Диего Веласкес Менины Описание

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Ему 57 лет. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. «Свет мой, зеркальце, скажи». И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  5. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)

Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

  1. Описание картины Веласкеса «Менины»
  2. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  3. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  4. Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  5. Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660)
  6. Невообразимый эксперимент Веласкеса

Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.

Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Фигура карлицы. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. А с другой – сам бросает вызов богам.

  1. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  4. «Мы не зрители, мы участники действия»
  5. Сравнение изобразительных средств
  6. «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  7. Словари и энциклопедии на Академике

Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Но не это главное в полотне. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно.

Скорее всего это портрет королевской четы. 1. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Та послала за водой Николасито. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Все эти осторожности, особенно с питанием, связаны с обычными угрозами смертельных отравлений со стороны потенциальных претендентов на престол.

Однако то, что он изображен именно как художник, в самом процессе творчества, позволяет иначе истолковать его действительную роль, в которой он выступает господином положения, тем, благодаря кому все существующее на холсте и обрело зримо действительное существование. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.

Но здесь возникают новые вопросы. Лица обеих групп реальны. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. На это указывает отражение в зеркале. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

3. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Это сцены из жизни простых людей. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». 3. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.

Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»).

К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск.

Куда больше распространены две другие точки зрения. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара.

Если закрыть узкую полосу в верхней части картины и превратить ее в квадрат, можно убедиться, насколько важны эти соотношения. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Художник любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту.

2. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Эта техника известна также как «эффект Дросте».

Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV».

Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Афина и Арахна. Их позы и жесты живые, естественные.

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».

Персонажи У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.

В «Венере с зеркалом» (ок. В ней таинственно многое, начиная с названия. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

И творчество побеждает. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.

Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.

Разумеется, нет. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.

В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. За пределами холста или внутри него. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Солнечный свет заливает весь второй план картины. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. За пределами холста или внутри него. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Освоение наследия Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Отсюда – несколько вариантов сюжета: придворный художник пишет маленькую инфанту и отвлекся на пришедших царственных родителей или он занят работой над огромным парадным портретом Филиппа IV и его супруги Марианны, которых развлекает единственная дочь. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). То есть король вступил в инцестуозные отношения.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Находится в музее Прадо в Мадриде. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Своим уродливым видом, находясь рядом с принцессой на людях, Барбола привносила контраст, необходимый для создания эффекта красоты далеко не идеальной красавицы инфанты. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины – пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV – инфанта Маргарита. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Короля и королевы не видно.

Но смотрит и художник. В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. 13 и 14.

Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Гений Веласкеса столько же обязан изощренному мастерству руки, сколько и неисчерпаемому богатству мысли.

Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Но здесь возникают новые вопросы. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.

Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Это Веласкес.

Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.

Но смотрит и художник. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Должность Менин при инфанте являлась почетной и считалось, что девочкам несказанно повезло. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Но, может быть, это «Менины». Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. На фрейлину она не обращает внимания. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. 4. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Веласкес – настоящий волшебник света и композиции. На картине ей 5 лет. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Инфанта, напротив, ярко освещена. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). В его наследии – множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Король Испании и Португалии Филипп IV и его вторая жена королева Марианна Австрийская отражаются в зеркале на дальней стене. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют».

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов. В основе его лежит художественный замысел, а не фотографическое воспроизведение случайной ситуации.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. «Свет мой, зеркальце, скажи». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50.

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Однако это положение требует оговорок и поправок. Вся картина построена на парных противопоставлениях.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

9. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

С неё было сразу же сделано несколько копий. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.

Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно. Фрейлина донья Мария Сармиенто в низком поклоне подаёт сосуд с питьём царственной девочке, которая в тугом и массивном одеянии не может свободно двигаться сама и вынуждена держать осанку в соответствии со строгим этикетом. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». 13 и 14.

Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.

Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Есть и философские интерпретации. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Испанская знать не жаловала новую королеву. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».

Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Это не значит, конечно, что преобладающая роль инфанты полностью уничтожается, но это делает её преобладание наполовину фиктивным.

А почему в мастерской находится инфанта. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.

Быть может, то, что вижу, — сон. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.

Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Верхняя свободна, более воздушна и легка. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.

Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины». Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. И творчество побеждает. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. 5. Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука.

Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Итак, время действия – 1656 год. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.

Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости.

Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.