Антокольский Мефистофель

Но в воображении артиста постоянно жил образ Мефистофеля, который был «сценическим двойником» изваяния Антокольского.

Pодители относились резко негативно к увлечению сына. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. Многочисленные просьбы и приглашения остались без ответа. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. Все они ложны и вычурны.

Тургенев, приехав из Парижа и увидев «Грозного» работы Антокольского, писал в одном из писем: «Сегодня я познакомился с молодым русским скульптором из Вильны, отмеченным исключительным талантом. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Как всегда, приступая к работе, Антокольский забывал о болезни и усталости. К этому скульптор добавлял: «Во-вторых, под судом народа я подразумеваю и теперешний суд».

  1. «Мефистофель» Антокольского и что о нем пишут
  2. Марк Антокольский: «Я сделал все, что мог»
  3. Марк Антокольский и его Спиноза
  4. Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО
  5. Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович)
  6. Исаак и Авраам: две интерпретации
  7. Скульптурные портреты Растрелли
  8. Слишком смелый для Академии художеств

Эту работу он высылает в Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Чем дальше развивалось творчество Марка Матвеевича Антокольского, тем яснее осознавал он свою задачу как воплощение в формах скульптуры нравственного идеала. Обе работы были удостоены серебряной медали, а за «Скупого» ему назначили стипендию в размере 29 рублей.

Единственным выходом было получение звания почетного гражданина, дававшего возможность избрать профессию художника. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Что же касается меня, то я сознаю, что я в жизни слабохарактерен, но я сделал все, что мог, чтобы стать независимым художником и работать прежде всего для самого себя, а там может быть со временем время станет лучше» (авторская орфография).

Он сидит на скале, как бы глядя с гигантской горной вершины на мир. работу увидела жена виленского генерал-губернатора А. А. В своей трактовке Христа Антокольский примыкает к этой же традиции. Как жадно смотрит он всегда и во всем мире гениальные творения скульпторов, как старается вернее их «прочитать», как преисполнен божественным ликованием, чувствуя в холодном мраморе огненные страсти, глубину и чистоту живого сердца, философию мудрого ума». Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен.

«В сравнении. Известно мнение Антокольского по поводу философских взглядов Толстого.

Вырваться из этого замкнутого круга помог случай. Однако в дальнейшем Антокольский отказался от этого.

  1. Антокольский — почетный член западноевропейских академий
  2. Никогда не о чем не жалей, не оглядывайся в прошлое, не пытайся заглянуть в будущее, живи настоящим
  3. Описание скульптуры Марка Антокольского «Мефистофель»
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Стасов и тот был разочарован. При переносе скульптура сильно деформировалась и многое надо было начинать сначала. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России.

«Мефистофель» Антокольского 
и что о нем пишут

Это стало важной вехой в творчестве мастера. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Никто, кроме автора Торы (бога) не знает, что именно он хотел сказать тем или иным местом книги книг.

Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Наконец, созрела идея изобразить Мефистофеля обнаженным и таким образом оторвать его от произведения Гете, вложить в него, как говорил Антокольский, «всечеловеческий» смысл. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. На надгробном памятнике изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида, а также был установлен бронзовый бюст Антокольского работы его ученика И. Я. Гинцбурга7.

Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Он был одним из восьмерых детей в еврейской семье, в которой росли помимо него сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856). В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. На одном из них дано профильное изображение головы Шаляпина. Лишь импрессионист П. Трубецкой его радует своими статуэтками и «энергичной лепкой», хотя, как написал, если не изменяет память, скульптор В. Н.

В то же время характер лишен угрозы или агрессии, он даже как будто притягивает к себе. Скульптор представил Мефистофеля абсолютно обнаженным. При этом отношение к нему многих соотечественников продолжало оставаться скептическим.

Особую резкость черт лица и фигуры подчеркивает продуманная игра света и тени. В Петербурге художник сближается с передовыми представителями русской культуры: И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Он писал: «Вам известно, что я индивидуалист и страстный поклонник индивидуальных личностей, которые не идут по увлечению толпы, а идут самостоятельно туда, куда ясное сознание влечет их. Сам Антокольский признавался, что «потребность воспроизвести» этот образ «была так сильна, что, сделав его, я освобождаю свою душу». О, там не дадут мне упасть».

Художественные склонности сына не только не поощрялись, но и считались «опасным бредом». Академия твердо решила указать этому выскочке его место. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Триумф Антокольского был необычайным. Через четыре дня было принято решение «удостоить даровитого художника этим званием». Оно отмечено выражением игры недоброй мысли. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке.

Мефистофеля я вижу без бутафории и без костюма. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Поза внешне смотрится как неустойчивая, напряженная, сильно приближенная к образу смерти. Скульптор писал: «.

Об этом говорит исполнение Шаляпиным роли Досифея в «Хованщине». Доктор С. П. В первоначальных замыслах Антокольский исходил из образа Мефистофеля, созданного Гете в «Фаусте». Композиция «Мефистофеля» построена на угловатых формах: острые сгибы локтей и коленей, длинные худые пальцы, выступающие ключицы, заостренные черты лица – весь этот сгусток застывшей отрицательной энергии разместился на таком же остром со всех сторон обломке скалы. В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. Антокольский доказал, что в станковой пластике можно воплотить большую тему.

Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Считалось, что будущие скульпторы и художники должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. Стасова. Испробовав самые разные пути в скульптуре (жанровые сцены, портреты современников и исторических личностей), к 1880-м годам он приходит к философскому осмыслению своего творчества.

Помню, когда я работал "Ивана Грозного" при крайне трудных обстоятельствах, . В Академии художеств Антокольский пробыл семь лет. Его работа стала известна в городе.

Таким образом, та злая сила, которая представлена в «Мефистофеле» и в которой скульптор хотел увидеть первоначально нечто всеобщее, была осознана им как порожденная современными условиями пошлость. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ). У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. Тело Мефистофеля – это тело человека, постоянно скрываемое одеждой. В других рабочих эскизах «Мефистофель» представлен в костюме Фауста, но и это означало бы привязку к конкретной исторической среде. Слава богу, народ не очень то и ходит на импрессионистические выставки типа «Роден, Клодель, Голубкина» (была такая в Третьяковке, а народа не было). Между тем его римская мастерская была не многим лучше петербургской. Во всем здесь видна пластика позы, а не движения.

«Бывает время, когда я чувствую себя совсем уставшим и отупевшим, притом же у меня в мастерской воздух отвратительный», – писал он в одном из писем В. В. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. Он изваял статую Ивана Грозного. Учиться там было положительно нечему. Работа над «Мефистофелем» длилась несколько лет, начиная с 1874 года. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.

В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ). Он сделал несколько его барельефных портретов. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. ЭТО ПРОТИВОСТОЯНИЕ СИЛЬНО ОСЛОЖНИЛО ЖИЗНЬ ВАЯТЕЛЯ, НО ОДНО ВРЕМЕННО СДЕЛАЛО ЕГО ЗНАКОВОЙ ФИ ГУРОЙ В ИСТОРИИ РУССКОЙ СКУЛЬПТУРЫ.

Увидев однажды репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», Антокольский вырезал ее в дереве. Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Христос изображен Антокольским в момент, когда он предстал перед судом толпы, за права которой «восстал против фарисеев и саддукеев». У меня, как говорится, «от радости в зобу дыханье сперло». Оно лишено какой бы то ни было поэзии, дрябло и тоще.

Прогресс создал материализм, материализм убил идеалы. Желание скульптора было осуществлено в статуе «Мефистофель» (1883). Право не знаю. «Даль всегда заманчива.

Кроме того, природа мрамора способствует усилению угловатости и колючести форм, а его «прозрачность» позволяет создать эффект игры света и тени. Шаляпину в роли Мефистофеля «приходилось быть просто раздетым в пределах салонного приличия». Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле8 согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года9.

Большое значение скульптор придавал портрету. А почему. «Это современный выработавшийся тип, который с озлоблением готов все уничтожить, над всем надругаться, все осквернить, все, что есть мало-мальски честного, хорошего, выше обыденного», –так характеризовал Антокольский «Мефистофеля».

Стасов писал: «Я давно ее не видал и смотрел на нее как на новость. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. Он растроганно поцеловал меня. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.

Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. Испросив в Академии отпуск до 1 октября, он покинул россию. Реймерса. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России.

Именно в этот период был создан «Мефистофель». Поняв это, Антокольский хотел назвать своего Мефистофеля «XIX век». И когда их предложили членам клуба, то те спрашивали с сарказмом: «Даром. » Другие отвечали: «Даром». Подготовив несколько эскизов, весь 1883 год он посвятил исполнению главного замысла. Медведевой 29 ноября 1872 года.

В эпической трактовке монолога Пимена из оперы «Борис Годунов» так же оживали впечатления, полученные Шаляпиным от статуи первого летописца русской земли. В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. Испробовав самые разные пути в скульптуре (жанровые сцены, портреты современников и исторических личностей), к 1880-м годам он приходит к философскому осмыслению своего творчества. Кроме Таганрога и Петергофа, бронзовые отливы монумента Петру были установлены в Архангельске (1911) и в Петербурге – на Самсониев-ском проспекте (1909 с 1938 года находится в ГТГ), перед казармами Преображенского полка (1910), в Петрокрепости (1903). Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Однако Берлин его разочаровал. Иными словами, здесь произошло столкновение «интеллектуальной» и «свирепой» силы.

253 вопроса и ответа. Он создал статую Иоанна Грозного. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Я хочу жить полной жизнью. Так распорядилась судьба, что известность ему принесли сюжеты из еврейского быта, а подлинную славу – темы русской истории.

Из всех перечисленных памятников Антокольский смог увидеть лишь петергофский вариант. В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Спереди и сзади (особливо на некотором расстоянии) – великолепие. Но, когда Мордехай подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Тело «Мефистофеля» подчеркнуто худое и сгорбленное, что сближает его с традиционным образом смерти.

В 1878 году все свои новые работы он показывает на Всемирной выставке в Париже. На севере сердце мое бьется сильнее. Более того, он мыслил воспроизвести в своей скульптуре один из сюжетных моментов «Фауста».

Успех произведения был грандиозным. Лучший из барельефных портретов — «Шаляпин у рояля». Сила, могущество, порыв, жизни неизмеримая пучина. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Затем он немного отходит от Гетевского героя и придает ему собственное видение, понимание. Он передают ему черты своего общества.

В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка "Христос и Богоматерь", Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Интерес зарубежной прессы пробудил внимание к этой работе и в россии. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Уже первые горельефы Еврей-портной (1864, ГРМ) и Еврей-скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.

При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение, как это было принято в классической скульптуре. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика. Ему казалось, что точное следование Гете приведет к тому, что Мефистофель будет связан с определенной исторической эпохой, в то время как следует видеть в нем нечто принадлежащее «ни к какой расе, ни к какому времени», но к «бесконечности». Так галерея миниатюрных портретов выдающихся деятелей русского искусства (Верещагина, Чайковского, Толстого), создаваемая скульптором по совету Стасова, пополнилась еще одним. Третьякова.

Гагарину, который, от неожиданности, тотчас же согласился посетить скульптора. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Ответ на этот вопрос я не находил. Марк Матвеевич Антокольский родился в городе Вильно (современный Вильнюс) в бедной еврейской семье и уже с 13 лет работал резчиком по дереву.

Это острые кости в беспрестанном скульптурном действии». XIX век – это век утверждения господства буржуазии и буржуазной пошлости. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам— в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.

В этом хилом бедном мальчике искра гения». Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. Кажется, что этот Дух Зла активен: он словно притаился, выжидая удобный момент. Пошатнувшееся здоровье требовало срочной смены климата. В ответе, полученном из Академии, сообщалось, что «Государь император соизволил вам выдачу 4 тысяч рублей», в счет 8 тысяч, обещанных за статую Иоанна Грозного.

О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова— известная покровительница искусств. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Марк Антокольский родился в городе Вильно, в районе, называвшемся Антоколь (отсюда и происхождение фамилии), в семье многодетного еврея-трактирщика.

Императору тотчас же полетела докладная записка, уведомлявшая его о желании Академического совета дать Антокольскому звание академика. Федор Шаляпин исполнявший Мефистофеля в опере «Фауст», также был согласен с таким решением: «Мефистофеля я вижу без бутафории и без костюма. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Антокольский подал прошение в совет Академии, умоляя сделать для него исключение. Вернее будет, если напишу, что никакого стола у меня нет».

В «Вестнике Европы» он выражал сожаление по поводу того, что Антокольский вступает на новую, «не по-прежнему своеобразную дорогу, не русскую и не еврейскую, а на какую-то чуждую ему самому, его натуре и таланту». В Академии художеств по-прежнему штудировали антики, работали с «образцов», однако в каникулы, отдыхая на родине, в Вильно, скульптор лепил жанровые композиции. Не обошлось и без критических нападок. – писал юноша о предстоящем путешествии. Далее возникли проблемы с помещением для работы. Удивительно, но выполненный в белом камне «темный» дух нравится критикам и зрителям гораздо больше, чем его сверкающий бронзовый близнец, что еще раз подчеркивает противоречивость характера Мефистофеля.

Вскоре на отчетной выставке 1864-1865 годов появились его «Портной» (1864) и «Скупой» (1865). Но и это не стало окончательным решением Антокольского.

В берлинской Академии царила та же рутина и условность в искусстве, что и в Петербурге. Скульпторы, наверное, сделались моими тайными врагами, но меня это не огорчает. Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ).

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. «Какой-то благодетель прислал мне книжку вроде катехизиса всемирного братства. Антокольский тоже сердечно похвалил меня. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище. Федор Шаляпин исполнявший Мефистофеля в опере «Фауст», также был согласен с таким решением: «Мефистофеля я вижу без бутафории и без костюма. Этот сюжет был избран Антокольским потому, что, как он говорил, «здесь и связался узел драмы».

О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский. Третьяков, дав денег на дорогу. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах. Почему же данная заметка была начата со слов, что Антокольский очень хороший скульптор.

И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Успех был бесспорным. Подобные метаморфозы критик приписывал «общеевропейскому влиянию». В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец».

В Русском Музее представлены оба варианта, что дает возможность их сопоставить. А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. А главное, Академия выдала ему денежное пособие в размере 250 рублей для окончания статуи.

Много времени и сил пришлось потратить на восстановление произведения. Одной из самых обидных было утверждение, что «Иоанн Грозный» Антокольского не что иное, как парафраз работы французского скульптора Гудона «Вольтер». Сам Антокольский признавался, что «потребность воспроизвести» этот образ «была так сильна, что, сделав его, я освобождаю свою душу». Особую резкость черт лица и фигуры подчеркивает продуманная игра света и тени.

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году— золотая за горельеф «Скупой». Действительно, Антокольский был более умным, чем образованным человеком. «Мое положение с каждым днем становилось все хуже и хуже, моя бодрость была надломлена, по временам я падал духом: у меня не было ни настоящего ни будущего – оставаться в Академии было невозможно и добиться от нее я ничего не мог». В чём же благо от всего этого дьявольского отродья. Это давало повод Верещагину упрекать Антокольского в том, что руки Христа «недостаточно пролетарны».

В это же время Антокольского избирают членом-корреспондентом Парижской академии. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру.

– Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство. СМЕНА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ В ИСКУССТВЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ЯРКИХ ТВОРЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ. Толстого и даже смог критически осмыслить его отдельные работы.

Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. НЕ ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО СРЕДИ НИХ ЗАНИМАЛ СКУЛЬПТОР МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ.

Народ, обманутый фарисеями и не понявший Христа, потребовал его казни на кресте. Осуществление этой задачи привело Антокольского к созданию статуи, носящей название «Христос перед судом народа» (1876). В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В облике духовного наставника раскольников есть черты, сближающие его с умудренным жизнью «свидетелем многих лет» — «Нестором-летописцем» Антокольского.

Созданная в 1883 году статуя действительно изображает Мефистофеля голым. рецензенты почти в один голос писали о неудаче скульптора, о создании «типа военного педанта, маньяка военного дела». К материальным проблемам прибавлялось сознание того, что он крайне неграмотен. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.

И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Во всем здесь видна пластика позы, а не движения. В одном из писем он жаловался В. В.

Кажется, что этот Дух Зла активен: он словно притаился, выжидая удобный момент. Это острые кости в беспрестанном скульптурном действии». Больше Шаляпин с Антокольским не встречался. Ему вновь повезло и в апреле 1870 года он получил личное звание почетного гражданина.

Деньги растаяли быстро. Переехав в 1877 году в Париж из рима, скульптор моментально оказался вовлечен в благотворительную деятельность созданного там «Художественного общества». Справка. Столь же глубоко скульптура восхитила и А. П. Хлопоты Стасова увенчались успехом. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма).

Повидавший много на своем веку (в том числе западно-европейского искусства) И. С. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России.

Совет Академии осознал, что в отношении «Иоанна Грозного» допущена ошибка и реакция последовала незамедлительно. В самые первые годы его пребывания в Петербурге он получал десять рублей стипендии из кассы «вспомоществования нуждающимся евреям», учрежденной банкиром И. Г. Сохранилась справка о выдаче денег «по назначению его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича» 13 ноября 1870 года. Вновь начались хождения по начальству с унизительными просьбами.

Верный друг Стасов не успевал прикрывать Антокольского от издевательских нападок критиков. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Да потому, что не все с этим согласны (во всяком случае, со словом «очень»).

В то время обычная для выпускников Академии Художеств практика. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Родители относились к этому его увлечению резко негативно.

Ах, боже мой, как я глуп, мало ли, что я хочу, да никто меня не хочет». Его угловатое тело сжато в комок. При этом нравственные принципы Антокольского были далеки от аскетичного подвижничества. Бедный Рубенс со своими Вакхами – как опозорился Гвоздем программы в этой книге объявляется импрессионистка А. С. Голубкина – ну здесь просто «сливайте воду», если уж она сама сокрушалась перед С. Т. Коненковым, что ее карьера скульптора не удалась. Успехи в учебе окрыляли скульптора, но угнетало хроническое безденежье.

Домогацкий, все ученики Трубецкого так и не состоялись как скульпторы, а учеником Антокольского был И. Я. Гинсбург (делал узоры на кресле под «Грозным», то есть получал прямые советы Антокольского). Барон и ученика также разнес, хотя статуэтки Гинсбурга ничуть не уступают статуэткам Трубецкого. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня, – писал Антокольский В. В. Стасову.

Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Скульптор литературного героя переносит в образ. Это острые кости в беспрестанном скульптурном действии». Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Гинцбургом.

Я с восхищением смотрел на знаменитого великана, на Антокольского и смущенно молчал. с мечтаемым образом — тот, который я создаю, для меня не больше, чем зубная боль, — писал Шаляпин в книге «Маска и душа», подводя итог работы над ролью. В то же время характер лишен угрозы или агрессии, он даже как будто притягивает к себе.

Скульптура настолько понравилась государю, что он заказал ее для Эрмитажа. Стасову. Стасову: «Наша интеллигенция третирует меня как пешку. Этим определяются и сюжет статуи и ее композиция и психологическое содержание образа. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма.

Комментировать МЕФИСТОФЕЛЯ – это всё равно, что истолковывать Тору. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это желание решать в своем творчестве общечеловеческие задачи привело Антокольского к созданию «космополитических» (определение Стасова) образов Христа, Спинозы, Сократа и других «друзей человечества». Композиция «Мефистофеля» построена на угловатых формах: острые сгибы локтей и коленей, длинные худые пальцы, выступающие ключицы, заостренные черты лица – весь этот сгусток застывшей отрицательной энергии разместился на таком же остром со всех сторон обломке скалы. Но и здесь его подстерегали неприятности.

В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Тело «Мефистофеля» подчеркнуто худое и сгорбленное, что сближает его с традиционным образом смерти.

Антокольский отстаивал свое право на свободу выбора сюжетов. Звание не давало возможности занимать помещения Академии. Я долго-долго и глубоко восхищался». Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году— золотая за горельеф «Скупой».

Через год он уже делал рамы у другого мастера-резчика – Джимадра. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона.

Сложив на колене тонкие руки, Мефистофель оперся на них подбородком. Нетрудно увидеть в этом выражение чисто просветительской идеологии. радость скульптора была безмерной, но потом вновь встал «проклятый» материальный вопрос. В Риме Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной ещё в России. На упреки Стасова скульптор ответил, что тот «становится деспотичен в своих требованиях». Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ).

Боткин, лечивший скульптора, настаивал на незамедлительном отъезде в теплые края, в Италию. В заключение он добавлял: «Мне хотелось даже подписать под статуей: «Посвящаю пошлякам». Он послал в русский клуб в Париже 20 пригласительных билетов. После выставки в Лондоне в 1872 году Кенсингтонский музей заказал для своей коллекции гипсовый слепок работы. Однако вскоре, отчаявшись пробудить в сыне- «истукане» сознание, трактирщик определил его в мастерскую позументщика, где тот должен был постигнуть науку изготовления золотой и серебряной тесьмы. После окончания работы «Петр I» был впервые выставлен в Москве на Всероссийской политехнической выставке, затем отправился в Петербург в Академию художеств.

Помощь оказал и П. М. Творческая деятельность сочеталась у Антокольского с общественной. У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников. И когда в 1883 году работа была открыта для обозрения, В. В. Назимова известная покровительница искусств. Я был нелюбимым ребенком и мне доставалось от всех. ».

Противников нового метода скульптора было очень много. Наиболее интересную трактовку Сатана приобрел у Гете в его «Фаусте» (1808), выступая там не просто искусителем, но и приобретая новый символический смысл отрицания и разрушительной критики. Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву.

Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Оттолкнувшись от поэмы Гете, Антокольский пришел к созданию своего Мефистофеля, который, по словам скульптора, не принадлежал «никакой расе, никакому времени». Поставленная таким образом задача была действительно чрезвычайно трудной, почти неразрешимой для скульптора в силу самой природы его искусства, призванного говорить языком красоты телесных форм. Но, несмотря на трудности, она была завершена.

«Мне досадно видеть торжество и радость негодяев по случаю неудачи Антокольского», – писал он в письме С. В. Оба они ушли, оставив меня задыхаться от счастья». Позднее Гинцбург неоднократно возвращался к образу любимого им артиста.

Так, в первой по времени «Истории русского искусства» под редакцией Грабаря сказано, что в истории русской скульптуры Антокольский «как тяжелая болезнь», «безотрадное явление», «у него не было последователей, так как не мог научить технике, так как сам плохо владел ею» и что он «еврей в своем понимании природы» и еще целый фонтан подобных высказываний. Известно, что, прежде чем отправить письмо, Антокольский давал его кому-нибудь проверить. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии Художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II.

М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Написал все это барон Н. Н. Врангель в 1907 (Антокольский умер в 1902) в томе 5 «История скульптуры», брат того самого белого генерала Врангеля, эдакий Дидро времен мирискусников, эпатажная личность, раздавший в книге всем «сестрам» второй половины XIX века по отрицательному отзыву, как правило, с помощью терминов типа «вялая лепка». Может быть, вот таким образом желание пойти на встречу «Путь к истине» возросло ещё больше. Стол у меня очень плохой. Однако критические отзывы потонули в восторженном хоре похвал. В других рабочих эскизах «Мефистофель» представлен в костюме Фауста, но и это означало бы привязку к конкретной исторической среде.

Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье.

Его родители Матыс Янкелевич (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна (1817—. ) Антокольские были людьми небогатыми и очень религиозными. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). – «Много ли можно получить. » – «Сколько угодно».

Думаю, однако, потому, что я неправильно пишу (других грехов за мной не водится, кажется), точно будто уже доказано, что кто правильно пишет, тот правильно и думает». Но ехать было не на что. Пименова, а затем, после внезапной смерти учителя, у И. И. Наиболее интересную трактовку Сатана приобрел у Гете в его «Фаусте» (1808), выступая там не просто искусителем, но и приобретая новый символический смысл отрицания и разрушительной критики.

Так в жизни Марка Антокольского произошел счастливый поворот. Интересно, что он один из немногих художников второй половины века не поддался влиянию личности Л. Н. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог— на столе, на стенах. Вот в чем видел Антокольский силу, враждебную высоким и светлым стремлениям человечества.