Бакст Зинаида Гиппиус

В 1900 году журнал опубликовал статью З. Н. Зинаида Гиппиус и творчество Льва Бакста с жизнью и разумом лишается корней – опор, опустошается: В душе после вас – ничего, ничего.

Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. Нувель и К. А.

Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». Охотно покупал картины. Осенью 1938году Мережковский и Гиппиус выступили с осуждением «Мюнхенского сговора». Лев Самойлович Бакст (Розенберг, 1866 – 1924. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей.

  • Художник Лев Бакст— портрет писательницы Зинаиды Гиппиус
  • Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус
  • Описание картины «Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус»
  • Описание картины Леона Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус»
  • Треугольная любовь: 5 скандальных романов Серебряного века
  • «Если бы не такая неожиданная смерть, Бакст стал бы законодателем мод»

Дм. В рассказе «Зеркала» (одноимённый сборник 1898 года) герои имеют своих прототипов среди персонажей произведений Достоевского. Роман Гиппиус с критиком Акимом Волынским (Флексером) приобрел скандальный оттенок после того, как тот стал устраивать возлюбленной сцены ревности, а получив от неё «отставку», начал мстить Мережковскому используя «служебное положение» в «Северном вестнике». При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока.

Но они так слиты, что я ничего не знаю. Гиппиусы вынуждены были остаться в Тифлисе13. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Рассказ вышел совсем не дурной: назывался он La cle».

В Париже Бакст вошел в балетную группу организатора "Русских сезонов" в Париже Сергея Дягилева. Но они так слиты, что я ничего не знаю. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Последовали новые публикации, в частности, рассказы «В Москве» и «Два сердца» (1892)15, а также романы («Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»), — как в «Северном вестнике», так и в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях8.

Все рассмотренные нами примеры связаны с ключевой в ее творчестве темой смерти. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Все, о чем говорилось выше, граничит с первым этапом жизни и творчества художника. Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона.

Наше положение было безвыходное». Дед был богатым портным. И как коммерсант.

  1. Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич)
  2. Леон Бакст (1866-1934), Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906
  3. Зинаида Николаевна Гиппиус — портрет
  4. Поэзия слов и красок в эпоху модернизма
  5. Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и Дмитрий Философов
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Творчество двух ярких представителей Серебряного века – Зинаиды Гиппиус и Льва Бакста – также граничит с театром, где оба они были своего рода его новаторами. Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника. Выше моих ног его нежность не поднималась. // И, обескрылев в мокрой мгле, // Тяжелый дым ползет, не тая. »440.

Я очень хороший, очень благодарный Ваш читатель». В корне происходившего Гиппиус усматривала некое «Громадное Безумие» и считала крайне важным сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти»6. Розанова, А. Белого. неумело лез к Городецкому, хихикая и поминутно теряя пенсне, то особенного, против обычных застольных вечеров, разврата не было». Париж был подлинно пьян Бакстом3, – вспоминал один из современников. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел.

Дружеский кружок эстетствующей молодежи и мэтров, куда входили многие мирискусники, устраивал «вечери» «на башне» Вячеслава Иванова и его жены Л. Д. Поэт Михаил Кузмин в своем дневнике 1908 года дает достаточно уничижительную оценку: «Был мил и бестолков, читал свое сочинение говно, конечно». Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали.

Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность» в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. Дягилева в Париже. Она же и была, в сущности, автором идеи о «тройственном устройстве мира», которую Мережковский развивал в течение десятилетий15. Изнанка же – первый портрет Бакста: перекривленное от боли лицо». Встань же, мой месяц серебряно-красный, // Выйди, двурогая, Милый мой, Милая. »457.

«Да, это воистину были два разных мира. Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. А. Л. Волынский, между тем, сохранил о тех годах самые светлые воспоминания. Печальная участь постигла нарисованную Бакстом весной 1903 года обложку альманаха «Северные цветы».

Не гневайтесь на нас. Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. В Москве ругаются литераторы на это пришлось вырезать кусок и вставить чужой рисунок (старинный) в мой.

  1. Указывать местоположение в твитах

Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Гиппиус считала, что лишь в поцелуе влюбленные равны, а в том, что должно следовать дальше, кто-нибудь обязательно будет стоять над другим. Авторское определение, соединяя и противопоставляет их друг другу: приятное (теплое) противостоит неприятному (горькому). Эти посиделки ярко описал Андрей Белый: «У Розанова воскресенья совершались нелепо, нестройно, разгамисто, весело гостеприимный хозяин развязывал узы не чувствовалось утеснения в тесненькой, белой столовой стоял большой стол от стены до стены. Они прекрасно понимали идею Собраний, значение встречи», — писала она. В 1907 г. путешествовал с В. А.

Она не поняла Герберта Уэллса («Я убедилась в нищенстве его воображения. В 1910 году вышло «Собрание стихов. О, часу ночному не верьте17). И Баксту пришлось пойти на уступки. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". У Гиппиус ночью пробуждаются «злые цветы», воплощение «злой красоты», притягательной и опасной.

Если до этого времени текущие социально-политические вопросы находились практически вне сферы её интересов, то расстрел 9 января явился для неё и Мережковского потрясением. При этом и Гиппиус имя Мережковского было уже знакомо. Но её герои унаследовали проблематику не только Достоевского, но и Мережковского. Не думаешь ли ты, что нам лучше начать какое-нибудь реальное дело в эту сторону, но пошире и чтоб оно было в условиях жизни, чтоб были ну, чиновники, деньги, дамы, чтобы оно было явное и чтобы разные люди сошлись, которые никогда не сходились», — так пересказывала она впоследствии свой разговор с Мережковским осенью 1901 года, на даче под Лугой. После чего ушел из Академии.

Появление и развитие «нового религиозного сознания» Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить её, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, сблизить религию и искусство17. Мережковский и Розанов быстро охладели к изданию, а после того, как Булгаков отклонил статью Гиппиус о Блоке под предлогом «недостаточной значительности тематики стихов» последнего, стало ясно, что роль «мережковцев» в журнале сошла на нет. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. После появления программной работы Д. С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер8 более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе.

Художник Лев Бакст— 
портрет писательницы 
Зинаиды Гиппиус

Его стиль восприняли законодатели парижской моды. Скандал стал обсуждаться в литературных кругах Петербурга, последовал ряд отвратительных инцидентов (при участии, например, Минского, начавшего распространять о своей недавней возлюбленной сплетни и его протеже поэта И. Коневского-Ореуса, принявшегося писать на поэтессу поэтические пасквили). «Я омрачила тебя, себя омрачила, отраженно— Дмитрия, но не прошу у вас прощенья, а только нужно, чтобы я же этот мрак сняла, если то мне позволят силы и правда», — отвечала ему Гиппиус.

После чего она устроила семью из троих – Зинаида, ее муж Мережковский и Дима. Все биографические источники отмечают немедленно возникшее между ними взаимное ощущение идеальной «интеллектуальной совместимости». Частое пересечение мотива смерти с мотивом любви заметно в рассказах Гиппиус. Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе 52 года, « не разлучаясь ни на один день»8. При этом многие отмечали, что дом Мережковских в Петербурге был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала XX столетия».

Многие критики, впрочем, относились к этому периоду творчества писательницы серьёзнее, чем она сама, отмечая «двойственность человека и самого бытия, ангельского и демонического начал, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа» в качестве основных тем, а также— влияние Ф. М. Достоевского. И, дабы удостовериться, что собой представляют живописные потуги неукротимого сына, то ли через общих знакомых, то ли через родственников, вышел на скульптора Марка Антоколького. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным.

Л. Я. Гуревич свидетельствовала, что Гиппиус «пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы»22:126. Гриценко), для чего принял лютеранство. Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. В 1900 году журнал опубликовал статью З. Н. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов.

Бакст в этом портрете – рисунке, казалось бы самом простом виде искусства проник в ее мысли, увидел за оболочкой глубокий внутренний «подтекст». Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). Баксту это не нравилось. Ее смерть вызвала взрыв эмоций. Интерес в этом плане представляет стихотворение Миндальный цветок (1911).

В рассказе «Среди мёртвых» показана необыкновенная любовь героини к умершему художнику, чью могилу она окружила заботой и на которой, в конце концов, замерзает, соединившись, таким образом, в своём неземном чувстве со своим возлюбленным22:121-122. Даже тогда, когда люди не очень изменяются внешне. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Я набросал на днях его портрет цветными карандашами. Теперь, опять. ». Французам было не до "Русских сезонов".

Из интимного дневника Гиппиус "Contes d amour" (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. Многие отмечали при этом, что увлечения Гиппиус абсолютно не обязательно подразумевали физическую близость напротив (как отмечал В. Вульф), даже в Акиме Волынском «её пленило то, что он, подобно ей, собирался сохранить свою телесную чистоту»13. Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги «Литературный дневник», (1908). 21 Гиппиус в целом негативно оценивала состояние русской художественной культуры, связывая его с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов предыдущего века. Журнал просуществовал недолго, причём его закат был обусловлен марксистским «влиянием»: с одной стороны— (временный, как оказалось) переход Н. Минского в ленинский лагерь, с другой— появление в редакции недавнего марксиста С. Н. Булгакова, в руках которого оказалась политическая часть журнала. С осени 1908 года Мережковские приняли активное участие в возобновлённых в Петербурге Религиозно-философских собраниях, преобразованных в Религиозно-философское общество, однако представителей церкви здесь теперь практически не было и интеллигенция сама с собой решала многочисленные споры8. Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы».

Городецкий, М. А. В качестве авторской хроники «телесного и духовного умирания старого мира» Гиппиус оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни», зафиксировать «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки смогли бы восстановить достоверную картину трагического события6. Я пристально смотрю в пол. Сборища «посвященных», среди которых были Л. С. Внешнее совершенство и красота цветка оказывается ложными. Гиппиус как и ее творчество – воплощение таинственности. Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. 110 Inna Panek в раннем стихотворении Посвящение, (1894).

За рубежом и в России вышли написанные по-французски (в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым) книга «Le Tsar et la Rvolution» (1909) и статья о русской поэзии в «Mercure de France»18. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен.

Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков. Императивы: «выразить и отдать всю душу» идти до конца в любом опыте, в том числе в экспериментировании с собой и людьми, — считались основными её жизненными установками17. Да, конечно, он был еврей. Бессмысленно, но это так. А в 1905 году, задолго до Коко Шанель, сделала короткую стрижку. В камзоле и панталонах, полулежащей на стуле, длинные скрещенные ноги вытянуты по диагонали холста, отчего вся фигура кажется более удлиненной изображена она на знаменитом портрете Льва Бакста.

Брюсову оформление понравилось. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Гармонию в «обители блаженных» Л. Бакста нарушает парящий среди деревьев и как бы сливающийся с ними крылатый сфинкс – олицетворение грозного рока за сфинксом наблюдают обитатели Элизиума, не замечают его только примостившийся у основания огромной вазы (излюбленный декоративный мотив Бакста)450. Внешнее совершенство и красота цветка оказывается ложными.

Художник, заваленный работой, не выполнил обещания. После этого актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» стали в творчестве Гиппиус, прежде всего, прозаическом, доминирующими7. Тогда же, в письме З. А. Венгеровой Гиппиус жаловалась: «Подумайте только: и Флексер и Минский, как бы и другие, не считают меня за человека, а только за женщину, доводят до разрыва потому, что я не хочу смотреть на них, как на мужчин, — и не нуждаются, конечно, во мне с умственной стороны столько, сколько я в них Прихожу к печальному заключению, что я больше женщина, чем я думала и больше дура, чем думают другие»10:86. Так в 1906 году вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч», а в 1908 году (также в Петербурге)— написанная во Франции всеми участниками «троеобратства» драма «Маков цвет», героями которой стали участники нового революционного движения18. Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Наши «серьезные разговоры» отнюдь не мешали нам иногда вместе выдумать какую-нибудь забаву.

Иванов в книге «По звездам» (1919). В них, подписанных мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт)15, Гиппиус оставалась последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей, заложенных в её фундамент6. Что было делать. Союз с Д. С. Мережковским «дал смысл и мощный стимул всей исподволь совершавшейся внутренней деятельности» начинающей поэтессе, вскоре позволив «вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14. Это и мировая война.

Но Гиппиус приняла на свой счет излияния художника, включив описание этого эпизода в «Дневник любовных историй». Стихотворение Ничего (1903) строится на противопоставлении человека и цветов. «Преступность» и «запретность» в творчестве и образе (согласно популярному штампу) «декадентской мадонны» особенно живо обсуждались современниками: считалось, что в Гиппиус уживались «демоническое, взрывное начало, тяга к богохульству, вызов покою налаженного быта, духовной покорности и смирению»14, причём поэтесса, «кокетничая своим демонизмом» и чувствуя себя центром символистского быта и его и саму жизнь «воспринимала как необыкновенный эксперимент по преображению реальности»14.

В свое время огромное впечатление произвела символическая картина Бакста Terror antiquus (Древний ужас, 1908), на которой с высокой, чуть ли не космической точки зрения изображена уходящая под воду Атлантида, а на переднем плане – Афродита, улыбающаяся таинственной улыбкой. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Ей хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять. Авторское определение, соединяя и противопоставляет их друг другу: приятное (теплое) противостоит неприятному (горькому). Мы решились вставить в Вашу рамку одну старинную гравюру.

Лирический герой не в силах преодолеть его чары. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет8. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". Cest tout». Помочь ему не смогли. Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» ит. п. ), не представлявшие художественной ценности имели, тем не менее, общественный резонанс7.

В. В. В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых. С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения.

Я смотрю, говорю и лишь понемногу начинаю «узнавать» его. Мережковский «вскочил, ударил рукой по столу и закричал: Верно. » Идея Собраний получила, таким образом, последний, завершающий «штрих»10:171. Соловьева. Последний считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием»11 и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история лирического модернизма» в России6. Размышления об убийстве перемежаются спорами о красоте, свободе личности, об Оскаре Уайльде ит. д. Чтобы убедиться, обратимся к конкретным примерам.

Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. З. Гиппиус вводит в текст пьес (например Зеленое кольцо) кинематографический прием крупного плана. Очень ли изменился Бакст. Бакст был против.

Частое пересечение мотива смерти с мотивом любви заметно в рассказах Гиппиус. И тяжелое морозное дыхание, которое больно обожгло и душу и всё, что было дорого этой очень неординарной женщине. von Hippius) эмигрировали из Мекленбурга в Московское государство в XVIв. Занятие живописью считалось малоприбыльным. В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Гиппиус написала для него вводную статью «Опыт свободы», в которой констатировала плачевное состояние как русской прессы, так и положения дел во всей русской эмиграции «младшего поколения»15. Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером.

Портрет был помещен в журнале «Аполлон», где сотрудничали выдающиеся представители творческой элиты Серебряного века. Примечательна и замена семантического компонента «люди» (в первой строфе) на «мы» (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам «красоты зла»448. Многие параллели можно провести между мирообразом Гиппиус и Бакста, улавливая как древнюю, так и современую европейскую философию. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. В 1903 г. женился на Л. П. Его картина Элизиум (1906) связана с античной мифологией – место пребывания душ умерших, то же, что Елисейские поля.

Бакст, Н. А. Она обновляет такие рифмы, как любовькровь (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово мгла, прибавив к нему эпитет безрадужная (Стекло, 1904). Что это были за волны— не имею никакого понятия и за них не отвечаю. Она не ошиблась: сотрудничества с Гитлером, заключавшегося лишь в одной этой радиоречи 2, Мережковскому не простили.

Тогда ведь началось завоевание Парижа «Русским балетом». «О, часу ночному не верьте»446). Смерть может пониматься и как мистическое, новое, высокое бытие, слияние части с Целым, с Абсолютом: «Беспощадна моя дорога, // она меня к смерти ведёт»449. В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: первый из них, А. Н. Плещеев, «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем, что во время одного из ответных визитов принёс из редакторского портфеля «Северного вестника» (где он заведовал отделом поэзии) некоторые стихотворения— на её «суд строгий»10:100. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен".

Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Точнее этюдов.

Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где— лицо, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть— множество»30, — писал Р. Гуль. В последних строках произведения с образом белого миндального цветка ассоциируется цианистый калий – отрава, несущая смерть. Я пристально смотрю в пол. Он и раньше поддерживал Шагала материально. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Поэтессе портрет понравился она решила заказать Баксту оформление сборника стихов, готовящегося в издательстве «Скорпион».

Зимой 1919 года Мережковские и Философов начали обсуждать варианты бегства. Розанова зовут эротоманом – это гнусная клевета. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". Не случайно на ее портрете 1906 года работы Бакста ноги занимают такое важное место. Однако неожиданно от него пришло письмо с извинениями: «Ваш рисунок цензура запретила. Дягилев был диктатором. Конечно, талант художника затмил талант литератора.

Пусть пустыня дождевая. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Мне было жаль впоследствии, что куда-то запропастился последний лист. 1914—1918» (1918) подвёл черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус6, хотя за границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Отсюда в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру.

Бакст много и охотно занимался портретной живописью. 8 января 1889 года в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с Мережковским. Розанов пристально смотрит в пол.

Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в Боржом.

А. Белый говорил, что в нём «воистину творили культуру. Так ведь всегда бывает, у всех, если очень долго не видишься. Всё это время Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин и ларингитов».

Сборник рассказов 1896 года она полемически озаглавила «Новые люди», подразумевая тем самым изображение характерных идейных устремлений формирующегося литературного поколения, заново переосмысливающего ценности «новых людей» Чернышевского. После ухода из «Мира искусства» Зинаида Николаевна выступала в качестве критика в журналах «Новый путь» (фактический соредактор), «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль», 1910—1914 годы, (как прозаик она публиковалась в журнале и раньше), а также в ряде газет: «Речь», «Слово», «Утро России» ит. д.

Здесь и теплые солнечные лучи славы, в которых так охотно купалась поэтесса. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом22:122-123. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус.

16. После смерти отца в 1881 году от туберкулеза мать Зинаиды Гиппиус осталась с небольшими средствами и большой семьей: 4 дочерьми, бабушкой и незамужней сестрой. Серовым по Греции и создал декоративное панно «Древний ужас», анализ которого дал Вяч. Бог создал нас с этой потребностью. Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уехали во Францию8. Позже она вспоминала: «Мы решили однажды (Бакст зашел случайно) написать рассказ и тут же за него принялись.

Добротность и крепость ткани его существа. 16. Израиль Розенберг был человеком толерантным. Он физиологически выздоровел, вернувшись в родной иудаизм.

Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Провалил конкурс на серебряную медаль. Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя» и творила их, по собственным словам, «словно молитву»8. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. Супруги не прерывали связей с русскими газетами и журналами, продолжая публиковать в России статьи и книги14. Она очень любила мистификации. Гиппиус, В. В.

То ли в знак протеста. Созданное художником литературное произведение включило как бы ненаписанные картины. Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Надо глубоко вчитаться в ее стихи, чтобы открыть прелесть таких, к примеру, стихов: «.

Зеленое кольцо (1916) – бытовая драма1. Тема смерти, рока несомненно являлась значительной в творчестве Бакста. Тема смерти затрагивается Гиппиус во всех жанрах ее творчества. Зинаида Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 г. в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. Некоторое время спустя Гиппиус, по её выражению, «отреклась от декадентства» и всецело приняла идеи Мережковского, прежде всего художественные18, став одной из центральных фигур нарождавшегося русского символизма, однако сложившиеся стереотипы («декадентская мадонна», «сатанесса», «белая дьяволица» и др. ) преследовали её в течение многих лет14.

Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20)ноября1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье6. Тогда же, оставаясь верной своим идеям, она объявила о создании бесцензурного сборника «Литературный смотр» (опубликованного год спустя), призванного объединить в себе «произведения всех отверженных другими изданиями писателей». Стихи мои всем казались испорченностью, но я их не скрывала. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. По словам Г. В. Адамовича, Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей»14.

Событие это было замечено, Баксту льстили отзывы уважаемых литераторов. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч» (1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики» при этом богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности здесь утверждалось как данность, грех само- и богоотступничества считался единым17.

Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать". Стихотворение имеет кольцевую композицию. отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства.

Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Он иллюстрировал детские книги.

В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во вдохновение и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Выдающимся мастером стиха считали её В. Я. Брюсов и И. Ф. Анненский, восхищавшиеся виртуозностью формы, ритмическим богатством и «певучей отвлечённостью» лирики Гиппиус конца 1890-х— 1900-х годов17. У человека же «жизнь» и «разум» с корнем вырывают все, «что прекрасно». Речь идет о следующем портрете Андрея Белого, созданном Бакстом в феврале 1906 года. Вообще, она позволяла себе все, что запрещалось остальным.

Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Нередко «внезапные догадки» исходившие из триумвирата инициировались именно Гиппиус, служившей, как признавали и остальные члены этого союза, генератором новых идей8. Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14, а в более широком смысле— сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века»6.

Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. «Но Дмитрию Сергеевичу казалось, что почти все его понимают и ему сочувствуют»10:169, — добавляла она. Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Позже «Новый энциклопедический словарь» отмечал, что первые произведения Гиппиус были «написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других властителей дум того времени»18. Все это она – Зинаида Гиппиус. Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом Ашиль-Клод Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. Будут читать новые вещи». Теперь, впрочем, все равно пропал бы, как пропали письма Бакста со всем моим архивом.

Бакст обладал специальным даром создания костюмов. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. В 1910 г. оформлял многие русские балеты С. П. Вот еще один знак глубины и цельности Бакста-человека. Время беспощадно, как к человеку, так и к цветам.

Лирический герой не в силах преодолеть его чары. Гиппиус посвятила несколько стихотворений баронессе, открыто признавалась в своей влюблённости и находилась с подругой в отношениях, которые «современники называли и чисто деловыми и откровенно любовными»13. Сохранились две толстые тетради рукописного убористого текста с большим количеством правок, зачеркнутыми местами, вставками. Но на корешке – объяснение.

Формула «любви и страдания» по Гиппиус (согласно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия») соотносится со «Смыслом любви» В. С. Соловьева и несёт в себе основную идею: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности. При том, что «телесную сторону брака отрицали оба», у обоих (как отмечает В. Вульф) «случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые)». Гриценко (дочери П. М. И Баксту придало, но именно придало, прибавило жизни – живому. Идея обновления во многом себя исчерпавшего (как им казалось) христианства возникла у Мережковских осенью 1899 года. Главным в романе стала не сюжетная линия, а настроение главного героя, его переживания.

Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. 23 декабря) – русский художник и театральный художник, один из организаторов кружка «Мир искусства» (1898-1904), где часто встречался с Мережковскими. Появление броского псевдонима было граничит с первой выставкой, на которой художник решил представить свои работы. «Третья книга рассказов» (1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме», концепции метафизики любви «на фоне духовных сумерек людей ещё не способных её осознать»8.

Стихи Гиппиус кажутся холодными, однообразными, словно ледяное поле, но в них есть огонь. Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской. Поначалу Гиппиус достаточно скептически относилась к внезапно проявившемуся «клерикализму» мужа позже она вспоминала, как «вечерние посиделки» 1899 года превращались в «бесплодные споры», не имевшие смысла ибо большинство «мирискусников» были весьма далеки от религиозных вопросов.

А ожил он, вышел из припадка странной своей меланхолии, раньше: тогда, когда смог (после революции 05 г. ) снять с себя «формальность», навязанное ему христианство. Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева.

«Маленький человек с большим горем», — такими словами вспоминали здесь девочку, постоянно носившую печать печали на лице15. Интерес к вопросам пола и еврейства сблизил таких разных людей, как Бакст и Розанов. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.

Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Фамилия бабушки была Бакстер. Две других сестры— Татьяна Николаевна (1877—1957), художница, написавшая, в частности, портрет А. Блока (1906) и скульптор Наталия Николаевна (1880—1963)— остались в Советской России, где подверглись аресту и ссылке после освобождения из германского концлагеря они работали в Новгородском художественном музее реставрации15. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Сборник «Чёрное по белому» (1908), вобравший в себя прозаические произведения 1903—1906 годов, был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере» и исследовал темы достоинства личности («На веревках»), любви и пола («Влюбленные», «Вечная женскость», «Двое-один») в рассказе «Иван Иванович и черт» вновь были отмечены влияния Достоевского8. Вот талант. ». Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Розанов очень любит меня.

А сюжеты и символика каждой из них подчинены религиозно-философским воззрениям автора. Я абсолютно твёрдо решила отныне и до века не впустить в свою жизнь не только что-нибудь похожее на любовь, но даже флирта самого обычного»10:144, — писала она в 1897 году. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург.

Ненавидевшие Гиппиус приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва. Необходимо преодолеть холод этой поэзии, чтобы иметь возможность созерцать удивительное северное сияние. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус: стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность7.

Она обновляет такие рифмы, как «любовь-кровь» (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово «мгла», прибавив к нему эпитет «безрадужная» (Стекло, 1904). Она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама. Не все оценивали снисходительно литературные опыты Бакста.

Нередко приятели просили Бакста нарисовать обложку к сборнику стихов или рассказов. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление «от позитивизма к идеализму», были связаны первые литературные опыты писательницы. Жилось Баксту в Париже трудно. Архитектура декораций и одежда героев передавали самую суть той давней культуры. В произведениях 1920-х годов преобладала эсхатологическая нота («Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение», — согласно энциклопедии «Кругосвет»).

Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. «Какая рожа. »— будто воскликнул Мережковский (если верить воспоминаниям В. Злобина)10:68. Известны написанные им портреты З. Н. Он рвался на дачу, но Дягилев не отпускал друга, требуя окончания портрета. Творчество Гиппиус при всём своём внутреннем драматизме и антиномичной полярности, при напряжённо-страстном стремлении к недостижимому всегда являло собой не только «изменение без измены», но и несло в себе освобождающий свет надежды, огненную, неистребимую веру-любовь в запредельную правду конечной гармонии человеческой жизни и бытия. Но неизвестно почему— имя запомнилось», — писала Гиппиус имея в виду стихотворение «Будда» («Бодисатва») в первом номере «Вестника Европы» за 1887 год10:68.

С христианской точки зрения, ночь – это «время искушений и опасностей447. Так мог сказать только настоящий писатель, художник, человек. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе.

Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза». Время от времени он приезжал в Петербург. Художник вспоминал события тридцатилетней давности. Все здесь когда-то учились».

Оказывается, не совсем ни при чем. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. он только лежал у моих ног. Для Льва Бакста театр также занимал особое и очень важное место.

Семья часто переезжала (отец, Николай Романович, был юристом высокого ранга), отчего дочь не получила «правильного» образования, посещая различные учебные заведения урывками. Во многом именно «молитвенность» давала повод критикам для нападок: утверждалось, в частности, что, обращаясь к Всевышнему (под именами Он, Невидимый, Третий), Гиппиус устанавливала с ним «свои, прямые и равные, кощунственные отношения», постулируя «не только любовь к Богу, но и к себе»17. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. То ли окончательно разуверившись. В репликах персонажей обращает внимание на детали костюма, предметы, являющиеся «значимыми», образами-символами, создающими определенный знаковый фон (лежащая на стуле меховая накидка Анны Дмитриевны разбитая крышка кофейника, три книги в руках у Сережи, «разные» стулья, поставленные «кругом» в «середине» кабинета дяди Мики, муфта в руках Сони). Таким примером является, несомненно, описание Весеннего ветра (1907): В нем встречных струй борьбы и пляска, // И разрезающе-остра// Его неистовая ласка, // Его бездумная игра10.

То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Отмеченная конкретизация усиливает ассоциирующиеся с ночными цветами мотивы отравы, обманчивой, «злой красоты». Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды".

Примечательна и замена семантического компонента люди (в первой строфе) на мы (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам красоты зла19. 439. Поэзия, как определил её Баратынский, — есть полное ощущение данной минуты»20— писала поэтесса в эссе «Необходимое о стихах». Третьякова и вдове художника Н. Н. Сборник «Последние стихи. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Организаторы Собраний трактовали противопоставление духа и плоти так: «Дух— Церковь, плоть— общество дух— культура, плоть— народ дух— религия, плоть— земная жизнь». Приводилось даже какое-то его стихотворение, которое мне не понравилось.

З. Гиппиус, «узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана»27, — первой её реакцией стали слова: «это конец». Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей.

Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Сделано это было накануне выхода книги. Учился Бакст не слишком усердно. И кажется, что именно на осень и была похожа ее жизнь. Музыкант играющий на свирели и пара юных влюбленных на первом плане композиции.

Ты ещё спишь, а уж муж пришел. » Только тут Зинаида вспомнила, что вчера вышла замуж13. Художник просил: «Если возможно, сохраните формат книжки согласно обложке, не уменьшая ее – будет красивее и стильнее». Так, помню, мы решили однажды (Бакст зашел случайно) написать рассказ и тут же за него принялись. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства".

Дневник 1911—1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939)7. Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость. Дм. Право, мне стоит прислать и его.

Здесь Зинаида Николаевна, женщина умная и трезвая, верно поняла истинное положение дел. В 1872 году у Гиппиусов родилась Ася (Анна Николаевна), ставшая впоследствии врачом. В последние дни одного такого визита, в 1911 году, Гиппиус купила дешёвую квартиру в Пасси (Rue Colonel Bonnet, 11-bis) это приобретение имело впоследствии для обоих решающее, спасительное значение. Таким примером является несомненно описание Весеннего ветра (1907): «. Цветок в лирике З. Гиппиус оказывается неизменным атрибутом как природного универсума, так и принадлежащего лирической героине замкнутого пространства, например, внутреннего убранства помещения (дома, комнаты, письменного стола). В пьесах З. Н. Зинаида Николаевна портрет одобряла. Гиппиус считала, что лишь в поцелуе влюбленные равны, а в том, что должно следовать дальше, кто-нибудь обязательно будет стоять над другим.

К началу XX века у Гиппиус и Мережковского сложились собственные, оригинальные представления о свободе, метафизике любви, а также необычные неорелигиозные воззрения, связанные, прежде всего, с так называемым «Третьим заветом». Привыкшая быть в центре внимания, в равной степени обожаемая и ненавидимая, с острым умом и таким же языком, беспощадная и к окружающим и к себе самой, Гиппиус на самом деле была голосом своего поколения. Дружеские посиделки и литературные беседы постепенно переросли в то, что ныне назвали бы ролевой игрой.

«Романов этих я не помню, даже заглавий, кроме одного, называвшегося Мелкие волны. Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». Я – его.

«Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда— молитва. Именно цветы угрожают жизни людей. Непосильный труд подорвал его здоровье. Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей.

Бердяев, С. М. Предки отца по фамилии фон Гиппиус (нем.

Голова моя ему не нужна, сердце – непонятно, а ноги казались достойными восхищения. Эта работа не приносила особых доходов и Бакст преподавал рисование детям Великого князя Владимира, а в 1902-м году получив заказ от Государя — изобразить встречу русских моряков в Париже. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость.

Зиновьевой-Аннибал. Зинаида поступила в гимназию Фишер, где начала учиться поначалу охотно и с интересом8. Что воскресило Бакста. Не случайно в заключительной строфе снова появляется образ клубка-хаоса, в сочетании с «бегущими» огнями передающий ощущение наступающей агонии. В эти дни она активно контактировала с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера8, познакомилась с семьёй Давыдовых игравшей важную роль в литературной жизни столицы (А. А. Давыдова издавала журнал «Мир Божий»), посещала Шекспировский кружок В. Д. Спасовича, участниками которого были известнейшие адвокаты (в частности, князь А. И. Урусов), стала членом-сотрудником Русского Литературного общества15. он только лежал у моих ног.

В Париже он стал символом успеха, законодателем моды, популярным художником. Конечно, я распорядился Вашу подпись с обложки снять. Стихотворение строится на противопоставлении живого и мертвого, причем носителем мертвого начала оказываются цветы, оживающие тогда, когда люди оказываются «близки гибели». Фамилия бабушки была Бакстер.

А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Его уход связывают с рядом причин. Рассказ вышел совсем не дурной: назывался он «La cle» 1. 1914—1918» (1918 год)6. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить.

Душа в той стадии голода (да и тело. ), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости»11. Перед ним, вспоминала Гиппиус, «все мои гимназисты совсем поглупели»15. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Как странно.

Ранние прозаические работы Гиппиус были в штыки встречены либеральной и народнической критикой, которым претила, прежде всего, «противоестественность, невиданность, претенциозность героев»17. Впоследствии итальянские впечатления заняли важное место в мемуарах Гиппиус, наложившись на светлые и возвышенные настроения её «самых счастливых, молодых лет»11. Духовно-религиозный максимализм Мережковских, выразившийся в осознании своей «провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества», достиг апогея в начале 1900-х годов. Леон Бакст был не только замечательным портретистом.

У Гиппиус в коротких стихах нарисованы целые картины, передана вся сложность глубоких переживаний и, как справедливо заметил Валерий Брюсов, «Кипящая льдистость» – лучшее определение пафоса ее поезии456. Летом 1904 года Лев Самойлович работал над портретом Дягилева, для чего временно поселился в редакции журнала «Мир искусства». «Жестокая первая любовь» – таково черновое, рабочее название автобиографического романа, работу над которым Бакст начал в 1923 году. Меня зовут эротоманом – тоже клевета. На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года она представала перед публикой— сначала пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности» (как сказано в её дневнике 1893 года) затем— противницей «учащей Церкви», утверждавшей, что «грех только один— самоумаление» (дневник 1901), поборник революции духа, осуществляемой наперекор «стадной общественности»6.

Вскоре после нападения Германии на СССР Мережковский выступил по германскому радио, в котором призвал к борьбе с большевизмом (обстоятельства этого события вызвали позже споры и разночтения). В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. «Теперь мы в ужасном, небывалом положении.

Рожденный в провинциальном Гродно, Лев Самойлович Розенберг, с детских лет влюбленный в искусство живописи, взял себе фамилию деда, почти всю жизнь прожившего в Париже. Михаил Кузмин вспоминал: «Если не считать, что Лид. Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции (согласно энциклопедии «Кругосвет») «начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России»: в её душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб». Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером.

Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Она и муж просили издателя, Брюсова, взглянуть на обложку до ее печати. Вновь и вновь просила она прислать ей что-нибудь еще. Зинаиду отдали в Киевский женский институт8, но некоторое время спустя вынуждены были забрать обратно: девочка так тосковала по дому, что практически все шесть месяцев провела в институтском лазарете.

Зинаида Николаевна никак не хотела верить, что перед ней единственное «писание» художника. И хотя понятно, что эти лавры Вас не соблазняют, Вы писали же еще что-нибудь. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Только здесь, после скучного крымского лечения, в вихре «веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» Зинаида сумела оправиться от тяжёлого потрясения, связанного с утратой отца14.

Предложив увидеть в случившемся «падении» «обязательное искушение», «провиденциальное испытание», посланное всем троим для того, чтобы они организовали свои отношения на «высших, духовных и нравственных основаниях» именно Гиппиус (как пишет биограф Д. Мережковского) сумела придать «бытовой семейной истории высокий смысл» религиозного перехода к новому «состоянию жизни, завершающему человеческую историю», связанному с преображением плоти и переходом от «любви» к «сверхлюбви», наполнив феномен «троебратства» религиозным смыслом10:200. Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности иносказания, намека, умолчания», манеру играть «певучие аккорды отвлеченности на немом пианино», — как назвал это И. Анненский. Призвание художника Гиппиус видела в «активном и прямом воздействии на жизнь», которой следовало «охристианиться». В конце жизни Бакст взялся за воспоминания. Одновременно крупный план автор использует в описании внешности героев (лицо Михаила Арсеньевича «равнодушное, довольно неподвижное») и в описании их эмоционального состояния. Одним из показательных в плане реализации цветочной символики в творчестве Гиппиус является стихотворение Цветы ночи (1894).

В своей статье Древний ужас (в сборнике По звездам, 1909) В. Иванов пишет о «космичности замысла», о том, что Л. Бакст дает «трагедию древнего ужаса в его катарсическом преломлении и опосредовании»451. В начале стихотворения лирический герой обращается к этому розовобелому цветку, называя его теплым и горьким. Революция (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) была описана ею как «тягучее удушье» однообразных дней, «скука потрясающая» и вместе с тем, «чудовищность», вызывавшая одно желание: «ослепнуть и оглохнуть». И нет кажется людей, более любящих святость семьи и святость любви». Именно так я поступил в Шехерезаде.

Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы. Для журнала «Мир искусства», где Бакст заведовал художественно-оформительскими работами, он создал не только марку журнала и обложку, но и заставки, виньетки, концовки к произведениям В. Розанова, К. Бальмонта, Н. Минского. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трем темам— «о человеке, любви и смерти».

Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с Невскими пиквикианцами. 2. С 1919 года она жила в эмиграции, где публиковала работы на историко-религиозные темы («Святой Тихон Задонский», 1927). В эти парижские годы супруги много работали: Мережковский— над исторической прозой, Гиппиус— над публицистическими статьями и стихами. Николай Гиппиус скоропостижно скончался в Нежине в 1881 году вдова осталась с большой семьей— четырьмя дочерьми (Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна), бабушкой и незамужней сестрой— практически без средств к существованию.

Запутанность ситуации передается с помощью образа клубка, «символизирующего хаотичную сферу, состоящую из различных элементов, тесно связанных между собой, сферу, отличительной приметой которой является отсутствие выхода»443 «Хрупкость», «тонкость», «беззащитность» миндального цветка не мешает ему буквально уничтожить лирического героя: «изъеденный дымом и гарью, задавленный тем, что люблю»444 герой остается в его власти, поглощается им, утрачивает себя, превращается в ползущую «дрожащую тварь». В новелле «Златоцвет» (1896) рассматривается убийство по «идейным» мотивам во имя полного освобождения героя: «Она должна умереть С ней умрёт всё— и он, Звягин, будет свободен от любви и от ненависти и от всех мыслей о ней». Однако, тот факт, что они были «созданы друг для друга», не следует понимать (как уточнял В. Злобин) «в романтическом смысле». Одним из показательных в плане реализации цветочной символики в творчестве Гиппиус является стихотворение Цветы ночи (1894). Минский, ушедший из ленинской редакции, К. Д. Бальмонт и др. ).

Даже Луначарский с ней борется и тщетно: только плачет (буквально, слезами. )»). Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. Уже сама поэзия в процессе творчества уже как бы «смерть» обыденного человека, который в поэзии вдруг становится представителем родового, а то и космического сознания. Увлечения, влюбленности случались у обоих супругов (в том числе и однополые).

На эту утрату наложились и две других: за год до этого стало известно о кончине Философова в 1942 году умерла её сестра Анна15. Душа лирического героя в схватке с «жизнью» и «разумом» лишается корней – опор, опустошается: «В душе после вас – ничего, ничего. »445. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом.

Художник, который знает как пользоваться этим, похож на дирижера оркестра, который может все привести в движение взмахом своей палочки и произвести тысячу безошибочных звуков. Ранняя проза Гиппиус была собрана в двух книгах: «Новые люди» (СПб., 1896) и «Зеркала» (СПб., 1898). Мы живем буквально впроголодь вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца», — сообщала она в одном из писем 1894 года (в другом сетуя, что не может пить прописанный врачами кефир из-за отсутствия денег)10:115. Эти минуты просветления очень горьки.

В числе новых знакомых Гиппиус были Я. П. Полонский, А. Н. Майков, Д. В. Григорович, П. И. Вейнберг она сблизилась с молодым поэтом Н. М. Минским и редакцией «Северного вестника», одной из центральных фигур в котором был критик А. Л. Волынский. Дружба с поэтессой Зинаидой Гиппиус не раз подвергалась испытаниям. В октябре Гиппиус писала: «Все в ком была душа, — и это без различия классов и положений, — ходят, как мертвецы.

сопела на Бакста, а Вяч. Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний (1901—1903), целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы»23. Тема смерти затрагивается Гиппиус во всех жанрах ее творчества. Гиппиус «Торжество во имя смерти».

Заседания носили интимный характер, что возбуждало всеобщее любопытство. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». Мне жаль только было, что книжечка такая маленькая. Путь был нелёгким: четверым пришлось перенести четырёхсуточный путь в вагоне, «полном красноармейцами, мешочниками и всяким сбродом», ночную высадку в Жлобине в 27-градусный мороз14. Париж, широкая дорога искусства, любимая работа, восходящая звезда успеха.

Историческая концепция мира, состоящего из вечно повторяющих циклов, наводит на мысль как теорию «вечного возвращения» Фридриха Ницше, так и мысль Гераклита об изменчивости всего сущего на земле. Постепенно, впрочем, жена не только приняла позицию мужа, но и сама принялась генерировать идеи, связанные с религиозным обновлением России. В декабре 1905 года вышла последняя книжка «Нового пути» к этому времени Гиппиус уже печаталась, в основном, в брюсовских «Весах» и «Северных цветах»14. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой», действительно испытывали серьёзные психологические затруднения: Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи— это молитвы»)7 и в своих оценках была предельно откровенна и резка. В статье «Хлеб жизни» (1901) Гиппиус писала: «Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни и предчувствие свободы— к духу, к религии. Примечательна и замена семантического компонента люди (в первой строфе) на мы (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам красоты зла19. У Покровского сквера меня все толкало на Могилевскую, на Сенную.

Бакст был создателем живописного спектакля, в котором роль художника была едва ли не доминирующей, а единство спектакля — преимущественно оптическим4. Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. («Мы для новой красоты//Нарушаем все законы, //Преступаем все черты»). Год спустя две больших семьи отправились в Манглис и здесь А. В. Степанов скоропостижно скончался от воспаления мозга. Имела место и литературная составляющая – не случайно на афише «Шехеразады» стояли слова «либретто Бакста». Чаще всего, конечно, собирались «на башне» у поэта и литературоведа Вячеслава Иванова на Таврической улице в Петербурге. Ценил его как художника.

Все рассмотренные нами примеры связаны с ключевой в ее творчестве темой смерти. «Стихи её— это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося»19, — отмечал позже один из критиков. Художник планировал опубликовать воспоминания под названием «Весна в Петербурге». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Мережковский обиделся, сославшись на любопытство только, а не на поверку. Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова. В Париже поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья-писатели (Н. Картина вызвала огромный интерес у современников Л. Бакста. Вышло pele-mele. В своей новой знакомой Мережковский тут же обрёл единомышленника, «понимающего с полуслова то, в чём даже он и сам не был до конца уверен», для Гиппиус (согласно Ю. Зобнину) явление Мережковского имело «онегинский» характер до того все её «романы» кончались горестной записью в дневнике: «Я в него влюблена, но ведь я же вижу, что он дурак»10:74.

Для широкой литературной общественности имя Гиппиус стало символом декаданса— особенно после публикации «Посвящения» (1895), стихотворения, содержавшего вызывающую строку: «Люблю я себя, как Бога»6. С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения. Получив мандат на чтение лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта10:296, Мережковский получил разрешение на выезд из города и 24 декабря четверо (включая В. Злобина, секретаря Гиппиус) со скудным багажом, рукописями и записными книжками— отправились в Гомель (писатель при этом не выпускал из рук книгу с надписью: «Материалы для лекций в красноармейских частях»)14.

Именно цветы угрожают жизни людей. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы.

Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Многоцветная красочность увлекала зрителя, одурманивала его, подчиняла воле художника. Не менее выразительна картина Августа (1904): «. Внезапно стало еще теплее и темнее. Лев – Леоном.

Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми. Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова. Я же решил ее, Зиночку, вовсе не рисовать, сделать просто голую девицу (античную) и ту не поспел к сроку, послал ему, Брюсову, телеграмму, что отказываюсь». Так художник создал обложку для книги стихов Сергея Городецкого «Перун» (СПб., 1907), фронтиспис к книге стихов Константина Бальмонта «Зовы древности» (СПб., 1906), обложку к книге стихов Максимилиана Волошина «Anno mundi ardentis» (М., 1916), фронтиспис для сборника стихов Александра Блока «Снежная маска» (СПб., 1907).

Его неудержимо тянуло в Европу. Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона. Гиппиус принадлежала и идея создания журнала «Новый путь» (1903—1904), в котором наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства через «религиозное творчество» печатались и отчеты Собраний8. Подобного рода раздумья на «вечные темы», определившие тональность многих стихов Гиппиус 1900 годов12, господствовали и в двух первых книгах рассказов Гиппиус, основными темами которых были— «утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты во всех её проявлениях и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины»12.

Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. Однажды утром в редакцию зашли Мережковские и застали там только что вставшего Бакста. Искания Гиппиус не были лишь теоретическими: напротив, это она предложила мужу придать незадолго до этого созданным Религиозно-философским собраниям «общественный» статус. Знакомство с Гиппиус, посещение ее салона со временем стало обязательным для начинающих литераторов символистского – и не только – толка. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен.

Где же это еще. Кн. Отец, в меру сил, противился. Увлечение политикой не сказалось на мистических исканиях последней: лозунг создания «религиозной общественности» оставался в силе, предполагая соединение всех радикальных движений для решения задачи обновления России7.

Непредвиденные, а порой и забавные случаи происходили не только с обложками. Утром мать разбудила невесту криком: «Вставай. Глубокое впечатление произвела на неё предпринятая в те дни с разрешения Синода поездка с мужем на Светлое озеро, для полемики со староверами-раскольниками: «То, что пришлось видеть и слышать, так громадно и прекрасно— что у меня осталась одна лишь печаль— о людях, вроде Николая Максимовича (Минского), декадентов Розанова— литераторах, путешествующих за границу и пишущих о неприложимой философии и ничего не знающих о жизни, как дети»10:173. Ив. Не менее выразительна картина Августа (1904): Пусть пустыня дождевая.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Зинаида Гиппиус родилась в конце ноября. Она обновляет такие рифмы, как любовькровь (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово мгла, прибавив к нему эпитет безрадужная (Стекло, 1904). Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза».

Впрочем, обнаруживая среди героев первых прозаических сборников Гиппиус людей «символистского типа», занимавшихся поиском «новой красоты» и путей духовного преображения человека, критики замечали и отчётливые следы влияния Достоевского (не утраченные с годами: в частности, «Роман-царевич» 1912 года сравнивался с «Бесами»)8. А главное, художником. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

В 1899—1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С. П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. В 1882 году Анастасия Васильевна с дочерьми переехала в Москву. Многие тогда не понимали и не чувствовали сути розановских идей.

Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем» «А болезнь— это хорошо Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895. Оттого он с таким уважением и льнет к большевикам, — хотя ничего не знает, — что чувствует, что в России его перескакали») и, услышав, что в одной из «чрезвычаек» работают женщины (Стасова, Яковлева), решила чуть ли не посочувствовать одному из большевистских вождей: «Царствует особенная, — упрямая и тупая, — жестокость. Ну, конечно, кому ни придало бы это бодрости и жизнерадостности. Я всегда знала, что Вы отлично умеете писать.

Но они так слиты, что я ничего не знаю".

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Стихи Гиппиус кажутся холодными, однообразными, словно ледяное поле, но в них есть огонь.

Он пишет ей пылкие стихи и дает отставку любовнице. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. «Да, самодержавие— от Антихриста»7, — писала в те дни Гиппиус.

Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше18. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Знакомясь ближе с новыми людьми, мы переходили от удивления к удивленью. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов.

Кузмин, В. Ф. И стали широко использовать его. В данном случае она «материализует» идею безысходности, замкнутого круга из которого лирический герой не в силах вырваться.

Гиппиус невольно способствовала развитию литературного дарования художника. С детства З. Гиппиус занимала себя «писанием стихов и тайных дневников», музыкой, живописью и верховой ездой. С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения.

Изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус проявилась в эти дни необычным образом: она— от лица трех женщин (используя в качестве псевдонимов имена и фамилии прислуги)— стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт иногда вкладывая их в кисеты. С христианской точки зрения, ночь – это время искушений и опасностей18. Андрей Белый произвел на Бакста впечатление и своими произведениями и самим обликом. 1903—1909», второй том сборника Зинаиды Гиппиус, во многом созвучный первому.

Принято считать, что Гиппиус «нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной» более того, ходили слухи, что Гиппиус специально «влюбляла в себя женатых мужчин» для того, чтобы получить от них в доказательство страсти обручальные кольца из которых потом делала ожерелье. А потом вижу, что не могу— и думаю: дай что-нибудь дурное сделаю, но очень, очень дурное, до дна дурное», «Знайте, что обижать ничуть не плохо». Свой литературный и духовный идеал критик находила в той литературе и искусстве, которые развились «до молитвы, до понятия Бога». 22:163 Считалось, что эти концепции были во многом направлены против писателей, близких к руководимому М. Горьким издательству «Знание» и в целом «против литературы, ориентирующейся на традиции классического реализма»6. (Люблю я себя, как Бога, – писала она в раннем стихотворении Посвящение, (1894). Конец света, часто упоминаемый героями, принесет людям не только облегчение от земных страданий, но и духовное возрождение.

Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Цветы, сохранив корни, могут расцвести снова. В начале и в конце стихотворения звучит обращенный к «городу и миру» страстный призыв лирического героя не верить ночи («О, ночному часу не верьте. ». То, о чем шла речь в переписке с Гиппиус. Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души», со всеми неотделимыми от них «дьявольскими» искусами и соблазнами многими была отмечена откровенность, с которой поэтесса рассказывала о своих внутренних конфликтах.

Не всегда сотрудничество поэта и художника было столь успешным. Отмечалось, что этот супружеский союз сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «серебряного века»614. Зинаида была старшей из четырёх дочерей.

Она сама была поэтична насквозь»10:140. История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьским событиям, сделавшими неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925). После разрыва с Дягилевым работал для парижских театров. Закрытие «Нового пути» и события 1905 года значительно изменили жизнь Мережковских: от реального «дела» они окончательно ушли в домашний круг «строителей новой церкви»8, участником которого был теперь и близкий друг обоих Д. В. Философов при участии последнего и было сформировано знаменитое «троебратство», совместное существование которого длилось 15 лет.

Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. В начале стихотворения лирический герой обращается к этому «розово-белому» цветку, называя его «теплым» и «горьким». Еврей – еще, куда ни шло. К счастью, эскиз обложки сохранился, что дает возможность реабилитировать Бакста. Бакст обладал специальным даром создания костюмов.

Под их влиянием художник увлекается акварелью. Образ хозяйки салона «поражал, притягивал, отталкивал и вновь притягивал» единомышленников: А. Блока (с которым у Гиппиус сложились особенно сложные, менявшиеся отношения), А. Белого, В. В. Розанова, В. Брюсова. Для осуществления задуманного решено было создать «новую церковь», где рождалось бы «новое религиозное сознание».

«Пакт о ненападении», заключенный 23 августа 1939 года между СССР и Германией, Гиппиус назвала «пожаром в сумасшедшем доме»10:427. Так, Святая кровь (1901) — пьеса-мистерия пьеса Нет и Да (1906) автором жанрово определена как «грубые сцены» Маков цвет (1907) — социальная или социально-политическая драма Зеленое кольцо (1916) — бытовая драма. 430 З. Гиппиус вводит в текст пьес (например Зеленое кольцо) кинематографический прием крупного плана. Действие происходит ранней весной в Северной столице.

И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом»6. Судя по рукописи книги Шагала Моя жизнь, Бакст попросту обругал своего ученика. а мать присходила из Сибири. Его отец – Израиль Розенберг. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. // И, обескрылев в мокрой мгле, // Тяжелый дым ползет, не тая11.

Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом Ашиль-Клод Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. Вскоре Дмитрий Мережковский ушел по делам, а Зинаида Гиппиус осталась, по ее словам, «так, от лени сдвинуться со стула.

В действительности, однако, как отмечал Ю. Зобнин, «дело всегда ограничивалось изящным и очень литературным флиртом, обильными эпистолярными циклами и фирменными шуточками Зинаиды Николаевны»10:139, за склонностью к романтическим увлечениям которой скрывалась прежде всего разочарованность семейной будничностью: после салонных успехов ей «стало казаться оскорбительным ровное, лишенное романтических аффектов чувство Мережковского»10:74.