Б Кустодиева Большевик

В 1978 году в серии «100 лет со дня рождения Б. М. Кустодиева (1878—1927)», включавшей в себя пять почтовых марок и блок73, была выпущена марка с репродукцией картины «Большевик»74. Кустодиев был благодарен революционному движению и партии большевиков, которые помогли оценить его личный талант. Согласно описания картины "Большевик" Бориса Кустодиева, написанной в 1920 году, эта картина была написана художником, как некое осмысление событий, связанных с октябрем 1917 года, когда в результате революции к власти пришла партия большевиков. Можно предположить, что сам Кустодиев довольно скептически относился к революции и большевикам.

В 1978 году в серии «100 лет со дня рождения Б. М. Кустодиева (1878—1927)», включавшей в себя пять почтовых марок и блок, была выпущена марка с репродукцией картины «Большевик». Картина художника Бориса Михайловича Кустодиева «Большевик» словно воплощение взгляда художника на события, происходящие в эпоху революционного переворота. Картина Кустодиева Большевик выражает состояние неоднозначности. На картине "Большевик" Б. Кустодиев изобразил мощную фигуру большевика, которая движется поверх толпы, массовых движений народа не потому, что так уж восхищался большевиками, а потому, чтобы показать, что власть над страной и народом полностью перешла в руки большевиков.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

Работа над образом автора Образ автора «Двенадцати» – сквозной в поэме. Наш урок мы посвящаем анализу двух знаковых произведений искусства: поэме А. Блока «Двенадцать» и картине Б. Кустодиева «Большевик». Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление. По мнению нескольких критиков, большевик горящим, фанатичным взглядом смотрит в сторону маленькой, умалённой и униженной церквушки, задавленной его гигантской фигурой. После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69.

А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. В этом ценность портретного наследия художника.

На его фоне все кажется тусклым и увядающим. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Комнат пять, все они располагались анфиладой.

«Большевик» как 
название других 
объектов

«Большевик» как название других объектов

Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Эта картина выражает состояние неоднозначности. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Все улицы города забиты толпами людей.

  1. Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»
  2. Художник Борис Кустодиев: картины и творчество
  3. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  4. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  5. Борис Михайлович Кустодиев и круг его интересов

По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. Свою «убогую музу», таящую в «складках губ» «звук неисцелимого страдания», Павлович раскрывает в полутонах, полунамеках и «извечной печали». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста (И. Я. Билибин, 1901, там же). Он задумал новый образ народного героя.

Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства. На картине показан город. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.

  1. Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
  2. Сайт о жизни и творчестве художника
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. О знаменитости:Художник, русский художник и график

Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир. Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. то же, Л., 1925 Паровоз-гуляка, Стихи, рис. Большевик та сила, которая поворотила Россию делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога он Колосс, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал.

По всей видимости, автор сомневается в очистительной силе революции. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721. Однако в реальности многие картины Кустодиева первых послереволюционных лет наполнены обобщёнными, романтическими и пафосными образами, передающими ощущение грандиозных перемен в стране и атмосферу радостного возбуждения. В. И. Ленина). Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Он идет своими большими шагами и его совсем не беспокоит, что творится вокруг.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Большевик»

В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Он жил в состоянии радостного возбуждения. В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году. Он держит только знамя обеими руками, более ничего не имеет значения.

Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией. Сегодня мы в этом можем убедиться. Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции.

Все улицы города забиты толпами людей. В зависимости от характера и предназначения оформляемой книги иллюстратор менял арсенал своих приемов. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Тут нужно предоставить художнику выражать свое понимание этой сущности. Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940.

В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В домах топят печи из труб идет дым. Большевик на полотне выступает в роли руководителя, ведущего за собой толпу. Большевики с первых дней советской власти признали творчество Кустодиева. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах. В письме к Лужскому от 29 апреля 1918 года Кустодиев поделился своими чувствами: «всюду дерутся, кто-то кого-то побеждает, накладывает один на другого контрибуции или в тюрьму сажает.

Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. «Известные картины» – «Красный квадрат» – Казимир Малевич. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ).

Пожалуй, нет такого человека, которому бы не была известна эта картина. По его словам именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий.

По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. Б. Кустодиева изд. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Поступил в студию Рене Менара.

Изображена церковь, на переднем плане, большие строения, жиле дома. В роли иллюстратора детских книг часто выступал в 1920-х гг. Революцию восприняла как стихию. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Через пять месяцев он вернулся в Россию.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени». В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов.

Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Родилась в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Картина «Монахиня» вызывает восхищение Репина и Чистякова и высоко оценивается художественными критиками. Это собирательный образ России.

Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. А иллюзорного в картине немало. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление.

Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос.

Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина во. обобщающий смысл всех индивидуальных конкретных образов». «Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея). Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Сам он смотрит только вперед, так как видит свою дальнейшую дорогу. Высота комнат необычная. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Можно сказать, что Кустодиеву чужда всякая графическая формалистика». Виден какой-то хаос, все люди в панике. Они везде. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни». Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Да и сам автор скептически относился к этому образу. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. С 1925 Павлович работает по созданию детской литературы. До этого ему не приходилось изображать людей, в нереальных размерах.

Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В конце года завершается распад Союза русских художников. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748.

На переднем плане мы видим людей с ведрами, они идут за водой по улице. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Брокгауза и Ефрона, Л., 1925 Ванины гости, Стихи изд. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50.

Композиция по состоянию пейзажа как бы продолжает "Февраль 17-го года". Вместе с режиссером Н. Ф. Монаховым готовит постановку «Блохи» в Большом драматическом театре (Ленинград). Какова шуба на нем. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». один из известнейших художников «Мира искусства» Б. Кустодиев.

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка (Большевик, 1920, Третьяковская галерея).

С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. Книги для детей: Большевик Том, Стихи, рис. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.

В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу». Флаг, ярко-красного, революционного цвета, кажется, окутывает все дома и накрывает толпящийся народ.

Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России). За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную спетом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Если не доверять художнику, то незачем и обращаться к нему, а лучше идти к фотографу». Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. В страничных иллюстрациях пейзажи и интерьеры «. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства. Главной темой творчества художника стала семья.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Вл. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени.

Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. Его благодарность в большей мере и легла в основу данного полотна. Зашел с мороза прямо в шубе. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537.

Красный цвет означает рассвет – утро. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. До этого ему не приходилось изображать людей, в нереальных размерах.

Осенью вместе с женой путешествует по Европе (Австрия, Италия, Франция, Германия). В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор». «Утро после бурана» – Казимир Малевич. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.

7 ноября присутствует на премьере «Блохи» в Большом драматическом театре. Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Картина написана под впечатлением от Октябрьской революции. Создание полотна в кольце блокады, нужды и холода стало для художника настоящим подвигом. Воинов.

На огромном человеке надета шапка-ушанка, телогрейка. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).

Эту мысль можно продолжить: не только поэзия помогает нам лучше понять мир. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. Думается, что все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. ».

Картина вызывает страх и тревогу. Сложностью, выпуклостью характеров отмечены Портрет священника и дьякона (1907, Горьковский гос. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.

Они свидетельствовали о глубоким проникновении художника в суть авторскою замысла. А шуба. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются— художник обращается к гуаши, темпере.

Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. На улице разыгралась страшная вьюга, не видно пути.

Отношение Кустодиева к революции можно прочитать по тому, как строит свою картину художник: на переднем плане картины мы видим огромную фигуру рабочего с красным (а может, как и у Блока, с кровавым) флагом. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Зима, снег, солнце, синие тени. 1905 год. «Девочка с персиками» – Валентин Серов.

«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. В 1905—1907 гг.

Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России, куда художник вступил в том же году. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).

работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Красный флаг развевается на ветру как символ свершившейся победы над самодержавием. Он такой же, как и все, кто вышел на улицы. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит.

Так, в 1924 г. на выставке в Академии художеств можно было увидеть проекты памятников, «изображавшие Ленина в позе танцора, в одеянии монаха, на карнавальной колеснице, между двумя львами и т. п». И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мастеру не была близка вычурная, орнаментальная, чисто плоскостная графическая манера, в которой работали многие «мирискусники» 1910-х гг.

Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса» (Книга пророка Исаии, 66:22). Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Совсем иначе решена художником книга С. Маршака «Чудеса»: здесь Кустодиев не скупится на забавные подробности, смело соединяет на одном развороте разномасштабные изображения изобретательно применяет рисованные шрифты. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные» (Откровение Иоанна Богослова, 10:1).

Иначе ложная глубина». Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. На картине показан город.

Искусствовед Э. Голлербах, часто бывавший в этот период в мастерской Кустодива, вспоминает: «На коленях художника, накрытых пледом, на рабочем пюпитре, на подоконнике, на стульях—всюду были разложены фотографические портреты Ленина: стоящего, сидящего идущего, улыбающегося, нахмуренного». Весной и летом боли в руке обостряются. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533.

Работа предстояла сложная и трудоемкая. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.

Павлович, Надежда Александровна, современная поэтесса. Своеобразная эпическая мощь присуща и героям книги «Смычка с солнцем», хотя они не предаются самоотверженному труду, а всего лишь принимают солнечные ванны. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. Эпигон символизма. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.

За столом сидит девочка в розовой кофте, в руках она держит персик. По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. В апреле завершает полотно «Русская Венера», начатое в 1924 году. В те годы иконография вождя еще не была столь тщательно разработана и строго канонизирована, как в последующие десятилетия, допускались самые неожиданные трактовки этого образа. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».

В произведениях для детей Павлович дает поверхностное изображение явлений соц. то же, Л., 1925 Сторож-петух, Игра, Гиз, М. — Л., 1929 Считалочка, Стихи, Гиз, Шука и карась, Игра, Гиз, М. — Л., 1929 Веселая пчелка, Стихи, Гиз, М. — Л., 1930 (два изд. ) Грибы, Стихи, Гиз,, 1930 Коза в огороде, Стихи, Гиз,, 1930 Манюшкнва кружка, Стихи, Гиз,, 1930 (два изд. ) Муравьиный дом, Стихи, Гиз,, 1930 Радио дальнего севера, Стихи, Гиз,, 1930 То же изд. Сияет небо. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции».

Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Смелые сочетания ярких красок – красной, синей, зеленой, розовой, голубой – придают картине декоративность, сближая ее с лубком. Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. В 1906 году им написана картина Ярмарка (ГТГ), солнечная, светлая.

Учился в петербургской Академии художеств (18961903), где его наставником был И. Е. Репин. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. Что это за город.

Но постепенно отношение автора к происходящему меняется. С 1907 года — член Союза русских художников. Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. В течение года укрепляет славу одного из лучших российских портретистов, пишет портреты банкира А. Я. Поммера, директора Вожско-Камского банка П. Л. Барка, сенатора-правоведа Н. С. Таганиева.

С 1907 года— член Союза русских художников. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника». По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги. академический театр оперы и балета им.

художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Это полотно является своеобразной благодарностью. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.

КУСТОДИЕВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (18781927), русский художник. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа.

Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25. Эту картину знают многие любители живописи. Изображена церковь, на переднем плане, большие строения, жилые дома.

В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ».

Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38. Циолковский). В годы Первой русской революции 19051907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта». На его фоне все кажется тусклым и увядающим.

Как-то однажды Б. Пастернак написал: «Что значит понимать поэзию. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51. Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Ребенок изображен в центре картины неслучайно.

«Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. «Лебедь» в газете «Псковская жизнь»). Картинность и жанровость этих акварелей лишь подкрепляют. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. "Большевик" – картина, украшающая сегодня экспозицию Третьяковской галереи. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись».

На этом фоне рисунки Кустодиева импонировали своей простотой и традиционностью. В декабре журнал «Аполлон» публикует большую иллюстрированную статью А. Ростиславова, посвященную творчеству Кустодиева. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Сам он смотрит только вперед, так как видит свою дальнейшую дорогу.

В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Он идет своими большими шагами и его совсем не беспокоит, что творится вокруг. Куда идти. Библиография: Берег. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16.

С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (19011903, Русский музей, Петербург). Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры».

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. 2-е, «Молодая гвардия»,, 1932 Барабанщик совхоза, «Молодая гвардия», Москва, 1931 То же издание 2-е, Москва, 1932.

Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное». Виден какой-то хаос, все люди в панике. В середине 1920-х гг. В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции».

В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков. В более условной и раскованной стилистике выполнены рисунки к книгам «Приключения стола и стула: небылица по Э. Лиру», «Паровоз-гуляка» и «Большевик Том» Н. Павлович, «Джимми Джой в гости к пионерам» Л. Лесной. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли».

Именно она символизирует имперскую власть, ее последний оплот. По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица». 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии.

Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика». В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре.

Ранее Кустодиев никогда не изображал нереалистичных персонажей. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане «русские венеры»). Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. «Неопалимая купина», П., 1922 Золотые ворота (Стихи 1921—1922 гг. ) изд. Это значит понимать жизнь. Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: Праздник в деревне (1907, ГТГ 1910, ГРМ), Гулянье на Волге (1909, Костромской краеведческий музей).

На огромном человеке надета шапка-ушанка, телогрейка. Большевик на полотне выступает в роли руководителя, ведущего за собой толпу. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Также меньшевики расходились во взглядах с В. И. Лениным в том, какой должна быть партия. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей.

А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Бегали в прятки.

Помимо черного квадрата, он нарисовал еще красный квадрат. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Вот кого рисовать-то. Картины имел и большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Получает предложение от министра искусств Италии написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици.

Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. Б. Кустодиева изд. Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44.

Флаг огромен, он – символ огня революции. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Тема современности становится для него основной. строительства, антропоморфическую трактовку природы. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа.

Продолжает писать работы из «провинциального» цикла («Гулянье», «Ярмарка»). Он – простой русский человек, обычный рабочий. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Положительные перемены в жизни страны, которых так ждал Кустодиев, не начались: война, как и террор, не закончилась — они несли с собой нищету, голод и общественный раскол.

1910 — Летом работает в «Тереме». Связано это, прежде всего, с неправильным пониманием данных проблем самим автором картины. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах. За окном светит солнце, вот таким образом в комнате очень светло.

сны о спокойной, привольной и изобильной России, живущей своим вековым укладом». Они везде. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме».

Написал ее Кустодиев, находясь под впечатлением событий Великого Октября. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. то же, Л., 1925 Капризник Тики, рис. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира».

По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Свою жизнь Павлович сравнивает с ночным небом, сторонится реальности. Эту картину знают многие любители живописи.

На картине большевик увеличен во много раз и возвышается над всем происходящим перед его взорами. Церковь как последняя и уже не имеющая значения для великана преграда. На столе лежат еще три персика и ножик. Стихи изд.

Печатается с 1911 (стих. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.

Вместе с двадцатью тремя другими работами Кустодиева эта картина экспонируется на VII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР). 1926 — В начале года увлечен гравированием на линолеуме серии «Купальщицы». Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа и происходящие события он изображает как огромную фигуру со знаменем, которая возвышается надо всем. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой. В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874—1954). Вместе с группой художников-петербуржцев участвует в организации нового объединения, получившего, как и когда-то созданное С. Дягилевым общество, название «Мир искусства». Например, в альбомах для раскрашивания «Труд» и «Сельский труд» манера рисунка предельно лаконична, художник лишь намечает контуры фигур и предметов, легкими штрихами обозначает необходимые детали, прибегает к «сокращениям и упрощениям».

Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. 1905 год. Откроем толковый словарь и прочитаем определение слова «революция» – это коренной переворот в жизни общества, связанный со сменой общественного и политического строя.

Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил». Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Кустодиев оформил несколько детских книг, посвященных жизни В. Ленина. Написал ее Кустодиев, находясь под впечатлением событий Великого Октября.

С одной стороны, Кустодиев показывает грандиозный масштаб происходящих событий. На картине много белого цвета, значит здесь зима. Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Но бодрость не покидала его. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея).

Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Он ведет новых советских людей к светлому и счастливому будущему. «Костры», М., 1923. Немецкий художник и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. Мы жили на третьем этаже.

В. И. Ленина)33153740. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.

Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей.