Бенуа А Н Картины

Статьи и воспоминания Александра Бенуа

Художник умел ценить величие искусства прошлого. 5. При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.

Бенуа Александр 
НиколаевичКартины 
и биография

Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография

«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе.

Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Ей недостает именно историзма.

История гениального 
художника Александра 
Бенуа

История гениального художника Александра Бенуа

Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. С детских лет Александр пошел по стопам отца и увлекся искусством. В годы обучения Бенуа много времени проводил в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село.

К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже.

Александр Николаевич 
Бенуа (1870–1960)

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)

Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. В станковой технике его симпатии были отданы XVIII веку. Бенуа уже в апреле 1923 года. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».

Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Из письма художника к Ф. Ф. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. «Не надо забывать в украшении книги об ее архитектуре», 151 эти слова сказаны человеком исключительно много сделавшим для становления искусства книги в России.

Темы: «Прогулка императора Павла со свитой» и «Прогулка Николая Павловича с Александрой Федоровной». Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

Картины — Бенуа, 
Александр Николаевич

Картины — Бенуа, Александр Николаевич

Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. К этому он добавил: «Мало придумать для нее (для книги 151 Е. Н. ) заглавный лист, виньетки и концовки. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. «Таковое требование, 151 вспоминал он впоследствии, 151 взорвало меня и я решительно отказался внести и малейшую правку». «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.

К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. 2. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»).

Бенуа Александр 
Николаевич (1870 
– 1960)

Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)

Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.

Знак зодиака — Телец. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Творческий путь будущего художника начался с увлечения музыкой, но уже в 15 лет он начал проявлять свои выдающиеся художественные таланты, обучаясь в специализированной гимназии и посещая занятия в Академии художеств. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Член Союза русских художников (1903-1910), пожизненный член Осеннего салона в Париже. Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности).

Прогулка короля, 
Александр Николаевич 
Бенуа, 1906

Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906

Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. 6. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Блеск знаменитостей затмил пока еще мало кому известные имена А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. С 1926 года жил во Франции.

Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. (1903) и другие. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Литературно-исторические 
заметки юного техника

Литературно-исторические заметки юного техника

Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества Мир искусства. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Переделывать иллюстрации художник отказался. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).

Оба художники. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки.

Русский музей Дополненная 
реальность

Русский музей Дополненная реальность

В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. «От этих. Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты.

Александр Бенуа: 
краткая биография 
и творчество

Александр Бенуа: краткая биография и творчество

«Не гнушаться старины (хотя бы «вчерашней»), 151 писал он, 151 и быть беспощадным ко всякой сорной траве (хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить чрезвычайно шумный внешний успех). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг.

В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Хронологический охват 151 от конца XVIII до первой половины XIX вв. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Так точно и художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание первым долгом (и прежде всяких мыслей об орнаментировке) 151 на основное требование красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т. д. » 1. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Шаляпина и З. Е.

Бенуа Александр 
Николаевич (1870-1960)

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве». Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.

Они организовали кружок любителей искусства. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». Они составляют едва ли не половину его наследия.

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Бенуа стал задумываться об эмиграции. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Дягилева, забывая, что именно А. Н. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин.

Акварельный мир 
искусства Александра 
Бенуа

Акварельный мир искусства Александра Бенуа

В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Русский музей стр. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Александр Бенуа был женат.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Именно там им были написаны «Версальские серии».

В 1917 – один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. Основные работы художника: Прогулка короля (1906), Фантазия на Версальскую тему (1906), Итальянская комедия (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.

Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Резюмируя, Бенуа прямо ставит вопрос о необходимости создать «новое цельное искусство книги, новую графику, которая была бы и живая и яркая и простая, но которая вязалась бы со значительностью печатного слова». В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.

Игрушки даны не сами по себе 151 они активно действуют в сценках, названных «Усадьба», «Первое знакомство», «Хор кормилиц». Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей.

Человека, написавшего это, звали Александр Николаевич Бенуа. «Наша группа» 151 это страстный пропагандист искусства Сергей Павлович Дягилев (18721511929), художники Константин Андреевич Сомов (18691511939) и Лев Самойлович Бакст (18661511924), литераторы Вальтер Федорович Нувель (1871151. ) и Дмитрий Владимирович Философов (18721511940), дружба с многими из которых он дружтл еще со школьной скамьи. Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.

Александр Бенуа 
– хранитель русской 
культуры

Александр Бенуа – хранитель русской культуры

Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох. Русский музей). Бенуа уже в апреле 1923 года.

«От этих. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».

Публицистика Бенуа: 
книги, статьи, письма

Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма

«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Оставил воспоминания. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.

Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Бенуа расцветил один экземпляр, который был размножен полиграфическим путем.

«Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. Детство будущего художника прошло в Петербурге. 3. Среди них 151 и исполненный в 1900 году пейзаж «Парк» (первый опыт Бенуа в технике литографии) и рисунок шмуцтитула для задуманного им альбома репродукций собственных работ и множество заставок, концовок и прочих орнаментальных украшений, которые мы найдем на страницах журнала 7-8 за 1902 год. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17).

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Они организовали кружок любителей искусства. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.

Галерея: картины, 
эскизы, портреты, 
декорации

Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации

В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В 1898 году вместе с С. П. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг.

На «И» 151 «Игрушки», на «Т» 151 «Театр», на «Ч» 151 «Чучело», на «Ю» 151 «Юнга». Они организовали кружок любителей искусства.

Все Картины Александр 
Бенуа по алфавиту

Все Картины Александр Бенуа по алфавиту

А. Н. Бенуа отвергал и ту и другую точку зрения. Реставрационный отдел. ). Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра.

Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.

«Охватить предмет 
как можно шире иизучить 
как можно глубже»

«Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»

Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.

Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Автор ряда серий графических произведений, в том числе Версальской (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей. Много работал в книжной графике. Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ».

«К простейшим ивернейшим 
изображениям действительности»

«К простейшим ивернейшим изображениям действительности»

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи.

К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Программу журнала в ее первом приближении разработал Александр Бенуа. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Под «художественной промышленностью» Бенуа, подобно этому английскому художнику, о котором мы уже рассказывали читателям, понимал комплекс самых различных отраслей и ремесел, включавший и книжное дело. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Александр Бенуа 
вкомиссии Горького

Александр Бенуа вкомиссии Горького

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Один из номеров журнала представлял собой поэтический альманах. В начале ХХ столетия в Петербурге возникло первое в России библиофильское объединение 151 «Кружок любителей изящных изданий». В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».

А. Н. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. В 1897 году он создал «Последние прогулки Людовика XIV», а затем продолжил свои опыты в области иллюстрирования в 1898-м. Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка».

Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Стихотворения поэтов, творчество которых было созвучно «Миру искусства», были обрамлены узорной орнаментикой.

Как писал уже в 20-х годах, в парижской эмиграции, В. А. Верещагин, они по-считали рисунки «футуристическими». картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Словом 150 он театральный человек».

Западноевропейская 
и антикварная живопись

Западноевропейская и антикварная живопись

Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.

Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

В том же 1904 году увидела свет «Азбука в картинках», тоже напечатанная лучшей в «Экспедиции заготовления государственных бумаг». Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г. " В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Но и здесь перед А. Н. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Творчество молодого художника быстро привлекло к себе внимание общественности и уже через 4 года, после посещения Версаля и Парижа, Александр Николаевич Бенуа приобретает огромную известность в России благодаря своей серии акварелей под названием «Последние прогулки Людовика XIV», написанной под впечатлением от поездки во Францию.

Декоративно-прикладное 
искусство

Декоративно-прикладное искусство

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. Ей недостает именно историзма.

В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Такова была первая книга, целиком оформленная Александром Николаевичем Бенуа (если не считать «Азбуки», в которой текста не было). Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Великий русский поэт был близок ему по духу, а его герои 151 понятны и симпатичны.

Там он работал главным образом в театрах. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости.

Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского Петрушка (1911). Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.

А. Н. Бенуа выступал здесь как бы соавтором Федора Кузьмича Сологуба (18631511927): решенный тонкими линиями пейзаж здесь вполне реалистичен. В художественной промышленности избегать вычурное, дикое, болезненное и нарочитое, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принципы спокойной целесообразности 151 иначе говоря, «вечной красоты». 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. В возрасте двадцати трех лет онвпервые представляет свои акварельные работы на выставке.

См. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Душой его был Василий Андреевич Верещагин (18591511931) 151 крупный и влиятельный сановник, страстно любивший книгу. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.

Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Вот таким образом Владимир Васильевич назвал выставку «декадентской» (слово «декаданс» означает «упадок»). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Он не мог иначе.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. Среди «выдающихся художников, которые посвящают силы печатному делу», Александр Николаевич называл К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина, С. П. Яремича, В. Д. Замирайло, М. В. Добужинского, В. Я. Чемберса (о каждом из этих людей мы в свое время расскажем читателям). Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Продолжая разрабатывать пушкинскую тему, Александр Николаевич в 1906 году выполнил шесть иллюстраций к «Пиковой даме», которые были воспроизведены в 1910 году в многотомном собрании сочинений великого поэта, выпущенном издательством Брокгауза и Ефрона. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ).

Архитектура и дизайн 
интерьера строений 
древней Руси

Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси

Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

«Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. С 1926 постоянно жил в Париже. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности).

Фотоконкурс «Дикая природа» в США

К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Его детской мечтой было стать театральным художником. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.

В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Решение стать художником созрело у Александра очень рано.

Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Главные темы работ – Россия и Франция XVIII – начала XIX века. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства.

Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Бенуа14. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. А. Н. Совершал длительные заграничные поездки.

Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Почувствовав это, А. Н. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Для трехтомного, вышедшего в свет в 1899 году к 100-летию со дня рождения, собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина изданного Анатолием Ивановичем Мамонтовым (18391511905), Бенуа сделал иллюстрацию и заставку к «Пиковой даме». Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Сюжетная основа серии 151 кончина некоего вельможи, что перекликается со «Смертью Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым.

Профессиональный 
фотограф и мотив 
снимка

Профессиональный фотограф и мотив снимка

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. и В. М. Васнецовы. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. И в этом художник шел вразрез с практикой иллюстрирования, обычной для его друзей по «Миру искусства», которые старались избегать «тональности» и решали тему в черно-белом исполнении.

Совершал длительные заграничные поездки. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Как рассказывал Бенуа, особенно не понравился «рисунок изображавший самого Пушкина с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости».

К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления.

Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Но даже с большевиками А. Н. Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. За успехи в акварельной живописи был награжден Советом ИАХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон.

Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Именно там им были написаны «Версальские серии». Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.

Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. 8. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911).

С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)Художник, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель. Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов. В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский.

Александр Бенуа, 
биография (краткая): 
детство и юность

Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность

В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Сам А. Н. Бенуа посвятил этой теме серию черно-белых рисунков, опубликованных в альманахе издательства «Шиповник». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Серебряковой. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк.

Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала.

С 1926 года художник жил в Париже, где и скончался. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Среди ее работ есть портрет Б. Ф.

Оба художники. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. »3. Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.

Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. Не исключено, что А. Н. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Некоторые акварели из этой серии сегодня представлены Третьяковской галерее в Москве.

был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость. Русский музей).

собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.

Картины БЕНУА Александр 
Николаевич

Картины БЕНУА Александр Николаевич

Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Искусство являлось наследственностью в его семье. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Он не мог иначе. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

  1. БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  2. Эстетические взгляды «Мира искусства»

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.

По мнению Алексея Алексеевича Сидорова, тема книги 151 это лишь маскировка, предлог. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.

Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. Александр Бенуа (1870-1960). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Точнее было бы сказать, что А. Н. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.

Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Это был «Павильон Армиды». Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.

«Лучший иллюстратор Пушкина» 151 так называлась статья искусствоведа и библиофила Ильи Самойловича Зильберштейна, опубликованная в «Огоньке» в 1966 году. За ней последовали две станковые иллюстрации, предназначенные для 4-го тома книги Н. Кутепова «Императорская охота на Руси». К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06).

Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.

Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Автор отметил, что молодые художники смотрят на живопись «не как на средство, а как на искусство, как на нечто такое, что может существовать само собой, своими задачами». Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.

В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Именно значение Дягилева в истории «Мира искусства» и всей русской культуры объясняет то внимание, которое автор данного пособия уделяет деятельности Сергея Павловича. Александр Николаевич Бенуа (фр. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.

Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны».

Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Место действия 151 Гатчина. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Бенуа пытался работать на императорской сцене, создавая декорации к балетам в постановках традиционных балетмейстеров, но это не приносило существенных результатов 150 либо постановки не осуществлялись, либо декорации мало что меняли в общем характере спектакля. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству.

Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург XVIII – начала XIX в. и Франция Людовика XIV. Не исключено, что А. Н. Сыновья Альберт (18521511937) и Александр стали художниками, Леонтий (18561511928) 151 архитектором, внуки Евгений Евгеньевич Лансере (18751511946), Зинаида Евгеньевна Серебрякова (18841511967), Николай Александрович Бенуа (19011511988) 151 художниками, пра-внук Питер Устинов (19211512004) 151 писателем и актером. Его отец был архитектором. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны. С 1917 – член Совета Эрмитажа. Русский музей стр.

С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.

картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.

История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.

Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Очень трудолюбив. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Их обычно связывают лишь с именем С. П. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.

В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.

Верещагину работа понравилась. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Книжку можно перелистывать неоднократно и каждый раз открывать в ней что-то новое. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».