудили свои лагеря, укрепили их и стали вести подготовку к штурм. По этой причине Сапега стал проводить подготовку к третьей атаке.

Старцы прекрасно понимали, что захват обители иноземцами грозит «поруганием веры», бесчисленными бедами и полным разорением. Тушинцы пошли на приступ крепости со всех сторон в третьем часу ночи. 29–30 апреля 1608 года в двухдневном сражении под Болховом царское войско было разбито. Боевые действия у Троице-Сергиева монастыря начались в октябре 1608 года с мелких стычек. Вот таким образом все восемь батарей разместили на Красной горе и в Терентьевой роще.

Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Но помимо этого были у сподвижников Вора и стратегические соображения для её захвата. И вот однажды один немощный престарелый инок«лежа на постели»в монастырской больнице, тоже засомневался. «Сиа же ему мыслящу, обратися к стeнe и се слышит больницу ту оттворшуся и топот ног идущу. Начало осады. Не даст вам жезла на жребий свой Господь. » (речь к казачьим изменническим войскам) то жёстко устрашает и угрожает:«Мольбу на вас злодeев сотворю Вышнему Царю и вовeки осуждени будете мучитися в геонских муках» (речь к гетману Сапеге и польско-литовским начальникам) то побуждает, ободряет, советует:«Востани, не скорби, но в радости молитвы приноси, предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодeвая Мариа со аггельскими лики и со всeми святыми» (второе обращение к архимандриту Иоасафу) то успокаивает и воодушевляет:«Что трепещете.

Навстречу «вору» царь Василий Шуйский послал рать под командованием своего тщеславного и бездарного брата Дмитрия и столь же спесивого и бесталанного воеводы Василия Голицына. Кроме вылазки 10 октября, все они прошли успешно в одной даже ранили Лисовского. В пределах текста произведения — от введения, в котором Авраамий сообщает о своих литературных задачах, до заключения в виде«благодарственного»слова«о всех чудотворениях», — великий основатель обители как таинственный соучастник боевых действий предстаёт многократно: трижды является пономарю Иринарху дважды — архимандриту Иоасафу, а также (сначала явно, потом сновидно) войску казаков-изменников и казачьим атаманам одновременно наконец по одному разу — гетману Сапеге с польско-литовскими начальниками, братии монастыря, двум галицким казакам из стана изменников, монастырскому оборонному гарнизону и некоему больному насельнику обители (см. 1 ноября «был приступ к Пивному двору, хотели зажечь двор» (Выпись вылазкам).

В свою очередь, воеводы Василия Шуйского попытались поддержать осаждённых, направив в монастырь обоз с грузом в 20 пудов пороха, в сопровождении 70 казаков и 20 монастырских слуг. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Многие любители капусты были убиты и ранены, двое попали в плен. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду.

Первый штурм закончился полным провалом. Наиболее критичен к Палицыну и его «Сказанию» был И. Е. Тюменцев изучивший движение Лжедмитрия II, пишет о Боровской осаде: «Иоасаф, как прежде в Троице-Сергиевом монастыре, убедил братию, дворян и стрельцов сесть в осаду и дать отпор врагу». Архимандрит не только духовно окормлял монастырских сидельцев и делился с ними чудесными откровениями, снисходившими на него «в тонком сне», но участвовал в обсуждении дел, связанных с обороной монастыря — от воинских вылазок до питания и предотвращения болезней. Во время боя в плен схватили больше тридцати человек. Из-за пыток гонцы выдали все, что они знали.

Но защитники устояли, а затем пошли в атаку и отбросили врага. В случае успеха вопрос о сдаче Троицы решился бы за несколько дней. Началось строительство подкопов под башни монастыря. 29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы.

Полки выступили из стана. ст. Любопытно, что, по крайней мере, железные пушки и затынные (крупнокалиберные крепостные) пищали изготавливались и в самой Троице, в специальной мастерской. Се будет от них на вас побeда, да и на Москвe всему граду будет вeдомо о них» (третья речь к пономарю Иринарху).

Летом 1607 года Вор выступил в поход на Москву. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме.

Так как атакующие не могли договориться между собой, наступил перелом в борьбе за храм. Повeждь же всeм о сем: не толико ми гнусно смрад блуда согрeшающих мирян, елико же инок небрегущих своего обeщаниа. Царь подтвердил прежние льготы монастыря, а в ноябре 1607 г. посетил Троицкую обитель. Вкупе с эпитетами (структурно и семантически простыми и развернытыми) Авраамий применяет способ словесной характеристики внешности или действий преподобного Сергия:«И видe (пономарь Иринарх — В. К. )святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» «видит (архимандрит Иоасаф Сергия. И ясно указывало на божье покровительство осадным сидельцам.

22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл. ). Подобное могло быть, если в Тушино его произвели в архимандриты: «Старец Авраамий мог быть в одной иерархии старцем келарем, а в другой старцем архимандритом абсолютно так же, как Филарет был в одной епархии патриархом, а в другой митрополитом». На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей.

Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Много благосклоннее к Палицыну В. О. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. Но всякий раз страна поднималась не сломленной, возрождалась, становясь ее лучше. главы:«О явлении чюдотворца Сергиа и о приступe и о запалении пивного двора», «О явлении Сергиа чюдотворца архимариту Иасафу», «О Иванe Рязанцe», «О стрельбах по граду ноября в 8 день», «О умножении во граде беззакониа и неправды», «О утeшении чюдотворца явлением Илинарху», «О явлении чюдотворца Сергиа», «О том же свидeтельство»). Святой Иоанн Златоуст — блестящий проповедник, защитник истины. У Сапеги оставались в резерве две роты гусар и две пятигорцев и он сам повёл в атаку застоявшихся всадников.

После чего Сапега к Лжедмитрию II обратно привел примерно чуть больше тысячи людей. Той убо друг присный Матери Слова Божиа, не считая тогда и нынe всeх нас питает». В «Сказании» много искажений, но в деталях, а не в передаче духа Троицкой обороны. Глагола же ему великий чюдотворец Сергий: Что сумнишися.

Прося посылать к нему «бережно и негласно» ходока с письмами «для ради царского дела», прося не казать никому эти грамотки, «старец архимадрит» смягчил свой осторожный отказ ценными сведениями о времени и дорогах, какими ходят в Москву «станицы» от Скопина он сообщает также, что из Москвы к Скопину посылают детей боярских «чтобы он шел раньше, а москвичи не хотят долго сидеть в осаде». Но накануне штурма, назначенного на 8 июля, в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. Одновременно гетман отправил гонцов в Тушино с просьбой прислать осадную артиллерию. У осаждавших первый штурм оказался провальным им был нанесен огромный урон. На него говорили, что он посылал письма Вору, желая сдать монастырь.

Смерть самозванца освободила его от присяги и он перешел на сторону Василия Шуйского. Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь.

Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. Сборник издавался не один год (в период с 1990 по 1992 гг. ), а последний том, видимо, просто «постеснялись» публиковать. Больше всех страдали крестьяне — самые бедные и бесправные из осадных сидельцев.

Лисовчики устроили засаду в ночь на 8 октября. Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги. Историк приходит к заключению: «.

Царь Василий «для осадного времени» его челобитную пожаловал. Забрав пленных, Валуев возвратился к князю Михаилу. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

Стр. Из-за скученности зимой в кельях значительных масс людей (в том числе женщин, стариков и детей) и недостатка продуктов начались эпидемии. Многие атаманы тушинцев увели свои войска от Троице-Сергиевого монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер. Они забросали их камнями и бревнами.

Для современников это знамение было исполнено глубокого смысла. К этим простым, однозначным определениям иногда примыкают содержательно более сложные, развёрнутые определения, в которых уже кроется метафорическое указание на отдельные духовные свойства личности преподобного, например, на его постоянную попечительную и утешительную заботу о духовных чадах:«благаго же и неизмeннаго Владыки благий вeрный раб неотступно о душах промышляя, давшихся ему»или«утeшаяй в скорбeх великий чюдотворец Сергий». По месту расположения этой «армии» Лжедмитрий II и получил прозвище Тушинский вор. человек из них 2—2, 5 тыс. Настоятелем Троице-Сергиева монастыря был архимандрит Иоасаф.

Войска Лжедмитрия 2 вели осаду этого храма в семнадцатом веке (дата осады Троице-Сергиева монастыря – 23. 09. 1608 – 12. 01. 1610 гг. ) Она длилась 16 месяцев. Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток. О том, что «Сказание» Авраамия Палицына воспринималось с большой теплотой, говорит количество списков. Тогда же решили разрушить подкоп до того, как его взорвут. Атаманы и казаки тушинского лагеря уже давно выражали недовольство самоуправством наемников и сочли, что гибель товарищей в ночном бою явилась наказанием божьим за их грехи. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги.

Как пишет Палицын, он еле умолил Шуйского (и то после вмешательства Гермогена) послать подмогу. Но у него есть интересные подробности.

Войска стали вести бои. И на самом деле, осажденные так и сделали.

В качестве главного действующего лица в подобных визионерских эпизодах «Сказания о Троицкой осаде» обычно выступает преподобный Сергий Радонежский, реже его ученик преподобный Никон, святитель Серапион Новгородский и др. Скорее наоборот. 28 июня Сапега предпринял второй штурм монастыря. Недовольны были и монастырские слуги (из детей боярских), считавшие, что монахи их обделяют.

Василий Великий был очень умелым церковным политиком. Достаточно сравнить их, например, с визионерскими текстами, появившимися тогда же, в Смутное время, — с «Видением некоему мужу духовному», с «Повестью о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде», с «Повестью о чудесном видении в Нижнем Новгороде», с «Повестью о видении во Владимире в 1611 году», с «Видениями Евфимия Чакольского 1611-1614 гг». Также несколько человек перешли на сторону врага.

«. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние И тут милостью Божией иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный. Так грамоты Сапеги и Лисовского к воеводам и настоятелю с требованием покориться царю Дмитрию и сдать монастырь и пространный ответ воевод заимствованы из «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков». Самый большой приступ был на стене, защищаемой князем Долгоруким и сыном его Иваном. В 4 года у него умирает отец, а в 8 лет и мама.

Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя. Но выясняется интересная штука: шестого тома не существует в природе.

Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Бой состоялся ночью. Однако наиболее функциональными и изобразительными в плане формирования в сознании читателя представления о личности преподобного Сергия как мистического участника битвы за монастырь являются его речи, с которыми он, по воле Авраамия Палицына, обращается к визионерам в большинстве соответствующих эпизодов. что непокорив еси. Это сильно улучшило настроение людей, усилился боевой дух воинов, смело и решительно боровшихся с захватчиками во время Смуты. Но защитники много и потеряли.

Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Тем временем «вылазные люди», потеряв убитыми около 40 человек, вернулись в крепость. Его просто не издали.

На картине изображен эпизод штурма монастыря, хотя зритель и не видит батальных сцен. Цель у них была вполне конкретная — прикрываясь именем «царя Дмитрия», поправить своё материальное положение за счёт грабежа русских земель. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло.