Брюсов Валерий Портрет

На этой странице представлено стихотворение поэта Валерий Брюсов — Женский портрет. Валерий Яковлевич Брюсов написал стихотворение «Портрет» в 1912 году.

Валерий Брюсов — Женский портрет: Стих

Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы», описывающий быт и нравы Рима IV века н. э. 49 и— в особенности— «Огненный ангел». Значительного внимания критики удостоиласьисточник. Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. «Внешность Брюсова.

«Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике26. (см. Это были очень разные авторы. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало».

Он был гениальным, замечательным менеджером. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909 к 1910 активность русского символизма как движения снижается. Сам в своем дневнике он говорил позже: «Это было целое откровение для меня». Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Адамович, с которого мы начали, учился у Брюсова как критик.

В 1894 году, в конце лета Брюсов делает второй выпуск «Русских символистов», в котором уже десять авторов печатают по пять стихотворений. Широта охвата ценимой Брюсовым поэзии была беспредельна. Брюсов являлся и членом Моссовета39.

Он вписывал себя и символистов в западный фон. Звуки, которые чертят. Это замечательно сделано. Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей— на печатании романа настаивал Брюсов. И мне кажется, что получив этот отброшенный ключ, мы сейчас с легкостью разберемся в кажущихся странными и нелогичными образах этого стихотворения.

И слова Адамовича, с которых я начал, справедливы. За окном луна. Вот Брюсов так не считал, а И действительно в Брюсове поражает разнообразие его тем. В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательноисточник. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все.

Стихотворение Женский 
портрет Брюсов Валерий 
Яковлевич

Стихотворение Женский портрет Брюсов Валерий Яковлевич

Оно сверхпродуманное, сверхрациональное. В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верленаисточник. Он не выносил только плохой поэзии. В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года— Московское отделение Российской книжной палаты) с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). Они Её слышат. Это были другие авторы, это был Метерлинк. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств.

Ходасевич говорил, что все это выдумано, ничего этого не было, а это просто было заполнение ниши. В новеллистическом цикле «Ночи и дни» Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Он был признанным поэтическим мэтром. И эти две строчки ему посвящены действительно в любой истории литературы. Сам Брюсов, немножко играя, объяснял, что речь идет о ногах Христа.

Валерий Брюсов – 
Женский портрет

Валерий Брюсов – Женский портрет

Следующим сборником Брюсова стал «» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («Венок завершил мою поэзию, надел на неё воистину венок», — пишет Брюсов36). Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известныисточник. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Собственно говоря, стихотворение представляет собой описание рождения вот того стихотворения, с которым читатель и знакомиться. Статья в «Вестнике Европы» была опубликована в 92 году и уже через год, 4 марта 1893 года Брюсов вносит в свой дневник еще одну запись, где он говорит о том, что его путеводной звездой в тумане будет отныне являться декадентство.

Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia» поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявленияхисточник. Он дал нам пример трудолюбия, точности, добросовестности.

Оригинальные новеллы Брюсова, построенные на принципе двоемирья, составили сборник «Земная ось» (1907). В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Это потому, что они были неделями счастья. Надо сказать, Брюсов был страшно обижен на эту пародию. Необычность, новизна мысли или образа, оригинальность формы – вот что для Брюсова было необходимостьюЧувствую потребность подчеркнуть еще одно примечательное (и для многих, вероятно, неожиданное) качество Брюсова. «Песни» написаны жизненно, в «лубочной» форме они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова13., что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии».

На одной, на левой половинке в середине страницы была напечатана только одна строка. один поэт, другой третий, четвертый, пятый. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Бунин. Брюсов писал и фантастические произведения— это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—05)51. Гордая голова с клином черной бородки и выступающими скулами была закинута назад. И коммерчески, между прочим, «Скорпион» был довольно удачным издателем. Опять же, конечно, это были книги модернистов.

Валерий Брюсов — 
Женский портрет

Валерий Брюсов — Женский портрет

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Действительно, то что было дальше интересно, может быть, для истории литературы, но уже для сегодняшнего читателя, даже интересующегося поэзией серебряного века, не так интересно. И, собственно говоря, участников этого сборника было двое.

С другой стороны, он просто знакомил читателя с новейшей западной литературой. Мне почти стыдно делать такое признание, но что же. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского, Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстогоисточник. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм»37. Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов41. Настроения Брюсова подчас противоречивы они без переходов сменяют друг друга.

Слушать Валерий 
Брюсов – Женский 
портрет

Слушать Валерий Брюсов – Женский портрет

Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). М., 1903), «Etefauoz. Действительно, Брюсов очень многих рекрутировал в русский символизм.

Трезвый и деловитый в повседневной жизни, Брюсов, кажется, хотел навести порядок и на потусторонний мирДальше литературного и салонного оккультного экспериментализма у него дело не пошло. Брюсов солидно знал историю, математику и даже оккультные науки. С посвящением Валерия Брюсова» (М., 1913), «Семь цветов радуги. Впрочем, довольно долгом начальном периоде.

  1. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова, Врубель, 1906
  2. Валерий Брюсовстихотворение«Портрет»
  3. Валерий Брюсов — Портрет (Привык он рано презирать святыни)
  4. Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  5. Интересные факты из жизни Брюсова Валерия Яковлевича
  6. Брюсов Валерий Яковлевич – Портрет
  7. Стихотворение входит в подборки
  8. Валерий Брюсов, самые читаемые стихотворения

Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 годаисточник. Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs doeuvre» — «Шедевры». В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста)56. Еще раз повторяю.

Стихи 1912–1915гг» (М., 1916), «Последние мечты» (М., 1920), «В такие дни. По Брюсову это не есть задача символизма. Что Брюсов делает во второй строфе. Нет, значительность Брюсова вовсе не в его демонизме, вероятно мнимом, а в его формальных заслугах. Один был русским Малларме, другой – русским Рембо, третий – русским Верленом. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион». стихотворение «Младшим»: «Они Её видят.

  1. Лучшая поэзия, читайте на сайте
  2. «Громадные пакеты исписанной бумаги»
  3. Посвящение «Вечности и искусству»
  4. Корреспондент, переводчик, профессор
  5. Георгий Адамович о Валерии Брюсове

В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее теперь же он может «возродить жизнь». Либо перо, либо крест. В 1919 году Брюсов стал членом РКП (б). Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистовисточник.

Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания первый том вышел уже после смерти Брюсова)46. И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то— отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)37. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова— Елена Краскова— скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 189327 ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов). Невозможность изгиба (невозможность юмора, причуды, imprevu (неожиданность)– всего, что относится к душевной грации). «Ни разбросанные, как попало, кубические линии лица, ни несколько заспанные, но всегда просверливающие глаза, ни намеренная эластичность движений (он написал о себе, что он потомок скифов, как же можно было после этих строк потерять гибкость и упругость. ), – ничто из этого не было самым существенным в Брюсове.

Согласно характеристике Андрея Белого47, Валерий Брюсов— «поэт мрамора и бронзы» в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу»22. Я думаю мы сейчас с вами легко это поймем. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». И осталось понять что такое эмалевая стена. Он даже предлагал все старые книги дотла сжечь на кострах, вот как Омар сжег Александрийскую библиотеку. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство».

Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Сидит поэт. Это не случайно.

  • Анализ стихотворения «Творчество»
  • Коллективный сборник «Книга раздумий»

В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал одноимённую оперу50. Может быть в силу своей некоторой холодности он умел быть объективным. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия ит. п. ). Интересныисточник. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, — его неотрывная часть. Эта тема была не затронутой и вот Брюсов ее заполнял. Руки вдоль тела – не Брюсов. Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты»55.

Дальше он продолжал писать стихи, он продолжал свою деятельность. Свободен человек лишь на природе, — в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». Что было с Брюсовым дальше.

Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. По Л. Каменеву Брюсов— «молотобоец и ювелир»источник. У него были хорошие знания в области латинской поэзии и поэзии французской (русскую он знал просто ослепительно). и повесть «Последние страницы из дневника женщины»52. Такие губы называют чувственными, – пожалуй, на сей раз эпитет был бы по существу.

Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др. ) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). В 1896 году он написал еще одну книгу стихов, в которой господствует, в которой главным является другой символизм – не тот символизм иррациональный, который он пытается создавать в сборнике «Русские символисты», а символизм так называемого парнасского типа, то есть французские символисты и предсимволисты – очень важные для него поэты: Леконт де Лиль – холодный и более близкий, наверное, более органичный для самого Брюсова. Повесть IV века» (1911–1912), «Юпитер поверженный» (опубликован в 1934) повести «Обручение Даши» (1913), «Рея Сильвия» (1914), «Моцарт» (1915) сборник рассказов «Ночи и дни» (М., 1913) пьесы «Путник» (1911), «Протесилай умерший» (1913), «Диктатор» (1921). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы.

И для Брюсова это стало важнейшим событием. Можно употребить такое слово «менеджер». Мы очень часто читаем глазами сегодняшнего человека. Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Это строка «О закрой свои бледные ноги», которая вызывала немедленно вой критики, кучу подражаний.

Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Он не хотел ни одну тему оставить обойденной. Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Стихотворные сборники «Chefs doeuvre» («Шедевры».

Портрет поэта Валерия 
Яковлевича Брюсова, 
Врубель, 1906

Вот, собственно говоря, что мы видим в первой строфе. », 1903)38. В 1894 году выходит главная книга Поля Верлена, может быть, самого лучшего, самого интересного среди символистов, «Романсы без слов», переводит которую тоже Брюсов. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие— любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», вот таким образом стремление к смерти стоит превыше всего самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).

Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей он словно бы вновь обретает «отчий дом» среда, которая взрастила его, разрушена и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы и мир дойдёт к предсказанному раю»)32. Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ (с 1921) с конца 1922 года— заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. И сам он любил казаться загадочным. Они издают этот сборничек «Русские символисты» – сборник, который вызвал переполох в литературной среде, сборник, после которого некоторое время Брюсова, рациональнейшего человека, будут сопровождать обвинения в сумасшествии: забрать в желтый дом идиот.

Может быть, он сидит в полусне некотором: «Колыхаются во сне». Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона», 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). Вот он – отброшенный ключ. Стихи 1920–1921гг» (Берлин Пг., 1922), «Дали» (М., 1922), «Меа» («Спеши». Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Это была традиция, с которой они могли работать.

Брюсов говорит о том, что книга стихов – это абсолютно особый жанр. В раскосости и скуластости – перекличка с Лениным. Они очень четко просчитывали, чтобы тираж все-таки продавался. Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». др. )13.

Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годовисточник. Первое, негибкость, негнущесть, вплоть до щетиной брызжущих из черепа волос (бобрик). Это была крепкая хватка, волевая и судорожная. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923)— в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»)39. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 «В игорном доме», 1905 «В публичном доме», 1905 и мн.

Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». Причина— повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины»59. – скрещивать руки. Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами» изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту»— «не живи настоящим», «поклоняйся искусству»11. С другой стороны, у «Скорпиона» была, даже если смотреть по сегодняшнему дню, очень хорошая серия зарубежных книг. Усы – как клыки, характерное французское en croc (закрученные кверху). М., 1895), «Me eum esse» («Это – я».

Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета и мыслительные раздумья Баратынского и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова»22. С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию— посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914—1916, остались не изданными при жизни автора). Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905)— стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение13. Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью. И, таким образом, Брюсов решал две задачи.

53. И первый сборник, который он выпустил, который он подготовил, назывался «Русские символисты». Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года.

Он читает лекцию, которая называется «Ключи тайны», где он объясняет что такое символизм в его понимании. Это становится одним из главных текстов раннего символизма. Их потом выйдет еще несколько, а первый вышел в феврале 1894 года. Опять это исходит, наверное, от рационального устройства его личности, он замечательно умел не просто говорить «это плохо», «а это хорошо», «а это не очень хорошо», а он замечательно умел расписывать, он умел объяснять почему это хорошо, а почему это плохо.

На самом деле опять восемь авторов были созданы самим Брюсовым. И это сработало, так как поэты, которые начали писать стихи, ознакомившись с этим сборником «Русские символисты», получили образцы, которым они могли подражать. Любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 годаисточник. Причем в каждом из этих поэтов можно угадать на кого Брюсов ориентировался. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны.

Он писал для них стихи. Как видим, это стихотворение не просто продуманное. Годы странствий). Но, конечно, самое главное для Брюсова было здесь подразнить гусей, раздразнить читателя. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»).

В этом было даже что-то ребяческое. Ему нужна была маска мэтра. Об этом сразу стали говорить. Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского»), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Довольно простой оксюморон.

Уже сборники конца 1900-х годов— «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909)— оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы» усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», 1908 «Демон самоубийства», 1910). Топорная внешность, топором, а не резцом, но крепко, но метко. Это замечательно показано на потрете главного художника-модерниста – на портрете Врубеля, которому Брюсов позировал: он вождь, он стоит в такой позе со скрещенными руками, как Петр I стоит «на берегу пустынных волн», создавая Петербург, вот Брюсов так же стоит, смотрит и мы можем представить как у его ног войска колышутся. Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтовисточник. Романы «Гора Звезды» (1895–1899 опубликован в 1975), «Огненный Ангел» (М., 1908 2-е изд., доп., М., 1909) «Алтарь Победы.

Слова вылетали с как бы припухших губ. Форма головы – конус, посадка чуть кверху, взирание и вызов, неизменное свысока. Однако говорить о нем, как о живом явлении, наверное, не приходится.

Он был рожден, может быть, для сверхрациональных стихотворений. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения37. Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает— наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена— влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом1345. Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна, разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга).

И за его внимание продолжали бороться начинающие поэты. Сборник рассказов и драмы «Земля», «Зеленая ось» (М., 1907). В остальном он умел как никто переключаться из одной поэтической атмосферы в другую. : так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою»34) и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком». То есть Брюсов попытался создать ощущение, что вот и у нас в России тоже есть символизм. Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей»)— излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию.

С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике31. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника13. Мы уже с вами говорили о том что такое декаданс, декадентство. М., 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража». Уже ночь. Мы еще будем об этом довольно много говорить. И в 1900 году вместе с богачом, своим другом Сергеем Поляковым он создает главное символистское издательство «Скорпион», которое располагается в Москве и которое печатает два потока книг.

И вот он продолжает, он углубляет эту фантазию. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. Волевой, наполеоновский, естественнейший — сосредоточенной воли жест. Это потом окажет влияние на всех совершенно поэтов после Брюсова.

При этом сразу нужно отметить одну вещь, на которую можно смотреть двояко. Скажем, о Хлебникове и Маяковском он пишет высоко и хвалит их стихи. При негодности данных – сильнейшее данное (не дано, дан). Самым интересным для нас будет разворот этого сборника «Русские символисты». Поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед (теория стихосложения исследования о творчестве Пушкина – более 80 публикаций), переводчик, литературный и общественный деятель. Он был весьма заметной фигурой на литературном небосклоне.

Ну и название «Творчество» подсказывает как мы должны читать это стихотворение. его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». Венок. В сборниках «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» ит. п. изредка появляются образы героя, труженика.

«Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине» Собственно говоря, Брюсов уже начал из мира реального – латаний – творить свою фантазию – «лопасти латаний на эмалевой стене». М., 1924). Недаром акмеисты потом попытаются сделать его своим союзником. Вообще, корректное чтение предполагает, что мы забываем все современные значения слов и за значением каждого слова лезем в словарь того времени, так как вот слово «киоск», которое привычно для нас как киоск, в котором продают, например, газеты – газетный киоск, в то время не имело этого значения или оно было периферийным, а главным значением слова киоск было «беседка».

Основным, то есть особо характеризующим Брюсова, была собранность, скованность. Брюсов считал ниже своего достоинства не знать какой-либо отрасли, а начав знакомиться с этой отраслью, он увлекался и вникал досконально во все детали. Усы нападчика, шевелящиеся в гневе. история от самой древности. Все время у меня на язык сегодня слова из современного лексикона. Брюсову будто бы были ведомы какие-то великие тайны творчества и жизни. Тишина не может звучать, а у Брюсова она звучит.

Какой. У него было свойство, которое редко бывает у критиков. Он очень умело действовал. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Брюсов не был очень умен от природы, но был бесконечно образован, начитан и культурен.

Стихи 1903–1905гг» (М., 1906), «Все напевы» (М., 1909), «Зеркало теней» (М., 1912), «Стихи Нелли. Это касается самых-самых разных областей. Стихи 1919–1920гг» (М., 1921), «Миг.

В другой раз он давал другое какое-то объяснение. Звуки нельзя чертить. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову»13. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

Но все-таки он переборол себя. Они считали, что весь мир должен быть религиозно преображен с помощью языка. Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. По Брюсову, революция была неминуема. Так есть».

Все было в его словах крайне революционно (в смысле искусства)– да здравствует только новое и долой все старое. И сам он говорил о себе, что он рожден быть вождем декадентства в России. Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. – воскликнул он.

Не таков Брюсов. Брюсов очень умно вел политику издательства. Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» ит. п. ). После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. 27 марта 1903 года Брюсов читает лекцию, а потом это выходит статьей.

Чулков. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик».

Единственное, чего не терпел Брюсов, были проторенные дороги. Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» (1904, вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества затем— в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905) в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Она замыкала и строгие мысли и девическую застенчивость. Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы» (1905).

Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др. ). Вот он их чертит и дальше возникает, продолжается та же самая игра – «в звонко звучной тишине».

В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться ибо она— ремесло имеющее важное воспитательное значение. Крестьянские образы возникают ещё в ранний— «декадентский»— период брюсовской лирики. Прекрасно играл в винт и преферанс интересовался спортом изучал языки (он мог отдаться изучению какого-либо языка специально для того, чтоб прочесть в подлиннике того или иного автора или перевести его произведения).

В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. Дальше строфа: «И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне» Здесь необходимо одно уточнение сделать. Однако для меня было ясно, что Брюсов мог присоединиться к революционному воинству воистину нелицемерно.

Отзывы 1916—1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др. ) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др. ), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта4344. И аккуратность у него, в его низкой комнате на антресолях, была удивительная» (И. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой.

Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве, когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль» в 1910 году. Но это сработало. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. В нем появились урбанистические исторические и научные мотивы. И предположим перед ним растение – латания в горшке. «О, придут не китайцы избиваемые в Тяньцзине, а те— более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики Я зову их ибо они неизбежны», — пишет поэт четырём символистам в 1900 году, после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва13.

брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др. ). В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Воспоминания). В архиве РГБ, Российской государственной библиотеки сохранился архив Брюсова. Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок») использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»: «Губы мои приближаются // К твоим губам»).

Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд, Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства»32. Он был законодателем поэтических мод. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша по нему— лишь истинному человечеству вверена жизнь земли и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», — только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Так попробуем же хоть немножко восстановить справедливость и поговорить об этом безусловно замечательном поэте и, прямо скажем, великом литературном деятеле. Отсюда его ревнивое и подозрительное отношение ко всем, кто одновременно с ним выступал на свой страх и риск, не подчиняясь дисциплине. Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова— например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова).

В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник— термин им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова— «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920)48. Символизм не должен претендовать на то, чтобы религиозно преображать мир. Всегда должен был быть вот этот фон. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка». В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей».

Дальше мы увидим, что младосимволисты как раз делали ровно противоположное. М., 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру». В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши. », 1924) он радикально обновляет свою поэтику используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли» используя опыт футуризма) Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые».

Эмалевые стены были у печей. Брюсов кидался на все и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно.