Беление Холста Зинаида Серебрякова

Картина Зинаиды Серебряковой Беление холста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины «Беление холста»

На Украине, сначала находившейся за линией фронта, а потом отделившейся от России, непрерывно сменяются «правительства» — от захвативших Харьков в апреле 1918 года немецких войск, поставивших во главе Центральной рады «гетмана» П. Скоропадского, до господствовавшей до декабря 1919 года Директории во главе с С. Петлюрой. Узкая полоска земли смотрится постаментом для этой почти скульптурной композиции. А мне бы хотелось слушать про путешествия, про Персию, Турцию, Индию. Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. К июню 1916 года относится ее письмо к мужу, характеризующее ее настроение: «Меня страшит будущая работа (вокзал), нет уверенности в себе, боюсь опять все сделать неудачно. В большинстве случаев ей позировали сотрудницы Археологического музея.

Фамильное имение Нескучное стало тем райским уголком, где влюбленные провели самые счастливые годы своей жизни. Мало кто знает, что она была необыкновенным пейзажистом. Но как художник она сформировалась в Петербурге.

Не менее интересен, может быть, не столь «парадный», более интимный и мягкий по выражению ее портрет «В голубом». А в 1905 – 1906-м занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. И вот теперь снова Серебрякова в Третьяковке.

Зинаида Евгеньевна 
Серебрякова Беление 
холста

Зинаида Евгеньевна Серебрякова Беление холста

Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо». Героини ее «Беления холста» (1917) подобны современным богиням: они совершенны физически и нравственно их босые сильные ноги крепко стоят на земле, движения рук и повороты станов – энергичны и ловки. В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». Со времени выставочного дебюта Серебряковой прошло совсем немного времени. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой — вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. О. Гиршман — московский промышленник и коллекционер.

Сначала было панно, а потом пустота. Интенсивные красочные пятна создали сильный зрительный эффект. В озерах Швейцарии между остатками свайных построек найдены обрывки льняной тканины.

Картина Серебряковой: 
Беление холста

Картина Серебряковой: Беление холста

Именно в это время в России стала отчетливо намечаться пропасть между искусством реалистическим в различных его проявлениях и искусством новаторским, провозвестником которого стали выставки «Союза молодежи», «Треугольника» и особенно «Бубнового валета» — первые шаги нарождавшегося во всем своем многообразии авангарда. Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Труд работниц не кажется изматывающим. Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало.

Зинаида много путешествовала. Интересен и трогателен контраст детской пятерни и взрослой руки закадровой героини. Для Зинаиды Евгеньевны, Екатерины Николаевны и детей начинается новый этап жизни — хотя и трудной, но более устойчивой и «естественной». Меня это так волнует, что не могу совсем спокойно рисовать и ночи не сплю совсем». От них веет свежими горькими воспоминаниями. Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой.

Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами». В это же время ею был написан ряд значительных и совсем особенных пейзажей Петрограда и его окрестностей. Наконец весной 1921 года они перебираются в «фамильный дом» на улицу Глинки, 15. В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция». Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала.

Зинаида Евгеньевна 
Серебрякова, «Беление 
холста»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»

Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция». На крайних фигурах композиции характерные сарафаны «широколя-мочники» из синеной «крашенины», центральная «бельница» — в рубахе из красного фабричного ситца и в паневе без переднего полотна, надетой на нижнюю юбку и подвязанной шнурком — «гашником». Ее «Баня» (1912 и 1913) – энгризм с поправкой на российские типажи и память о Венецианове, а знаменитые «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917) несут в себе нечто ренессансное, кватрочентистское.

Ужасно боюсь, что что-нибудь случилось. Помимо этого, в нем наличествует то отстранение, которое превращает портрет в поэтическую картину. И опять большое композиционное и живописное значение имеет натюрморт: чайный прибор, несколько вишен и лимон на блюдце, — своей нарочитой «домашностью» и разбросанностью подчеркивающий внешнюю и внутреннюю собранность модели.

Нужда все возрастает. У них красивые ясные лица. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь». «Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет». Евгений и Татьяна останутся в России. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп.

Беление холста — 
Зинаида Серебрякова

Беление холста — Зинаида Серебрякова

Поводов для обращения к миру балета у Серебряковой было достаточно. Серебрякова же с прямой непосредственностью воспринимает действительность: значимость ее женских образов рождена открытостью ее чувств и живописного ощущения окружающей жизни. Беление холста напоминает древние фрески. Наконец удалось вернуться к творчеству – она писала портреты, чаще всего своих близких. Это замершее на холсте мгновение восторга перед будущим поразило гостей на выставке Союза Художников, где картина впервые участвовала в 1910 году.

Она выступила перед зрителем как необычайно привлекательный художник, одарив, по словам Александра Бенуа, «русскую публику улыбкой во весь рот» — бесхитростным и очаровательным автопортретом «За туалетом» — на грани 1909 и 1910 годов. Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. Художница называла пастельные портреты балерин 1922–1924 годов «рисунками» на деле они являются подлинной живописью, не менее, чем ее работы маслом, насыщенной цветом, с богатством градаций и тончайшими тональными переходами, не говоря уже о сложнейших по живописному решению театральных композициях. Материнский, женский характер творчества Серебряковой проявился в этом полотне с огромной силой. Первый, почти завершенный, не удовлетворивший художницу, отличался жанровостью и некоторой разбросанностью.

Описание картины 
Серебряковой «Беление 
холста»

Описание картины Серебряковой «Беление холста»

Что, ты спрашивал у Аллегри снял ли он фотографию с эскиза Добужинского. ».

Сочетания приглушенных красных тонов, больших плоскостей белого и ударов черного придают портрету особую выразительность. Ей было свойственно двойное видение: одно – непосредственное, эдакое импрессионистическо-натурное, другое – сквозь призму традиции истории искусства. Здесь, как в большей части других портретов, написанных не по заказу, значительную роль играет окружающая скромная обстановка — красно-коричневые стены, на фоне которых прекрасно смотрятся и темные вьющиеся волосы взрослой «модели» и так естественно входящий в серебряковские портреты простой натюрморт — белый фаянсовый кувшин и миска. «Балетная сюита» состоит из полутора десятков портретов балерин исполненных в основном пастелью и ряда «тематических» композиций, часть которых, требующих более длительной работы в мастерской, написана маслом.

Зинаиду Евгеньевну с ее моделями всегда связывали самые теплые дружеские чувства, что подтверждается и эпистолярным наследием семьи Лансере — Серебряковых и воспоминаниями тесно общавшихся с нею крестьян. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Ее искусство стало богаче и глубже. В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе.

Два других автопортрета полны романтического мироощущения. Но при этом в судьбе и облике Серебряковой — художника и человека — много необычного и неожиданного, особенно принимая во внимание парадоксальное сочетание ее замкнутого, закрытого для посторонних, застенчивого, очень «домашнего» характера с абсолютно иным, по настрою, по тональности ее искусством — энергичным, бодрым, по самой своей сути оптимистическим, не по-женски крепким.

Братья Зинаиды Лансере Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Это впечатление поддерживает и превосходно написанный антураж — колеблемая ветерком зеленая трава, как бы случайно брошенная белая кипа холста. В серии марокканских этюдов наконец-то реализовался интерес художницы к экзотике, заметный еще в эскизах к ориенталистскому убранству Казанского вокзала. На родину Серебрякова больше не вернется.

Эта работа написана в самый сложный период жизни Серебряковых. Серебрякова много сил отдает работе над портретами — «свободными» и заказными, по большей части женскими (хотя сохранились и психологически тонкие портреты Эрнста и Бушена). Экспозиция Серебряковой в перестроечном 1986-м (Третьяковская галерея провела ее тогда на площадке смежного ЦДХ) стала первой полноценной ретроспективой художницы, соединившей две половины ее жизни: российский до- и сразу послереволюционный периоды и последовавший почти 40-летний эмигрантский. Зинаиду Евгеньевну с ее моделями всегда связывали самые теплые дружеские чувства, что подтверждается и эпистолярным наследием семьи Лансере — Серебряковых и воспоминаниями тесно общавшихся с нею крестьян.

Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград. Приехать к матери они смогли только в 1960-е годы.

Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. Этому способствует укрупненный масштаб, взятая снизу вверх точка зрения.

Лаконизм и четкость построения и цветового решения «Спящей крестьянки» вводят эту работу в ряд лучших монументально-декоративных произведений Серебряковой. Крестьянки не позируют художнику – они просто заняты своим трудом. «Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет».

Она пишет пейзажи во Французской Ривьере, в Провансе, Бретани, Швейцарии и Италии. Во время оккупации Парижа с 1940 по 1946 год переписка с родными прервалась. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитое полотно «За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Выставку 1910-го, столь важную для карьеры Серебряковой, организовал «Мир искусства», однако сама она присоединится к этому декадентскому обществу лишь год спустя. Сразу же подчеркнем, что Серебрякова органично и последовательно проводила в своей живописи принципы реализма, но не традиционного «девятнадцативекового», «передвижнического», а обогащенного новыми живописными достижениями, новыми содержательными и стилистическими исканиями, как это было свойственно и ее старшим современникам — от В. А. Серова, К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова до «мирискусников».

Картина Беление 
холста Зинаиды Серебряковой

Картина Беление холста Зинаиды Серебряковой

Существует два варианта картины. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Забавная крепышка Тата из картины «За завтраком» превратилась в худенькую грустную девочку.

Еще в начале XX столетия свадебная и смертная рубашка русских крестьян шилась из непременной «белёнки». Впрочем, к тезису «всегда уместна» нужно сделать поправку: почти всегда. Лишь узкий круг ценителей будет поддерживать ее редкими заказами и покупкой работ.

Описание картины 
Зинаиды Серебряковой 
«Беление холста»

Описание картины Зинаиды Серебряковой «Беление холста»

Существует и несколько ее портретов талантливой Л. А. Ивановой, трагически погибшей в 1924 году (утонувшей в устье Невы во время поездки на моторной лодке), — очаровательной, душевно богатой девушки, с которой Зинаида Евгеньевна особенно подружилась. Свидетельством тому служит последовавшее сразу же по окончании картины «Жатва» приглашение от архитектора А. В. Щусева — проектировщика грандиозного Казанского вокзала в Москве, как бы закрепляющего связь европейской части России с ее огромной восточной, «азиатской» территорией и со странами Востока, — принять участие в росписи вокзального ресторана. Ее пейзажи были написаны преимущественно темперой или гуашью, редко маслом.

Так они выглядят как памятники красоте и молодости. Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), происходит из творческой династии Бенуа — Лансере.

И это хватит на месяц только впроголодь. Первые известные работы создаются здесь — в городе на Неве. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы». Героини готовятся к спектаклю одновременно позируя художнице. Их диадемы и пачки украшены белыми ватными шариками. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы.

ЗинаидаСеребрякова: 
картина«Беление 
холста»

ЗинаидаСеребрякова: картина«Беление холста»

В 1933 году Е. Н. Лансере не стало и выезды из СССР уже были запрещены. Повторяемость очертаний рождает ощущение гибкой музыкальной мелодии. «Она оказалась обладательницей абсолютно исключительного дара. Там возникает атмосфера, в какой-то мере напоминающая былые времена обиталища «клана Бенуа»: на других этажах живут Альберт Николаевич и Александр Николаевич с семьями, а в квартире Серебряковых их общие приятели — так называемые «молодые люди», неразлучные друзья С. Р. Эрнст и Д. Д. Бушен.

Все построение портрета было спокойным и одновременно подробно развернутым. Привлекают внимание младенчески-пухленькие ручки героини. Особенности «Карточного домика» выступают очень четко при сравнении его с портретом детей «За обедом» 1914 года. Предполагалась продажа выставленных работ. Двое других детей остаются надолго в России с бабушкой. Известно, что самой большой любовью Александра Николаевича Бенуа (он всегда являлся для племянницы авторитетом, о чем мы уже не раз говорили но именно в эти годы они особенно сблизились) были музыка и театр, особенно балет, о чем он подробнейшим образом рассказывает в «Моих воспоминаниях».

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. И в этом смысле выставка не подведет дирекцию Третьяковки и не даст шанса высокоморальным зрителям проявить бдительность: ничего «такого» в экспозиции не будет.

Альбомные наброски 
к картине «Беление 
холста»

Альбомные наброски к картине «Беление холста»

В балерине изображенной на переднем плане, узнается сама Серебрякова в юности. Затем в духе богатых и гедонистических 2000-х годов – специальная тематическая выставка «Обнаженные» в Русском музее, а спустя шесть лет в Третьяковcкой галерее – экспозиция парижского наследия художницы. И два раза посещает Марокко – в 1928 и 1932 годах. — А. Р. ) познакомил меня с художником музея — Зинаидой Евгеньевной.

Закончив «Жатву», Серебрякова не перестает думать о новых работах, посвященных крестьянскому труду и людям русской деревни. В семье все занимались творчеством, отец был скульптором, мать – художником-графиком. Выразителен ее портрет «В красном», где подчеркнуты изящество и оригинальная красота тогда уже известной актрисы. Она рисует и раненых русских солдат, находившихся на излечении. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча.

Но ни она, ни ее дочь не унывают. О том, как складывалась жизнь Зинаиды Евгеньевны и ее семьи во время более чем годичного пребывания в Харькове, лучше всего повествуют воспоминания Галины Илларионовны Тесленко — в то время совсем молодого геолога, научного сотрудника музея, с которой очень сблизилась Серебрякова в этом «музейном» году.

На рождественские и святочные праздники перетряхивались и опустошались сундуки семейства Бенуа да и Зинаида Евгеньевна с матерью шили «театральные» костюмы, чтобы доставить немного радости — шарадами, шуточными представлениями и подарками — и детям и принимавшим участие в празднике наравне с ними взрослым, также запечатленным Серебряковой в маскарадных костюмах (портрет Д. Д. Бушена). И вдруг, как считали некоторые, этот пробудившийся интерес к истории обрывается — ЗинаидаСеребрякова пишет картину «Беление холста». Известность пришла к Серебряковой довольно рано – в 24 года.

Так талант девушки впервые получает свое признание. Образ, созданный Серебряковой, несколько неожидан, в нем нет резкости и оригинальности облика Ахматовой, привлекавших многих мастеров зато от большинства ее портретов других и очень известных живописцев (например, работ Н. Альтмана или Ю. Анненкова) это изображение отличается гораздо большей мягкостью, женственностью, очарованием и особой проникновенностью, чуткостью к сложному духовному миру великой «модели». Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки».

Взгляд Серебряковой на женское тело (а ее картинный мир – это мир без мужчин, портреты – другое дело) – взгляд художника-классициста, точнее, неоклассициста, ценящего форму. Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. И хотя произведения Серебряковой пользовались несомненным успехом и расходились во множестве репродукций, проданы были только «Натюрморт» и «Девочка на красном». Серебрякова не нарушает обычный ход вещей в балетной уборной. Запасы, что были в имении полностью разграблены.

Среди большого количества произведений этого жанра выделяются на общем фоне портреты «младшей Ати» — Анны Александровны Черкесовой-Бенуа с маленьким сыном Татаном на руках (1922) и жены директора Эрмитажа Марфы Андреевны Тройницкой (1924). Фигуры распределены в плоскости изображения. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Гейденрейх в парике». Пароход, шедший в Штетин, стоял на причале у моста Лейтенанта Шмидта.

Альбомные наброски 
к картине «Беление 
холста», 1916

Альбомные наброски к картине «Беление холста», 1916

Серебрякова оказалась на обочине. «Мне было двенадцать лет, когда моя мать уезжала в Париж. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. При знакомстве с автопортретами этих лет невольно вспоминаются ее аналогичные работы грани десятых годов — в первую очередь «За туалетом», а также «Пьеро» и «Девушка со свечой». В те годы там преподавал сам Илья Репин.

Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Но работа не приносит истинного удовлетворения.

В выражении их лиц — сосредоточенность, скрытое ожидание и одновременно боязнь крушения «домика». В последствии черты Б. А. Серебрякова проявятся на картинах в лицах детей: Жене и Кати. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены.

Но вскоре по приезде в Петроград она первый и последний раз пишет «классический вид» родного города — Неву и Петропавловскую крепость со стороны Дворцовой набережной, прекрасный и вместе с тем тревожащий пейзаж с тяжелыми, предвещающими непогоду тучами, нависшими над такой же мрачной, замершей рекой. Один их известных пейзажей «Нескучного цикла» — «Зеленя осенью» написан гуашью. В полной темноте с 6-ти часов вечера и одиночество». Наше взаимное влечение друг к другу привело в дальнейшем к крепкой и нежной дружбе». В мае 1917 года молодой искусствовед и друг семьи Бенуа — Лансере С. Р. Эрнст закончил небольшую монографию о ее творчестве (из-за наступивших революционных событий и Гражданской войны она вышла только через пять лет). Неожиданно для самой художницы Кишиневский музей приобрел с выставки ее великолепную «Жатву». Теперь же все обстояло иначе — но не только потому, что прошло десятилетие и Серебрякова повзрослела (она всегда выглядела моложе своих лет).

Ровно после 12 дней он захварывает у нас и на 5-й день умирает от паралича сердца. Позади малышки стоит няня, разливающая по тарелкам суп. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. — А. Р. ), она стеснялась и все отговаривала меня смотреть и брать».

Зинаида Серебрякова 
«Беление холста» 
1917

Зинаида Серебрякова «Беление холста» 1917

Присутствием этой детали автор подчеркивает заботу, которой окружены дети. Не помышляя намеренно об эмиграции, художница оказалась в ней волею судьбы, расставшись навсегда с родиной и на долгое время с частью семьи. Вместе с тем работа пастелью требовала большой точности и в рисунке и в цветовом решении портрета — но ведь именно стремление к максимальной верности натуре и замыслу было отличительной чертой дара Серебряковой. Картины Серебряковой отличает иное содержание. Среди четырнадцати работ, посланных на выставку Серебряковой, очень рассчитывавшей, как и остальные экспоненты, на их продажу, были «Катя, чистящая яблоки», «Кормилица», два варианта «Спящей девочки» (Катя на красном и синем), несколько натюрмортов и более ранних пейзажей. Впоследствии это время, такое недолгое — несколько месяцев, — но тем более наполненное, будет вспоминаться художницей как один из счастливейших периодов ее творческой жизни.

До сих пор питались пшеном из Нескучного (привезли еще осенью). е. стираем, моем полы, готовим и т. д. ) и не делаем того, что делали всю прежнюю жизнь — я не рисую, дети не учатся, бабушка не отдыхает ни минуты и все худеет и бледнеет Дядя Шура прислал нам из Питера деньги (100 тыс. ) за какие-то проданные мои этюды. Зеркало показывает нам и часть комнаты. По превратностям жизни столь любимый сельский пейзаж, естественно исчезает из ее работ.

В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины. Девочка еще очень мала. Однако назначенные на октябрь выборы не состоялись из-за обострения политической ситуации.

Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо». Эта легкая, пронизанная утренним светом картина не так проста, как кажется. В «Карточном домике» дети в темной — разных оттенков синего цвета — одежде, сидящие тесно, почти прижавшись друг к другу, у покрытого темной же скатеркой столика, воздвигают из игральных карт эфемерное строение. Нет красок и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

  1. Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
  2. Зинаида Серебрякова: несгибаемая гармония
  3. ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
  4. Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах
  5. Шедевры русской живописи, часть 2 — Зинаида Серебрякова
  6. Зинаида Серебрякова: история о красоте

В годы войны «нескучненские» альбомы также полны и набросками и тщательно выполненными зарисовками крестьян и крестьянок. Выбор костюма указывает на личные характеристики и качества крестьянок.

Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно — к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. В 1918 году художница представила десять работ на «специализированной» выставке «Русский пейзаж» в Петрограде. Эти три давние работы не случайно носят названия, вызывающие определенные ассоциации.

  • Зинаида Серебрякова: гений позитива в страшные времена
  • Зинаида Серебрякова в Третьяковке
  • Зинаида Серебрякова – русский гений живописи
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова, произведения разных жанров
  • Математический подход: Зинаида Серебрякова в цифрах
  • Трагедия русской художницы Зинаиды Серебряковой: забытое имя, огромный талант

Быстрым движением руки перехвачены каштановые волосы, которые она расчесывает гребнем. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий. Там она выходит замуж за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова. В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины.

Возникает эффект, когда хочется проникнуться симпатией к персонажам и таким образом поучаствовать в их жизни. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста.

Ноябрь». Не менее энергично написан портрет М. А. Тройницкой.

  1. Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
  2. Творческий путь Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Она училась живописи в школе Марии Тенишевой, в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Самыми частыми героями портретов становились члены семьи художницы. Серебрякова больше знакома зрителю как автор детских и семейных портретов. Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо».

Жизнь и трагедия 
Зинаиды Серебряковой 
в 11 картинах

Создано бесчисленное количество рисунков, живописных набросков к «Купанию», «Диане и Актеону» и «Стрижке овец». «Белёнка», как называли ее славяне, не раз попадалась археологам и в древнерусских курганах. В большом зеркале отражается молодая женщина, занятая утренним туалетом. Тата смотрит на художницу во все глаза. Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения.

С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Для очень сложной и непривычно динамичной для нее композиции «Диана и Актеон» художница пишет темперой несколько больших эскизов: все действующие лица даны на них в необычно резких для Серебряковой, но в то же время точно сгармонированных движениях и поворотах (надо отметить, что эскизы Серова решены совсем по-иному — в монументальных и уравновешенных формах). Но это лишь кажущийся отход от истории, от эпоса.

Вырученные от продажи «Спящей» и натюрморта 500 долларов не могли поправить положение семьи и Серебрякова отважилась на шаг, сделать который ей настойчиво советовал Александр Бенуа. Девушки выглядят легкими, довольными, как сама юность. Нынешняя ретроспектива, в которую входит около 200 произведений живописи и графики, отличается от той, 30-летней давности, тем, что на ней будет представлена та французская часть ее наследия, которая прежде у нас не показывалась, а также бельгийские монументально-декоративные работы (панно для виллы «Мануар дю Реле» барона Броуэра середины 1930-х) их десять лет назад можно было увидеть только в Русском музее. В 1910-м на выставке Союза русских художников был показан ее хрестоматийный портрет «За туалетом» – Совет Третьяковской галереи тут же приобрел полотно.

Причинами неоднократного обращения были как свойственная художнице постоянная неудовлетворенность сделанным (почти всегда несправедливая), так и желание углубить свое видение модели, ее внешности, а еще более — понимание ее внутреннего мира. Глаза детей больше не светятся радостью. Отчаяние звучит в ее письме А. Н. Бенуа: «Если бы Вы знали, дорогой дядя Шура, как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность.

Ее танцовщицам предстоит участвовать в одной из частей балета Чайковского «Щелкунчик» — танце снежинок. При взгляде на него невольно приходит на память «риторический» вопрос А. П. Остроумовой-Лебедевой о том, нужно ли в портрете сходство с его моделью или достаточно «художественной цельности» произведения. На грани 1900-х и 1910-х годов он был фактическим художественным руководителем дягилевских «Русских сезонов» в Париже этой работе он посвятил написанные уже в эмиграции «Воспоминания о балете». Потом большая пауза. С. Федоровский (профессор, заведующий археологическим музеем.

А художница взяла это за основу раскрытия их образа. Точка зрения «от земли», заставляя видеть фигуры снизу, вызывает впечатление их почти титанического роста, кажущегося естественным хотя бы потому, как легки и свободны движения девушек. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, — это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка». Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. И выставка оправдает эти ожидания.

Зато блистательно выглядит модель на последнем портрете «Е. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». После его смерти она больше не была замужем. В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин.

Однако ее я уже не имею права считать своей ученицей. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Ты можешь себе представить, мой дорогой, что это было за горе — плач, рыдание детей, мальчики были неутешны (Катюша не понимала).

Серебрякова была превосходным портретистом. Картина «На лугу. Короткие ножки поджаты под себя. Существует два варианта картины. Это было в 1917 году, но получить это высокое звание помешала революция.

Им не безразличен зритель. Из Парижа художница возвращается в Петербург и начинает активно работать. Красивы и полны жизни их лица, раскрасневшиеся в отблесках пробуждающегося солнца. Зинаида много путешествовала. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску.

Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки — вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности. Послала срочную телеграмму, но Бог знает, когда получу ответ. Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров.

В эти годы Серебряковой были созданы портреты юных звезд балета Мариинского театра В. К. Ивановой, Е. Н. Гейденрейх, А. Д. Даниловой, Г. М. Баланчивадзе (в будущем — крупнейшего на Западе балетмейстера Джорджа Баланчина). Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. Был конец августа 1924 года. Боже, сколько интереснейших вещей на свете» (Серебрякова обдумывает сюжеты росписи интерьеров ресторана Казанского вокзала в Москве на темы Востока, заказ на которую получила об этом еще пойдет речь). Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи.

Для серебряковских пейзажей характерна эскизность, «набросочность». Этот момент мне понравился больше всего, ведь акцент при этом идет главным образом на героинь.

Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства».

Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Автор пишет собственный «портрет-воспоминание». Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах а также и бытовые жанры например, картина За завтраком, балерины в уборной, Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист. Годы, проведенные с любимым мужем и детьми в Нескучном, стали райским временем, золотым веком в жизни художницы. Мы жили тогда в Ленинграде. «А. Вспомним вот о чем.

В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». Нескучное. Почти закончен второй — главный — вариант «Беления холста» написаны такие значительные работы, как «Крестьянка Марина, чешущая лен», «Крестьянка за пряжей» и лучшая среди них, признанная классической «Спящая крестьянка». Чтобы как-то поддержать семью, Зинаида Евгеньевна решает на время поехать во Францию: устроить в Париже выставку, продать по возможности свои работы и получить заказы на портреты. Автор картины намерено не показал ее лица изобразив лишь руку.

В Париж к ней смогут переехать только Александр и Екатерина. Но ни она, ни ее дочь не унывают. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. (Разработчиками живописной декорировки других помещений вокзала были, наряду с Рерихом, П. В. Кузнецов и князь С. А. Щербатов. ).

Музеи, в том числе Третьяковская галерея и коллекционеры приобретают ее работы. Но в каталоге эти вещи тоже будут воспроизведены. Когда же всему будет конец, т. е. начнут говорить о мире.

Чувствуется заряд зарождающегося дня. Интересно, что миф об Актеоне, подстерегшем Диану и ее подруг, В. А. Серов наметил в качестве одной из тем стенной росписи дома В. В. Носова в Москве, доведенной до стадии подготовительных работ. Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Читая биографию Серебряковой очень трудно представить иной путь для маленькой Зинаиды, ведь в этой художественной семье все рождались с карандашами в руках.

Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Хотя сама она писала дочери уже в конце сороковых годов, умаляя со свойственной ей скромностью высочайшее качество созданного: «Ты просишь дать тебе советы насчет техники живописи, но я за всю жизнь свою не обрела никакого метода и знания ремесла живописи, а в пастели рисую абсолютно так, будто это простой карандаш, прибегая лишь к растушевыванию пальцем, а иногда и растушевке особенно фона, но и фон не умею делать, уделяя внимание лишь лицу». В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». Красива в своей простоте и спадающая широкими складками одежда женщин.

Оба они «вылились» сразу — может быть, потому, что «модели» не ставили никаких условий живописцу, как это случалось при написании некоторых заказных портретов. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. Несмотря на большое горе (она недавно похоронила горячо любимого мужа) и непреодолимые трудности житейские — четверо детей и мать — она выглядела значительно моложе своих лет и ее лицо поражало свежестью красок. Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Тона художница выбрала не яркие, но при этом они достаточно красочные, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого персонажа. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала.

Настроениям времени более отвечала картина «Беление холста», работа над которой вступила в завершающую стадию.

В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин. В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. К примеру, такая выставка, как «Обнаженные», теперь была бы просто невозможной в государственном музее ввиду разгула самостийных блюстителей нравственности. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе.

Но эти начинания так и остаются незавершенными, как и картина «Купание», доведенная до стадии этюдов и первоначального эскиза с двумя великолепно написанными обнаженными фигурами, для которой позировали на берегу речки Муромки приезжавшие знакомые барышни и молодые крестьянки. Первые месяцы в Петрограде семья Серебряковой живет на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова, бывшей когда-то, по словам Екатерины Николаевны, «уютным гнездышком». Каждая из фигур решена в своем цветовом ключе – зеленом, красном, синем, коричневом. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Движения крестьянок свободны и легки, а сами их фигуры – величественны и монументальны. Но главное место среди работ первой половины двадцатых годов занимает ее блестящая «Балетная серия» или «сюита», не имеющая аналогов по подходу к изображаемому и художественному языку, хотя сам процесс работы над очень разными по решению портретами балерин и многофигурными композициями напоминает, естественно, ее же метод разработки произведений «крестьянской» тематики. Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо».

Легко угадываются их приоритеты и стремления. А в январе 1917 года она была выдвинута в кандидаты на присуждение звания академика Академии художеств вместе с А. П. Остроумовой-Лебедевой, О. Л. Делла-Вос-Кардовской и А. П. Шнейдер (впервые кандидатками в члены Академии после долгих дебатов и споров были выдвинуты женщины). В воспоминаниях Тесленко упоминаются портреты, которые писала в 1920 году Серебрякова. Вот если бы на американской выставке что-нибудь продалось». Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами».

Картина «Коллиур. Она указывает на жесты, позы, улыбки, кокетство персонажей, присущие атмосфере молодости. все настаивали на том, что невроз сердца, уезжал с этим в Москву, чтобы сдать свою работу — он так взнервился, так ему не хотелось уезжать, что, доехав до Белгорода, он не выдержал и вернулся обратно в воинском поезде, где, как известно, самая зараза сыпного тифа. Небольшой размер этой работы отнюдь не препятствует ощущению величавости изображенного. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения.

Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой. Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину.

Она никогда не предавалась рефлексии, а просто радовалась по случаю перехваченным счастливым моментам. Почти сразу же в городе была организована «Первая выставка искусств Харьковского Совета рабочих депутатов», в которой попросили участвовать и Зинаиду Евгеньевну. А в 1920-м перебирается в Петроград. Сами девушки тщательно продумали каждый элемент своего внешнего вида.

Более спокоен и лаконичен темперный набросок «Нарцисс и нимфа Эхо». Автопортрет» 1909 года, сразу же купленной Третьяковской галереей, потом картины опять же счастливого материнства, там же рядом – идиллии, отличающиеся от расхристанных передвижнических аккуратные крестьяне эпохи модерна (которые, однако, позднее, с революцией, разорят родовое гнездо под Курском), семейный уют в имении Нескучное и дети, дети, дети За играми, за обедом, в домашних хлопотах, в карнавальных костюмах и балетных пачках, а то и предстающие в обезоруживающей наготе. Благодаря этому приему фигуры кажутся особенно монументальными, как бы сошедшими с настенной росписи. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено.

В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Искусство беления, каким его могла увидеть Серебрякова в русской деревне, само по себе восходит еще к временам египетских фараонов. Картина передала мне свою энергию.

В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Серебрякова часто писала одну и ту же модель несколько раз, как в случае с Л. Ивановой.

Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность.

Как мы видим теперь, она во многом предвосхитила путь тех оставшихся на Родине художников, которые, не прельстившись грандиозными исканиями авангарда и, тем более, «достижениями» пресловутого соцреализма, создавали новое, свободное, не подчиняющееся никаким внешним требованиям искусство. Среди последних особенно впечатляет — и теплотой отношения автора к модели и живописным мастерством — «Спящая крестьянка» 1917 года. Само название картины символично. Но, несмотря на постоянную занятость и некоторое облегчение ситуации с продуктами в связи с началом новой экономической политики (нэпа) и получением академического пайка (правда, достаточно скудного), Серебряковой к началу 1924 года так и не удалось выбиться из того сложного времени житейских трудностей.

Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. за акварельный портрет». Основные же планы на ближайшее будущее Серебрякова связывала с подготовкой новых картин — «Беления холста» и «Стрижки овец» — наряду с работой над отдельными большими портретными изображениями крестьянских девушек.