Бернини Давид

Давид Бернини, хотя сотрудничая с этими работами, отличался от них некоторыми значительными способами. В конце отметим, что одна из лучших работ Лоренца Бернини – скульптура Давид воплотила в себе черты своего автора. Давид Бернини – это воинствующий плебей, бунтарь, в нем нет ясности и простоты скульптур кватроченто, классической гармонии Высокого Ренесанса. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барбериник, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида. В отличие от Микеланджело Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом.

Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе. Только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Давид (1623) Бернини самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя.

Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя – это Давид Бернини.

Прежде всего, до сих пор ведутся споры, кто эти прекрасные женщины. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66.

Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Это представляло новинку бросающие числа были чрезвычайно редки в скульптурах постстарины. Давид абсолютно обнажен. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.

  • Скульптура Давида в исполнении Бернини
  • Искусствоведческий сравнительный анализ двух скульптур: Давила Микеланджело и Давида Бернини
  • Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества
  • Статуя Давида Микеланджело (классицизм) Статуя Давида Бернини (авангард)

Однажды утром, перед рассветом, Бернини отправился в район базилики Святого Петра, где он работал и где неподалеку находился дом, в котором проживала женщина. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.

Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Другие проекты постигла та же судьба45. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма абсолютно нового типа. Соответственно и выглядел он у мастеров по-разному. Окончательный вид здание приобрело при Маркантонио IV Боргезе (1730–1800), который в конце XVIII века перестроил его в классическом стиле.

Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения. Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение.

Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Все члены и мускулы тела участвуют во взмахе рук, чтобы метнуть в противника смертоносный камень. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. По мнению Э. Панофски, этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства, чью творческую изобретательность последующие мастера не могли даже надеяться превзойти50.

  1. Описание картины «Давид с головой Голиафа»
  2. Реферат: Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения
  3. Итальянская скульптура 17 векаЛоренцо Бернини
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  5. Бесплатные достопримечательности Рима
  6. Джованни Лоренцо Бернини: биография

Античность — только тело, Ренессанс — тело в пространстве. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Использование тщательной полировки мраморной поверхности стало новаторством Бернини, позволившее существенно расширить возможности скульптуры, придав ей бльшую живость и реалистичность.

Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Портрет «Дама с единорогом» достаточно отчётливо напоминает знаменитый шедевр да Винчи «Мона Лиза». В замкнутом силуэте Давида есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных образцов абсолютно очевидно.

Начало галереи было положено частной коллекцией кардинала Сципиона Боргезе (1577–1633), страстного коллекционера, почитателя предметов искусства и живописи. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела.

Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. К образу Давида обращались крупнейшие мастера: Донателло, Микеланджело, Бернини.

Ни одна из великолепных античных и ренессансных статуй при всей своей красоте не передаёт той естественности и теплоты человеческого тела, которые смог показать Бернини в своих работах. Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие4. Вместе с тем девушка, становящаяся неподвижным деревом, ещё полна жизни, а всё её существо ещё проникнуто страхом перед преследователем — повернув голову, она видит его совсем близко за собой и как самый резкий контраст картине «одеревенения» зритель видит открытый рот нимфы испускающий крик мольбы и отчаяния.

После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10.

  • Последние годы жизни и творчества Бернини
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Сравнительная характеристика Материал подготовил Пирязев Алексей, 8-А класс Святой праведный царь Давид
  • Описание скульптуры Джованни Бернини «Давид»

Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме «Давида», поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Скульптора изображает библейского героя Давида, готового швырнуть камень в Голиафа. Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Пусть никогда не вянет твоя зелень.

Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.

Скульптура Давида 
в исполнении Бернини

Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Сейчас известно, что художник изобразил своего друга Марио Миннити, с которым сожительствовал на протяжении шести лет. Место перед статуей становится частью концепции. В формировании нового восприятия человека важное место занял пересмотр взглядов на человеческое, в особенности, на мужское тело.

Громадная чудовищная фигура бородатого Плутона показана в схватке с нежной, женственной Прозерпиной. Рафаэль активно использует технику «сфумато», основанную на смягчении линий и придании им некоторой дымчатости, что позволяет создать максимально пластичные линии и насыщенный образ, воплощающий красоту, чистоту и невинность. Культура Возрождения буквально пропитана искусством. Нарастал драматизм сюжета. Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты. Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне.

Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.

Эпоха Возрождения — революционная для истории всей человеческой культуры. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.

Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Образ дамы — это женский образ, главной чертой которого является контакт со зрителем, как и у Джоконды. По этому поводу существуют разные мнения. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа.

Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. В 1665 году папа Александр VII, обнаружив в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва древнеегипетский обелиск, решил установить его перед церковью на площади Минервы и поручил работу Бернини.

Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Бернини, с другой стороны, принял решение изобразить Дэвида в процессе броска камня. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины.

Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.

В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Сюжетом «Аполлона и Дафны» является широко известный мифологический эпизод. Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик. Образы каких мифологических героинь воплотил в своей картине художник.

А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать.

Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Вероятно, первоначальные познания он получил от своего отца, тоже художника, а потом занимался в студии флорентийского художника Чиголи.

Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения. Давид Микеланджело – это, прежде всего герой. В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Также, Бернини умерил количество цвета и украшений в здании, фокусируя зрителей на простоте.

Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Эта черта творческой манеры прекрасно видна на удивительной реалистичности и тщательности прорисовки фруктов в корзине. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».

Следовательно, на холсте должна быть изображена незамужняя дама. У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика). «Давид» Бернини еще один пример этого.

Несмотря на свою занятость на архитектурном поприще, Бернини продолжал создавать художественные произведения, свидетельствующие о совершенствовании его портретной техники и способности передать личностные характеристики, которые он видел в своих натурщиках. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Согласно биографии, написанной Доменико Бернини – сыном Джан Лоренцо, Констанца была любовницей его отца.

Виппера, «говорило от лица человека, о человеке и для человека». Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Донателло (ранний Реннесанс), Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени). Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38.

Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Предметом спора было также и кто позировал, кого изобразил художник. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Ее хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его.

Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Все они вскоре были отвергнуты. Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную и вот, когда почти догнал, взмолилась Дафна о помощи к отцу своему Пенею и матери богине Земле, чтобы расступилась она и поглотила её. А Эрвин Панофски искусствовед ХХ века, полагал, что обе прекрасные женщины — Венеры (обнажённая — символ красоты чистого разума и именно она является воплощением Небесной Венеры, а одетая — Венера Обычная, олицетворяющая земную красоту). В то же время, в оценках искусствоведов встречается и немало противоречий.

Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены. Но когда мы движемся вперёд и поворачиваемся к скульптуре анфас, выражение меняется. Дафна превратилась в лавровое дерево. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторам древности, был возрожден Донателло.

Красота и сила юности, свежесть тщательно нарисованных фруктов создают впечатление полноты и радости жизни. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Тот исполосовал лицо Констанцы ножом, за что попал в заключение и впоследствии был сослан. Естественные позы также говорят о многом.

«Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечательное изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.

Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. В чём же загадочность этого полотна. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Причем образ поднимался до уровня идеи.

— И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло.

Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.

Гигантские размеры статуи (ее высота — около 5, 5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении, - образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Правда, по более общепринятой трактовке задумчивая, уравновешенная и роскошно одетая красавица представляет «любовь небесную», а пламенная обнажённая Венера — «любовь земную». Скульптурное убранство тоже минимально. Он был мал ростом и очень красив. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.

Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Новаторство стиля Донателло по сравнению с античной скульптурой проявилось в следующем.

Б. Г. Кузнецов вводит понятие «внешний сюжет» скульптуры, который мог быть мифологическим, религиозным и «внутренний сюжет», который всегда составлял конкретный человек. Будь вечно молодой. ». Голова немного откинута назад, буйно вьются кудри, живые и задумчивые глаза устремлены мимо зрителя, всё в его образе говорит о непокорной и самобытной натуре. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).

Данная скульптура, пожалуй, первая работа Бернини, где так ярко выражен скульптурный психологизм, своего рода стилистическая эволюция. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование.

Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых. После любовных отношений с Папой Римским её брат Алессандро был назначен кардиналом, что стало первой ступенькой в его успешной карьере, которая закончилась папским престолом.

Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. На картине изображена девушка, чьё имя доподлинно неизвестно. Однако если предположение о личности женщины верно, то такая символика теряет смысл, так как именно внебрачная связь помогла вывести семью Джулии на новый социальный уровень. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. В ход шли и подкуп и шантаж и грабёж.

Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует рассмотрения с разных сторон. Место перед статуей становится частью концепции.

Капелла Раймонди в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио показала, как Бернини мог пользоваться скрытыми источниками освещения для отображения божественного вмешательства в своих скульптурных повествованиях. Давид у Бернини — взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Вероятный источник для фигуры Бернини был Эллинистическим Гладиатором Borghese.

«Казино Нобиле» (Casino Nobile) было построено в качестве семейной резиденции рода Боргезе. Результатом такого подхода стал большой психологический заряд, вложенный в скульптуры, так что зрители могли понять состояние персонажей и лучше понять историю, о которой повествует произведение: рот Дафны, открытый в страхе и изумлении сосредоточенный Давид, решительно закусивший губу Прозерпина, отчаянно пытающаяся освободиться. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Такого эффекта Бернини достигает за счёт движения теней по скульптуре.

Есть предположение, что это Джулия Фарнезе, любовница Папы Римского Александра VI Борджиа. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».

Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, — сказал Бернини. Усложняющееся содержание вело и к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (ранний Ренессанс — подросток высокий Ренессанс — развитый юноша Новое время — взрослый мужчина).

Свою коллекцию он собирал не всегда законным и честным путём. Ноги, только что двигавшиеся в отчаянном беге, врастают в землю. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности.

Петра, законченного при папе Павле V и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства. Такое освещение называли «подвальным». За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции.

Другое различие заключается в момент, который Бернини принял решение изобразить. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики.

Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело — грозная, устрашающая сила. Соглашениям времени, а также пространству, бросили вызов.

Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча.