Донателло Статуя Святого Георгия

Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения.

В 1415 году гильдия оружейников заказывает Донателло статую Святого Георгия. Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия» – Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения.

Конная статуякондотьераГаттамелаты

В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников. Они возятся со снастями и неуклюже стараются выправить положение накренившейся лодки. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.

Но и этого ему мало. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло.

Марка». Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).

Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Донателло достиг этого эффекта не одним лицом поразительна и вся поза Георгия. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира.

Донателло «Давид» (около 1440). Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.

Четыреста громоотводов имеют одинаковую высоту – около шести метров. Таким методом можно устранить наиболее типичные препятствия к восприятию искусства и упредить критику, основанную на ложных посылках. Антония (Санто).

Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Они как бы окаменели от горя. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.

  1. Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  2. Донателло великий итальянский скульптор
  3. Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  4. Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения

Это первый написанный с натуры пейзаж, первый «портрет» уголка природы. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто — Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Ему неведома донателловская мощь. 1415, Флоренция, Нац.

Фигура в тюрбане – Даниил, лысый старик – пророк Исайя. Годы строительства, собирания и открытия музея совпали со временем, когда мир словно бы наново открывал великого Донателло. Искусствовед Б. Р. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих).

  1. Донателло Статуя евангелиста Иоанна
  2. Статуя Святого Георгия Донателло
  3. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  4. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  5. Зимние пейзажи выдающихся художников

По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Историю Иакова и Исава», в сложную многоплановую композицию, уходящую далеко вглубь. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные.

159). Французское слово «ренессанс», собственно и означает возрождение или восстановление чего-либо. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.

  1. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  2. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  3. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  4. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Но главные победы в процессе завоевания реальности были одержаны не скульпторами. В отвлеченной формулировке это положение выглядит несколько запутанным, но надеюсь, что текст книги прояснит его.

Здесь начинается следующий этап его творчества. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. Последние годы Лоренцо скитался по разным городам. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.

Заключил Лоренцо трактат автобиографией. Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Все в этой фигуре весомо и материально – и тяжесть тела и мускулистые руки и пластичность ткани одежды.

Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Он – скульптор, который пропускает все через себя.

Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника. Именно в обрамлении широко использованы античятте мотивы, причем они даются в самых невероятных сочетаниях, которые наверняка осудил бы Брунеллески.

  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия

Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. 148).

Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Художники того времени не располагали готовыми красками в тюбиках или коробках.

  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Донателло – основоположник скульптурного портрета
  • Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
  • Поездка в Рим, второй флорентийский период

Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.

Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.

  • Описание скульптуры Донателло «Святой Георгий»
  • СКУЛЬПТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Срок исполнения работы — один год. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Ван Эйк двигался в прямо противоположном направлении.

Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. 157, можно убедиться, что в живописи ван Эйка все иначе. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Антония.

Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Донателло. Марк, можно поверить и его писаниям. 21: 4-8). В творчестве мастера наступил новый период.

Брунеллески и Донателло 
– выдающиеся мастера 
эпохи раннего Возрождения

Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой.

Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Конечно и эта гильдия, как и гильдия производителей льна, была не из главных, но заказ был важнейшим ввиду значимости церкви Орсанмикеле, приобретавшей все большую славу — ведь здесь работали самые востребованные мастера того времени. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.

В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Донателло «Давид» (около 1440). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.

Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Молодая женщина вложила свою правую ладонь в левую руку Арнольфини, вслед за этим скрестятся и их свободные руки в знак свершившегося союза. Георгия (ок. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве.

Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный. (стр. Гиберти принимает решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.

Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Его стан и руки развиты очень сильно кисти рук даже особенно велики но вся эта верхняя часть фигуры находится в абсолютном покое Георгий полон энергии. Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги.

В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. 7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». Евангелист Марк (1411). С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Видимо, этим объясняется помещенная на видном месте подпись художника, начертавшего по латыни: «Johannes de eyck fuit hic» (Ян ван Эйк был здесь). 75).

Барахтающийся в воде Петр выглядит, как и следовало ожидать, довольно беспомощно. 144). После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию). Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.

Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Глубина изображенного на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.

Не исключена возможность, что Донателло уделил столь большое внимание отделке драпировок по просьбе старшин цеха полотняников, в который входили и торговцы ветошью. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. 191 илл.

Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Он берет его за основу в образе Давида.

Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Несмотря на это, зритель все же явно ощущает, что статуе тесно в отведенном ей пространстве ниши, что присущий ей избыток энергии нуждается в более обширном поле действия. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Идея возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).

При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Марк»). При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.

Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).

Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. 156).

– 1446. ). Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.

А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Здесь все – новаторство. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф.

Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.

Ведущей фигурой в этой группе был архитектор Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Антония в Падуе. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Строгий аскет, не порывавший связей с монастырской средой, он был в то же время любителем драгоценностей, шпалер, шитья. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца.

Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Впервые в истории художник стал очевидцем в подлинном смысле слова. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. По деталям, показанным на илл.

Это один из первых ренессансных конных монументов. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора.

Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы. Основоположник ренессансной архитектуры был первопроходцем и в других областях.

Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач.

Плоский рельеф изображающий голову св. 114 илл. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Роспись принадлежит художнику, получившему известность под прозвищем Мазаччо (1401 – 1428), что означает примерно «Большущий Томмазо». Однако картины Яна ван Эйка уже совсем другие.

В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.

На самом деле все было не так. 143) его фигуры могут показаться оцепенелыми и неловкими. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.

В последующие пять веков зодчие Европы и Америки шли по его стопам. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. свою красоту и славу.

118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. Ему не хватало места на дверях. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Фигуры, вписанные в перспективное обрамление, подобны объемным изваяниям.

Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Марка (1412 год), св. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Эта деталь была несомненно подсказана Донателло каким-то знатоком античной литературы, вероятнее всего, его другом Никколб Никколи.

Брунеллески применил их для того, чтобы подчеркнуть формы и членения интерьера. В юности учился у золотых дел мастера, работал как художник. Через два года Лотарингских изгнали из Флоренции и работы продолжились сначала под эгидой временного правительства Тосканы, а затем Итальянского государства (стоит отметить, что Флоренция с 1865 по 1871 являлась его столицей). И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.

Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, – один из излюбленных образов Ренессанса. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. Т. е. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. В течение некоторого времени этими познаниями владели только итальянские художники.

Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Статуя рассчитана на обозревание спереди. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).

Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Сидящий Апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими рукам исполненный сдержанного достоинства и благородства. Скульптура отличается живостью исполнения.

В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Они готовили их сами используя вещества растительного или минерального происхождения.

Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Донателло, как и его друг Брунеллески изучал древние памятники. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). 219 илл. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).

Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.

Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Его плотная фигура напоминает фигуры во фреске Мазаччо илл. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Лицо его отличается особой экспрессией.

Поскольку итальянцы считали готов виновными в падении Римской империи искусство «среднего периода» они прозвали готическим, то есть варварским слову «готика» тогда придавался примерно тот же смысл, что сейчас слову «вандализм». В конце XVI в. алтарь был разобран. это действительно только самое начало работы.

Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.

С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.

На илл. Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы.

произведениях есть немало общего. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.

Гиберти идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Путти Донателло предельно общительны. Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.

Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).

Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. 127). Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд. Вторую он отвел искусству Средних веков.

Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута.

Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. пока скрытой. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые.

С точки зрения идеи – патриотического подвига – «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.

Неудивительно, что такие представления обрели популярность в Италии. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой.

Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. – 1441). Внутри капеллы еще более очевидны заимствования из римской архитектуры (илл.

Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции.

Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. На лице его застыла гримаса страдания.

Марк, можно поверить и его писаниям». Хотя ценили его больше как скульптора. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Марку» с Ор Сан Микеле.

Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. «Св. Первую часть его мастер посвятил античности. Белый конь в миниатюре Лимбургов похож на игрушечную лошадку.

Деревья братьев Лимбургов были схематичны и условны (стр. Впоследствии Джордже Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». То же самое относится и к фигурам. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Но спорить с Донателло было не так-то просто. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. 155-156). Петра и завершения ряда других заказов. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Мы словно вступаем в дом четы Арнольфини.

Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе.

1423—1425) и св. Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.

И только Христос спокоен и тверд. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.

Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления «величия Рима». Он мог, накладывая краски прозрачными слоями (так называемыми лессировками) доводить живописную поверхность до глянцевого блеска, он мог кончиком тонкой кисти вызывать эффект мерцающих бликов.

Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто — Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. Вокруг он изобразил цветочный узор.

Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Но достоверными эти сведения считать нельзя. дворца, а персонажей дальнего плана наделил внешностью древних римлян (илл. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.

Повсюду, в любом городе мы встречаем здания классических форм – с колоннами и фронтонами. Их пейзаж больше походил на декорационный задник или шпалеру, чем на живую природу. Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах. Красив мотив струящихся складок одежды. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Как и на известной нам средневековой купели (стр. 153).

Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.

Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». 120 илл. В этом светлом интерьере с красивыми пропорциями нет ни высоких окон, ни вытянутых колонн, столь ценимых готическими зодчими. Сдержанный жест, которым Мария указывает на распятого Сына, – единственное движение в этой статичной композиции, но именно вот таким образом он особенно красноречив. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433).

Но и этого ему мало. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. музей Барджелло).

Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат. Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия. Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным.

По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию). У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. В конце XVI в. алтарь был разобран.

Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло – Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах.

Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. В 1408-1415 гг.

Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Такие краски, получившие название темперы, были хороши, однако слишком быстро сохли.

В этой фигуре всё значимо. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Увидев картину, в которой тонко проработаны поверхности вещей, цветов, драгоценностей, богатых тканей, мы с уверенностью можем сказать, что она принадлежит кисти северного, скорее всего -нидерландского мастера.

В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Ангел, опустившийся на колено перед Марией, напоминает восторженно благоговеющего перед прекрасной дамой юношу-рыцаря. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. 154).

Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343.

Марк, можно поверить и его писаниям». Он превосходит готических мастеров в пристальности и точности натурного наблюдения. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Св. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры.

У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Такие детали, как обрамление дверного проема с увенчивающим его фронтоном (щипцом), свидетельствуют о тщательном изучении древних памятников, например Пантеона (стр. Мрамор. В них Донателло особенно подчеркивал характерные черты, подчас грубоватые, но живые и естественные, вероятно используя опыт изучения образцов римской портретной пластики.

Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).

Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства.

Особенно это заметно в изображении св.

Постепенно развивая приемы Лимбургов, совершенствуя их, они вышли на тот уровень, который означал преодоление средневековой художественной системы. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. 216-217 илл. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение.

Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Около 1345—1350 гг. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония.

Удивительнее всего то, что Брунеллески удалось осуществить свою программу.

В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.

С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Здесь не меньше отличий от средневековой пластики, чем в Святом Георгии Донателло. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло.

Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). и Донателло. Георгия.

Однако это впечатление обманчиво. 72), не были знакомы с законами сокращения объектов по мере их удаления в глубину. То же направление видно в его статуе пророка Аввкума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.

Исаак изображен коленопреклоненным, со связанными за спиной руками, опущенной головой, с безмолвной покорностью принимающий свою участь. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.

146). Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. И все равно что-то не устраивало Лоренцо. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.

Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».

У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции.

Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо — юное исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности. Людовика Тулузского (ок. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Это один из первых ренессансных конных монументов. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.

Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей. К тому же у меня не было намерения состязаться с имеющимися на сей день блистательными изложениями истории архитектурных стилей. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). 161 показана часть алтаря, созданного им для женевской церкви в 1444 году.

И в этом проявился его характер. Вероятно, этим обстоятельством обусловлена и такая деталь, как размещение под ногами Марка подушки. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло является его статуя св. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой.

Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. музей Барджелло). Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.

В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Совсем другое у Донателло. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.

В ней чувствуется рука самого Донателло. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Верный приверженец христианских доктрин, он не чуждался гуманистов, привлекая к своему двору Поджо, Бруни, Бьондо, Георгия Трапезундского и Альберти. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.

179 илл. фигуры в соответствии с найденными закономерностями. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.

Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Если Брунеллески хотел начать новую эру в архитектуре, ему это безусловно удалось. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.

Его можно видеть еще и сегодня, он не сильно изменился со времен Конрада Вица. На илл. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.

Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины.

В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Заменив яйцо маслом, он получил возможность работать неспешно, тщательно отделывая детали. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах.

Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Обратите внимание на форму арки, полукружие которой срезается пилястрами (плоскими полуколоннами) верхнего яруса. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти.

Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.

Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. А это и составляет сущность донателловского образа. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.

149). Лошадь со створки Гентского алтаря, при всем сходстве стати и поступи, выглядит живой. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Кажется, что мы можем осязать их, что они, а значит и заключенное в них духовное содержание, выходят нам навстречу. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Пять фигур находятся в музее собора.

Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.

Марк, можно поверить и его писаниям». Сюжет заимствован из текста Откровения Святого Иоанна -Апокалипсиса (Откр. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. В 1403—07 гг.

И тогда один из них сказал: «Это Господь». Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Вот таким образом в античном рельефе группа с тесным взаимопроникновением составляющих ее частей, по существу, отсутствует.

В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии.

Изобретение масляной живописи – его заслуга. Во-первых, другой материал. В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона.

У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.

Донателло приближал рельеф к живописи. Это открытие не было чем-то совершенно новым, подобно открытию перспективы. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.

149). Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой.

Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Элементы античного ордера даны в неожиданных и произвольных сочетаниях, большую роль играет орнамент, покрывающий почти все плоскости, фигурки ангелов расположены перед коринфскими пилястрами, образуя свободные живописные группы, трактованные в виде горельефа. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Фигура исполнена достоинства.

В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.