Взятие Снежного Городка Масленица

В проводное воскресенье, в день проводов Масленицы, цель взятия снежного городка была иной: нужно было добраться до соломенного чучела изображавшего Масленицу, отвоевать его у обороняющихся и поджечь. С просьбой об участии во взятии Снежного городка на Псковской Масленице к организаторам уже обращались и петербургские школьники.

Масленица — взятие снежного городка

«Городок» строился на реке или на площади города, селения. Участники игры делятся на два лагеря.

Для строительства городка существует даже специальный рецепт «снежного теста». Одни защищают крепость, а вторые нападают. В конце недели всей деревней «провожали» или «хоронили» чучело Масленицы. Первые взбираются на стены, последние рвутся в ворота. Композиционно полотно делится на три части.

Играющие делились на две команды – обороняющихся и нападающих. Брались они охотниками казаками и казачатами. Постройки возводили из снега или дерева на открытой местности (в деревне 151 это чаще всего были заледеневшая река или озера, в городах 151 городские площади). Кроме обще деревенского изготовляли также домашние чучела.

Масленица Кулачные 
бои Стенка на стенку 
Взятие снежного

Масленица Кулачные бои Стенка на стенку Взятие снежного городка

При этом оказалось, что существовал особый руководитель – «городничий», на обязанности которого лежало следить за порядком боя при взятии «городка» он же должен был давать знак к началу боя. Именитые горожане жертвовали устроителям «города» деньги на «угощение», т. е. Существовали также и более затейливые «карты» городов – круглые и квадратные, с крепкими угловыми столбами и без них.

Участники игры делятся на две команды. Самый популярный «городок» был Торгашинский, куда приезжала чуть не вся красноярская сотня казаков, прочно связанная с торгашинцами родственными узами. В «Прощеный день», часам к 3, собиралась около «городка» масса народа, нарочно приезжавшего из ближних деревень и города. Около ворот «города» с внешней стороны, по обе стороны, ставились защитники с хворостинами и метлами в руках. Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой. Так или иначе игра была игрой и ее очень любили.

Масленичный поезд насчитывал в иных местах несколько сот лошадей. Чтобы заполучить награду смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. По традиции мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями.

До крещения Руси (X век) праздник длился две недели: семь дней до дня весеннего равноденствия и семь следующих дней. За стенами снежной твердыни собрался небольшой, но хорошо вооруженный гарнизон – участники клубов «Трилистник», «Эльдьярн». В разные стороны от него разлетаются комки снега. Напротив «защитников» в кошевках и верхом становились на порядочном расстоянии нападающие.

Читаем старые газеты: 
Взятие снежных городков

Читаем старые газеты: Взятие снежных городков

В родные села возвращались участвующие в съездках санные поезда. Потерпите до Пасхи». Любую снежную крепость на масленице ждет один итог – она обречена быть покоренной. Законченную конструкцию превращали в единый монолит, обливая ее водой до смерзания.

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Этот бой для многих участников оканчивался довольно серьезными ушибами и увечьями. В центре крепости, сразу за воротами, вырубали большую открытую полынью. Одни защищают крепость, а вторые нападают.

Последних иногда сменяли «старики», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение. После выставки на Сурикова обрушился шквал негатива. Приезжало много народа из Минусинска.

Широкая Масленица: 
блины, взятие снежного 
городка и бои на

Широкая Масленица: блины, взятие снежного городка и бои на подушках

Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. Картина по Суриковски насыщена колоритом цвета, цветовая гамма грамотно соответствует атмосфере праздничного события. Детвора атаковала перед разбором катальные горки. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.

Правила соревнования были довольно жесткими и никакие уловки не допускались. Из снежных комьев складываются стены города, а потом, путем многократного обливания стен водой и прокладывания нового слоя снега, образовывается крепкий «слоеный снежный пирог». Поверх ледяных стен наращивали крышу. «Город» откупали, т. е. Участники разбивались на две команды и размещались по разные стороны стены.

Взятие снежного 
городка – правила 
игры

Взятие снежного городка – правила игры

Литературных указаний на происхождение «городков» мне найти не удалось. Неоценимую помощь в организации самого праздника оказали старинные друзья «Трилистника» – подростковый клуб «Пилигрим» и клуб исторической реконструкции «Эльдьярн», а еще в этот раз в возведении крепости активно помогали студенты Серпуховского машиностроительного техникума. – или праздничными развлечениями, среди которых долго сохранялся и кулачный бой, популярный до сих пор в Западной Сибири (Томск). Снова потянуло к кисти, к краскам.

В этот период чтили бога плодородия и скота, Велеса. Все постройки окатывали водой, чтобы они заледенели и стали монолитными. На полотне изображен один из дней Масленицы.

в 1922г. В ход пускались метлы, хворостины, трещотки – чтобы испугать лошадей» (К. Т. Степанова). Обычно куклу сжигали в ритуальном костре, водили хороводы, пели песни и закликивали весну. В Енисейской губернии «городки», по-видимому, были распространены повсеместно.

Служа по крепостям и редутам оренбургской линии и защищая их от нападающих на крепости кочевников (причем, наравне с казаками, участвовали иногда и казачки, переодетые в мужской казачий костюм), оренбургские казаки придумали забаву, взятия городков, напоминающую им про действительную оборону прилинейной крепости от нападающих на нее киргиз. В результате образуется густое «снежное тесто», которым для прочности промазываются все стены «Снежного городка». Формы «городка» – две стены и между ними ворота на воротах ставились из снега же разные фигуры животных и людей особенно часто наверху ворот красовался петух. Самый насыщеный по обрядовым событиям день масленицы. Между атакующими и защитниками завязывается борьба. Позже к ним присоединились молодые мужчины, а потом и все остальные, в том числе дети. Популярная, особенно в Сибири и на Урале, народная игра, приуроченная к Масленице.

Участники делились на две команды— осаждавших и осаждаемых. Тщательно прописаны элементы одежды, можно даже рассмотреть материал и фактуру ткани. «Комоедица» 151 так до XVI века называлась привычная Масленица. Один из важнейших обрядов 151 проводы или похороны Масленицы. Меня направили к «городничему» – крестьянину той же деревни Карпу Шахматову.

У ворот ставились снежные пушки и другие атрибуты крепостной защиты. В этих деревнях исполнялась старинная казачья игра «взятие снежного городка». на водку это называлось «выкуп» или «откуп города». Последний «городок» помнят в Минусинске приблизительно в 1884 – 1886 гг. ). Взять «городок»— значило разрушить его.

Уже более 10 лет традиционная «Сибирская масленица» с размахом проходит в Красноярском крае в селе Сухобузимское, на родине художника Василия Сурикова. Ворота могли быть двойными в виде арок— одни напротив других, с верхними перекладинами. Именно они выступали авангардом наступающих сил и первыми громили Снежную крепость. «Городок» устраивался так: в начале масляной недели деревенская молодежь принималась за устройство «городка»: делали из снега на льду Енисея двое ворот – одни против других на небольшом расстоянии. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка.

«Взятие снежного 
городка» картина 
Сурикова

«Взятие снежного городка» картина Сурикова

У «царя» была такая же свита, которая всё время кривлялась. На полотне Суриков запечатлел старинную народную игру в «городки». Во время взятия «городка» играла музыка (гармоники или скрипки)». Призы ставились обыкновенно на верху городка. Участники делились на две команды— осаждавших и осаждаемых. Сейчас онанаходится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий.

Местом для подобных развлечений служили площадь села или ярмарки. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Уже с утра, в Прощеное воскресенье, в село или город, где был сооружен городок, собирались разодетые в свои лучшие одежды жители всех близлежащих окрестностей.

Масленица в сибирском 
селе или взятие 
снежного городка

Масленица в сибирском селе или взятие снежного городка

Царит азарт и всеобщее веселье: как игроки, так и зрители полностью вовлечены в процесс. Перед началом атаки «царь» произносил приветственную речь и «военный главнокомандующий» отдавал приказ о наступлении. Мрачные мысли порассеялись. Складывали их из больших ледяных или снежных глыб. Все литературные данные о «городках», которые мне удалось найти, зафиксированы в первой половине XIX века для европейской России. Особенно много горожан в 50-60гг.

По той же самой причине на Масленицу сжигается баба – славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Часть молодежи имела в руках трещотки. Убирайся вон, пока цела. ».

О народной масленичной 
потехе взятия снежного 
городка –

О народной масленичной потехе взятия снежного городка –

Натуралистично запечатлён и окружающий пейзаж. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия. Кроме того, приведенный мною сравнительный материал говорит нам, что Ладейский «городок» отличался еще одной особенностью, а именно введением в боевое действие стихотворного произведения. Также не везде одинакова картина взятия «городка»: в Енисейской губернии бои идут с увлечением и страстью, здесь как бы снова просыпается боевой дух казаков-пионеров. Действие происходит на покрытом снегом просторе. Участники игры разбивались на две группы. Защитники были не только пешие, но и конные. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей.

"Снежные крепости имели в плане овальную форму. Главной задачей штурмующих было надломить специально устроенные высокие крепостные ворота. В старину городки устраивались чуть ли не на каждой улице. Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13 – 17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова.

О народной масленичной 
потехе взятия снежного 
городка

О народной масленичной потехе взятия снежного городка

После игры победителя «мыли» в снегу. Также бывало много горожан. Суриков очень тяжело переживал утрату: тосковал, не мог работать. Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной стенки в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой для этого ему надо было достичь пределов своей стенки, обежав вокруг поля боя». Он написал веселую, праздничную картину Взятие снежного городка.

Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Считалось, что топанье по земле помогало пробудить ее от зимнего сна. Позади ворот устраивался стол с угощениями – снежными бутылками и пирогами. Готовили чучело молодые замужние женщины и девушки, собравшись вместе в начале недели. В картине художник отобразил все сословия народной массы. деревнях – на улице.

Одна из команд должна была захватить крепость, а другая защитить. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Весь народ радуется празднику. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают памятные сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. губерния) круговая стена с воротами в город, с платком на верхушке столба. Перед началом боя «городничий» объезжал «город», чаще всего, на телеге, чтобы виднее и слышнее было, смотрел, все ли в порядке, затем кланялся собравшимся и читал стихотворное произведение под названием «НАЧАТИЕ И ПРИБЫТИЕ ПРОШЕДШЕЙ МАСЛЕНИЦЫ». Над костром обычно возвышался шест с колесом или смоляной бочкой.

Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. Второй год подряд именно здесь, в историческом центре родного города, участники православного клуба «Трилистник» и прихожане Троицкого собора устраивают зимние потехи для всех желающих. Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки. Победителя, которому все-таки удавалось благополучно преодолеть все препятствия и получить приз, так же как при взятии городка купали в снегу и натирали им. Народное традиционное развлечение, названное,, взятие снежного городка появилось в виде ритуального действия в масленичной обрядности (Масленица) сравнительно поздно и вероятно, не имело под собой видимой архаической основы.

Сочинение-описание 
по картине Сурикова 
Взятие снежного

Сочинение-описание по картине Сурикова Взятие снежного городка

Их задачей было выгнать из крепости крепко засевшего там злого персонажа, с чем ребята довольно быстро справились. Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Канский уезд – г. Канск – «городок» устраивался за городом: лет 45 назад (конец 70-х годов XIX в. ).

На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. В нем могли проверить свою ловкость и умение фехтовать все желающие. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Нередко высота стен была в человеческий рост, а то и выше.

Встряхнулся и тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - признавался художник. Минусинский уезд – г. Минусинск – «В Минусинске «городок» устраивался в двух местах: на протоке, пониже пароходной пристани и выше города – за Пятницкой площадью. Какая же Масленица без блинов.

В нем тоже соблюдалась очередность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» – холостые парни лет 18 – 23. Следующее указание на обычай «брать городок» мы находим у Степанова, который кратко отмечает этот обычай: «Строят укрепления изо льда с воротами сажают гарнизон делают приступ пешие и конные. В первом, «тренировочном», штурме участвовали отчаянные малыши – дети до семи лет. Реже соломенную куклу закапывали или разрывали на кусочки. Наши соседи — уральцы, судя по описанию бытописателя уральских казаков Г. И. Горе начало отступать.

Все это действие сопровождалось жалобной песней. Горку поливали водой, добраться до цели по льду было очень трудно. В основе ее, видимо, лежат языческие представления об «умыкании огня».

На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку или самый древний вид – «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную) или борьба «на поясах» или палочный бой. е. снега) с помощью снегоуборочной техники. Обычай брать городки существует не в одном оренбургском войске. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов.

Целовальник, Прощеный день – финальная точка всей Cырной недели. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами, засыпали атакующих снегом. Впервые картина была показана в 1891 на XIX выставке передвижников. Но оказалось, что в эту масленицу «городок» не предполагался, а потому я своей поездкой воспользовалась для собирания материала о «городке» по материалам местных жителей. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым.

(Эти данные относятся к 1822-34гг. Вот таким образом первое время во взятии импровизированной крепости из снега и льда принимали участие только служилые. Посмотреть, а по возможности и поучаствовать в штурме стремились все.

В ней сидят богато одетые женщины, они тоже приехали на праздник и наблюдают, как всадник рушит снеговые стены городка. Кроме доброхотных жертвований, устроители еще проходили по рядам всех собравшихся зрителей с ледяными тарелками, собирая все на тот же «откуп». Суриков никогда не забывал Сибирь и страстно любил ее. Защитники крепости («городка»), вооруженные снежками разной величины – «пулями» и «ядрами», отбивались от нападающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его – «взять», «сломать город». Сам городок строился чаще всего из снежных или ледяных глыб, с арочным проходом (иногда воротами) и крышей.

Но уже давно, судя по древней русской литературе, обрядовый характер игры исчерпал себя. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. В Прощеное воскресенье 26 февраля на 13. 00 был назначен штурм. Да и в рост может пойти только то зерно, которое было похоронено в земле. В 1908 году я ездила в Ладейки в начале масляной недели, чтобы заранее узнать, будет ли в этом году устраиваться «городок».

После игры победителя «мыли» в снегу. Для этого ведро наполняется водой, чутьбольше, чем наполовину.

Картина Взятие снежного городка, Суриков Василий 1891 год

Было еще много интересного – подвижные народные игры, которые помогали проводить девчата из «Пилигрима», затейливые фигурные хороводы на снегу, спонтанные соревнования на силу и ловкость – многие забавы вспоминали или придумывали на ходу, как зрители, так и организаторы. Например, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника запрещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяжелявшие удар (скажем, кастет, камень). Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Но так было в прежние годы и последним «городничим» был Карп Шахматов, со слов которого я и буду описывать ладейское действо.

прошлого столетия, т. е. Родные уговорили его на время покинуть Москву и пожить в родном Красноярске. У нас же все это – обычай сегодняшнего дня, так как в Ладейках после некоторого перерыва в 1922 г. опять был «городок». Возникновение этого обычая часто связывают с событиями сибирской истории, а именно с «боями (казаков) за стенами острожков с осаждавшими их инородцами». На сожжение Масленицы обычно собиралась вся деревня.

Описание картины 
«Взятие снежного 
городка»

Описание картины «Взятие снежного городка»

Но почему-то губернская власть наложила запрещение на Торгашинский «городок» и обычай этот прекратился, не позднее, по-видимому, 70-х годов, так как в 80-е годы гремела слава только торгашинской катушки (Е. А. Красноженова и А. И. Суриков). Взять «городок»— значило разрушить его. Картину Взятие снежного городка Василий Иванович Суриков написал в 1891 году. Публика, привыкшая к салонному и академическому искусству, также не оценила полотно. укрепляли на вершине такого сооружения.

Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. На воротах «городка» были фигуры, но без особого значения, в зависимости от фантазии скульптора. Группа нападающих, возглавляемая потешным «генералом», состояла из конных всадников и пехотинцев. На башнях и стенах выставляли вылепленные из снега фигуры – сказочных животных и птиц. В левой и правой частях мы видим зрителей, с интересом наблюдающих за игрой. Кульминация праздника — сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод. Отдаленные от нас по времени сведения дает Гмелин.

Центральная фигура – это всадник верхом на коне. В это время «городок» доламывался и зрители разъезжались. И при этом мужики кричали: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная. Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метлами и помелами.

собирали деньги на вино и приступали к штурму и защите. Замешивается. Некоторые из осаждающих довольно скоро отступали, но настойчивые заворачивали своих лошадей, стегали их и опять бросались на «город», снова встречая ряд ударов и бойких насмешек над неудачей. Обязательно делали ворота, да такие высокие, что в них мог проехать всадник. Тот же сравнительный материал, несмотря на местный патриотизм, придающий этому интересному обычаю чисто сибирское происхождение, указывает нам, что масленичные «городки» в начале XIX века были распространены в европейской России.

Одним из самых зрелищных 
моментов Всероссийской 
Масленицы станет

Одним из самых зрелищных моментов Всероссийской Масленицы станет взятие «Снежного городка»

«Снежный городок» на р. Тубе – также устраивался «городок», который пользовался популярностью, а вот таким образом съезд был многолюден. Тем временем атакующие успевали разрушить городок окончательно. Участники игры делятся на два лагеря. Издревле, как сообщают источники Российского этнографического музея, такая забава, как взятие «Снежного городка», предназначалась в основном для служилого населения и лишь потом, смягчив свои правила, стала развлечением для всех желающих.

Стены выкладывались из снежных кирпичей или шаров. Стены из снега, облитого водой. Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы. Происходило же это весьма картинно. Они машут руками, болеют за свою команду.

В него кладется чистый, пушистый снег. Железнова, также развлекают себя на масленичной неделе и брали «города», а не «городки» — как принято называть у оренбуржцев, ездили по улицам или, по местному выражению, «гуляли вершниками». Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». Ирбей, Торбыш, Огинское и др. : «Городки» устраивались на масленице, причем в Торбыше «городок» устраивался на берегу речки Торбылки, а в Огинской и др. Суть игры заключается в том, что наМасленицустроится снежная крепость. В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок.

Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Кукла масленицы, по представлениям людей, воплощала собой зиму и смерть, в народных ритуалах куклу одухотворяли, ей приписывали преувеличенные людские качества: «обжора», «толстуха», «объедуха», «пьяница», «разгульница». Для взрослых казаков обычным призом был штоф водки. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы».

Критики остались недовольны выбором сюжета, называя его «бедным и анекдотичным». Сс. Умерла его жена. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. В некоторых областях, где «Снежные города» возводились прямо на льду рек и озер, в самом центре города вырубали прорубь, в которую окунали первого человека, ворвавшегося в обороняемый город.

Возрождение традиций: 
штурмуем снежные 
городки в Масленицу

Возрождение традиций: штурмуем снежные городки в Масленицу

Защищали ворота пешие, атаковали конные. Возможно, что Торгашинский «городок» потому и закончил свое существование, что потеха переходила в серьезное дело, оканчивающееся тяжелыми увечьями. После этого все принимали участие в дальнейшем разрушении «городка».

Слева – мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. (Е. Д. Широкова. Первые стремятся проникнуть за вал к городку, а последние стараются не пустить их, пугая лошадей и забрасывая их снегом.

Игры, основанные 
одновременно на 
сочетании карт и

Игры, основанные одновременно на сочетании карт и на взятках

Все, конечно, помнят замечательную работу В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. За «выростками» на поле шли мужики и тогда начинался «заправский» бой. Метлы и нагайки составляют оружие». При этом само чучело стремились максимально сделать похожим на человеческую фигуру и преувеличивали его женские черты (а иногда мужские, когда чучело было мужским). Иногда перед валом в момент атаки зажигается еще солома. Двойные ворота в виде арок (Енисейская губерния – повсеместно) стены с воротами (Минусинск – Енис. Это был конец. Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала ХVIII в. Первоначально это было развлечение служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители.

Заканчивая свое сообщение, считаю необходимым еще раз остановиться на архитектуре «городка» и подробностях взятия его. Подробностей не помнит (Г. С. Любенецкий). По традиции в театрализованном шоу «Взятие снежного городка» принимают участие казаки Енисейского войскового казачьего общества. Для построек использовали большие ледяные глыбы и спрессовавшийся снег. Но в Пскове придумали свой «рецепт», который подходит, скорее, для слоеного пирога. – казаками, а позднее крестьянами. Вокруг много народа. Своеобразным «антрактом» между ними стал проведенный воинами из «Эльдьярна» турнир на тимбарах – специальных мягких мечах.

Игры, основанные 
на подсчете очков 
во взятках

Игры, основанные на подсчете очков во взятках

Хочется указать еще на одно обстоятельство: «городки», как напоминание далекой истории, народ соединил с еще более древним обычаем, дошедшим до нас от времен язычества – с празднованием масленицы. Кукла всегда была одета в ветхое и рваное тряпьё, она должна была выглядеть потрепанной, что, вероятно, символизировало близость её конца. Обязателен был ритуальный зачин – «задирание», «похвальба» : перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Мальчишки, молодые парни и даже взрослые мужики пытались измазать сажей женщин. Все это веселье на «похоронах» Масленицы — воплощение древней идеи о гибели ради жизни, об обновлении через смерть божества.

Похожее действо совершается и у фрагментов белокаменной стены серпуховского кремля. Когда костер затухал, заканчивалось и веселье. Баталии разворачивались нешуточные.

Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых – «женатых». Изначально в игре принимали участие не только пешие люди, но и конные всадники. Когда все готово, распорядитель (обыкновенно станичный атаман) подает сигнал «шагом», а затем «карьер». Поскольку существовало поверие, что грандиозная встреча Нового года должна была положительно повлиять на весь последующий год (сделать его урожайным и сытным), то праздновали увлеченно, с обильными яствами и шумным весельем. Торгашинский «городок» строился солидно и на воротах его, кроме обычных атрибутов, ставились снежные фигуры пеших и верховых казаков, одетых в настоящие казачьи костюмы времен Екатерины II.

Игры, основанные 
на подсчете количества 
взяток

Игры, основанные на подсчете количества взяток

Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Суть игры состояла в следующем: строилась стена из снега и для прочности обливалась водой.

– в с. Ладейское. Сооружения украшали, а также лепили зверей и людей. А быть может, это эхо петровских потешных крепостей так быстро докатилось до Сибири и здесь прочно осело в виде боевой потехи ратных людей и т. д. Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника.

Картина «Взятие 
снежного городка» 
Суриков

Картина «Взятие снежного городка» Суриков

Люди на картине – это типичные сибиряки, земляки художника. в Прощеный день уезжало в Торгашино, а в 80-90гг. Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. через сто лет после Гмелина).

Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена.

Описание картины 
Взятие снежного 
городка

Описание картины Взятие снежного городка