Амур Эрмитаж Фальконе

Клодион, С. Л. Работы для церкви св. Особую изысканность придает работе изогнутая мраморная гирлянда из роз.

Каффиери часто применял этот композиционный прием, характерный для портретов эпохи рококо. Пигаль, Ж. А.

Пушкин), складывающееся при взгляде сзади и справа, сменяется ощущением стремительного движения вперёд при осмотре с других точек наблюдения -- это та неудержимая динамика, которую задал Пётр жизни России. Этими же свойствами обладали сестра Траяна Марциана и его племянница Матидия. Никому не под силу укрыться от его стрел, а художникам во все времена не устоять перед соблазном запечатлеть этого этот белокурого проказника. Он увидел в царе, прежде всего, мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу.

  • Скульптуры Этьена Мориса Фальконе
  • «Грозящий Амур» Этьен-М Фальконе 1716–1791
  • Этьен Морис Фальконе: скульптуры их описание и фото
  • Эрмитаж / Подлинная учетная запись
  • Скульптуры на тему любви в коллекции Эрмитажа
  • Творчество французского скульптора Этьена Мориса Фальконе
  • Амуры из Севра хранят память о скульпторе Фальконе 16

Ко времени создания "Флоры" Тенерани был уже известным скульптором. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Ремесло скульптора он стал осваивать у своего дяди Ж. -Б. ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьенн Морис (1. 12. 1716, Париж– 24. 1. 1791, там же), франц.

Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Этому способствовали и общий интерес к России и особенно сочинение Вольтера История России при Петре Великом. Усидчивый юноша поступил в мастерскую к прославленному в то время скульптору Ж. Лемуану. Произведения1750-60-х годов. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур.

Дружил с Д. Дидро, восторженно отзывавшимся о произведениях Ф. ему покровительствовала Ж. А. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. созданием портретных бюстов великих драматургов Мольера и Корнеля для театра Французской комедии в Париже, отличает приверженность скульптора к стилю рококо, черты которого ярко проявились в портрете мадам Дюбарри (1743-1793). Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции.

  1. Как называется эта скульптура, кто скульптор и кто заказал и где был оригинал устоновлен
  2. 300 лет назад родился автор Медного всадника, Этьен Фальконе
  3. 1 декабря 1716 родился Этьен Морис Фальконе – автор «Медного всадника»
  4. Эту фотографию можно купить в следующих форматах
  5. Указывать местоположение в твитах
  6. Популярные туристические направления
  7. Амуры из Севра хранят память о скульпторе Фальконе

В отличие от восходящей к античности композиции, где две крайние фигуры обращены к зрителю лицом, а центральная, обнимающая своих подруг, – спиной, Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Лемуана вПариже (1734–44). У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Севрский фарфор) (1757–66), где исполнил ок.

Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.

В жесте правой руки царя скульптор стремился запечатлеть, по его выражению, «отеческую десницу», простёртую над «объезжаемой страной». Особый успех и признание Ф. приносят выставленные в Салоне 1757 скульптуры «Купальщица» (гипс– Эрмитаж, мрамор– Лувр) и «Грозящий Амур» (Эрмитаж). Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу. Впечатление торжественного покоя «кумира», застывшего в «неколебимой вышине» (А.

Скульптуры Этьена 
Мориса Фальконе

Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем. Идеи неоклассицизма, сформулированные в трудах немецкого ученого и философа И. И.

Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Позже Этьен перешел в ученики к столяру и быстро превзошел своего учителя. Будучи талантливой портретисткой (наиболее значительные её работы -- мраморные бюсты Фальконе и Дидро), она моделировала и голову Петра (в Русском музее хранится гипсовый слепок 1773 года).

Представить их помогает одна из чрезвычайно выразительных характеристик, данных в поэме А. Пушкина «Медный всадник» (кстати, её название закрепило широко распространившееся в обиходе россиян «неофициальное» наименование прославленного памятника). «Монумент мой будет прост. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале – вот сюжет, данный мне Петром Великим. Но он считал, что можно познакомиться с шедеврами древности и по гипсовым копиям, которые особенно изучал.

Девы в ц. Св. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. Сын столяра, первые навыки работы скамнем получил в мастерской дяди, Н. Гильома.

Повлиял на стиль продукции мануфактуры время его руководства обозначают как «период Фальконе» («Дети играющие в лотерею», 1757 «Оракул», 1766, обе– Нац. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Скульптура пользовалась большой популярностью у знатоков искусства XVIII века, с успехом экспонировалась на выставках. галерея, Вашингтон «Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр «Зима», 1763–71, Эрмитаж). В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть.

В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. формируется стилистич. Что касается помощи своей ученицы, то Фальконе признавался: «Я обязан мадемуазель Колло превосходнейшими советами, она заставила меня уничтожить пропасть глупостей». Бльшая часть этого комплекса хранится в Эрмитаже. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. Лемуана, сразу распознавшего способности своего ученика.

В основу сюжета была положена античная легенда. Современники были восхищены новизной замысла. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, – эмблема побежденных им затруднений.

Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Его всегда привлекала пластика движения.

Скульптурная группа "Амур и Психея" исполнялась мастером дважды. Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. "Геба" – одна из самых известных работ Антонио Кановы, выдающегося итальянского скульптора конца XVIII – начала XIX в. Согласно античному мифу, Геба (дочь Зевса и Геры) олицетворяла юность. скульптор, теоретик искусства. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку.

Роха. Эвридика, жена певца Орфея, умерла от укуса ядовитой змеи. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции.

Это был героико-драматический эпос -- художественный сплав, который приобрел важнейшее значение несколько позднее, на рубеже XIX века (его ведущим представителем стал Бетховен). Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом.

Лукаво улыбаясь, он достает из колчана стрелу. Однако ее туловом является древнеримский путеал (каменная ограда вокруг колодца), относящийся к эпохе Флавиев (третья четверть I в. н. э. ). Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. «Личность созидателя, законодателя, благодетеля» приобрела, благодаря гениальной творческой интуиции иные масштабы и очертания. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. В Эрмитаже находится авторское повторение наиболее удавшейся из них – "Орфей".

Фальконе, М. А. Это обусловило композицию статуи: ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Пушкина.

«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Кроме того, чёткий силуэт статуи связывается то с различными объектами ансамбля обширной Сенатской площади, то с простором Невы и виднеющейся вдали Петропавловской крепостью, с которой начинался Петербург (именно к ней обращён взгляд Петра). Роха в Париже (сохранилось только «Моление о чаше» установленная на груде необработанных камней скульптура демонстрирует барочный контраст естеств. Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа.

Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру.

Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. В 1750–60-егг. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра.

Фальконе, О. Роден, А. Матисс, выставлены целыми комплексами произведений. Первоначально «Амур» предназначался для садового павильона в поместье маркизы де Помпадур. В образе божества любви воплощена именно младенческая пора жизни (пухлое детское тельце, курчавая головка изящные крылышки).

Танцу посвящены многие статуи, рельефы и даже живописные работы Кановы. Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике: «Амур» (с повторением), «Флора» (также дважды), «Психея», «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, превосходная обработка поверхности материала -- большинство его работ выполнено в мраморе и верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года. Под копытами коня Фальконе поместил змею. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал.

Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». Свои первые заказные работы Антонио Канова выполнил очень рано, в возрасте 16-17 лет. Экземпляр, хранящийся в Государственном Эрмитаже, был создан в 1766 – 1769 годах. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом.

Прибавьте к этому, что нет человека более ревнивого к признанию его современниками и более равнодушного к признанию его потомством он доводит эту философию до непостижимой степени и сто раз мне говорил, что гроша не даст за то, чтобы закрепить вечное существование за самой превосходной из своих статуй» Этьен Морис Фальконе родился в Париже в семье столяра. Коллекция французской скульптуры в Эрмитаже является одна из самых лучших за пределами Франции.

Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Мастер воспользовался её помощью, поскольку его модели Екатерина II отвергла. Ещё старше «Купальщица» (1757), в которой подчёркнуты грация и «галантный вкус».

Суворову 1799--1801, «Самсон, раздирающий пасть льва» 1800--1802). Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.

Автор знаменитого памятника Петру I в Санкт-Петербурге — так называемого Медного всадника, — Фальконе создал и данное изящное произведение в стиле рококо. Он писал: «Монумент мой будет прост. Это уникальное художественное дерзание предвосхищает радикальные искания позднего Родена, а для своего времени ближе всего к тому движению, которое получило в немецкой литературе название «Буря и натиск». Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. По традиции Канова изображает Магдалину молодой и прекрасной отшельницей. Это один из тех фактов, которые заставляют признать: у императрицы имелись определённые основания для того, чтобы на постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая». На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.

Его крылья, как бы поддерживая бога в воздухе, венчают композицию. поверхности, в дальнейшем использованный Ф. в памятнике ПетруI). Хранящийся в Эрмитаже экземпляр был исполнен по заказу графа Строганова. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.

В детстве занимался резьбой по дереву. Монолит обработали до нужных размеров и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая лета 1782. Скульптурная группа "Три грации" относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое его новое произведение встречали с воодушевлением.

Оригинал скульптуры «Грозящий Амур» Этьена-М Фальконе (1716 – 1791) хранится в собрании Государственного Эрмитажа. Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Начало 1900-х гг.

Помпадур. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. За этим указующим путь перстом и во всей композиции нетрудно почувствовать мысль об огромной, но «неотёсанной» стране и организующем её начале, о безмерно властной силе преобразователя, преодолевающего любые препятствия.

Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Екатерина II, поручившая ему этот грандиозный заказ, не ошиблась в выборе, хотя могло показаться, что вряд ли такое по плечу автору «милых, нежных, грациозных» вещей (особенно это касалось статуэток, выполненных из севрского фарфора). Прямым аналогом этой скульптуры является более ранняя «Психея» (1751), где изображена девочка чуть старше, но столь же милая и с той же лукавой улыбкой на устах. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.

Фальконе многократно повторял своего «Амура», экземпляр, хранящийся в Эрмитаже, был заказан графом Строгановым. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.

Роха. Облик добродетельных женщин из семьи императора повторялся в портретах знатных римлянок.

Гоголя, который жил тогда в Риме и бывал в мастерской скульптора. Бернини и П. Пюже создал отличающуюся барочной патетикой гипсовую модель скульптурной группы «Милон Кротонский» (1744, Эрмитаж, С. -Петербург), за которую был принят в парижскую АХ получил звание академика за перевод группы в мрамор (1754, Лувр, Париж).

Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России.

Вид пленит и очаровывает изяществом трактовки темы. Гудон, К. М. Девы в парижской церкви св. манера Ф., сочетающая в себе эстетику чувственного рококо и рациональность классицизма («Флора», 1751, Эрмитаж «Мадам Помпадур в виде Венеры с голубями», 1755–57, Нац. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Сейчас она находится в собрании петербургского Эрмитажа.

В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Давид (к слову, в согласии с названным стилем в одеянии всадника соединяется русское с античным). Губерта.

Это оригинальное решение создает впечатление легкости, почти невесомости мраморной статуи. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей. Список знаменитых мастеров таких, как Ж. А. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" ("Петру первому Екатерина вторая") сделана по предложению Фальконе. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. Медный всадник (1766-1778).

Принадлежность этого произведения переходной фазе подтверждается появлением очень близкой ему лучшей работы русского скульптора Фёдора Гордеева «Прометей» (1769). 1770. Здесь и показались его способности к резьбе по дереву. Восхищенный моделью "Флоры", он заказал ее исполнение в мраморе.

По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластикебароккодинамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Мастер шесть раз повторял свое творение в различных материалах и разных размерах.

Он задумал его в виде гранитной скалы. В обрисовку мифологического существа очень многое привнесено от реальной натуры: забавно вздёрнутый носик и жест, призывающий хранить тайну (хотя по замыслу это «Грозящий Амур» -- таково полное авторское название работы). 100 моделей для мелкой пластики: самостоят.

Эту статую иногда называли "Муза танца", "Нимфа танца" и "Эрато, муза любовного танца", как назвал ее сам скульптор в одном из писем (у Кановы было намерение дополнить эту фигуру фавном играющим на флейте). Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Калло, О. Пажу, Ж. Б.

Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину. Одежды богини переданы с таким мастерством, что кажутся легкими и развевающимися на ветру. Прислуживая богам на Олимпе во время пиров, она обносила их кубками с нектаром – напитком вечной молодости и бессмертия. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях). В 1766--1778 годах Фальконе жил в России и эти двенадцать последних лет творчества отдал фактически только единственному своему произведению -- памятнику Петру I (после него он не сделал ничего примечательного, тем более что в последние десять лет жизни мастер был разбит параличом). В отличие от современников, Ф. не был в Италии: с античной и итал.

Достоинством этой группы современники считали новое решение. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал более детским и задорно-веселым. К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции.

Именно этот драматический момент и представил скульптор.

фактуры и отполиров. Лукаво улыбаясь, он достает стрелу из колчана.

В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Один вариант хранится в Лувре, другой, заказанный князем Юсуповым, – в Эрмитаже. Один из её смысловых посылов -- именно волей и трудами Петра Великого Россия обрела статус морской державы.

В отличие от многих своих современников Фальконе не побывал в Италии. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Под влиянием Дж. Л. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции.

А. С. В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Его лукавая улыбка намекает, что никто не укроет свое сердце от этих метких стрел. В руках она некогда держала крест, не сохранившийся до настоящего времени. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый.

Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Брошенная навзничь мужская фигура, нависший над нею огромный орёл, жадно клюющий печень титана и пылающий факел, лежащий на подножье изваяния -- всё в точности соответствует атрибутам легендарного образа. Психея, еще в полусне, приподнимается навстречу возлюбленному. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Надо признать, что, как и в случае со скульптурой «Амур», которая отнюдь не соответствует авторскому обозначению «Грозящий Амур», реальное воплощение в данном случае вышло далеко за пределы первоначального замысла. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора.

Учился у Ж. Б. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он очень много работал. Статуя Амура была выполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг.

Смело отстаивая свою точку зрения на задачи искусства, Фальконе возражал против слепого подражания античности. Винкельманом. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.

Но начиная со второй половины XVII столетия собрание скульптурных произведений весьма значительна. Все эти части относятся к продукции неоаттических мастерских и могут быть датированы позднереспубликанским временем (I в. до н. э). Если фрагменты действительно были найдены в Тиволи, то они принадлежали к убранству богатых вилл доадриановской эпохи. Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города.

музей керамики, Севр). Подобрав края длинной одежды, молодая женщина плавно выступает в танце. Канова показал Амура в тот момент, когда он, спускаясь с небес, только что коснулся земли. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны.

В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж). Гудон, Э. М. Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже.

В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Генваря, 20. Особой прелестью в этом отношении отличается «Амур» (1775--1758, неслучайно Фальконе повторил эту скульптуру).

Все три стройные женские фигуры слились в объятии их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций. Шедевр Фальконе стал прямым прообразом знаменитой поэмы А. Пушкина «Медный всадник» и последующих её интерпретаций. В качестве аллегории он оставил лишь змею имеющую не только смысловое, но и композиционное, конструктивное значение: усиление статуи.

Ее возвратил к жизни поцелуй Амура. Лежащий у ее ног череп олицетворяет бренность земного существования. Не случайно этот памятник стал художественной эмблемой Петербурга и страны в целом. «Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению.

работы и по рисункам Ф. Буше. Композиция Кановы очень компактна и уравновешенна. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Но, возможно императрица знала о существовании единственного исключения в ряду работ французского мастера, о скульптурной группе «Милон Кротонский» (в гипсе -- 1744, в мраморе -- 1754).

«Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем». Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Эта статуя вызывала восторг великого русского писателя Н. В.

Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. С таким же мастерством переданы причудливо изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног. Эта эволюция постепенно подводит к работе под названием «Зима» («Аллегория Зимы», 1763--1771), воссоздающей пору цветущей молодости.

Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. «Грозящий Амур» был создан в 1757 г. для особняка маркизы Помпадур, скульптура имела шумный успех, многие хотели украсить ею свои салоны. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Прослеживается путь великого ваятеля от ранних работ к наивысшей точке его мастерства, воплотившейся в «Медном всаднике», впоследствии ставшем самым знаковым брендом города на Неве. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию.

ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. Современные исследователи высказывают разные мнения о сюжете. Однако высшим достижением французского мастера явилось созданное им в Петербурге. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре).