О фильме «Игрок»


Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Белые ночи», «Кроткая», «Дядюшкин сон», «Петербургская ночь» (по «Неточке Незвановой»)… Достоевский… Мысли великого писателя переносили на экран известные советские режиссеры И. Пырьев, Л. Кулиджанов, К. Воинов, В. Строева.

О фильме «Игрок»

И вот на экраны выходит еще один фильм по его роману — «Игрок». Две темы этого романа — безудержная страсть к игре и мучительная любовь. Постановщик фильма народный артист РСФСР Алексей Баталов больше известен зрителям как актер и пользуется огромной, громкой и, конечно же, заслуженной популярностью. Но тысячи почитателей его таланта знают и о работах Баталова-режиссера: картинах «Шинель» и «Три толстяка». Такие удивительные кино-ленты большая редкость в наше время, люди привыкают смотреть сериалы онлайн.

Пожалуй, было бы закономерно предположить, что постановщик «Игрока» сам сыграет в нем центральную роль. Да, 10—15 лет назад Баталов действительно был одержим мечтой создать страстный, накаленный до предела образ Алексея Ивановича, о котором Ф. Достоевский писал: «Он — игрок, и не простой игрок, так же как скупой рыцарь Пушкина не простой скупец… Он поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя».

— Но сейчас в кино для этой роли я уже не гожусь,— говорит А. Баталов.— Дело в том, что Достоевский очень точно определил возраст своего героя — 25 лет… — Роман Достоевского,— продолжает Баталов,— видится мне частью огромной общей и очень важной для русской литературы классической темы — положение молодого человека в русском обществе, человека умного, остро воспринимающего окружающий мир, старающегося по-своему бороться с ним, изменить его.

Роль Алексея Ивановича, человека молодого, но наделенного сильными чувствами, трудна чрезвычайно. Поначалу даже казалось, что для актера такого же возраста эта роль просто непосильна.
— Но тем не менее мы твердо решили, что главного героя будет играть его сверстник,— рассказывает постановщик картины.— Потому что больше всего не хочется потерять в фильме страстность и реальный привкус юности, начала жизни, которые существуют в самом материале

Большой кинематографический опыт помог режиссеру сделать правильный выбор. На экране перед нами предстал актер кино – Николай Бурляев. Внешне это тот же юноша — стройный, гибкий, с тонким умным лицом, каким он запомнился нам по ранее сыгранным им ролям в фильмах «Мама вышла замуж», «Андрей Рублев», «Семейное счастье». Но посмотрите на его глаза, обращенные на Полину. В них обреченность, безысходность его любви. Это не мимолетное увлечение 20-летних… Вглядитесь в его руки, нервную, напряженную фигуру, искривленный рот, когда он захвачен и подавлен неизлечимой и пагубной страстью к азарту, к рулетке…