Б Кустодиев Портрет Шаляпина

Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. Портрет Шаляпина работы Кустодиева датирован 1922 г., следовательно, написан незадолго до того, как певец навсегда покинул родину. Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева.

Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. «как драгоценное достояние» берег кустодиевский портрет Шаляпин. Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге.

Портрет Федора Шаляпина Кустодиев писал уже, будучи прикованным к инвалидному креслу. В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Ф. И. Шаляпина в Петербурге. В левом нижнем углу портрета Кустодиев изображает дочерей Федора Шаляпина – Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца Дворищина И. Г. Примеры школьных сочинений на различные темы по русскому языку и литературе.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет

Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Серов, Л. О. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт.

Весь наряд Шаляпина говорит о том, что он любит отнюдь не дешевые вещи. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Предложили мне выбрать. Кустодиев с молодых лет восхищался талантом Шаляпина. Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И.

Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Пастернак, К. А.

Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. На портрете надпись: «Ф.

сочинение по картина 
кустодиева портрет 
шаляпина

сочинение по картина кустодиева портрет шаляпина

Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). — Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Коровин, И. Е. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен».

— Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008).

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Основную часть картины занимает фигура Шаляпина, который стоит на заметённом снегом пригорке. Эти деревья – еще один объект на картине, который возвышается над миром, так как он всегда символизировал русскую душу.

сочинение – описание 
портрета Ф И шаляпина 
картина художника

сочинение – описание портрета Ф И шаляпина картина художника Кустодиева

Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России.

А скорее это даже не город, а страна Кустодия – место обитания и веселья русского народа. В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи. Интересна история создания этой картины. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Репина (1896-1903).

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И начались репетиции. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Первоначально вид народного творчества. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. «Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Я занялся актерами.

Альбом «Александр Головин», авт. -сост. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Я отправился к нему с этой просьбой. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях.

На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина.

Шаляпин оглядывается. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

  • Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
  • КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
  • Описание картины «Портрет Шаляпина»

Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.

Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом — русский город. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. В этих портретах художник сумел передать жизнелюбие артиста, умевшего так же полно и самозабвенно отдаваться радостям жизни, как и творчеству. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович.

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Приятно ее написать. — Ловко ли. Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Коровин, И. Е. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Сочинение по картине «Портрет Шаляпина» Кустодиева
  3. Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  4. Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина
  5. ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев

В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Серов изобразил открытое лицо певца. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.

Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. 1921 год, акварель, цветные карандаши.

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
  • Краткое описание Портрет Шаляпина
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Интересные сочинения по картинам

Серов, Л. О. М. Г.

Одет Шаляпин в широкое тёмного оттенка пальто с рыжим воротником и в дорогой шапке из бобра. Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Недаром Федор Шаляпин говорил, «.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Все боятся подойти к нему. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.

  • Описание настроения картины Портрет Шаляпина
  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка.

Портрет Шаляпина, 
1922, Кустодиев 
– описание картины

Больше всего народу собралось у балагана. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Но всё это вдали, внизу, мелким планом. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами.

Пастернак, К. А. Фон портрета— ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах.

Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. На руках у Марины обезьянка. Савинского, И. Е.

Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе».

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей.

— говорю я ему. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Возможно. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке.

Шуба у вас больно такая богатая. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Учился у П. А. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин.

Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле.

Создается впечатление, что в судьбе этого талантливого человека все стабильно хорошо. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.

Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра.

На пальце— перстень. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Обладал Шаляпин и литературным даром. Левая рука опирается на трость. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ).

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Борисом Михайловичем Кустодиевым. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. В 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам — «властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую».

Экий я мерзавец — буржуй. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. И. М. Гофман (М., 1981). Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Повсюду оживленная толпа.

Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Уехал в Швейцарию. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.

Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Это портреты артиста в жизни. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Могучий Шаляпин в этой шубе поразил воображение художника и он уговорил певца позировать ему для портрета. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол».

Парадокс. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Портрет писался в 1920-1921 годах в голодном, холодном Петрограде тяжело больным художником, прикованным к инвалидному креслу. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

После операции ему было запрещено рисовать. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Париж, «Современные записки». Пошел в магазин.

Экий я мерзавец—буржуй. Болезнь прогрессировала.

По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. 1932. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. «Ни на что на земле непохожий. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. У входа на ярмарку— афиша Шаляпина. Он уверенно идет вперед, его любят и ждут им восхищаются. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

Там трубит трубач и зычно выкрикивают шутки-прибаутки наряженные в замысловатые костюмы зазывалы. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. Первоначальное название картины — «Новый город». Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

Идея написать портрет Ф. И. Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. Серова «Вражья сила» в Мариинском театре. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу. С какой теплотой он смотрит на людей. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов22122. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Фон портрета— залитый солнцем ясный утренний день, зимний пейзаж, голубые и розовые тени на сверкающем снегу, холмы в сугробах, покрытые инеем кроны деревьев, ветви их облеплены снегом.

Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника.

И краски он выбирал яркие, под стать безудержному народному веселью. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Он создает впечатление серьезного, степенного человека. Кустодиев взялся исполнить четыре эскиза декораций и эскизы всех костюмов и гримов к опере А. Н. Серова «Вражья сила», которую ставил Шаляпин1. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». У него есть семья и поклонники, у него есть Россия. Он не выходил из дома.

Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева.

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов. Мне несомненно понравилось это произведение.

И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце.

Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина. Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. На руках у Марины обезьянка. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.

Над торговыми рядами — вывески с аршинными буквами. По неизвестной причине у него отнялись ноги. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.

В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. В соавторстве они написали картину «Заседание Государственного Совета».

Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену, но и в тоже время он очень любит свой народ. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Пошел в магазин. Занимался также скульптурой. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

И он рисовал, рисовал много. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Артист стоит в театральной позе.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.

В творчестве Кустодиева рано обнаружился интерес к национальному быту и истории. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Словарь Флигель (от нем.

На ногах — модная блестящая обувь. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». С 1922 жил за границей. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. Кустодиев. На белом снегу ярко выделяются пёстрые балаганы, тройки, торговые ряды, толпы веселящегося народа.

Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.

Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани.

В тот же период проявилось мастерство Кустодиева как портретиста. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Его Портрет художника И. Я. В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью.

Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».

Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. На ногах певца —начищенная обувь, которая будто противопоставлена белому снегу. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Премьера оперы состоялась в 1920 г. Это был один из лучших спектаклей тех лет. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Вдали постройки старинного русского города. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Здесь он находил сюжеты, красочно показывающие традиции русского народа — ярмарки, масленичные гуляния и другие праздники и колоритные типажи выходцев из народа — купцов и купчих, дородных красавиц, «русских венер». У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».

Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. Стоит, как вылитый, по несколько часов». Его учителем был И. Репин. Его «Портрет художника И. Я.

Недаром Федор Шаляпин говорил:. Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Портрет – эскиз Федора Шаляпина. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. И появляется ощущение, что это произведения совершенно счастливого человека, онсоздавал портрет-идеал на фоне картины-идеала.

Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Предложили мне выбрать. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Фигура развернута в фас, голова— влево.

— Да как же это случилось. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.

У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. В то же время портрет нравился и самому Кустодиеву, вложившему в него много душевных и физических сил. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника— живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе». Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди.

Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Изо всех сил старался я каждый раз доставать моторный грузовик и каждый раз с помощью его сына или знакомых мы выносили Кустодиева с его креслом, усаживали в мотор и затем так же вносили в театр. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Так оно и было в действительности. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник.

Дворищина. В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.

Его Портрет художника И. Я. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи.

Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.

На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. На руках у Марины обезьянка. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Написал быстро1.

Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город3224533394628504749. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих.

Редкая выносливость, поразительное терпение. В. Калмыкова (М., 2010) и другие.