Бюст Ломоносова Шубин

В экспозиции представлены бюст и скульптура Ф. И. Шубина, выполненные скульптором Михалевым ВА, картина «Шубин в гостях у Ломоносова» автор Наговицын Н. Г., портрет Ф. И. В 1792-1793 годах Федот Шубин изготавливает три бюста Ломоносова из различных материалов – гипса, мрамора и бронзы. В экспозиции представлены бюст и скульптура Ф. И. Шубина, выполненные скульптором Михалевым В. А., картина «Шубин в гостях у Ломоносова» автор Наговицын Н. Г., портрет Ф. И. Шубина автор Румянцев А. Я., в витринах изделия из кости -портреты Ф. И. Шубина.

русский скульптор создавший портретные бюсты

А 2 октября 1876 года докладывал: «Мною вылеплен и отлит из бронзы колоссальный бюст Михаила Васильевича Ломоносова для Московского университета»10. Барельефная фигура плакальщицы, взятая меньше чем в натуру, дана в профиль, расположена на нейтральном фоне и вписана в овал. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно и стыдно. В 1795 году он создал скульптурный портрет последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова. Это портретный бюст /47/ Алексея Орлова-Чесменского и парный к нему – Федора Орлова. Когда кончился срок паспорта, ему надо было возвращаться домой. Первым учителем Шубина стал французский скульптор Никола Жилле.

Многогранность раскрытия образа — главное достоинство таланта Шубина (1740-1805). Орлова ирония скульптора бьёт наповал. Стать старшим профессором Шубин так и не успел.

Ему принадлежит большое количество бюстов и медальонов, сработанных с натуры, часто несколько антикизированных. Мраморные бюсты И. И. Шувалова (ГРМ), Ф. Н. Голицына (ГТГ, оба — 1871), парные барельефы А. Г. С юных лет владел он традиционным для беломорских рыбаков косторезным мастерством. Однако всегда главным для него оставались человеческие лица, образы и характеры. Это можно проследить на примере таких работ мастера, как статуя «Венера» (1792 Русский музей), аллегорическая фигура «Нева» для петергофских фонтанов (бронза, 1804) и, наконец, монументальные группы кариатид для Адмиралтейства в Петербурге (1812). Вначале 6 недель сотни крепостных крестьян перетаскивали камень к заливу. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др.

Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией. В 1803 уже году. Живой ум, энергия, сила чувствуются в его облике. Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П. М. Это был знаменитый «Гром-камень». Именно в Париже скульптор начал заниматься портретом.

  • Русский гений гипсовой скульптуры: жизнь и знаменитые работы Федота Ивановича Шубина
  • Федор Иванович Шубин, скульптор: биография, работы
  • жЕДПФ ыХВЙО (1740), ТХУУЛЙК УЛХМШРФПТ (ВАУФЩ ЛОСЪС зПМЙГЩОБ, мПНПОПУПЧБ)
  • Скульптуры Федота Ивановича Шубина
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии

Выражением благородной сдержанности веет от этого надгробия. Со временем в образах Шубина усиливается конкретность, жизненность, острая характерность. Потемкина для Таврического дворца на праздник 1790 года в честь победы над турками. Несчастного человека. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей) и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус.

В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Вот придворная дама Мария Панина.

  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Пенсии его вдова не получила. В Троицком соборе Александро-Невской лавры Шубин выполнил часть фигур, расположенных «поверх колонн» под сводами собора и рельефов на стенах сооружения. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое и выражение лица наглое.

Эффектный, красивый бюст понравился императрице, которая захотела лично познакомиться с талантливым художником и, наградив скульптора золотой табакеркой, повелела сделать ее портрет и остаться «при ее персоне». Фигура мятущегося в смертных муках Марсия исполнена с большим драматизмом.

Мартоса и др. Ежегодно университетские власти обращались с подобными просьбами к попечителю и каждый раз получали разрешение на приращение к капиталу новых сумм.

  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

С тех пор на Родине мастер не знал проблем с заказами и за время своей художественной карьеры создал великолепные произведения искусства в виде скульптур знаменитых современников, которые позволяют нам лучше познакомиться с внешними качествами людей, прославляющих Отечество до сих пор. Скульптурные надгробия были непривычны для русских людей. Здесь сказалась полная невозможность Шубина польстить или солгать.

Чернышева, мрамор, ГТГ). Таковы аллегорические композиции «Живопись и скульптура», «Рисование», «Кифаред и три знатнейших художества», «Милосердие» и другие. Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее.

  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Камеронова галерея в Царском Селе

Через некоторое время он получает диплом почетного академика Болонской академии художеств. Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве». Выпускная работа Шубина из гипса — рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» был удостоен художественной комиссией золотой медали, что стало первым настоящим успехом мастера. Автор был убеждён, что величие гения не нуждается во внешнем подкреплении торжественными аксессуарами, роскошной обстановкой и парадным одеянием. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. И какое высокомерие, какая холодность. В первые годы после возвращения в Россию Шубину удалось прочно обосноваться при дворе.

Резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды – все говорит об особой взволнованности, обнаруживает натуру страстную, незаурядную. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах. Достаточно взглянуть на бюсты работы Ф. И. Шубина (кстати, Федота, а не Федора) и С. И. Иванова, чтобы увидеть разницу: у Шубина изображен зрелого возраста лысый человек, умудренный жизненным опытом, а у Иванова – молодой ученый в длинном парике, каким был Ломоносов, когда вернулся в Россию из Германии. Отразил до дна словно бы раздерганную душу властителя-урода. В 1774 году Шубин выполнил портрет Г. Г. Орлова, а в 1778 году – А. Г. Орлова. П. Б. Шереметеву понравился портрет отца.

Но это не протест против несправедливой судьбы.

Горя и Утешения –в другом). В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. Но здоровье было вконец подорвано и 12 (24) мая 1805 Шубин умер. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах на три года. В 1767 году Федот Шубин вместе с П. М. Гриневым и И. А. Ивановым отплыл морем во Францию имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д. А. Голицыну, философу-просветителю Д. Дидро, а также в королевские академии Франции и Италии.

Русский гений гипсовой 
скульптуры: жизнь 
и знаменитые работы

Монументально – декоративные работы – медальоны в интерьерах Чесменского и Мраморного дворцов. Для Мраморного дворца (архитектор А. Ринальди) скульптор исполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди высек в мраморе статуи Ночь и Весеннее равноденствие. В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском. Замечательный ум чувствуется во всем облике Ломоносова. Шварца (1792), а также бюст М. В. Ломоносова (1793). Со временем интерес к Шубину угасает.

Портрет князя А. М. Потемкина-Таврического (1791, мрамор, ГРМ), в его добродушном, но при этом скептически улыбающемся лице в ореоле пышных кудрей, в мощной шее, выступающей из тонкого кружева рубашки, намечена будущая очень свободная моделировка формы в бюсте же адмирала В. Я. В 1773 году он вернулся в Петербург. Грабаря. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Ничего о лепке «в живую» науке неизвестно. Причем совсем не обязательно эволюция творчества свидетельствует о победе последних.

В 1770—80-е гг. Пигаля. Козловского-классициста, естественно, увлекает тема героя и он исполняет несколько терракот по мотивам «Илиады» («Аякс с телом Патрокла», 1796, ГРМ). Посетители могут любоваться «Вечерней зарей» И. С. Котова, увидеть произведения «Переход на новые пастбища» Д. К. Свешникова, «Девочка с Колгуева» Г. А. Семакова, «Школьница» Б. А. Булкина. Ретроспективный портрет в творчестве Шубина – бюст М. В.

можно будет сделать пьедестал. Однако с каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Знаменательно, что для большинства из них освоение этих принципов и создание своего собственного национального стиля классицизма шло негладко и творчество почти каждого из них можно рассматривать как «арену борьбы» барочных иногда и рокайльных тенденций и новых, классицистических.

Но наиболее значительные работы Щедрина относятся уже к периоду позднего классицизма. Парик длинный, как носили при Анне Иоанновне. С. Прекрасная, закутанная в траурные одежды, женская фигура, напоминает античную плакальщицу. Женские портреты оказались менее выразительными, чем мужские.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Образ Павла I отмечен противоречиями. В соответствующем распоряжении отмечалось, что Федот Шубной «своей работой в резьбе на кости и перламутре даёт надежду, что со временем может быть искусным в своём художестве мастером». С 1807 по 1811 г. Щедрин работал также над огромным фризом «Несение креста» для конхи южной апсиды Казанского собора. В Париже Шубин безвозмездно занимался у известного скульптора Ж. -Б. В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником.

Среди первых петербургских произведений Шубина — мраморный бюст А. М. Голицына (1775, ГТГ). Он умер в СПб., 12 мая 1805 г. (Шубной 1740—1805) — скульптор-портретист из холмогорских крестьян. Количество заказов резко сократилось. Величавость и торжественность скорбного чувства передают медлительные складки ее плаща.

Портрет Павла I (1800). Вот в Болонье Шубин – почётный профессор, а в Петербурге – вообще никакой. Упоминания о Шубине в «Журнале» редки: едва ли богатые путешественники сознавали, как им повезло.

Страшного императора. Произошёл исключительный случай – впервые человек получил это высокое звание без «программы», за работы в непопулярном портретном жанре. Мрамор.

Это идиллическая линия в творчестве Прокофьева. Демидова. В конце 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Живший в Риме И. И. В первой половине 1780-х годов Шубин создал серию портретов Шереметевых – генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева (мрамор, 1782), его жены (мрамор, 1782), сына (мрамор, 1783) и невестки (мрамор, 1784).

Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. До сих пор этот бюст считается одной из самых прославленных работ скульптора.

Парик длинный, как носили при Анне Иоанновне. Стилистически они тяготеют скорее к раннему, нежели к зрелому классицизму. Есть у Шубина несколько портретов, стоящих особняком. В1766 году на публичном собрании в присутствии членов Академии, а также почетных любителей искусств, под звуки труб и литавр Шубин был награжден за программную работу «Убийство Аскольда и Дира» первой золотой медалью, здесь же ему была вручена шпага.

Произведения конца 1770-х – 1780-х гг. В 1774—75 Ш. выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс. Ничего о лепке «в живую» науке неизвестно. Для ансамбля Чесменского дворца (архитектор Ю. М. Фельтен), воздвигнутого в честь победы российского флота, Ф. Шубин создал 58 барельефов для круглого зала дворца. Какая грация, какое изящество. Главная тема его станковых произведений (а он работал преимущественно в станковой пластике) – из античности. Шубин был обречен на забвение, на смерть в нищете.

В июне 1766 за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» (к сожалению, не смог найти ни одного изображения – прим. Прокофьев создает обширный цикл рельефов (гипс), предназначенных для парадной лестницы Академии художеств. Макет химической лаборатории Ломоносова, обожаемый самыми маленькими посетителями музея, тоже преобразился. Первоначально Козловский предполагал представить Суворова в образе Марса или Геркулеса. — Е. З. ) заявил, что на сооружение памятника Ломоносову собрано всего 2400 руб.

Кто бы мог ожидать, что в создателе кокетливых статуэток «амуров» и «купальщиц» скрывался скульптор-монументалист небывалой силы и таланта. А 2 октября 1876 года докладывал: «Мною вылеплен и отлит из бронзы колоссальный бюст Михаила Васильевича Ломоносова для Московского университета» 10. Стоит обратить внимание на эпитет «колоссальный». После ее окончания (1766) Шубин получил право на поездку за границу, где жил в основном в Париже и Риме. с обозом трески. можно будет сделать пьедестал.

Он оставил лишь змею имеющую не только смысловое, но и композиционное значение. создает в Казанском соборе фриз на аттике западного проезда колоннады на тему «Медный змий». Павловский дворец-музей), «Спящий амур» (1792, мрамор, ГРМ), «Амур со стрелой» (1797, мрамор, ГТГ) и другие говорят о тонком и необычайно глубоком проникновении в эллинистическую культуру, но вместе с тем лишены какой-либо внешней подражательности. В «Опыте о живописи» Дидро утверждает, что «каждое сословие имеет свой характер и свое выражение», вводя в сферу повышенного внимания портретиста выявление социальных особенностей характера. К несчастью из-за разлившегося металла, в мастерской возник пожар, который уничтожил верхнюю часть модели. Отсюда и свободная импровизация в одежде («Это одеяние героическое», – писал скульптор), отсутствие седла и стремян, что позволяет единым силуэтом воспринимать всадника и коня.

12 мая 1805 года Федот Иванович Шубин скончался. Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Он получил такое название из-за ударившей в него молнии. Выдающийся мастер рус. Барышникова, богатого промышленника.

А вслед потекли заказы на бюсты и всей придворной знати. Все многочисленные персонажи изображенные Шубиным, не похожи друг на друга. Скорбь здесь тиха, а печаль –трогательно-человечна. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа.

А в портрете главы всех учёных В. Г. В этом же помещении разместились музейные фонды и библиотека. Федот Шубин одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен.

В память этого события была отлита медаль с надписью: «Дерзновению подобно». Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах.

После этого портрета Шубин прославился умением «оживлять камень». В целом же он создал портреты всех пяти братьев Орловых. Скульптор С. И. Иванов фактически скопировал знаменитый бюст работы Федора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую». и нарастание объективных тенденции в авторском видении модели. Екатерина II — законодательницаВ 1789-90 годах Ф. И. Шубин трудился над статуей Екатерина II — законодательница (ГРМ). В нем ярко обнаружилась одаренность Шубина именно как мастера портрета.

Шубину был заказан бюст Екатерины. Полученная за выполненную в рельефе композицию «Убиение Аскольда и Дира» большая золотая медаль дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку.

он работает над скульптурным комплексом захаровского Адмиралтейства. Шубин относился к Ломоносову с особым пиететом. Скульптор Л. А. Губина, также учившаяся у С. И. Иванова, вспоминала: «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким уважением, что в ней не только курить или смеяться нельзя, но даже никакого житейского, не относящегося к искусству разговора не должно было быть» 7. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Он скончался 12 (24) мая 1805 года.

Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Это были плодотворные годы. Существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внёс итальянец Бартоломео Карло Ратрелли (1675—1744), отец прославленного архитектора, приглашённый на государственную службу из Франции в 1716 г. Самое замечательное в его творческом наследии – это парадные портреты коронованных особ, выполненные в стиле барокко. Ну, я их по-своему, понятно и делаю. «Журнал путешествия его высокородия Никиты Акинфиевича Демидова» рассказывает о том, как возникла идея пригласить Шубина: «В ноябре 1772 года начаты делать Никиты Акинфиевича и Александры Евтиховны мраморные бюсты русским пенсионером Шубиным из Рима возвратившимся и чтобы более иметь время работать, то господин Шубин переехал к нам жить а между тем всегда рассказывал Никите Акинфиевичу о древностях римских и о всех достопамятных вещах, чем возбудил охоту видеть и Италию к тому же уговорили мы с собою провожатым и господина Шубина, по довольному его знанию итальянского языка».

В угоду им не скривлю душой Так-то. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. За год до этого, в 1782 г., Прокофьев исполнил статую «Морфей» (терракота Русский музей). Их руками сделаны представленные в экспозиции многие металлические изделия (светцы, решетки, замки и др. ). Его наивысшие достижения связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740–1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости косторезного дела. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. С 1767 — пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля. Через несколько лет он умер в забвении и нищете.

Оба они, впрочем, не отличались привлекательностью. Руки уставать начали от делания бюстов с персон, к которым не лежит мое сердце. Гордеев –мастер монументально-декоративной скульптуры.

Известны его бюсты: кн. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря (а по новейшим сведениям – и элементы формы, которую хотел, но не успел ввести Павел). Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Сложный абрис и разворот головы и плеч, трактовка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица (надменно прищуренные глаза, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная – одежды – все напоминает стилистические приемы барокко. Образованнейший человек и изнеженный вельможа.

По существу, хотелось бы остановиться на двух моментах: самой истории создания памятника возле здания Московского университета и на том, насколько его открытие было «тихим и неприметным», «сугубо университетским торжеством». Однако в конце столетия в России начинают устанавливать надгробные памятники.

Особенно хорошо это видно в мраморе. Здесь к нему приходит большой успех и поступают первые серьезные заказы. За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х) проскальзывают холодность, властность и высокомерие знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Окрыленный первыми успехами, Шубин возвращается в Петербург в августе 1773 года.

Эрмитаже). Этот небольшой барельеф оказался этапным произведением в русской мемориальной скульптуре — от рельефа Гордеева, так же как и от первых надгробий Мартоса, развивается тип русской классической мемориальной скульптуры конца 18 — начала 19 в. (работы Козловского, Демут-Малиновского, Пименова, Витали). Рельефы Прокофьева для здания Академии художеств — это целая система тематических произведений, в которых проводятся идеи воспитательного значения «наук и изящных искусств». Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира.

Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которую оно развивалось и расцвело. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля).

Только внимательно приглядевшись можно заметить третью точку опоры – хвост коня касается изгиба тела змеи, которая олицетворяет попранное зло и одновременно, по словам автора, – «скрывает необходимость, заставившую к ней прибегнуть». Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград. А. Румянцев-Задунайский», 1778, Русский музей, Ленинград оба — мрамор), раскрывал сложный внутренний мир портретируемого («Неизвестный», мрамор, сер. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют и вот таким образом последняя гораздо выше первого. В статуе Долгорукого скульптор широко применяет традиционные атрибуты: горящий факел и весы (символ истины и правосудия), поверженную маску (коварство) и змею (низость, зло). Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина.

Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Торжественное открытие монумента было приурочено к 20-летию царствования Екатерины, оно состоялось 7 августа 1782 году. Работа действительно поражает своей реалистичностью и детализированностью. Период 1876 – 1879 годов вообще был самым плодотворным в творчестве Сергея Ивановича. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж.

Пять портретных бюстов братьев Орловых предназначались как раз для Мраморного дворца. Г. Чернышева (1774, ГТГ). В 1811–1813 гг. Первыми его работами по возвращении на родину были два рельефа для Мраморного дворца, сами названия которых: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляющий Рим от галлов» – говорят о большом интересе мастера к античной истории (начало 80-х годов).

Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина (крестьянина, платившего подушную подать, не крепостного, но и не свободного) близ Холмогор. По просьбе пенсионера Академия художеств разрешает ему задержаться еще на год во Франции. Скорее всего, Шубин делал зарисовки и пытался лепить Ломоносова при его жизни. Безбородко, Суворова, Шереметева, адмир.

Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Мрамор. Композиция спокойная, моделировка мягкая – всё под стать глубокой задумчивости модели.

Но мастеру были знакомы и высокие драматические ноты (уже упоминавшийся фриз Казанского собора «Медный змий»). Его «Бдение Александра Македонского» (вторая половина 80-х годов, мрамор, ГРМ) воспевает героическую личность, тот гражданский идеал, который соответствует морализующим тенденциям классицизма: полководец испытывает волю, противясь сну свиток «Илиады» около него – свидетельство его образованности. Щедрина, И. П. Ордена, почти оскорбительно неуместные на этой груди, Шубин спрятал в драпирующихся складках. Шубин умел раскрывать образ человека не в одном, а в нескольких аспектах, многогранно, что позволяло глубже проникнуть в существо модели и понять психологию портретируемого. Пенсионер АХ в Париже, где работал под руководством Ж. Б. Пигаля (1767—70) и в Риме (1770—72).

От заказчиков не было отбоя. Александр все же выказал милость — пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Бюст был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте.

Исполненный им в 1776 г. «Марсий» (гипс, НИМАХ), как и гордеевский «Прометей» и «Поликрат» Козловского, полон бурного движения и трагического мироощущения. Это произведение принесло ему успех. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. В 1759 году Шубной уехал в Петербург. Здесь он работал над скульптурным портретом И. И. Шувалова.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. Таким предстоит перед нами прославленный русский военачальник, победитель турок фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский, как раз в это время достигший своей славы. В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами – оконченными и нет. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. Останавливая на всем скаку коня, он простирает вперед правую руку.

К числу ранних произведений Ф. Щедрина относятся небольшие статуэтки «Марсий» (1776) и «Спящий Эндимион» (1779) исполненные им в Париже (имеющиеся в Русском музее и Третьяковской галлерее бронзовые отливки сделаны в начале 20 в. по сохранившимся подлинным моделям Ф. Щедрина). Как по своему содержанию, так и по характеру исполнения это абсолютно различные работы. За рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» ему была присвоена первая золотая медаль. И. И. Гордеев автор многих надгробий, /49/ столь популярных в эпоху классицизма.

Его похоронили на Смоленском православном кладбище. Он прошел те же этапы обучения в Академии и пенсионерства в Италии и Франции. Ваятель избрал полный драматизма сюжет. Работы Ш. имеются: в Гос. удалось выразить демократичность образа Ломоносова.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)В 1774-1775 гг. Памятные встречи и общение с ним легли в основу этого художественного образа. Ранним произведениям Ш. («Ф.

Но это такие очевидные ляпы, что их и опровергатьто неловко. Голицына был выставлен в залах Академии и имел огромный успех.

Портрет получился простым и значительным. «Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра» (Дидро). Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. В Петербурге Федот Шубный становится Шубиным. Возвратившись в 1773 г. в Петербург, Шубин в том же году создает гипсовый бюст А. М. Голицына (мраморный экземпляр, находящийся в Третьяковской галлерее, выполнен в 1775 г. см. илл. ). Третьяковской галерее (И.

Шубин, подобно Левицкому и многим мастерам тех лет, показывает Екатерину такой, какой она стремилась казаться и какой ее хотели видеть просветители, мечтавшие о «просвещенном монархе». В 1773 году Шубин вернулся в Петербург, по пути некоторое время проведя в Лондоне.

Он беспощаден, этот Шубин. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей.

Случайно, в окрестностях Петербурга, в местечке Лахта была обнаружена подходящая скала. Тогда и зашевелилась академия – дала квартиру и свечи. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях. В 70-е годы рядом с Шубиным и Фальконе работает ряд молодых выпускников Академии.

Ф. Шубин. В первую очередь должно быть отмечено необычайно богатое скульптурное убранство Дубровицкой церкви (1690—1704), Меншиковой башни в Москве (1705—1707) и рельефы на стенах Летнего дворца Петра I в Петербурге (1714). И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек.

Фельтен). Отсюда несколько иной уровень обобщения и антикизации, чем в других произведениях скульптора (бронза, 1793, Камеронова галерея, г. Пушкин гипс, ГРМ мрамор, Академия наук два последних – более ранние). Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В. Екимовым).

Ничего отвлекающего. Таковы мастерски выполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников. Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником.

Но благодеяние монарха было слишком запоздалым. Бюст А. М. Голицына сразу же прославил имя молодого мастера. Статуя вышла монументальной и величественной и изображает императрицу с большой книгой законов возле руки. Образ Ломоносова глубоко демократичен. Он исполнил множество портретов русской знати, стал модным художником.

Как скульптор-монументалист, Гордеев преимущественно уделял внимание скульптурному рельефу из которых наибольшей известностью пользуются рельефы Останкинского дворца в Москве, а также рельефы портиков Казанского собора в Петербурге. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Его современник Иван Прокофьевич Прокофьев (1758–1828) в 1806–1807 гг. Его «Пастушок с зайцем» (1789, мрамор. После окончания Академии художеств (1778) И. П. Прокофьев был направлен в Париж, где прожил до 1784 года. Голицына. Северные кузнецы слыли большими мастерами.

Г. Чернышёв», 1774, там же «П. Красота искаженная гримасой духовного уродства. Шубин Шубин Федор Иванович Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета. Казалось бы, столь пышный декор бюста должен был импонировать юному князю. Совет университета, вполне соглашаясь с предложением г. ректора, определил просить Правление Университета, чтобы оно заказало бюст Ломоносова и пьедестал, а при обсуждении дела об изготовлении бюста и пьедестала приглашать в свои заседания всех тех лиц, которыя могут быть ему полезны в этом деле»5.

Совет университета, вполне соглашаясь с предложением г. ректора, определил просить Правление Университета, чтобы оно заказало бюст Ломоносова и пьедестал, а при обсуждении дела об изготовлении бюста и пьедестала приглашать в свои заседания всех тех лиц, которыя могут быть ему полезны в этом деле» 5. Почему выбор пал именно на скульптора Сергея Ивановича Иванова (1830 – 1903), неизвестно, но то, что это был весьма достойный человек и мастер академической школы, нет сомнения. В 1785 — 1786 гг.

Федот Иванович Шубин (1740-1805). Портретов очень и очень много появляется в это время. Несмотря на всю красоту, благородство и изящность, сама Екатерина не оценила творческий замысел автора, за что последний попал в немилость. В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы-иноземцы. Но разные ракурсы дают разные акценты.

Мелочность и злобность, спесь и пустота, ничтожество, уверовавшее в свое величие. Титаническое сложение Самсона, сильный пространственный разворот его фигуры, рассчитанный на рассмотрение с разных точек зрения, напряженность схватки и в то же время ясность ее исхода — все это было передано Козловским с подлинным мастерством композиционного решения. Так продолжалось до 1875 года включительно, когда «присутствию Совета г. ректор (ректором на тот момент был историк С. М. Соловьев.

У него нет интереса только к «внутреннему» или только к «внешнему». Жизненную трепетность его образов прекрасно чувствовали современники. Он разглядел бешеный, нелепый, непростой внутренний мир августейшей своей модели. Правда моя им не по вкусу. Умное и доброе лицо с неправильными чертами.

Исполненный в 1722—1726 гг. В 1772 г. H. «Самсон» еще издалека приковывал к себе внимание зрителей, являясь важным ориентиром и центральной точкой композиции Большого каскада (Этот ценнейший памятник был увезен гитлеровцами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Умея превосходно передать живой трепет и теплоту человеческого лица, Шубин столь же мастерски и убедительно изображал аксессуары: парики, легкие или тяжелые ткани одежд, тонкое кружево, мягкий мех, драгоценности и ордена портретируемых. Трудность состояла в том, что надо было внутренним взором увидеть свою модель юной, «омолодить» известные портреты Ломоносова и представить его публике не таким, каким его все знают: полнолицым, с двойным подбородком, лысым или в коротком парике по моде елизаветинского времени.

Портрет был создан скульптором на склоне лет, когда Ломоносова уже давно не было в живых. Ф. И. Только в 1761 году он был зачислен в Академию художеств. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. 28 августа 1774 года Совет Академии единогласно определил «за оказанный опыт в скульптурном художестве» присвоить Шубину звание академика.

У С. И. Иванова ученый молод, лицо еще не приобрело характерную округлость. Ее поза полна спокойствия, в ее облике – глубокая скорбь. Например, надгробье Н. М. Голициной, тип которого восходит к древнегреческим стелам /50/. Прокофьев был превосходные мастеров рисунка и композиции.

Одна из ранних его работ – «Актеон» (1784, ГРМ) свидетельствует о мастерстве уже вполне сложившегося художника, умело передающего сильное, гибкое движение, упругий бег юноши, преследуемого собаками Дианы. Но в 1805 г. Ф. И. Бюст Павла I – одна из последних работ великого мастера. А портрет статс-секретаря Завадского, напротив, показывает всю взволнованность романтической натуры, даже и вылеплено с этим настроением – быстро, темпераментно.

Растрелли был типичным западноевропейским мастером позднего барокко. С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологическую характеристику образов, например, в мраморном бюсте известного дипломата А. А. Безбородко (большинством исследователей это произведение относится к 1797 г. Русский музей) и особенно петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова (мрамор, 1792 Русский музей), в образе которого Шубин воссоздал грубого, внутренне ограниченного человека.

Эволюция портретной концепции Шубина как отражение стилевых тенденций эпохи. Им выполнены трехфигурные группы «Морских нимф», несущих сферу, – величественно-монументальные, но и грациозные одновременно статуи четырех великих античных воинов: Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского – по углам аттика центральной башни. В 1769 переехал в Рим. Портрет Ивана Барышникова (1778). В нескольких бюстах Шубина увековечены виднейшие полководцы его времени. За редкими исключениями (Скульптор Шварц, 1792, в Русском музее, Ломоносов, 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса. Металлический взгляд, отлитый в бронзе.

Этот бюст изображает И. С. Голицына, героя Хотина, 1788, ГМГС, Санкт-Петербург и Д. М. Особенного внимания заслуживает оформление Шубиным Мраморного дворца творения архитектора Ринальди. В «Портрете М. В. В нём нет ни грамма официоза, положенной парадности, он прост и демократичен и по форме и по композиции, а сколько в портрете интеллекта.

Что-то бабье сквозит в презрительно-насмешливом лице стареющего Потемкина. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Демидовым совершает еще одно путешествие — в Англию. Но ему помогли устроиться истопником в императорский дворец.

Процесс доставки гигантской глыбы занял два года. И 4 сентября 1774 года в нарушение правил Федоту Иванову сыну Шубину присуждено было звание академика — не по предложенной советом Академии художеств программе «Ендимион заснувший», а по исполненным портретным работам. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г. А. Годом позже Шубина ее окончил и вместе с ним проходил пенсионерство Федор Гордеевич Гордеев (1744– 1810), творческий путь которого был тесно связан с Академией (он даже некоторое время был ее ректором).

После войны «Самсон» был заново воссоздан по сохранившимся фотографиям и документальным материалам ленинградским скульптором В. Симоновым. ). Екатерина-законодательница (1790). Однако в окончательном решении мы видим все же не бога или античного героя. (он же Шубный) — скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С. -Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его — Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву. С детства самоучкой резал по кости.

Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790). Но и только. Сохранившиеся «экзамен ные списки» свидетельствуют, что он был прилежным учеником и получил все установленные серебряные и золотые медали. Кроме скульптуры Ш. занимался живописью (Автопортрет в Русском музее, Портрет Ф. Н. Голицына) и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее). Шубин побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме.

Шубин сумел увидеть в некрасивом курносом лице с пухлыми щеками и двойным подбородком истинное величие. Бюст 3. В обработке мрамора он проявляет исключительное мастерство. Прокофьев дает фигуру Морфея в небольшом масштабе. Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс мрамор). В 1818—1819 гг. Эта работа хранится в областном музее Воронежа.

Традиционно над могилой устанавливали только крест. Наиболее выдающимся творением Козловского явился памятник-монумент великому русскому полководцу А. В. Суворову в Петербурге (1799—1801). Из позднейших работ Растрелли широко известна статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком (1741, бронза Ленинград, Русский музей). Метод трактовки образа предвещает эпоху романтизма. Это бюст сибарита Потёмкина – видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо.

Но античность для русского мастера никогда не была единственным объектом изучения. d-pankratov) ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Так возник образ-символ при всей естественности движения и позы коня и всадника.

В них Гордеев придерживался значительно большей строгости стиля, чем в надгробиях. Это самовар и рукомойник, ковши и братины, ведро, подойник, медник, поднос и др. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц – бюст. Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. Эта работа заслужила похвалу Фальконе. Фальконе дал ему блестящую оценку, а Екатерина II наградила скульптора, заказала ему свой портрет и повелела «быть при дворе». За представленные в Парижскую Академию художеств работы он получил несколько наград, в частности золотую медаль за рельеф «Воскрешение мертвеца, брошенного на кости пророка Елисея» (1783).

Шубин создал образ, лишенный всякой официальности и парадности. Череп обезьяны с резко выступающей нижней челюстью, короткий вздернутый нос, неправильное, отчетливо ассиметричное лицо. Конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника.

Именно семья Шубиных в свое время приютила гения российской науки и снарядила его на тяжелое и столь судьбоносное путешествие в Москву. Скульптор Л. А. Губина, также учившаяся у С. И. Иванова, вспоминала: «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким уважением, что в ней не только курить или смеяться нельзя, но даже никакого житейского, не относящегося к искусству разговора не должно было быть»7. В «Самсоне», как его традиционно принято называть, соединились мощь античного Геракла (по некоторым новейшим исследованиям это и есть Геракл) и экспрессия образов Микеланджело. К 290-летию ученого был открыт выставочный зал, где разместились две постоянные выставки – «Холмогорская резная кость» и «Картины северных художников». Семья Шубных на Курострове профессионально занималась резьбой по кости.

Там их опекал русский посол Д. А. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Демидов заказал Шубину два парных бюста – свой собственный и своей третьей жены. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов.

Первое произведение Шубина на родине – бюст А. М. В 1759 приехал в Петербург в 1761—67 учился в АХ у Н. Жилле. Подобно всем скульпторам эпохи классицизма, Щедрин увлечен античными образами («Спящий Эндимион», 1779, бронза, ГРМ «Венера», 1792, мрамор, ГРМ), проявляя при этом особо поэтическое проникновение в их мир. Одна из самых последних работ – бюст Александра Первого. Но это такие очевидные ляпы, что их и опровергатьто неловко. По существу, хотелось бы остановиться на двух моментах: самой истории создания памятника возле здания Московского университета и на том, насколько его открытие было «тихим и неприметным», «сугубо университетским торжеством».

Статуя превосходно связана с высоким гранитным постаментом в виде цилиндра. Но поздновато. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Развитие творчества Ф. Щедрина в целом вполне совпадало с развитием всей русской скульптуры второй половины 18 — начала 19 века. В ответ на предложение Совета выполнить программу на звание академика скульптор, сославшись на нехватку времени, предложил «проэкзаменовать» его «по бюстам», которые он делал для императрицы и её приближённых и другим работам. Он стал одним из троих выпускников, которым предстояло отправиться морем во Францию и Италию сроком на три года для «достижения совершенства в художествах».

Сразу по прибытии он приступил к работе над портретом вице-канцлера А. М. Голицына. За него Екатерина II пожаловала Шубину золотую табакерку и велела ему остаться «собственно при её величестве». В одной из последних работ — бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. А заказов становится всё меньше и жить уже не на что. Окончивший Академию по классу Жилле с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767–1770), а затем в Рим (1770–1772), ставший с середины века, с раскопок Геркуланума и Помпеи, вновь центром притяжения для художников всей Европы.

Мастер сумел передать не только дух и настроение своего времени, но и невероятно реалистичные и «живые» образы своих знаменитых современников. И. Иванов с энтузиазмом взялся за исполнение предложенного заказа. Правда и здесь Шубин не прибегает к идеализации лица героя. Гениальный русский ученый-самоучка был близок скульптору не только как земляк. С. И. Иванов с энтузиазмом взялся за исполнение предложенного заказа. 1770-х гг., Третьяковская галерея).

Он сын своего времени и это явственно ощущаешь, глядя на портреты императрицы. Подобно своему великому земляку — М. В. Ломоносову, Шубин юношей отправился в Петербург (1759), где его способности к скульптуре обратили на себя внимание Ломоносова. Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург.

Образ исполина, разрывающего пасть льву (изображение льва входило в герб Швеции), олицетворял непобедимость России. Ш. подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности («А. Подчеркнуты упрямые скулы и твердый подбородок. Чичагова (1791, мрамор, ГРМ) она абсолютно иная — сухая, сдержанная, способствующая передаче совсем иного характера модели: на лице читаются воля, ум, но и глубоко запрятанная горечь разочарований. Юность с холодно-мертвенной душой. Для Петергофа Прокофьев исполнил в пару к щедринской «Неве» статую «Волхова» и группу «Тритоны».

Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы. Ф. Шубин. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796) педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792) и др.

Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. Так, первая работа Гордеева «Прометей» (1769, гипс, ГРМ, бронза – Останкинский музей) и два надгробия Голицыных (фельдмаршала А. М. «Его бюсты живы тело в них есть абсолютное тело. », — писал в 1826 г. один из первых русских художественных критиков В. И. Григорович. Человек у него предстает во всем многообразии своего жизненного и духовного облика.

Сменяются на неподвижном «каменном лике» будто соскальзывающие незаметно одно в другое живые выражения. Исполненный тогда же мраморный бюст князя А. М.

Вот фельдмаршал – знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Вторая половина 18 в. была временем блистательных побед русской армии и флота. «Кумир на бронзовом коне» предстает во всей своей мощи прежде, чем можно заглянуть ему в лицо, как верно заметил некогда Д. Е.

Чернышев, З. Чернышев, 1774, П. Чернышев, 1779, Барышников, 1778 и др. ), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д. ЛомоносовПережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать внутреннюю сдержанность молодого Александра I (1801), благодаря милости которого он получил наконец долгожданное место в Академии. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы. Императрица повелела «никуда скульптора не определять, а быть собственно при ее величестве».

Всем известно, что Павел был некрасив, но чтобы на столько. Памятник не имеет прямого портретного сходства. Взгляд великого ученого и знаменитого просветителя устремлен вверх, что символизирует по задумке автора возвышение его ума и интеллекта над любым из людей. За годы своей творческой жизни Шубин выполнил портреты и бюсты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников.

Здесь он заканчивает историческую статую Греческая любовь (не сохранилась), за которую вместе с терракотовой Головой Адама получает звание назначенного. Летом 1770 года благодаря ходатайству Д. Дидро и скульптора Э. — М. Фальконе Ф. Шубин попадает в Италию. Художник Иванов изъявил согласие изготовить бронзовый бюст Ломоносова за тысячу рублей, на остальные 1400 руб. Он также участвует в создании скульптур для петергофских фонтанов («Нева», 1804). В ожидании отливки Фальконе взялся за подготовку постамента. –Нет, – сказал Шубин, – это для особой надобности. Можно без конца любоваться этим лицом, весьма далеким от общепринятых канонов красоты.

Мрамор. Многие коллеги презрительно называли Шубина «портретным», по поводу чего тот сильно переживал. И сколько властности. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын.

Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Продолжая «читать» дальше этот портрет-бюст, узнаем мы еще о князе Алексее Михайловиче, что был он незаурядного ума и испил немалую толику горечи разочарования.

Картина «Быт крестьянской семьи 18 века» художника А. Я. Румянцева (в книге поступлений она числится под номером один и является доминирующим предметом в экспозиции музея) вернулась из реставрационных мастерских им. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Г. Чернышева (мрамор, 1774 Третьяковская галлерея) отмечен большой реалистичностью и непритязательной простотой образа. Период 1876–1879 годов вообще был самым плодотворным в творчестве Сергея Ивановича. В 1775 году вместе с двумя помощниками он принялся за работу.

После смерти отца 19-летний юноша покидает родину, за рыбным обозом идет в Петербург. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена. Но Шубин не перестает работать.

Человек он нерешительного и немужественного характера, научившийся к зрелым годам с истинно аристократической небрежностью носить маску снисходительного величия искусно пряча за ней скепсис, душевную лень и усталость. Произведения Ш. отличаются особенной мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Все сокровища этого человека в уме. С этого времени многие «знатные персоны» желали получить свой портрет, выполненный рукой мастера, понравившегося императрице. Ш. создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775—82 и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786— 1789 все — мрамор). Из других работ Шубина 1770-х годов известны портрет кабинет-секретаря Екатерины II П. В. Завадовского, «портрет неизвестного» и бюст промышленника И. С. Барышникова.

Это лицо человека удивительно живого, пытливого, энергичного. Но звание академика он получил. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Скульптор С. И. Иванов фактически скопировал знаменитый бюст работы Федора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую».

По-иному решен портрет П. А. Румянцева-Задунайского (мрамор, 1778 Русский музей). был мастером именно бюста. Там он работает дворцовым истопником и все свободное время режет по кости и перламутру. Эта работа приносит ваятелю громкую славу.

Интересным, своеобразным мастером был Иван Прокофьевич Прокофьев (1758—1828). Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже. А уж мрамор.

Крепостник и эстет. На постаменте памятника по указанию императрицы сделана лаконичная надпись: со стороны Адмиралтейства – по-русски, со стороны Сената – по-латыни: «Петру Первому – Екатерина Вторая». Положение скульптора улучшилось только в 1801 году, после гибели Павла и восшествия на престол Александра I. Академия выдала Шубину пособие в качестве компенсации за сгоревший дом на Васильевском острове император произвёл скульптора в коллежские асессоры и наградил бриллиантовым перстнем за свой портрет (мрамор, 1802). Барышникова (1778, мрамор, ГТГ), И. Г. Чернышева (около 1776, мрамор, ГТГ).

В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). А сын делал много, очень много.

— скульптор, сын крестьянина род. Чичагова, Румянцева и др. памятник Суворову был перемещен и занял место близ Мраморного дворца. Яркий пример — мраморный бюст министра иностранных дел Екатерины II Безбородко. Это портрет адмирала Чичагова – каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка.

В 1773 году Шубин вернулся в Россию.

И так миновало три года. Шубина, И. П. Благодаря деньгам, полученным за эти заказы, Шубин сумел проучиться за границей шесть лет. Более того — скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры.

Чувствуется, что в «Морфее» Прокофьев больше стремился воссоздать реальный образ уснувшего человека, нежели мифологический образ. Не случайно вторую половину 18 в. и первую треть 19 в. называют «золотым веком» русской скульптуры. В 1774—1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. С того мига, как князь Зубов заглянул в эти бронзовые глаза своего слишком похожего двойника, судьба «любимого скульптора императрицы» была решена.

Заново исполненный «Самсон» Козловского, в принципе повторяя старую композицию, решен уже в более возвышенно-героизированном и образно значительном плане. Скульптор глубоко проник во внутренний мир человека. «Самсон» Козловского — одно из примечатедьнейших произведений парковой монументально-декоративной скульптуры. музее, Неизвестный, 1800, в Третьяковской галерее и в Ломоносове. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Летом 1770 года по ходатайству Дидро и Фальконе Шубин отправился в Италию. Шувалов не порывал связи с Академией художеств, он заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф. Н.

Обучение в Академии художеств, роль пребывания в Италии. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789-1790, ГРМ) исполненная по заказу Г. А. Чаще всего надгробия делали из мрамора или бронзы, чтобы уберечь их от непогоды. Голицына –основателя знаменитой больницы, построенной Казаковым, 1799, ГНИМА, Москва) несут в себе черты, связанные с барочной традицией: сложность силуэта, экспрессию и динамику («Прометей»), живописность общего композиционного замысла, патетические жесты аллегорических фигур (Добродетели и Военного гения –в одном надгробии.

В 1761 году Шубин становится учеником Академии художеств. Его статуей императрицы Екатерины II украшена конференц-зала Имп. В 1759 году Федот Шубной (Шубиным он стал благодаря описке неведомого канцеляриста Академии художеств) едет в Петербург. С таким-то лицом.

Абсолютно иначе решает Шубин портрет последнего фаворита императрицы – юного красавца Платона Зубова. В 1761—66 — в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле.

художественный музей, Минск). Устроиться в Петербурге ему, несомненно, помог Ломоносов. Делал я бюст Шереметева Петра. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Академии Художеств.

Ломоносова (1793, гипс, ГРМ). Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Достижения русской пластики начала 18 в. почти целиком связаны со скульптурой декоративной. Также эта работа подарила Шубину путевку в жизнь в виде права заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию.

Даже сама мысль об этом представляется абсурдной. Еще при жизни Петра I Растрелли снял с его лица маску, которая послужила ему как для создания восковой одетой статуи, так называемой «Восковой персоны», так и для бюста. Серьезно и строго повествует автор о страданиях титана. От работ Мартоса надгробия Гордеева отличаются меньшей связью с принципами классицизма, пышностью и «велеречивостью» композиций, не столь четкой и выразительной компоновкой фигур.

учился в Париже, затем уехал в Германию, где пользовался успехом как портретист (сохранились лишь два портрета Прокофьева четы Лабзиных, 1802, оба терракота, ГРМ). Голицыной напоминает древнегреческую стелу.

Во Франции Шубин знакомится с Ж. Пигалем и пользуется его советами. русском музее (Михельсон, 1785, Чулков, 1789, Екатерина II, 1791, П. Зубов, 1795 и др. ), в Гос. Подчеркнуты упрямые скулы и твердый подбородок.

Голицына. Надгробие же Н. М. Еще яснее принципы классицизма проявились в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца (Москва, 80–90-е годы).

Оба письма остаются без ответа. Творческий метод Шубина и проблема материала. Снаряжение для рыбной ловли и охоты на морского и лесного зверя изготавливалось большей частью на месте (ножи, крючки, рюжи). Фальконе работал над памятником 12 лет. Достаточно взглянуть на бюсты работы Ф. И. Шубина (кстати, Федота, а не Федора) и С. И. Иванова, чтобы увидеть разницу: у Шубина изображен зрелого возраста лысый человек, умудренный жизненным опытом, а у Иванова — молодой ученый в длинном парике, каким был Ломоносов, когда вернулся в Россию из Германии. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии. Трагически кончилась жизнь ваятеля искусство которого, по словам В. И. Мухиной, было «образом времени».

Бюсты П. В. Под его руководством Шубин знакомился с античной и ренессансной скульптурой, работал с натурой. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. В1774 году Ф. И. Шубин был признан академиком «по мраморному ея императорскому высочества бюсту».

В творчестве замечательного русского скульптора редкого разнообразия интересов Михаила Ивановича Козловского (1753– 1802) можно также проследить эту постоянную «борьбу», сочетание черт барокко и классицизма, с перевесом одних стилистических приемов над другими в каждом отдельном произведении. В 1780 году Гордеев создал надгробие Н. М. Голицыной (мрамор Москва, Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР). Голицына (1773, ГРМ, гипс) свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Безбородко (мрамор ГРМ), секретаря Екатерины II, человека умного, властного и жестокого. Вернувшись в Петербург, скульптор создает портрет вице-канцлера и почетного любителя Академии художеств князя А. М. Голицина.

Скульптор в нём был виден изначально талантливый, а всё остальное не было для него слишком важным. Недруги шипят по-за углам, хают меня: «он, дескать, грубой, портретной мастер и не место ему среди академиков». Под местечком Когул он, не задумываясь, напал с семнадцатитысячным войском на стопятидесятитысячную турецкую армию и выиграл сражение. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя.

и Ф. Г. Он порекомендовал его И. И. Шувалову, куратору основанной в 1757 году Академии художеств. Ш. рос любознательным мальчиком. Федот Иванович Шубин (1740—1805) родился в семье крестьянина близ Хол-могор, на берегу Белого моря. К череде самых известных портретов Шубина того времени относятся изображения зодчего А. Ринальди, митрополита Гавриила, скульптора И. -Г. Недаром, на памятнике над могилой мастера, о Шубине сказано: «и под его рукой мрамор дышит». За рельеф Убийство Аскольда и Дира Олегом он удостоен первой золотой медали.

В ту пору скульптор создал свои лучшие работы: бюсты генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышёва (1774) и фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1778), а также 58 мраморных бюстов (1775) для Чесменского дворца, строившегося архитектором Фельтеном в окрестностях Петербурга в честь одной из выдающихся побед русского флота. Бюсты А. М. Голицына (1773, мрамор, ГТГ), М. Р. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. Сверстником Козловского был Федос Федорович Щедрин (1751–1825). работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон.

Легкая фигура на постаменте цилиндрической формы создает с ним единый пластический объем. Бюст Голицына сразу же определил счастливое начало для его творца. С начала 1790-х годов скульптор перестал получать большие заказы. Несмотря на то что в карьере скульптора были и взлеты и падения, жизнь неоднократно сводила его с самыми талантливыми и величественными людьми эпохи, которые оказали существенное влияние на судьбу мастера и позволили нам сегодня наслаждаться наследием талантливого соотечественника. Ноллекенса.

Никогда не повторяясь в выборе композиции, он сохранял особый ритмический рисунок. Портреты И. С. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор.

Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами ибо жить стало нечем. Самым колоритным из них некоторые исследователи называют бюст старшего, Ивана (1778). Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Пигалю., гипс, ГТГ), А. А. Как принято считать, протекцию своему талантливому земляку составил Ломоносов, которому в своё время помог отец будущего скульптора.

Художница Н. Я. Симонович-Ефимова в своей книге приводит рассказ А. С. Голубкиной, «как скульптор Сергей Иванович Иванов, которого она почитала и признавала своим Учителем (Учителем с большой буквы), однажды велел сторожам вышвырнуть во двор большое количество глины из которой был слеплен этюд ученика, прилепившего окурок к своей работе» 8. Можно ли предположить, что С. И. Иванов взял да и просто скопировал чужую работу. В 1774 году за оказанный опыт в скульптурном художестве Шубин удостоен звания академика. Также Шубин единственный из отечественных скульпторов был удостоен звания академика «без программы».

Он показал, что императрица уже немолода изобразив тяжело оплывающее книзу лицо. В нем начисто отсутствует барочная патетика. Передал в коллекцию свои арктические этюды первый ненецкий художник И. К. Вылка – «Проводы Русанова в проливе Маточкин шар» и «Художник Борисов покидает яхту «Мечта» в Карском море». Беспомощно распростертое тело героя на скале и выклевывающий его печень орел. Ответом снова была тишина.

Сын крестьянина-помора, Ш. с детства занимался резьбой по кости. Прокофьева, М. И. В нем смелая правдивость граничит уже с гротеском. В его ранней работе –надгробии Н. М. Павел IСфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. По характеру исполнения это типичные произведения раннего русского классицизма. С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологические характеристики.

Маска эта будто то появляется, то исчезает в портрете. В 1761, когда истек срок выданного архангельскими властями паспорта, возникло дело о беглом черносошном крестьянине Шубном, длившееся до 1775. Трудность состояла в том, что надо было внутренним взором увидеть свою модель юной, «омолодить» известные портреты Ломоносова и представить его публике не таким, каким его все знают: полнолицым, с двойным подбородком, лысым или в коротком парике по моде елизаветинского времени. В эти же годы Козловский работает над статуей Самсона – центральной в Большом каскаде Петергофа (1800–1802).

Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Вместе с отечественными мастерами в России работал французский скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716–1791 в России – с 1766 по 1778), который в памятнике Петру I на Сенатской площади в Петербурге выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. Но главное в творчестве скульптора — лица его героев. Благодаря высокому заступничеству Федота Шубина «истребовали» в Академию художеств, где он и проучился с 1761 цо 1766 год.

Безбородко (около 1798, мрамор, ГРМ), Павла I (1800, мрамор, ГРМ и 1800, бронза ГТГ). Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Работа над монументом продолжалась 12 лет. Как обычно, шубинский портрет «требует», чтобы его осматривали со всех сторон.

Все эти щеголи, как их Яков назвал, любят ложь, ненавидят правду. Здесь молодой скульптор закончил статую «Греческая любовь» (не сохранилась), а также выполнил «Голову Адама» из терракоты.

Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве. Но стоит взглянуть на лицо и делается понятно, почему даже столь обильная внешняя маскировка не спасла скульптора от гнева всесильного фаворита, а значит и монаршей немилости. Обращенная в профиль к зрителю, молодая женщина, погружена в задумчивость. Вот таким образом становится ясно, что замысел большой шубинской статуи «Екатерина II – законодательница», которая специально создавалась для Таврического дворца, оказался чрезвычайно близок к портрету Левицкого. В начале 1768 года он приступает к работе над моделью памятника в величину будущей статуи.

Ф. Шубин. Во второй половине 18 в. в России работал один из видных французских мастеров, высоко ценимый Дидро, —Этьен Морис Фальконе (1716—1791), который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г. 1. В каждом своём произведении он утверждал ценность человеческой личности. Только в 1794 г. он получил звание профессора. Очень дороги краски, кисти, холсты.

Пышно-парадное, учтиво-вычурное изысканно-простодушное искусство России XVIII века. В этой ранней вещи скульптора отчетливо выступают его реалистические устремления, простой, не столь изысканный стиль (по сравнению, например, с ранним Козловским). Он не боится снизить, «заземлить» образ фельдмаршала П. А.

Летом 1773 года Шубин вместе с внуком уральского горнозаводчика Н. А. В Италии художник много работает в жанре портрета. Остальное — на совести автора. Самая поразительная в этом отношении работа Шубина — бюст Павла I (мрамор в Русском музее илл., бронзовые отливы в Русском музее и Третьяковской галлерее), созданный в конце 1790-х гг.

Меньше становится заказов, падает и оплата. За 2008-2009 годы отреставрировано 32 предмета, еще 9 находятся на реставрации. Завадовского (1790-е. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. Вопреки существующим традициям и моде, он выполняет бюст Ломоносова без парика.

Одновременно 40 каменотесов обсекали скалу, придавая ей задуманную Фальконе форму. В 1802 — адъюнкт-профессор. Эта статуя изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».

Да и гипс. Шубин изображает фаворита во всем блеске: высшие русские ордена украшают его грудь, плащ на самом видном месте скреплен драгоценной пряжкой с вензелем Екатерины, а в центре красуется знак особого монаршего расположения – обрамленный бриллиантами портрет императрицы, вся эта выставленная на показ «высочайшая милость» характеризует Зубова отнюдь не с лучшей стороны.

Картинная галерея имеет картину старейшего северного художника С. Г. Писахова «Советский Север». Паниной (середина 1770-х., мрамор, ГТГ) как явления раннего классицизма. Художественный образ слагается из совокупности разных ракурсов, аспектов, точек обзора фигуры. Тончайшая моделировка лица игра света и тени делают его абсолютно живым. Развивая героическую тему, Козловский обращается к образу Суворова: сначала мастер создает аллегорический образ Геркулеса на коне (1799, бронза, ГРМ), а затем памятник Суворову, задуманный как прижизненная статуя (1799–1801, Петербург).

Скульптор дает свое толкование эпизоду из петровской истории в статуе Якова Долгорукого, приближенного царя, возмутившегося несправедливостью одного указа императора (1797, мрамор, ГРМ). 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся за хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение из учеников Петра Матвеева сына Гринева, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почетным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почетному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах, на три года».

Впрочем императору бюст понравился. В царствование императора Павла I он оставил Академию с полной пенсией. Козловского, Ф. Ф. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца.

Почему выбор пал именно на скульптора Сергея Ивановича Иванова (1830–1903), неизвестно, но то, что это был весьма достойный человек и мастер академической школы, нет сомнения. Художник вынужден обратиться к Г. А. Едва отступишь на почтительное расстояние от мраморного лика, едва ослабишь пристрастье взгляда, как маска-стереотип проступает яснее: перед тобой не конкретно князь Голицын, а олицетворение блестящего екатерининского вельможи, приближенного к «просвещенной монархине».

Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии. Бецкого, дворца в Павловске – все 80-е годы, за исключением чугунной лестницы Академии исполненной в 1819–1820 гг. ). Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др.

Завадовского (бюст сохранился только в гипсе, ГТГ). У С. И. Иванова ученый молод, лицо еще не приобрело характерную округлость. Среди исполненных в эти годы портретов придворной знати мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной (ГТГ), промышленника и откупщика И. С. Барышникова (ГТГ), братьев Чернышевых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П. А. Румянцева-Задунайского (1778, ГРМ). князей и царей (мрамор, Оружейная палата, Москва), в 1789—90 — статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца (мрамор, Русский музей, Ленинград). В бюсте Г. А. В Россию скульптор прибыл по рекомендации Д. Дидро, в возрасте 50 лет и создал здесь свое лучшее творение. Проникнутым большой человеческой теплотой воспринимается бюст М. В. Ломоносова (дошел до нас в гипсе — Русский музей, мраморе — Москва, Академия наук, а также в бронзовом отливе, который датирован 1793 г., — Камеронова галлерея). Поздняя работа мастера – портрет Павла I – одно из высших достижений шубинского таланта.

Романтические тенденции 1790-х гг. Далее следует бюст А. М. Голицына. В 1773 Ш. назначен в академики. Остальное – на совести автора.

Многие экспонаты прошли реставрацию благодаря программам «Культура Русского Севера» и «Родина Ломоносова». Описывая свои впечатления петербургскому главноуправляющему П. Александрову, он писал: «И как буст отделан тщательно и хорошо, видно, что господин Шубин к отделке его прилагал старание, чем я очень доволен». 1773За бюст вице-канцлера А. М. Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться собственно при ее величестве. – Е. З. ) заявил, что на сооружение памятника Ломоносову собрано всего 2400 руб.