Чудо Со Статиром Мазаччо

«чудо со статиром» (также «Чудо с динарием») (итал. Pagamento del tributo)— фреска итальянского живописца Мазаччо. Фреска «Чудо со статиром» со времён Вазари считается лучшим произведением Мазаччо (в некоторых русских книгах её именуют «Подать»).

«Чудо со статиром», Мазаччо — описаниев

На фреске (размер 230 х 598 см) изображено чудо, сотворённое Петром после того, как он благодаря апостолу Павлу был освобождён из темницы. Это, впрочем, не значит, что Джотто был одиноким реформатором. В нижней части написана гробница с мощами Адама.

Нельзя сказать, что он игнорировал чисто колористические средства живописи – созвучие красок, переливы тонов, цветовые рефлексы. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Согласно сообщению Вазари, Мазаччо обрёл в Риме «величайшую славу» достаточную для того, чтобы получить заказ от кардинала Сан-Клементе на роспись капеллы Св. Адам изображён грешником, не утратившим своей духовной чистоты.

Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE DAP (PRILE).

Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли. Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме). Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Когда Томмазо было шестнадцать, умер и его отчим.

Описание работы 
«Чудо со статиром»

Описание работы «Чудо со статиром»

«Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи. Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды. Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих.

Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы ионические колонны. Бесспорными произведениями самого Мазаччо являются «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», а также сцены из жизни св. Его жена Лена принадлежала к другому видному флорентийскому семейству— Строцци. Ещё в 1568 году фреской восторгался Вазари, однако через пару лет в храме был воздвигнут новый алтарь, который закрыл её от публики, причём, центральное панно этого алтаря— «Мадонну чёток», написал сам Вазари.

Кристина Ляхова 
– Мастера иконописи 
и фрески

Кристина Ляхова – Мастера иконописи и фрески

Иоанн Евангелист в Собрании Фрик вНью-Йоркеисв. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Светотеневое моделирование и твердо очерченные контуры обнаруживают их рельефную пластику. В «Мадонне милосердия» (1445—1448Борго Сансеполькро, ратуша) — также одном из ранних произведений художника — пейзажный или архитектурный фон Заменен по желанию заказчиков плоским золотым фоном.

Сюжет о чуде со статиром – греческой монетой – заимствован из евангелия от Матфея (17, 24-27). Этот человек был весьма заметной фигурой в жизни Флоренции. Другие исследователи— Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура св. Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос. Святая Троица, около 1426. 83 х 63 см) с 1901 года хранится в музее Каподимонте в Неаполе. Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части).

После этого он стал старшим мужчиной в семье, то есть фактически её кормильцем. В левой части св. На ней впервые было изображено человеческое тело с правильными анатомически деталями. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см.

Итальянский художник 
Мазаччо: картины 
и биография творца

Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творца

Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу. Позднее он упоминается как посол в Луниджане, затем был послом в Каире.

«Крещение Гермогена», «Св. Б. Жесты Петра и апостола. Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал этот сюжет Блаженный Августин, утверждавший, что религиозный смысл этой притчи— спасение через церковь.

В центре композиции фрески находится Христос, окруженный учениками сборщик подати преграждает им путь в город и требует денег, собираемых государственной казной. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Его поддержал Ф. Болонья (1966). В 1428 году Мазаччо оставив незаконченными фрески в капелле Бранкаччи, отправился в Рим. Мартин Лоретский» в коллекции Джонсон, Филадельфия.

По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола. Основоположник ренессансной живописи флорентиец Мазаччо (1401—1428/29)умер очень рано и в дальнейшем его ученики и последователи более детально разрабатывали отдельные художественные проблемы, у самого Мазаччо выступавшие в слитной форме. На фреске изображены сразу три эпизода. Качество это особенно ценно для мастера монументальной стенописи. В 1834 году тондо было собственностью Себастьяно Чьямпи из Сан Джованни Вальдарно, в 1883 году Берлинский музей приобрёл его во Флоренции.

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Источником живой воды было искусство Джотто. Три различных эпизода показаны как одновременное действие в едином пространстве. Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). В сентябре 1425 Мазолино уехал и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, также уехал в Рим и там неожиданно умер в 1428. Меллер (1961) считает, что фреска содержит напоминание о семействе заказчика: человек, стоящий на коленях в красном кардинальском одеянии и протягивающий руку Петру – возможно, кардинал Ринальдо Бранкаччи или кардинал Томмазо Бранкаччи. В 1422 М., как глава самостоят.

Николай). Время ее написания достоверно не установлено. Умение передать реальные черты персонажей здесь у Мазаччо потрясает. Он внимательно изучал искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство.

Погруженный в себя идет апостол по улице города, тенью своей исцеляя больных и калек. Исследователи считают, что в этой конструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице— высшему воплощению божественной сути. Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. манере (не сохр.

Несмотря на то, что подобные произведения были близки работам ремесленников, самые знаменитые художники кватроченто не брезговали их изготовлением. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен. Очень рано — гораздо раньше, чем в изобразительных искусствах, — стали появляться постройки про-торенессансного типа, такие, как церковь Сан Миньято во Флоренции или флорентийский баптистерий (крещальня).

Росписи капеллы 
Бранкаччи во Флоренции 
 (1425 – 1428)

Росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции (1425 – 1428)

15. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ (КВАДРАЧЕНТО, 15В. ) Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. эпизоде «Изгнание из рая» художник представляет обнажённые фигуры Адама и Евы, отличающиеся реалистич. Таким образом была выстроена линейная перспектива. Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего.

Роберто Лонги, представивший публике это произведение в 1950 году и атрибутировавший его Мазаччо, приписал его ко времени создания Пизанского полиптиха, так как ему присущи хроматическая гармония и «чудесные пространственные эффекты». Никаких красочных вспышек.

Мы почувствуем, с чего оно начиналось и к чему пришло. Картине присуща и декоративная красота, свойственная Мазолино и желание передать физическую массу и пространство, характерное для Мазаччо. Фреска, 667317 см.

Оригинальной особенностью работы является новая композиция. Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал этот сюжетБлаженный Августин, утверждавший, что религиозный смысл этой притчи— спасение через церковь. Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. В налоговых документах в ноябре 1429 года напротив имени Мазаччо рукой чиновника сделана приписка: «Говорят, что он умер в Риме».

Петра (исполнены между 1426 и 1428 гг. ). Благодаря этой призме современное возводилось в ранг вечного, житейское приобщалось к героическому, утверждалась «богоподоб-ность» реального человека. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. Он внимательно изучал искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство6. Ценность этого произведения и атрибуция Мазаччо были вновь подтверждены в работах Ортеля (1961), Берти (1964) и Парронки (1966), которые увидели в нём ярко выраженную оригинальность. Значительное воздействие на него, повидимому, оказала скульптура, ранее живописи начавшая отходить от готики. Большинство сегодняшних критиков согласно с точкой зрения, что это работа Мазаччо.

Юлиан и св. На небольшой доске размером 24 х 43 см. Юлиана.

Мазаччо, «Изгнание 
из Рая» : описание 
картины

Мазаччо, «Изгнание из Рая» : описание картины

Идеальное, математически выверенное пространство фресок (например, в «Троице» из флорентийской церкви Сайта Мария Новелла) оказывает завораживающее, гипнотическое влияние на зрителя. 1 Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: дученто (XIII в. ) — Проторенессанс, треченто (XIV в. ) — продолжение Проторенессанса, кватроченто (XV в. ) — Ранний Ренессанс, чинквеченто (XVI в. ) -Высокий Ренессанс. Портрет датируют периодом между 1423 и 1425 годами Мазаччо создал его раньше, чем другой портрет Альберти, характерный профиль которого можно видеть в его фреске «Св.

Центральный пояс фресок: Изгнание из рая (Мазаччо), слева Чудо со статиром (Мазаччо), Грехопадение (Мазолино), справа Воскрешение Тавифы (Мазолино), две фрески алтарной стены – Проповедь апостола Петра (Мазолино), Крещение новообращенных (Мазаччо). Чаще всего элементы того и другого слиты в неразложимом синтезе, как в «Божественной комедии» Данте, которого Энгельс назвал последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени. Гораздо позднее, в 1480-х годах, неоконченную работу завершилФилиппино Липпи. однако до нас дошло только три из них. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см. По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз.

Этим же объясняется характерная для его произведений почти пленэрная прозрачность тона. Онпо-новомуиспользовал возможности светотени, моделирующей пластическую форму. Большинство исследователей согласно с тем, что Мазолино и Мазаччо приступили к работе в конце 1424 года (Мазолино был занят заказом в Эмполи до ноября 1424 года) и работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, оставив фрески незавершёнными. В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века. Иаковом, — он повернут спиной к зрителю и изображен в сложном ракурсе. В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает о трех портретах, написанных Мазаччо.

В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. Мазаччо вновь изобразил на одной фреске два события: слева и в центре— апостол Пётр воскрешает сына Теофила, справа— апостол Пётр на престоле. Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. «Распятие» (разм.

Иероним и Иоанн Креститель» и «Св. Архивные документы сообщают о винограднике и части дома, оставшихся после смерти второго мужа Якопы, однако она ими не пользовалась и доходов с них не имела. Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными. Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески. На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета— св.

Он переполнен горечью и стыдом. Сохранились документы, согласно которым мать Мазаччо снимала жилое помещение в районе Сан Никколо. Размеры панели 51 х 31 см. Гораздо позднее, в 1480-х годах, неоконченную работу завершил Филиппино Липпи12. И не здесь ли причина того, что искусство Возрождения с его приверженностью к современному и земному, с его культом «зеркального» подобия внешнего мира все же упорно избегало современных сюжетов и продолжало пользоваться традиционной мифологической призмой.

В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники. Там же, в Эрмитаже, можно увидеть «Мадонну» Симоне Мартини — маленький шедевр знаменитого сиен-ца, проторенессансного мастера более глубокого, чем Джентиле да Фаб-риано, хотя еще теснее связанного со средневековой системой художественного мышления. По всей вероятности Бранкаччи заказал роспись капеллы вскоре после приезда из Каира в 1423 году.

Переезд в Рим и 
смерть художника

Переезд в Рим и смерть художника

«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135 х 73 см) была центральной панелью полиптиха. Юлиана в пизанской церкви Санта Мария дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи— ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Впоследствии, в середине и второй половине 15 в., эти же рационалистические методы в применении к искусству получили свое наивысшее развитие в творчестве Пьеро деллаФранческа—«первогогеометра своего времени», по выражению Вазари и особенно в мастерских Андреа Верроккьо, Андреа Мантеньи и широкого круга их учеников. Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал это сюжет Блаженный Августин, утверждавший, что религиозный смысл этой притчи – спасение через церковь.

Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо.

Мадонна с младенцем 
и святой Анной

Мадонна с младенцем и святой Анной

XVI в. Он продолжается до конца XVI в. лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс». Картина была создана около 1424 года для церкви Сант-Амброджо. Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.

принципы ренессансной живописи. Это был один из первых алтарей, композиционное построение которого было основано на недавно выработанных законах перспективы, с линиями, сходящимися в одной точке. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано. Анной» из галереи Уффици.

Но вскоре он переходит на новые позиции. Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции – в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино.

За и перед балюстрадой расположены пластически переданные фигуры. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Деревянный поднос диаметром 56 см.

Двусторонний триптих 
из церкви Санта 
Мария Маджоре

Двусторонний триптих из церкви Санта Мария Маджоре

Все исследователи были согласны с тем, что фреска целиком принадлежит руке Мазаччо. Об этом произведении не сохранилось никаких мемуарных свидетельств, хотя Вазари упоминает две работы молодого Мазаччо в районе Сан Джованни Вальдарно5. В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»).

Аналогии среди скульптуры были найдены и для позы Адама— от «Лаокоона» и «Марсия» до более современных примеров, таких как «Распятие», созданное Донателло для флорентийской церквиСанта-Кроче. В такой же мере Мазаччо продвинулся вперед в показе окружающей человека среды. Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. Апостол трижды изображен в этой композиции, что соответствует трем разным временным моментам в развитии сюжета – средневековый принцип повествования, сохранивший актуальность вплоть до трактата «О живописи» Леонардо да Винчи.

Описание фрески 
Мазаччо «Чудо со 
статиром»

Описание фрески Мазаччо «Чудо со статиром»

Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Центральным сюжетом фрески является изображение Святой Троицы. Прокаччи (1951), Мисс (1963) и Берти (1964) согласны с тем, что включение сюжета было вызвано спорами вокруг налоговой реформы, которые велись во Флоренции в 1420-х годах и завершились в 1427 году принятием Catasto (итал. Человеческие фигуры размерами несколько менее натуральной величины кажутся огромными, словно выступающими из стены и разрушающими ее плоскость.

К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. Четыре небольших панели, каждая размером 38 х 12см, были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон).

Работа в сотрудничестве 
с Мазолино

Работа в сотрудничестве с Мазолино

Первая известная ныне их совместная работа— «Мадонна с младенцем и св. Все эпизоды изображены на одной фреске. Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. В качестве источника вдохновения для изображения Евы исследователи приводят также греко-римскую статую «Венеры Пудика». Роберто Лонги в 1940 году пришёл к выводу, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо, голова Христа была написана Мазолино (голова Адама на фреске «Искушение» созданной Мазолино в этой же капелле крайне похожа на голову Христа).

В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. «Шествие св. Из трех «отцов» Ренессанса, трех гениальных художников Флоренции первой половины XV в., Мазаччо умер первым (в 1428 г. ) и самым молодым: ему не было двадцати восьми лет. Все попытки отделить руку Мазаччо от руки Мазолино в этих фресках не выходят за рамки предположений.

Работы художника 
в технике фрески

Работы художника в технике фрески

Круговое построение использовал Джотто в падуанских фресках, а также Андреа Пизано в флорентийском Баптистерии. У него были не только последователи, но и сподвижники. Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность.

Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Технология производства композиции, вероятно, была проста: Мазаччо вбил гвоздь в нижней части фрески, от которого натянул нити и прочертил по ним поверхность сланцевым карандашом (его следы просматриваются и сегодня). Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески. Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи – ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Мазаччо и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство).

  • Триптих Сан Джовенале (Триптих из церкви Святого Ювеналия)

Однако его участие в росписях вызвало впоследствии среди учёных серьёзные сомнения. В это время он много работает с Мазолино. Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли) или Доменико ди Бартоло (Бранди) или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами (Питталуга, Прокаччи, Мисс). Существует несколько интерпретаций этого эпизода, который словно бы намеренно подчёркивает законность требования уплаты налога. 7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали (гильдия врачей и аптекарей, куда входили и художники), а 19 апреля того же года он вместе с Донателло, Брунеллески и Мазолино принимал участие в торжественной церемонии освящения церкви Санта-Мария-дель-Кармине, находившейся при кармелитском монастыре Флоренции. В 1424 совм. Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность.

Триптих Сан Джовенале 
 (Триптих из церкви 
Святого Ювеналия)

Почти весь XVIII век она хранилась в Опера делла Примациале, а в 1796 году передана в музей Сан Маттео. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего. Лючано Берти считает, что Мазаччо использовал сюжет религиозной церемонии «для воплощения актуальных гражданских, республиканских, политико-патриотических идей». Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. В 1905 году их приобрёл Берлинский музей.

Архитектор и теоретик Альберти начинал свой трактат «О зодчестве» словами: «Вся сила изобретательности, все искусство и умение строить сосредоточены только в членении». Он считает, что фреска ещё раз восхваляет принятый в 1427 году институт налогообложения Catasto, гарантирующий большее равенство среди населения республики, полагая, что наказание Анании – урок тем флорентийским богачам, которые не хотели платить налоги в полной мере.

Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой.

Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. вырастает святое дерево. Изображение апостола Павла— единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. После этого он стал старшим мужчиной в семье, то есть фактически её кормильцем. Круговое построение использовал Джотто в падуанских фресках, а такжеАндреа Пизано в флорентийском Баптистерии.

Георгия с драконом» Донателло – с ним он делился своими открытиями. серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Позу горько плачущей Евы Мазаччо явно позаимствовал у скульптуры олицетворяющей Воздержание, выполненнойДжованни Пизано для кафедры пизанского собора. Меллер (1961) считал, что бородатый мужчина, сложивший руки в молитве, — портрет Донателло, а Берти (1966) полагал, что Донателло— это пожилой человек с седой бородой, который изображён между Петром и Иоанном.

Годы учения Мазаччо, так же как первое время самостоятельной работы, падают на время искусства готизирующих мастеров. Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11). Самой ранней из его гравюр является «Мадонна с младенцем». Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих. По одной версии это был обычный многочастный алтарь. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен17. Они были написаны позже или, возможно, скопированы с работ Мазаччо.

Поставим «Силу» Пизано рядом с «Давидом» Микеланджело. Лица апостолов индивидуализированы. Мантенья оказал большое воздействие на этот род искусства и оставил много последователей.

В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Грубоватыми формами масс и прочной, лишённой грации посадкой Мария напоминает «Мадонну смирения» из Национальной галереи, Вашингтон, которую некоторые исследователи достаточно проблематично приписывают юному Мазаччо (очень плохая сохранность не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, чтоБернсон в своё время считал её работой Мазаччо).

Чудо со статиром – одна из известных и выдающихся фресок Мазаччо. Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый влево. Мазаччо в этой фреске (разм. Сюжет о чуде со статиром редко использовался в итальянском искусстве.

В правой части он в потрясении видит свою жену живой. Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро делла Франческа выполнил фрескуВоскресение в ратушеБорго-СанСеполькро, находящуюся сейчас в городском музее. Кроме этого, в правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево)— Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино. Мазаччо создал единую, целостную систему живописного произведения. «кадастр»)— свода законов, установившего более справедливое налогообложение.

Через пять лет после рождения Томмазо отец, которому было всего 27 лет, внезапно умер. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению. Почти весь XVIII век она хранилась в Опера делла Примациале, а в 1796 году передана в музей Сан Маттео. В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века.

Анной и ангелами» (галерея Уффици, Флоренция). Прокаччи (1951), Мисс (1963) и Берти (1964) согласны с тем, что включение сюжета было вызвано спорами вокруг налоговой реформы, которые велись во Флоренции в 1420-х годах и завершились в 1427 году принятием Catasto (итал. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо.

Его жена Лена принадлежала к другому видному флорентийскому семейству— Строцци. Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи)— именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Мазаччо. Большинство сегодняшних критиков согласно с точкой зрения, что это работа Мазаччо. Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св.

В этом у Джотто были предшественники, например художник Каваллини. Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Сколько месяцев Мазаччо провёл в Риме, не ясно. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галлерея). О замечательном колористическом даре этого мастера может свидетельствовать его «Св. В 1834 году тондо было собственностью Себастьяно Чьямпи из Сан Джованни Вальдарно, в 1883 году Берлинский музей приобрёл его во Флоренции.

Недавняя реставрация выявила, что розоватый плащ Иоанна и руки Анании были переписаны Филиппино Липпи поверх фрески Мазаччо (Бальдини, 1986). Позднее он упоминается как посол в Луниджане, затем был послом в Каире. Однако до этого (исследователи обычно датируют Sagra 1424 годом) художник, вероятно, побывал в Риме на праздновании Юбилея 1423 года, так как только этой поездкой можно объяснить то, что изображённая на фреске процессия сильно напоминала античные римские рельефы. Христос велит Петру выловить рыбу и достать из нее монету – этот эпизод расположен слева.

пространственные построения. Христос, Петр, апостол. Напротив, Мазаччо изобразил процессию горожан в очень простой одежде.

Впрочем, они подспудно влияли и прежде, особенно на архитектуру. В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает три портрета. С этого престола он читал свои проповеди.

Этот эпизод из жизни Христа взят изЕвангелия от Матфея (17: 24-27). Иисус иапостолы, путешествуя с проповедями, пришли в городКапернаум. Мазаччо участвовал в нескольких совместных проектах с Мазолино и похоже, что их связывала дружба.

По тонкости замысла и красоте колорита это – одно из наиболее удачных произведений художника. надписью, напоминающей о смерти. Недавняя реставрация выявила, что розоватый плащ Иоанна и руки Анании были переписаны Филиппино Липпи поверх фрески Мазаччо (Бальдини, 1986). Капелла Бранкаччи была пристроена к южному трансепту кармелитской церквиСанта-Мария-дель-Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года. Его вытянутая вперед рука указывает на озеро, а Петр колеблется, желая скрыть беспокойство перед сборщиком подати и в возмущении указывает также направо.

Напротив, Мазаччо изобразил участников шествия в очень простой одежде. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем. Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано.

Часть исследователей считает, что в этих небольших работах видна рука кого-то из ассистентов Мазаччо. XV в. а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг.

отдельные её фигуры копировали Микеланджело, А. Мини идр. Матфей» оказались в Лондонской Национальной галерее, центральная панель «Основание храма Санта Мария Маджоре» и «Вознесение Марии» в музее Каподимонте, Неаполь, «Св. Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны. Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл – круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. В 1905 году их приобрёл Берлинский музей.

До подлинного ренес-сансного «открытия личности» тут еще не доходит. Лица апостолов индивидуализированы. Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю – повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода. Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года.

Согласно иной версии, эта работа принадлежит другому произведению, в создании которого Мазаччо мог участвовать с Мазолино – Триптиху Карнесекки. Главной монументальной работой Мазаччо явились его фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Или византийская икона, ставшая приятно-светской. Анной» из галереи Уффици9. «Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии».

Адам изображён грешником, не утратившим своей духовной чистоты. Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо). Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. К1480-м— началу1490-хгг. Вазари особенно восхищается изображением Петра, старающегося достать монету из пасти рыбы, «с лицом, налившимся кровью, оттого, что он наклонился» – особенно яркий пример «достоверности» манеры мастера.

Феличе Бранкаччи не случайно избрал эту тему. Фигура белокурого апостола рядом с Петром считается скрытым автопортретом мастера, выполненным, по словам Вазари, «при помощи зеркала». Фигуры апостолов величавы и массивны.

В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо— его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто15. Справа он отдает ее сборщику податей.

Из откликов на его смерть, сохранились лишь слова Брунеллески «Какую большую потерю мы понесли». Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11). Справа – Петр вручает стражнику деньги. Отдельного упоминания заслуживает картина Мазаччо «Изгнание из рая». Написанная Мазаччо фреска Троица (1426–1427) для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции была новым этапом его творчества. Анной» (разм. Юлиана в пизанской церкви дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108 х 65см, боковые— 88 х 44 см).

Знакомство с работами венецианских мастеров конца 14 в. (муранская школа) и особенно с произведениями Якопо и Джованни Беллини — крупнейших мастеров венецианского кватроченто, работавших одно время в Падуе, оказало благотворное влияние на стиль Мантеньи, придав ему большую мягкость и красочность. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). Среди участников процессии, по словам Вазари, можно было видеть не только его друзей— Донателло, Брунеллески и Мазолино, но и тех представителей флорентийской политики, которые выступали за преобразования в республике и боролись против миланской угрозы— Джованни ди Биччи Медичи, Никколо да Уццано, Феличе Бранкаччи, Бартоломео Валори, Лоренцо Ридольфи, сумевшего как раз в 1425 году достичь договора сВенецией противМилана. Причина гибели неизвестна – предположение историка Вазари о возможном отравлении было впоследствии опровергнуто, а других документов об этом событии не сохранилось. «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135 х 73 см) была центральной панелью полиптиха.

Георгий» в Венецианской Академии. Однако до этого (исследователи обычно датируют Sagra 1424 годом) художник, вероятно, побывал в Риме на праздновании Юбилея 1423 года, так как только этой поездкой можно объяснить то, что изображённая на фреске процессия сильно напоминала античные римские рельефы. С этого престола он читал свои проповеди. Здесь показаны три рисунка из трактата Перспектива в живописи: коринфская капитель (слева), абсида (в центре) и голова (справа). Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Перед нами непрерывная историческая нить развития.

Его всегда можно узнать по характерной остроте и певучести силуэтов. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. К поздним станковым работам Мантеньи относится «Мертвый Христос» (Милан, Брера) —композициянеобычайно оригинальная как по своему глубокому драматическому замыслу, так и по пластическому воплощению.

Юлиан и св. Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме). Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Иногда эту фреску считают самой лучшей.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Некоторые из них (Вентури, Лонги и, с оговорками, Берти) считают, что Мазаччо могут принадлежать синопии (предварительные рисунки на штукатурке) в сцене Распятия, конкретно – в изображении рыцарей слева. Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо— Джованни (Скеджа). Этот человек был весьма заметной фигурой в жизни Флоренции.

Страдания согнули его тело. Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. «Распятие» (разм. Симоне Мартини — один из самых тонких и изящных живописцев треченто. Например, полотно «Мадонна с младенцем и Святой Анной», о котором все еще не утихают споры – эксперты затрудняются установить, кто в большей мере является автором. Капелла Бранкаччи была пристроена к южному трансепту кармелитской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года.

Молитва для них является спасением. в конечном итоге символом крови Христовой, которая будет пролита на кресте. живописи изображена падающая тень, а в драматич.

На небольшой доске размером 24х43 см написана история из жизни св. В итоге «Св. Сохранились документы, согласно которым мать Мазаччо снимала жилое помещение в районе Сан Никколо. (23 апреля 1422 года от Рождества Христова).

Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи) – именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Мазаччо. у неё иной, чем у остальных персонажей, нимб. Действительно, она очень интересна.

По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники. Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники.

Похожа она и на другую «Мадонну» — из часовни Монтемарчиано, что в районе Вальдарно11.

В другой книге он писал: «Мне хочется, чтобы художник был как можно больше сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего я желаю, чтобы он узнал геометрию». Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. характеристиками. В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения. Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность.

Смысл произведения раскрывает надпись на цоколе над саркофагом со скелетом: «Я был, как вы, вы будете, как я». Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум.

Екатерины в церкви Сан-Клементе с историями из жизни этой святой (фрески сегодня считают работой Мазолино). Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Августин в Лиссабонском Национальном музеесв. В центральной части изображены отец и мать св.

Как великую утрату воспринял Брунеллески смерть своего друга Мазаччо. Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Через пять лет после рождения Томмазо отец, которому было всего 27 лет, внезапно умер.

В нем немало общего с поздней «королевской» готикой Франции, с провансальской лирикой, с «новым сладостным стилем» в поэзии дученто. Штайнбарт (1948) считал, что сюжеты из деятельности Петра, основателя римской церкви, могли быть намёком на политику папы Мартина V, нацеленную на мировое господство Римской церкви, а монета из Генисаретского озера является намёком на прибыльные морские предприятия Флорентийской республики, проводившиеся под руководством Бранкаччи, который, кроме прочего, служил во Флоренции морским консулом. По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола. относятся четыре большие гравюры на мифологические темы. Масштабная реставрация фресок была завершена в 2004 г. постных, переселившихся в города. Они были написаны позже или, возможно, скопированы с работ Мазаччо.

"кадастр") – свода законов, установившего более справедливое налогообложение. Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо — Джованни (Скеджа). эпохи, сколько ее идеальным излучением, ее великой мечтой, завещанной грядущим векам.

Пизанский полиптих— единственное точно датированное произведение художника датировка всех остальных его работ приблизительна. Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо. Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Вазари утверждает, что его учителем былМазолино, однако это ошибка.

Роберто Лонги, представивший публике это произведение в 1950 году и атрибутировавший его Мазаччо, приписал его ко времени создания Пизанского полиптиха, так как ему присущи хроматическая гармония и «чудесные пространственные эффекты». Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Все фигуры написаны так, словно свет на них падает из одного источника. Христос с апостолами пришел в Каперанум.

Совсем иначе изобразил Еву и Адама Мазаччо. Прокаччи (1951), Мисс (1963) и Берти (1964) согласны с тем, что включение сюжета было вызвано спорами вокруг налоговой реформы, которые велись во Флоренции в 1420х годах и завершились в 1427 году принятием Catasto (итал. Все исследователи согласны с тем, что она целиком выполнена Мазаччо. Августина в Борго. Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Наряду с пониманием сюжета фрески, как спасение через веру, существует другая интерпретация, предложенная Лучано Берти (1964). Пространственное противоречие в произведениях мастера предыдущего века переместилось на иной уровень. Г. Справа изображен Петр, уплачивающий налог сборщику податей.

Раньше людей изображали со ступнями, не касающимися земли. Он стремился постичь природу человека и вещей. В 1906 году германский исследователь Шубринг связал эти четыре работы с Пизанским полиптихом, высказав предположение, что ранее они украшали его боковые пилястры.

Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Иаков перед Агриппиной», «Шествие св. Самой ранней картиной Мазаччо считается алтарный образ Мадонна с младенцем, св. и сделал из него драматическую историю. Прокаччи (1951) верил, что кроме этого Мазолино написал и голову самого Петра, однако после реставрации 1980-х у него не осталось сомнений, что фреска целиком выполнена Мазаччо. Николай Толентинский в музееПольди-Пеццолив Милане.

площадке. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Четыре небольших панели, каждая размером 38 х 12 см., были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги и Бернсон). Прием соединения разновременных событий в одном произведении идет далеко вглубь столетий, особенно часто его применяли в искусстве дученто и треченто.

Первая известная ныне их совместная работа— «Мадонна с младенцем и св. Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый влево. В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах имеющих отношение к искусству и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. Монограмму его имени— букву V исследователи видят в сложенных крыльях ангелов.

Все исследователи согласны с тем, что она целиком выполнена Мазаччо. В первую очередь это относится к композиции «Чудо со статиром». Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Картины молодого подмастерья повлияли на творчество известного мастера Мазолино – уникальная ситуация, когда ученик изменил манеру работы учителя. Скорее всего, его туда позвал Мазолино для работы над полиптихом для римской церкви Санта Мария Маджоре и другими престижными заказами.

Размеры панели 51 х 31см. Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю— повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода. раду, ковер с золотыми птицами по красному полю так наряден, белокурая мадонна так по-житейски миловидна, что едва ли эта икона могла навевать молитвенные настроения. Но в нарушение этой традиции, сцены в ней не идут последовательно одна за другой. Мазаччо изобразил Мадонну с младенцем и правого ангела, поддерживающего занавес, а остальные части принадлежат кисти его учителя, которому и заказывали полотно.

Большинство исследователей согласились с этим заключением (Мисс, 1963 Берти, 1964-68 Парронки и Болонья, 1966). Существуют и другие мнения. Эту неоднородность рождала новая концепция пространственного построения. Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Мазаччо, показывая Троицу, следует средневековым канонам, согласно которым в плоскостную фигуру Бога-Отца вписывалась также плоскостная фигура Бога-Сына с распростертыми над ней крыльями голубя – Духа Святого.

В них – недоумение, позор, ужас. расписан с двух сторон: на одной Рождество, на другой – путто с маленькой собачкой. Одним из первых произведений Пьеро делла Франческа был алтарный образ «Крещение Христа» (1445 Лондон, Национальная галлерея), в котором уже полностью проявились черты, присущие его искусству. точностью изображения. С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги и Бернсон). Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было.

Пётр и Павел» и «Иоанн Богослов и св. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и Донателло (1386-1466). С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон. В правой части он в потрясении видит свою жену живой.

На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль. Мазаччо рано переехал во Флоренцию. Меллер (1961) считает, что фреска содержит напоминание о семействе заказчика: человек, стоящий на коленях в красном кардинальском одеянии и протягивающий руку Петру— возможно, кардинал Ринальдо Бранкаччи или кардинал Томмазо Бранкаччи. Исследователи считают, что в этойконструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице – высшему воплощению божественной сути. Мазаччо в этой фреске (разм. Иисус просит Петра поймать рыбу, говоря, что тот найдет у нее во рту монету (статир). На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета – св.

Согласно сообщению Вазари, Мазаччо обрёл в Риме «величайшую славу» достаточную для того, чтобы получить заказ от кардинала Сан Клементе на роспись капеллы св. Такова фигура воина, выражающего глубокое изумление при виде чуда, совершаемого св. Но в искусстве он обретал живую плоть и кровь. Именно Феличе считают заказчиком росписей.

Все исследователи были согласны с тем, что фреска целиком принадлежит руке Мазаччо. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо – его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто. Вазари считал, что в виде воскрешённого юноши Филиппино Липпи изобразил живописца Франческо Граначчи, хотя в то время Граначчи был уже далеко не юношей, «и равным образом мессера Томмазо Содерини, дворянина Пьетро Гвиччардини, отца мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе и Луиджи Пульчи, поэта» Изучив иконографию и возможные портреты фрески итальянский учёный Петер Меллер в своей работе «Капелла Бранкаччи: иконографические и портретные проблемы» (1961) подтвердил мнение Вазари и пришёл к выводу, что фреска, кроме прочего, содержит и политический подтекст: кармелитский монах (четвёртый слева)— портрет кардинала Бранда Кастильоне, сидящий на возвышающемся престоле Теофил— портрет миланского герцога Джан Галеаццо Висконти, а мужчина, устроившийся справа возле его ног— канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати, автор инвектив против миланского правительства. В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»).

Однако ренессансная стадия сложилась не везде, не одновременно и не в одинаковых формах. На фреске (разм. Иеронима». На фреске «Исцеление тенью» впервые в европ.

Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года. Картины «Чудо со статиром» и «Мадонна, щекочущая младенца» тоже достаточно реалистично изображают людей их композиция наполнена динамикой и смотрится весьма убедительно. Существуют и другие мнения. Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Большая фреска, написанная на стенах одного из залов дворца — так называемой Камера дельи Спози (брачного покоя), — изображает семейный портрет Лодовико Гонзага, полуфеодального властелина Мантуи, в кругу его семьи и придворных — надменных и гордых представителей итальянской знати в маленьких североитальянских центрах 15 столетия. Однако Бальдини (1986) утверждает, что голова Адама и голова Христа выполнены в разной живописной технике.

Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны16. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая.

К ней сохранился собственноручный подготовительный рисунок автора. После реставрации вновь разгорелась дискуссия о кооперации Мазолино и Мазаччо: например, Берти (1989) утверждает, что Мазолино автор всего пейзажного фона в этой фреске. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Композиция линейна и действие кажется непрерывным. В XVIII веке полипих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям.

Иакова на казнь»представлено в перспективном сокращении снизу. Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. На фреске изображены сразу три эпизода. Огромная внутренняя сила скрыта в фигуре Петра на фреске «Исцеление тенью».

«кадастр»)— свода законов, установившего более справедливое налогообложение. По одной версии это был обычный многочастный алтарь.

Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин. В «Крещении новообращённых святым Петром» художник приближает фигуры к зрителю и наделяет их индивидуальными психологич. В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано.

Мазаччо рано переехал воФлоренцию. Фигуры апостолов величавы и массивны. И все же — была большая доля истины в молве, признавшей Джотто верным учеником природы. Мазаччо – это великий художник раннего Возрождения. Сохранились сведения о личной связи Мазаччо с этими двумя выдающимися мастерами раннего Возрождения.

Однако Бальдини (1986) утверждает, что голова Адама и голова Христа выполнены в разной живописной технике. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. Некоторые из них (Вентури, Лонги и, с оговорками, Берти) считают, что Мазаччо могут принадлежать синопии (предварительные рисунки на штукатурке) в сцене Распятия, конкретно – в изображении рыцарей слева. Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески.

Эффект пространства в групповом портрете передан Мантеньей с огромным мастерством. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон.

В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года. Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано1. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Из них«Бой тритонов и морских кентавров» и«Вакханалия» обнаруживают уже полное овладение новой техникой. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад.

Вазари считал, что в виде воскрешённого юноши Филиппино Липпи изобразил живописца Франческо Граначчи, хотя в то время Граначчи был уже далеко не юношей, «и равным образом месссера Томмазо Содерини, дворянина Пьетро Гвиччардини, отца мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе и Луиджи Пульчи, поэта» Изучив иконографию и возможные портреты фрески итальянский учёный Петер Меллер в своей работе «Капелла Бранкаччи: иконографические и портретные проблемы» (1961) подтвердил мнение Вазари и пришёл к выводу, что фреска, кроме прочего, содержит и политический подтекст: кармелитский монах (четвёртый слева) – портрет кардинала Бранда Кастильоне, сидящий на возвышающемся престоле Теофил – портрет миланского герцога Джан Галеаццо Висконти, а мужчина, устроившийся справа возле его ног – канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати, автор инвектив против миланского правительства. Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность. Ещё в 1568 году фреской восторгался Вазари, однако через пару лет в храме был воздвигнут новый алтарь, который закрыл её от публики, причём, центральное панно этого алтаря – «Мадонну чёток», написал сам Вазари. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность.

«Мадонна с младенцем и св. мастерской, вступил в Цех врачей и аптекарей, к которому принадлежали и художники и завершил свою первую датированную работу– триптих для ц. Сан-Джовенале-ди-Каша (Реджелло, близ Флоренции). Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая. В левой части св.

Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету – статир. Классическим очагом ренессансной культуры была только Италия. Мазаччо несколько опережает развитие вкусов заказчиков и публики. Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. Екатерины в церкви Сан Клементе с историями из жизни этой святой (фрески сегодня считают работой Мазолино). Зрелый стиль станковой живописи Пьеро представляет «Бичевание Христа» в музее Урбино. Не разочаровывает ли нас великий Джотто.

Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. флорентийские художники 16в. ). Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески. Грубоватыми формами масс и «прочной, лишённой грации посадкой» Мария напоминает «Мадонну смирения» из вашингтонской Национальной галереи, которую некоторые исследователи небесспорно приписывают юному Мазаччо (очень плохая сохранность не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо). История Роспись капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428) была поручена Мазолино да Паникале, который привлек к работе своего ученика – двадцатилетнего Мазаччо.

Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) – изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти. Анной и ангелами (ок. Большинство исследователей согласно с тем, что Мазолино и Мазаччо приступили к работе в конце 1424 года (Мазолино был занят заказом в Эмполи до ноября 1424 года) и работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, оставив фрески незавершёнными. На фреске изображены сразу три эпизода.

Слева стоит Мадонна, справа Иоанн Креститель, у подножья креста в отчаянии раскинула руки Мария Магдалина. Петра в капелле Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1424–27), выполненные в сотрудничестве с Мазолино (цикл был оставлен незаконченным и впоследствии завершён Филиппино Липпи), в которых разработаны осн. Развевающиеся одежды танцующих муз подчеркивают классические пропорции их фигур, стройную гармоничность движений. Позднее Мазаччо получил заказ на увековечение этой церемонии вофреске.

Аналогии среди скульптуры были найдены и для позы Адама— от «Лаокоона» и «Марсия» до более современных примеров, таких как «Распятие», созданное Донателло для флорентийской церкви Санта-Кроче. Штайнбарт (1948) считал, что сюжеты из деятельности Петра, основателя римской церкви, могли быть намёком на политику папыМартина V, нацеленную на мировое господство Римской церкви, а монета из Генисаретского озера является намёком на прибыльные морские предприятия Флорентийской республики, проводившиеся под руководством Бранкаччи, который, кроме прочего, служил во Флоренции морским консулом. Существуют и другие мнения. Символическое получает материальную оболочку, становится почти зримым. «Расчленение» стало впоследствии прямо-таки страстью ренессансных художников.

На оборотной стороне изображён герб со щитом, на жёлтом фоне которого красуются шесть звёзд, перепоясанный по центру черной лентой с золотым крестом, вся композиция увенчана кардинальской шляпой – это герб Антонио Казини, который принял кардинальский сан 24 мая 1426 года. Михаил в Лондонской Национальной галереесв. В искусстве небо и земля стали зрительной реальностью. Все фигуры написаны так, словно свет на них падает из одного источника.

«Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи. Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом. Кроме этого, в правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево) – Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино. Одно из последних произведений художника — «Парнас» (Лувр), оконченный в 1497 г., написан по заказу Изабеллы дЭсте для украшения ее кабинета с античными коллекциями. Анной» из музея Уффици, Флоренция, «Мадонны» из Пизанского полиптиха и Полиптиха из Санта Мария Маджоре в Риме4. В XVIII веке полиптих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент).

В центральной части изображены отец и мать св. – Христос, он – центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения. К их числу принадлежат«Грехопадение», «Воскрешение Тавифы» и другие. Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: из Музея Гарднер, Бостон из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции— в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов».

с Мазолино создал алтарный образ «Мадонна с Младенцем, св. 83 х 63 см) с 1901 года хранится в музее Каподимонте в Неаполе. Лонги (1940) считал, что две фигуры слева от Петра являются работой Филиппино.

Его супруга на тот момент была беременной, вскоре она родила второго сына, которого назвала в честь отца— Джованни (впоследствии он тоже стал художником известным под прозвищем Скеджа). Центральный пояс фресок: Изгнание из рая (Мазаччо), слева Чудо со статиром (Мазаччо), Грехопадение (Мазолино), справа Воскрешение Тавифы (Мазолино), две фрески алтарной стены – Проповедь апостола Петра (Мазолино), Крещение новообращенных (Мазаччо). Позднее Мазаччо получил заказ на увековечение этой церемонии во фреске. Настоящими учителями Мазаччо былиБрунеллески иДонателло.

Это произведение благодаря мастерству изображения многофигурной сцены и точности портретных характеристик вызвало не только восхищение современников, но и упреки в «писании с натуры». Николай). В сцене «Чудо со статиром» М. организует пространство по правилам линейной перспективы, сформулированным незадолго до этого Ф. Брунеллески расположение фигур также подчёркивает глубину пространства.

Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. Триптих был двусторонним, вот таким образом так же как в случае со знаменитой «Маэста» Дуччо, он был продольно распилен так, чтобы отделить лицевую и оборотную поверхность. По одному яркому высказыванию, в работе изображен «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами.

Санта Мария Новелла, Флоренция. Интуитивно искали форм ясных, плотных, рационально упорядоченных и расчлененных.

Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл— круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. Произведение представляет собой desco da parto – обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило – можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). Штайнбарт (1948) считал, что сюжеты из деятельности Петра, основателя римской церкви, могли быть намёком на политику папы Мартина V, нацеленную на мировое господство Римской церкви, а монета из Генисаретского озера является намёком на прибыльные морские предприятия Флорентийской республики, проводившиеся под руководством Бранкаччи, который, кроме прочего, служил во Флоренции морским консулом. Мазаччо родился 21 декабря 1401 года в день св.

Это была живописная революция для того времени. Пройдет совсем немного времени, все это станет привычным и упрек превратится в похвалу. В качестве одного из блестящих мантеньевских рисунков пером следует назвать его«Юдифь», где облик Юдифи по тонкости и изяществу ее классического профиля напоминает женские изображения на античных резных камеях. Именно Феличе считают заказчиком росписей12. Небольшая панель (50 х 34 см) в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург, содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Причащение св. Однако, «чтобы не соблазнить их», Он велит Петру бросить уду и изо рта первой попавшейся рыбы извлечь статир, чья стоимость равнялась четырем драхмам и отдать на Храм за Него и за себя.

Учёные никогда не сомневались, что фреска целиком принадлежит кисти Мазаччо. Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка. При точке зрения сверху, что характерно для живописи треченто, композиционное и пространственное построение триптиха выполнено по законам перспективы, разработанной Брунеллески, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (это естественно для ранних опытов в области перспективы).

Большинство исследователей согласились с этим заключением (Мисс, 1963 Берти, 1964—1968 Парронки и Болонья, 1966). И нигде никаких подробностей. Изображение апостола Павла – единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. На переднем плане – саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни.

Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли) или Доменико ди Бартоло (Бранди) или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами (Питталуга, Прокаччи, Мисс). По мнению большинства учёных, Мазаччо успел начать левую створку алтаря с изображением св. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового».

В нижней части написана гробница с мощами Адама. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии». Его супруга, бывшая на тот момент беременной, вскоре родила второго сына, которого назвала в честь отца— Джованни (впоследствии он тоже стал художником известным под прозвищем Скеджа). В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает.

7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали (гильдия врачей и аптекарей, куда входили и художники), а 19 апреля того же года он вместе с Донателло, Брунеллески и Мазолино принимал участие в торжественной церемонии освящения церквиСанта-Мария-дель-Кармине, находившейся при кармелитском монастыре Флоренции. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет. Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Иеронима и Иоанна Крестителя. В. Петр и рыба.

1420, Флоренция, галерея Уффици), написанный им вместе с Мазолино.

Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения. Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды. По мнению искусствоведа Роберто Лонги, Мазолино создал большую часть картины.

По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз. Сам Мазаччо отдал этой традиции неизбежную дань в своих ранних работах, напримерв «Распятии» (Неаполь, музей Каподимонте), где образы отличаются повышенной эмоциональной экспрессивностью и преобладаютпо-готическивыразительные сильные цветовые звучания. Главе семьи было лишь 27 лет. «Мадонна с младенцем и святой Анной» (разм. Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец)1, явилась началом ренессансной культуры Италии — Проторенессансом. Характер развития действия, созданные образы, построение пространства принадлежали уже новому искусству. Перед капеллой написана широкая ступень и на ней две коленопреклоненные фигуры заказчиков фрески в традиционных позах с молитвенно сложенными руками. Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл— круг символизирует геометрическое совершенство и законченность.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Исследователи считают сюжет с виноградом евхаристической аллюзией, символом вина причащения, т. е. Роберто Лонги высказал предположение, что фигура Магдалины была приписана мастером позднее, т. к.

Роберто Лонги в 1940 году пришёл к выводу, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо, голова Христа была написана Мазолино (голова Адама на фреске «Искушение» созданной Мазолино в этой же капелле крайне похожа на голову Христа). Наряду с пониманием сюжета фрески, как спасение через веру, существует другая интерпретация, предложенная Лучано Берти (1964). Дописывать триптих пришлось Мазолино в одиночестве. Она изображала сцену торжественного освящения этой церкви.

В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Меллер (1961) считал, что бородатый мужчина, сложивший руки в молитве, – портрет Донателло, а Берти (1966) полагал, что Донателло – это пожилой человек с седой бородой, который изображён между Петром и Иоанном. Слева стоит Мадонна, справа Иоанн Креститель, у подножья креста в отчаянии раскинула руки Мария Магдалина.

Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: изМузея Гарднер, Бостон из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Однако его участие в росписях вызвало впоследствии среди учёных серьёзные сомнения. Иакова на казнь», «Казнь св. Юлиана.

Средневековая иконография сюжета обычно именуемого «Св. Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. Исполненная живописью выступающая пилястра отделяет первый план от второго, создавая полную иллюзию глубины, усиленную расположением сыновей Лодовико друг за другом. Парронки (1989) утверждает, что два портрета слева от Петра написаны неизвестным ассистентом Мазаччо, а голова Петра выполнена так низкокачественно, что не может быть работой ни Мазаччо, ни Мазолино. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин.

Учёные никогда не сомневались, что фреска целиком принадлежит кисти Мазаччо. Произведение представляет собой desco da parto— обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило— можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто).

Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо). Другие исследователи — Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура святой Анны, поскольку её левая рука, простёртая над головой младенца Христа, написана в сильном ракурсе, необходимом для передачи пространственной глубины10. Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли. Согласно средневековой иконографии сюжета, обычно именуемого «Святая Анна втроём», на коленях Анны сидела Мария, а на коленях последней — младенец Христос.

Это пока все еще «мертвая вода». Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Либерио и св.

Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники. Георгия с драконом». Мазаччо выстроил фигуры персонажей вдоль горизонтальной линии, однако группа апостолов в центре образует явный полукруг. Искусствоведы до сих пор расходятся во мнениях — принадлежат ли росписи церкви в Ассизи, посвященные житию Франциска Ассизского, самому Джотто или художникам его круга.

Так он стал главным кормильцем. В качестве источника вдохновения для изображения Евы исследователи приводят также греко-римскую статую«Венеры Пудика». Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум.

В 1424 году картины Мазаччо обрели настоящую популярность. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину.

написана история из жизни св.