Александр Герасимов Гимн Октябрю

В августе 1937 года в 35-летнем возрасте он назначается наркомом зерновых и животноводческих совхозов РСФСР, в марте 1938-го одновременно становится заместителем председателя Совнаркома РСФСР, а с ноября того же года утверждается наркомом земледелия СССР. Кроме того, в московском Манеже с ноября по декабрь 2015 года выстроились огромные очереди на бесплатную выставку «Романтический реализм: советская живопись 1925—1945 гг». Кабаре». Герасимов был не только художником, но и иллюстратором, в экспозицию включены его работы по оформлению повести Гоголя «Тарас Бульба» в 1952 году: «Приезд Остапа и Андрия», «Стой. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. В дальнейшие 50 лет она ни разу не экспонировалась и не публиковалась.

Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами». Герасимов не только художник, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54).

  1. Медиапортал Государственного исторического музея
  2. Русский музей Дополненная реальность
  3. Александр Герасимов – любимый художник Сталина
  4. Мифы и правда об Александре Герасимове
  5. Герасимов, Александр Михайлович (художник)
  6. Александр Герасимов вГИМе или оромане художника свластью
  7. Выставка работ Александра Герасимова – любимого художника Сталина

Часто и на работе. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Табак, точнее, селекционирование и выращивание популярных его сортов – это его страсть. Герасимов был знаменит как идейный, непримиримый борец с формализмом: первый президент воссозданной после войны Академии художеств СССР, лауреат четырех Сталинских премий, он лично вычеркнул из списка профессоров Владимира Фаворского и Александра Матвеева, приложил руку к последнему аресту и ссылке Николая Пунина, а в 1948 году с помощью своего покровителя Ворошилова добился расформирования щукинско-морозовской коллекции и ликвидации Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Герасимов изобразил торжественное заседание по случаю 25-летия революции 6 ноября 1942 года.

Герасимов, в отличие от многих советских людей искусства, не был невыездным. В 1938 году Герасимов возглавил правление Союза художников, а в 47 году стал (по настоянию того же Ворошилова) первым президентом Академии художеств СССР. Это полотно было создано в 1930 году. И вот главное. Есть и еще один.

  • Александр Михайлович Герасимов, художник: биография, творчество
  • На ВДНХ стартовала реставрация картины Герасимова
  • Александр Герасимов в Государственном историческом музее
  • Выставка Александра Герасимова, создателя соцреалистического канона

Перед нами уже не съезд партии, подразумевающий, по крайней мере имитацию дискуссии: в 1939 году съезды перестали созываться вплоть до октября 1952-го, когда ВКП (б) была переименована в КПСС. Выставка к 135-летию со дня рождения Александра Герасимова известного всем картиной Сталин и Ворошилов в Кремле (также известная в народе как Два вождя после дождя) – плод сотрудничества государственного музея и частного дилера Леонида Шишкина, который уже больше 20 лет торгует социалистическим реализмом в России и за рубежом.

Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Да, сравнение соц-арта и соцреализма, как и остроумно проведенная «расчистка иконы», повышает стоимость картины, но добавляет ли это новой информации именно о 1930-х. А между тем иконический статус полотна объясняется не сходством с живым Ильичом (ценителей такого реализма после чисток конца 1930-х оставалось все меньше и меньше), а тем, что вождь революции изображен кем-то вроде языческого божка с острым – и красным – фаллическим символом ровно там, где таким символам и место. Не удержался и он сам: Хрущев его недолюбливал, свои портреты доверял Налбандяну. В парижских работах Герасимов фактически высказывается против модернистского подхода к восприятию города, разработанного в 1920—1930-х годах мастерами группы «Четыре искусства»или ленинградской пейзажной школы.

Несмотря на тяжелейшее положение на фронте, Большой театр на этой картине переполнен. Пожалуй именно этот проект наиболее наглядно показал, что тема советского искусства (и, в частности, социалистического реализма) тем отличается от разного рода персональных мемориалов, что действительно способна вызвать многомерную и резонансную общественную дискуссию об историческом наследии, касающуюся и искусства и политики. Похожую задачу решает «зимний» портрет Сталина в образе полководца, выполненный Герасимовым в 1944 году по заказу ГИМа. – А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. Художник долгое время создавал образ любимого народом, мудрого и великого вождя. В 1963 году скончался знаменитый художник Герасимов.

  1. АЛЕКСАНДР ГЕРАСИМОВ – ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК СТАЛИНА
  2. Русский художник Герасимов Александр Михайлович
  3. Я сидел под дубовым столом – это меня и спасло
  4. В Хабаровском крае вывезли из леса детали пропавшего в 1940-х самолета
  5. Таких капитанов на планете было меньше, чем космонавтов

Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Участник выставок с 1907: Товарищества независимых (1909–1911), Свободное творчество (1911–1918), ТПХВ (1913–1915), АХРР (1925–1932), Всемирных в Нью-Йорке (1937), Брюсселе (1958 – золотая медаль) и других. Не будем отдельно касаться этичности такого сотрудничества (так, понятное дело, нельзя). А потому в его творчестве есть период, который можно смело назвать «зарубежными акварелями». Чем это можно объяснить.

Мокрая терраса, 1935 и др. ). Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. «Полевой букет» 1952 года, «Розы на столе» 1938, потрясающе атмосферная, буквально дышащая весной «Цветущая яблоня» 1953 и многие другие полотна, на контрасте с социалистическим реализмом создают странное чувство. В этой-то плоскости и разворачиваются споры — «бездарность» он или «великий мастер», плохо или хорошо он владеет академической грамотой, похоже ли написаны цветы, салонный ли он художник или Рембрандт, настоящий ли он импрессионист — и т. д.

  • Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  • Выставок официальной советской живописи будет со временем все больше
  • Указывать местоположение в твитах
  • Один комментарий к Александр Герасимов – любимый художник Сталина
  • Описание картины Александр Герасимова «Гимн Октябрю»

Как писал Е. Добренко, соцреализм выдавал себя за мимесис, создавая при этом своего рода павильонную реальность наступившего социализма, где все главные достижения, к которым могут стремиться человек и общество, уже «по определению состоялись». Тема обобщенной и единой «исторической России», где «нет героев и антигероев», появляется не впервые: в 2015-м она часто звучала в спорах о советском наследстве и стала ответом на беспокойство в связи с предстоящим юбилеем революции 1917 года. Вот таким образом и его «импрессионизм» лишен главного элемента — беглости хрупкого впечатления, а акценты в исторических картинах расставлены так, чтобы избежать любой социальной конкретики. Герасимов громил «космополитизм» Матисса и Дали от лица «подлинного реализма» с трибун академии и на страницах прессы. Зато взамен художественного чутья у него обострилось чувство конъюнктуры и первым примером удачного попадания в яблочко стал хрестоматийный портрет Ленина на трибуне (1930).

"Я очень много улыбался в своей жизни. История оживает до такой степени, что в полемике с соцреализмом даже Дьяконов вдруг переходит на антимодернистские обороты в духе Кеменова: «фарс», «набор скрюченных девиц», «не люди, а какие-то загогулины». Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Обстоятельность подхода к материалу отразилась и в речах на открытии. Именно из 1960-х (а где-то и из 1930-х) пришли эти риторические ходы — и сравнение Академии 1947 года с Салонами XIX века и определение качества живописи через диалог с «французами» и «старыми мастерами» и агрессивное приравнивание массового госзаказа к «шедеврам» и размытое требование «жизненности».

Медиапортал Государственного 
исторического музея

Увы, без контекста понять этот конфликт неосведомленному зрителю очень трудно. Правда, равнялся, говорят, в шутку с Рембрандтом, который тоже умирал в забвении. Но Герасимов ни с кем не сопоставлен, никуда не вписан.

на Волхонке, на пятом этаже, назвал живопись Александра Герасимова фашизмом. Ее приходилось редко видеть у других лиц. В этой истории есть какой-то урок и, кажется, довольно простой. Похоронен в Тбилиси. Герасимова действительно можно было назвать любимым художником Сталина.

Здесь же был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка. Впрочем, против этого стереотипа есть и другое неоспоримое свидетельство, а именно производственный роман «Тля» (1964), написанный близким другом Герасимова Иваном Шевцовым. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов.

Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века. "ЦК ВКП (б) стали известны факты безобразного поведения т. Бадаева во время пребывания его в качестве председателя делегации СССР на празднествах Монгольской Народной Республики и в Тувинской народной республике, порочащие его как председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и члена ЦК ВКП (б). В 1941-1942 гг. Абсолютно очевидно, что прятать полотна со Сталиным в запасники не является решением. Сталин — великий государственный муж». Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства». Перед ней – стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. В 1946 году репрессирован.

Но самого заседания не было – художника попросили написать картину взамен реального события. Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Но внутри вся его натура кипела, бурлила, клокотала. Член АХРР (1925).

Только в конце 2015-го — начале 2016 года в стране появилось сразу несколько мемориалов Сталина: памятник в полный рост в Марий Эл, двухметровый бюст при музее-заповеднике «Линия Сталина»в Псковской области, дом-музей Сталинапод Тверью и «Сталин-центр» в Пензе, созданный для загадочной «популяризации и актуализации практик, которые применялись в сталинские времена». Странное чувство охватывает зрителя, когда от ярко-алой, поистине монументальной работы «Гимн Октябрю» (за нее художник также получил Сталинскую премию в 1943 году) переходишь в зал натюрмортов. В центре – бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Партийный и государственный деятель, по профессии рабочий-слесарь.

Да что там, даже Дмитрий Врубель (вроде бы и сам — недавний портретист Путина)чувствует потребность призвать в арбитры некоего «очень искушенного в искусстве» парижанина, чтобы ограничиться все той же «эстетической» оценкой: «пошло, вульгарно, неталантливо, пропаганда, Сталин с Лениным». В этом доме А. М. Герасимов провел свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьей после революции (1918 — 1925).

В остальной части каталога тоже сквозит обтекаемая неуверенность — от текста директора о значении Герасимова для «одного из самых сложных периодов жизни страны» до ремарок к репродукциям. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе. Его картина дышит свежестью и влажностью. Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские художники рубежа XIX и XX вв.

Одновременно по тому же сфабрикованному делу были осуждены главком ВВС Главный маршал авиации А. А. Новиков и еще несколько высших руководителей Военно-Воздушных Сил и отделов ЦК ВКП (б). Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века. Алексей Егорович Бадаев (1883-1951). Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Их, кстати, несколько.

Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Герасимов оформляет и «благоустраивает» советский колониализм и именно вот таким образом, тщательно выписывая интерьеры Софии Константинопольской, он ставит огромные аляповатые кляксы на месте арабской вязи, а в пейзажи Дели и Шанхая переносит стереотипы 1930-х о «советском Востоке», проводя тонкую грань между враждебной и лояльной «экзотикой». Как фактическому столичному градоначальнику Пронину приходилось повседневно решать множество проблем громадного города" (Станислав Глушнев).

И у Сталина всегда улыбался. С января 1940 года по 7 декабря 1944 года – председатель Московского городского совета (исполкома Моссовета). Действительным шедевром по цветовому решению и колориту видится картина 1934 года «Айя София», пропорции храма в Константинополе ясно показывают зрителю, что рисовал ее не только художник, но и архитектор, знающий и чувствующий здание и его пропорции. Герасимов получил за «Гимн Октябрю» свою вторую Сталинскую премию — получил потому, что написал детальную инсценировку «торжественного заседания трудящихся Москвы по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года», которое вообще не было проведено. Направленный в Париж в 1934 году, он создал десятки пейзажей, убедительно передающих малохудожественность и дисгармоничность местной натуры — важные понятия для лексикона соцреализма, где все советское было «стройным», «светлым» и «согласованным», а буржуазное — «сумбурным» и «искажающим реальность».

У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Смотря на нее, хочется спросить: «Как же могло такое полотно оказаться в частной коллекции. ». С Гимном Октябрю, однако история еще фальшивее. И действительно, автор главного текста каталога — Любовь Шакирова — сделала все возможное, чтобы сохранить ту самую нейтральную и «историческую» позицию без героев и антигероев.

Выпала люлька с табаком. ». Только не путайте этого способного гениального живописца с его современными тезками. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность. Одна из лучших работ живописца на данную тематику – «Есть метро. ». Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Но время российского постмодернизма кончилось, дискурс выпал из его слабеющих рук. Учился в МУЖВЗ (1903–1915) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина.

Ретроспектива Герасимова у стен Кремля казалась не менее амбициозной задачей, чем выставка в Манеже. Именно «историческую Россию» министр назвал «третьей силой в противоборстве красных и белых», призывая доверять фактам, не вырывать их из контекста и «пользоваться не чьими-то идеологическими шаблонами, а своей головой». Да и себя некогда всесильный друг вождей ощущал в годы оттепели помаркой на полях. Его специализацией были чужие таланты и тут он постарался на славу. Василий Прохорович Пронин (1905-1993).

Его можно и нужно ставить рядом с Петровым-Водкиным, с Ермолаевой, с Фальком, но не для того, чтобы сравнивать качество или соединить их в целое, а чтобы показать зрителю историю целиком, вставив ее в интернациональную раму борьбы разных версий тоталитарного искусства с модернизмами XX века — «борьбы за реализм в изобразительном искусстве». Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. Сразу после таких слов рухнул потолок — старожилы помнят, как было дело». Нет, не добавляет.

Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Одним является профпереговорщик Александр Герасимов (НЛП). Современники отмечали, что Герасимов был энтузиастом во всем, что было граничит с делами КПСС, включая борьбу с «инакомыслием» среди держащих в руках кисти он критиковал «поверхностное» зарубежное искусство и безоговорочно льстил вождю, как на картинах, так и на словах. При этом Герасимова недостаточно показывать только как соцреалиста.

Советский государственный и партийный деятель. – становятся образцами официального стиля советской живописи. С конца 1930-х гг. Отстранен от должности за аморальное поведение. Его версия реализма требовала последовательно оформлять и консервировать риторику власти, нигде не опережая ее на поворотах. Партнерство получилось многолетним и разнообразным. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова.

Главный герой, «милый и умный старик», носит псевдоним — Михаил Герасимович Камышев. И, наверное, все-таки не боялся его, хотя и высоко уважал.

Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Иван Александрович Бенедиктов (1902-1983). Совсем не случайность, что Пушкин и Мицкевич изображены у него опереточными франтами, а Петербург XIX века ограничен бутафорским «Медным всадником» и парой жандармов. В этом и состоит ее главное отличие от «Романтического реализма», где даже грубоватое столкновение разных срезов и этапов советской живописи все-таки было попыткой современного анализа и давало широкой публике некоторое представление о контексте, а потому и породило богатую дискуссию. Споры на тему выставки не стихали неделями, появилась целая череда очень ярких, содержательных статей (Александры Новоженовой, Марии Силиной, Валентина Дьяконова, Анны Матвеевойи многих других).

Такое решение на выставке есть — это выбор центрального полотна, которое представляет собой интересный палимпсест: черновик картины «Колхозное стадо» (1959), написанный поверх одного из вариантов полотна «Сталин и Ворошилов в Кремле». Подход, предложенный ГИМом, к этому так или иначе приближает. Советский государственный деятель, более двадцати лет (с 1937 по 1959) занимал ключевые посты в руководстве сельским хозяйством страны (преимущественно, в ранге наркома или министра).

Президент АХ СССР (1947–1957). Герасимов Александр Михайлович (1881, Козлов – 1963, Москва)Художник, художник театра. В картине Гимн Октябрю (1949), одном из открытий выставки, к выступающему с речью Сталину ближе всего расположена юная пионерка с косичками, непринужденно прислонившаяся к сцене.

56. ", – говорил бывший нарком историку Г. А. Куманеву. В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Нарком авиационной промышленности с 1940 по 1946 год, генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда. 55. На заднем фоне изображен великолепный сад.

Среди прочего, обсуждения цензуры, новой консервативности и отношений художника и власти затронули и такие проблемы, как исчезновение «Кровавого воскресенья» с выставки Серова в ГТГи волнения по поводу судьбы историко-мемориального музея революции «Пресня», который зимой закрыли на реставрацию. Ему преподавали импрессионист Константин Коровин и Валентин Серов. Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. Герасимов нарочно играет на контрасте красок.

Здесь смешение эротики, буйства танца и грубоватых ярких мазков, художнику «хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звезды, как блеск моря» – так писал Герасимов о своей работе в 1955 году. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). 57. Так и хочется отыскать в разношерстной толпе чиновников, военных и ударников подпоручика Киже из повести Юрия Тынянова – наверняка же бумажный вояка где-то прячется.

Так или иначе, Герасимов был одним из самых влиятельных функционеров в искусстве 1930—1950-х, был теоретиком соцреализма (пусть тексты писал и не сам, как намекает его биограф, но это уже детали) и без стеснения сравнивал себя с Рембрандтом. Эти картины плохи, но ведь задачей советской власти 1930—1950-х и было окружить зрителя плохой живописью и «плоха» она особым образом, а каким — нужно уметь назвать. А точнее, борьбы за то, что считать реализмом.

В 1938-1944 – председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. Дегуманизация ярко видна и в поздних ориенталистских вещах Герасимова, от портрета балерины Удаленковой в роли персиянки из «Хованщины» (1954) до огромного полотна «Половецкие пляски» (1955) и иллюстраций к «Тарасу Бульбе» (1952). Вариантов таких «политических витрин» у Герасимова много, начиная с прогулки «двух вождей» под грозовым небом и некоторые исследователи считают самым откровенным иллюзионистским полотном соцреализма его псевдодокументальный холст «Гимн Октябрю» (1942). В 1949--1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, – В. И. Ленин на трибуне (1930), И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле (1938), Гимн Октябрю (1942) и др. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств.

Здесь же был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка. Невозможно обсуждать, плоха или хороша живопись Герасимова «с живописной точки зрения», так как вещи Герасимова вместе с Ефановым, Хмелько, Иогансоном, Пластовым, Мешковым, Модоровым и сотнями других были частью поточной индустрии «тематической картины», предъявлявшей к живописи очень определенные требования и за их несоблюдение исключали из профсоюза. Так на выставке посетители могут видеть парижскую серию 1934 года, стиль письма которой чем-то напоминает Дега, среди которой такие работы как «Ночной Париж», «Париж ночью», «Париж. Аргументация сторонников ограничилась фразами об «известной исторической фигуре» и «непростом времени», которое «нельзя судить однозначно», но попадались реплики и о «потрясающем художнике». В 1953 году освобожден.

И дело не в том, что так вышло. В этом же зале можно видеть этюды и саму картину, ставшую визитной карточкой выставки 2016 года – «Половецкие пляски». Но причины недопустимости прямо не названы и хотя текст опирается на «Соцреализм и реализм» А. Морозова, «Культ Сталина в изобразительном искусстве» Я. Плампера и «Культуру Два» В. Паперного, в нем нет ни одного упоминания о роли Герасимова в закрытии ГМНЗИ и просто даже о факте борьбы соцреализма и модернизма. "Сталин обладал очень сложной и своеобразной чертой характера. При этом свой путь в искусстве купеческий сын из города Козлова (с 1932 года – Мичуринск) начинал под знаком французов.

Главная картина Герасимова со Сталиным и Ворошиловым повторяется как фарс в виде гуляющих под ручку по Сенной площади Пушкина и Адама Мицкевича (1957). 54. Очень атмосферными являются также восточные акварели художника 50-х годов: сцены из индийской и китайской жизни – «Набережная в Шанхае», «Могила императора в Нанкине», «Ночная лавка в Бомбее». Алексей Иванович Шахурин (1904-1975). Инструмент Герасимова как исторического живописца состоит в дегуманизации эпохи.

Здесь он вступил в общество революционных художников – организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма.