Диего Веласкес Водонос

Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660). Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос».

Описание картины «Севильский водонос»

Он на шесть лет младше Веласкеса. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».

Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.

Диего Веласкес «Севильские 
водоносы»

Диего Веласкес «Севильские водоносы»

Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Там пишет он свою «Кузницу вулкана». Это произошло 6 августа 1660 года. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.

Иначе мы бы знали, кто он. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Впоследствии оно только увеличивалось.

  1. Биографии великих и известных людей
  2. Диего Веласкес – придворный художник
  3. Диего Веласкес — картины и биография
  4. Диего Веласкес: биография и творчество, видео
  5. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС — ХУДОЖНИК ИСТИНЫ

К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа.

По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. И почти невероятным. «1625 год.

  • Диего Родригес де Сильва Веласкес
  • Диего Веласкес ( ): творчество и биография (фото)
  • ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС
  • Диего Веласкес: биография, творчество

Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны. Персианова).

Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. и о наличии вакансии на это место. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.

  • код для вставки на сайт или в блог
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Веласкес, Диего
  • Отрывок, характеризующий Веласкес, Диего

Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне.

1625 год. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.

Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.

Биографии великих 
и известных людей

Здесь видно, как Веласкес бился за выразительность силуэта. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.

Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Поездка пошла на пользу.

В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем.

Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.

Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. У её босых ног лежит кошка. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.

Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»).

Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.

Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Однако Веласкес еще не очень умело пользуется методом перегораживания планов и гораздо больше его привлекает внутренний объем формы, нежели силуэтная красота. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.

Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.

Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.

К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.

Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.

Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков.

При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).

Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Потому несмотря бытовой сюжет, это еще и прекрасный портрет человека из народа, портрет, мастером которого и был гениальный художник из Испании. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.

Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Бодегонес Веласкеса носили характер камерный.

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619).

Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.

По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.

К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Мария классична в полной мере.

В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. С 1622 года он возглавил правительство. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.

Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Испытав поначалу воздействие тематики голландских художников, живопись его затем ориентировалась скорее на караваджизм, все шире распространявшийся в Испании. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».

Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Пятно движения фигуры выверено почти орнаментально.

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Клеймо вырождения лежит на длинном, безбровом и безусом лице Филиппа с отвисающей влажной губой и вывернутыми веками.

Менин часто называют картиной создания картины. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.

А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.

А в Испании перемены. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.

Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику.

К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. К сожалению, его имя неизвестно.

В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.

Веласкес ничего нового не выдумывает. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.

В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. С неё было сразу же сделано несколько копий. Веласкес Диего, великий испанский художник.

Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев.

Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. В. И. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.

По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.

«Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск.

Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.

По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.

Как и современные ему художники, Веласкес использует эффектное «погребное освещение», когда из темноты выхвачены светом лишь те формы, которые предложены зрителю для рассмотрения. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре.

В 1629 году Веласкес на галере прибывает в Венецию и по 1631 год живет в Италии. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт.

Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.

В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Великолепен коленопреклоненный балбес, которого Вакх венчает венцом, скрученным из виноградных листьев. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».

Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Виртуозный мазок разнообразен.

Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. смирением высокая, нищетою богатая». Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.

В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В католической традиции Иосифа часто изображают мужчиной средних лет, что, видимо, должно придать некоторую сентиментальность отношениям Марии и ее наставника и охранителя.

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.

Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.

Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.

Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Однако, как это всегда бывает в руках умелого мастера, канон преображается из сухой схемы в живую жизнь. Как тонко играет здесь Веласкес своей волшебной кистью. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. То, что он ловил все советы учителя буквально на лету, подтверждает его первая серьезная самостоятельная картина «Крестьянский ужин», которая вышла из-под его кисти в 1617 году, когда художнику едва исполнилось восемнадцать. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта.

Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Две миловидные фрейлины развлекают ее. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.

Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.

Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. С неё было сразу же сделано несколько копий.

На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. Веласкес Диего, великий испанский художник. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства.

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.

Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.

Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.

Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1.

Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В 1621 году умирает Филипп III. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Удивительно настроенчески назван общий тон лица. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Она нынче находится в Эрмитаже. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.

С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Холст огромный – два метра в высоту, метр двадцать пять в ширину. Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.

И почти невероятным. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) русск. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.

Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.

Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Веласкес многое позаимствовал от приемов Рубенса в их химическом виде. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. 1630-е и 1640-е гг.

Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Его «Менины» копировал Илья Репин. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.

с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) русск. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. С неё было сразу же сделано немало копий. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.

Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.

По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». После возвращения в Испанию в 1631 году в жизни и художественной карьере Веласкеса наступил наиболее плодотворный период. А вот «Кузница» – в Прадо. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним.

В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.

Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.

Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение. Это обычный традиционный дворцовый «ростовичок», написанный по канонам придворного портрета. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.

В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно. Особенно это сказалось на легкости решения пространств и задних планов. Мужики совершенно живые. Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Хотя Он уже год женат. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.

Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.

Впоследствии оно только увеличивалось. Здесь режиссура высшего порядка. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.

У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.

Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.

Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Такие сюжеты назывались в испанской традиции bodegon, что означало: трактир, харчевня. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане.

Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Его портреты необычайно реалистичны и естественны. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение.

Картина поражает точностью характеристик образов. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.

Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Волхвы удались намного лучше.

— время расцвета портретного искусства Веласкеса. Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».

Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.

Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.

Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. Диего Веласкес. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.

Краснорожий у него серебристо-седой, а бледнолицый – конечно же, брюнет. Оно проявляется во многих его работах. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).

Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.

Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Впоследствии оно только увеличивалось. Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Совсем бедняга допился – облик потерял. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). И в то же время магия цвета и света преображает это пространство в поэтическую среду и каждой фигуре сообщает особое художественное очарование».

Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. и о наличии вакансии на это место. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне.

Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.

Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Причем в не меньшей степени, чем его волшебное умение владеть кистью, вызывал восхищение прижизненный успех мастера и, конечно же, его немеркнущая слава. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Иначе мы бы знали, кто он.

Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. С 1622 года он возглавил правительство.

В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи». Немного мешает одинаковость пересчета складок ее одежды, но образ вышел на удивление глубокий, ведь перед нами самостоятельная трактовка малоопытного молодого человека. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Художнику долго не удавались королевские ноги.

Слабее всех написан Иосиф. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны.

Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.

Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма прескверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски.

Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.

Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). На престол вступает шестнадцатилетний Филипп IV. Центральное место в картине занимает сам водонос. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ) русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск. Он изображён в профиль и, если рассматривать его лицо вблизи, затемнение брови окажется просто кляксой с замысловатыми контурами.

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.

Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.

Восхождение Веласкеса было стремительным. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М.

25 мая 1651 года художник покинул Италию. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Здесь не только непопадание в возраст святого плотника. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Мастерски расставлены блики на черной одежде. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.

В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. И Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению. И как это в натуре верно подмечено и как уместно перенесено в картину. Правда, вины художника в том нет. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.

Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте.

Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.

Вот что может сделать мастер-колорист.