Эдуард Мане Нана

Картина Эдуарда Мане Нана: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона главная награда Франции. Впервые произведение «Нана» Эдуарда Мане было представлено взору публики на персональной выставке мастера в 1876 году. Тем не менее, творчество Эдуарда Мане не было до конца признанным вплоть до 1890-х годов.

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Тень фигуры не соответствует её положению. Еще во времена романтизма зародилась идея своеобразной корпоративности людей, присягнувших творчеству, – «артистов», как называли они себя, – богемы, как называл их обыватель. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества.

Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Скандалы, сопровождавшие произведения Мане на «Выставке отвергнутых» и в Салоне 1865 года, где они всякий раз становились гвоздем экспозиции, объяснялись теми же причинами, которые спровоцировали в свое время процесс против авторов «Мадам Бовари» и «Цветов зла», обвиненных в том, что они «наводняют печать нечистотами беспутства и реализма». Но когда в 60-70-е годы начинаются выступления Мане и «батиньольцев» (импрессионистов), французская публика почувствовала, что время компромиссов миновало. М., «Искусство», 1971.

Сирша Ронан: фильм 
её жизни и погоня 
за «Оскаром»

Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Сюжет всегда переплавлялся Мане в живописно-пластические и психологические ценности. Увидев свою мечту «глазами ясными, как влага ключевая» (Бодлер), художник вынужден будет впоследствии понять, что не здесь таится искомая им в современности ценность и неповторимость человека. М., «Искусство», 1965.

Но наряду с этим возникает система специальных государственных заказов на монументальные росписи с целью пропаганды официальных идей – политических, философских, религиозных, равно как и на станковые исторические картины, рассчитанные уже не на частный интерьер, но на экспозицию в залах Салона, на восприятие толпы и, следовательно, крупноформатные. Только ли счастливый случай повинен в том, что эта женщина в течение долгого времени так плодотворно сотрудничала с художником. После этого несостоявшийся «мореход» стал учиться в мастерской художника Тома Кутюра. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Импрессионисты.

В этом произведении впервые возникают реминисценции французской живописи XVIII века. Изобразительное же искусство пыталось познать его главным образом через графику.

  • Картина Нана, Эдуард Мане – описание
  • Эдуард Мане: импрессионизм как метод переосмысления классики
  • Эдуард Мане: ранние годы и занятия живописью
  • Портреты, репортажи, батальные сцены
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

«Парижский свет», собравшийся в летнем парке, видится художнику единой, нерасчлененной и достаточно безликой массой. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Зато мы следим за всеми событиями жизни Мане, получаем возможность, выражаясь неакадемическим языком, «влезть в его шкуру», видим его неравную битву с косностью и предрассудками глазами современников, хотя как раз они-то и выступали тогда носителями этой косности и этих предрассудков. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Оно не только хотело познать новое – оно хотело видеть по-новому. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.

Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Его «Любитель» может быть поэтом, рапэном, артистом, ныне опустившимся, неопрятным ищущим забвения в алкоголе.

В конце концов победила его приверженность к искусству. Викторина Меран, по-видимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе – «Флейтист» (1866). А что представляет собой «Флейтист». Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.

Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника.

  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Русский перевод романа «Нана» появился в год опубликования романа во Франции, в трёх периодических изданиях: в газетах «Новое время» и «Новости» и в журнале «Слово». Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Р. Рей пишет: «Картина говорит об удивительных успехах художника.

Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Картина «Бал-маскарад» еще раз развенчивает легенду о Мане как о бездумном и легкомысленном живописце, поверхностно относящемся к современности. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Именно она и гипнотизировала Мане.

И нет ли оттенка иронии в названии картины.

  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия

Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. В нем есть какая-то затаенная горделивость, чувство собственного достоинства, пренебрежительное равнодушие к тому, что о нем подумают. Да и так ли случайно возникли картины 1874 года.

Чаще – хроникально-светскую, описательную (Гаварни), реже – сатирическую (Домье), еще реже – отстраненно-аналитическую (Гис). Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. То, что Мане искал в спектаклях испанских гастролеров, раскрылось ему не в массовой сцене, но в явлении отдельного героя: такого, как «Лола из Валенсии».

Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Пусть рассудочность стимула, породившего замысел «Олимпии», снова, как и в «Завтраке на траве», не освободила композицию от налета подчеркнутой рационалистичности. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.

Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". о которой грезил его друг Бодлер.

  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Образование и раннее увлечение живописью
  • Эдуард Мане: картины с названиями не менее скандальной репутации
  • Словари и энциклопедии на Академике

Письма. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Он не просто созерцает происходящее, но оставляет рисунок, запечатлевший результаты страшного, но великолепно выполненного преступления (слова одного из современников), фиксирует чудовищно продуманный прозаизм массового истребления республиканцев. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.

Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Кто же обслуживал эту новую, год от года умножавшуюся клиентуру. Мане не волнуют индивидуальные черты модели. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).

Картина Нана, Эдуард 
Мане – описание

Не это ли была та «идея современности», связанная с блужданием «в человеческой пустыне», о которой писал в 1859 году Бодлер, но которая в 1860-м ускользнула от него, когда он судил картину друга. Здесь преломились его знание и осмысление заветов испанцев и Курбе, Луи Ленена и Ватто. Одни верили в силу искусства, другие ограничивались лишь стремлением «эпатировать буржуа». «В картине «Завтрак на траве» (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М. Т. Бонапартизм, уповавший на то, что с деньгами в одной руке и железом в другой «можно повести страну далеко», привел Францию к катастрофе, во время которой художник находился среди настоящих, а не казенных патриотов. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.

В художественных принципах картины Олимпия лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а идолообразность женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. А. Г. Барская. Тень фигуры не соответствует её положению.

После «Музыки в Тюильри» – это вторая многофигурная картина. Оно готовило и совершало революцию в складывающейся веками системе живописных методов. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).

В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.

К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Статья «Импрессионисты» в книге «Мои художники». Натурализм, проповедуемый Золя и выросший на почве позитивистской философии Тэна, не мог иметь к Мане никакого отношения, как, впрочем, не имело отношения и утверждение писателя, что искусство его друга находится «вне всяких моральных претензий».

С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Жизнь. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.

По-видимому, обращение к Делакруа диктовалось не одними живописными поисками. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».

Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. И все эти «маленькие» люди – бродяги избавленные от связей с цивилизованной жизнью, все несут бремя своей свободы с мудрой и печальной горделивостью. О месте человека в природе Мане размышлял, помнится, еще в «Завтраке на траве». Когда Курбе писал «Похороны в Орнани», где включил французских провинциалов в заведомо драматическую ситуацию, он в конечном счете пришел к отрицанию драматизма, обнаружив зато в своих моделях иные глубины.

Однако было бы неверно считать, что она не встречала противодействия. Достаточно вспомнить поведение юноши во время июньских событий 1848 года или эпизод в дни декабрьского переворота, когда девятнадцатилетний Мане вместе с Антоненом Прустом, рискуя жизнью, не побоялся стать свидетелем разыгрывающейся на улицах Истории одного преступления (Гюго) – расстрелов в упор среди бела дня, актов варварской жестокости, совершенных в цивилизованной Франции. Но это ничуть не лишает его конечную оценку иронического подтекста. Обзор искусствоведческой литературы о Мане – и той, которой пользовался Перрюшо и той, которая появилась позже, – предмет особый. Это работы А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, А. Г. Барской (А. Полотно излучает беззаботность, а действующие лица кажутся праздными и радостными.

Портрет Стефана Малларме 1876 года вдруг дезориентировал Перрюшо. В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции – стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере. Нежный тон кожи, две, много – три краски, чтобы оттенить лицо. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Буржуазия становится единственным заказчиком художников, число которых возрастает пропорционально количеству работодателей.

Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. «Флейтист» очищен от примет места и времени он оказывается наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна, это скорее эманация его ничем не выдающегося, но такого поэтического и всепоглощающего состояния. М., «Искусство», 1975. ). С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.

В конце концов победила его приверженность к искусству. Бодлер не случайно посвятил ему в 1859 году статью «Художник современной жизни», где имя Гиса, однако, не фигурировало и где силою предчувствия поэта возникал не столько Гис, сколько прообраз художника будущего: человек, одаренный живым воображением, одиночка, без устали странствующий по великой человеческой пустыне.

Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В. Н. Прокофьев. Здесь он еще раз убедился, что современную палитру должен очистить пленэр.

Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Для автора книги перечисление их было удобным поворотом в ходе изложения. Сад Тюильри был действительно любим парижским светом. Мане разглядел это чудесное извлек его из потока реальной жизни. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.

Мане был опален «смерча и пламени круженьем» (Готье), вспыхнувшим на парижской сцене в дни гастролей испанцев. До этого времени Испания еще не сыграла во французской живописи предопределенной ей роли. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. «Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни Так, «Нана» (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода: полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого «покровителя».

Но это правило, видимо, не работает в тех случаях, когда дело касается будущего гения и предначертанного ему пути. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.

Труды Гос. Перрюшо характеризует его фарисейское общество еще слишком мягко. Так, в картине «Балкон» (1868 г. ) в образе одной из женщин художник поведал о той скрытой драме отчужденности, тайном разладе с пошлостью и прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в томимую неудовлетворенностью, ранимую, восприимчивую героиню, живущую, оказывается, прямо у распахнутых дверей обычного дома.

Тогда же Бодлер пишет одноименное стихотворение, вошедшее в сборник «Цветы зла». Эрмитажа, т. VIII, вып. Многие – и в том числе Перрюшо – отмечают в этом полотне присутствие конкретных персонажей. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.

Начиная с "Завтрака на траве", отвергнутого официальным "Салоном" и выставленного в только что открывшемся "Салоне отверженных", берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Буржуа называли их рапэнами. При этом манера «Любителя абсента» сохраняет пока зависимость от пластических ощущений не столько Кутюра, как пишет Перрюшо, сколько опять-таки Курбе, усвоившего опыт Риберы и Сурбарана.

Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Между персонажами не видно явной связи, но от их сочетания рождаются неоднозначные ассоциации.

Человек здесь – главный и сохраняющий свою неповторимо характерную ценность герой. И «Студенты Саламанки» и картины «в манере Веласкеса», сделанные, по-видимому, по мотивам офортов с «Менин» и еще каких-то испанских полотен, были необходимы Мане. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.

Но в интерпретации художника этот «люмпен» не вызывает ни жалости, ни презрения. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Но Парижский салон не одобрил «Музыку в Тюильри».

Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). С точки зрения сюжета годилось все, что не претендовало на серьезную содержательность и оберегало от необходимости думать. В полотне 1873 года «Бал-маскарад в парижской Опере», написанном через некоторое время после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего художника ирония эта перерастает в откровенный сарказм. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.

Несколькими годами раньше Бодлер писал: «Чудесное окружает нас, питает как воздух, но мы не видим его». Крепло, распространялось искусство «золотой середины» – эклектичное, неглубокое, развлекательное. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Оно было молодо, честно и непримиримо. Так же как в предыдущем полотне, художник "осовременил" в "Олимпии" традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.

В своей картине Эдуард Мане не стал придерживаться академизма. Эти, по определению Флобера, «маленькие статуэтки, маленькая музыка, маленькая литература» маячили прообразом поп-культуры XX века. Но это не так. Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Д. Чегодаев.

Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Она безучастна и к восхищению и к осуждению ибо художник не намеревался ни прославлять, ни клеймить ее. Но наибольшее количество бед она причиняет ее главному поклоннику, графу Мюффа. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Но Эдуард провалил экзамены, причем, дважды. III. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).

Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Но потом он поторопится вернуться в город и будет искать сюжеты в кафе, на подмостках сцены, на улицах или на катке, чтобы наконец кистью, омытой в процессе пленэрных экспериментов, написать свою «Нана» (1877 г. ) в абсолютно ином, лишенном натуралистической заземленности духе, чем это уже делал тогда в своем одноименном романе Золя. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Уже сам круг моделей красноречиво характеризует время и атмосферу их возникновения. Творческое сотрудничество мастера с молодым импрессионистом Клодом Моне (а также и другими его коллегами, в частности с Бертой Моризо) обоюдно воздействовало на художников.

Много ли в живописи прошлого века найдется аналогий, достойных портрета Малларме. Новшества Мане не могли так скоро вписаться в привычные рамки французской живописи. Скорее всего замысел картины «Нана» возник там во время одной из бесед. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Воспоминания. Вот таким образом травлю Мане и «батиньольцев» объясняли как реакцию на эпатаж, хулиганство, оскорбление эстетических чувств зрителей нарочитым живописным оригинальничаньем, не имеющим ничего общего с высоким искусством. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.

К вопросу об источниках ранних произведений Мане. Мане редко смешивал краски. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Пребывающая не в идиллической обстановке «Завтрака на траве», а в банальном интерьере спальни, Олимпия поднята на пьедестал своего ложа. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Ведь именно Золя принадлежит хрестоматийная формула: «Мане не умеет ни петь, ни философствовать» Мане – раб «бессознательности творческого процесса». Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.

Легко сказать, что «все в этой картине служит лишь поводом для натюрморта», но ведь это явное упрощение. Тем самым он как бы возлагает ответственность за содеянное в Мексике на Наполеона III: он и его армия открыто называются убийцами, что соответствовало уже не простой достоверности, но исторической правде. В художественных принципах картины "Олимпия" лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а "идолообразность" женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. То, что в Париже конца 30-х годов называли «франко-испанской» школой, представляло собой или эклектические перепевы формальных открытий испанского искусства XVII века или спекуляцию на занимательном этнографизме (Сиглер, Адольф Брюн, Деоденк). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.

Не найдя в современнике героического волнения, Мане решает теперь испытать его в обстоятельствах идиллических, так сказать «руссоистских». Отчасти. Слово это, первоначально означавшее помощника живописца, подмастерья, вскоре превратилось в определение заурядного художника, ремесленника, «мазилы». За более чем десятилетний срок столкновений с проблемами пленэра (От «Музыки в Тюильри», «Завтрака на траве», жанра морского пейзажа, к которому художник периодически возвращался уже с 1864 года, сцен корриды, навеянных поездкой в Испанию, скачек, городского ландшафта до «Балкона». ) Эдуард Мане выработал собственную точку зрения, обусловившую своеобразное решение им тех задач, которые встали к началу 70-х годов уже перед всеми импрессионистами.

«Портрет родителей» раскрывает характеры французов, еще в чем-то бюргерские, добропорядочные, суховатые, кастово-сдержанные, хотя по-своему и привлекательные он согрет какой-то печальной добротой и вместе с тем явной нелицеприятностью отношения. Город рос, перестраивался, в нем прорубали широкие авеню, уничтожали тесные средневековые кварталы. «Обнажить жестокую реальность» – такова была задача и гонкуровской «Девки Элоизы» (1877 г. ) и «Западни» (1877 г. ) Золя. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген).

Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Государство призывало искусство быть «украшением и развлечением духа» (Эта вполне потребительская формулировка взята из обвинительного приговора другу Мане Шарлю Бодлеру, вынесенному в 1857 году на процессе против «Цветов зла». ).

Если Золя в опубликованной в 1871 году «Карьере Ругонов» вспоминал о торжестве бонапартистского переворота «над еще не остывшим трупом Республики», что так напоминало «версальский Париж», торжествующий над трупом Коммуны, то во французской живописи тех лет не было, помимо Эдуарда Мане, художника, так негодующе и точно показавшего дно «большого света». Каким поразительным мужеством обладал этот погибающий и совсем еще нестарый человек. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».

Однако же теперь в ней не хотят видеть оправдания оскорбленной добродетели и тот же Дюма публично заклеймит зло адюльтера. В 1880 году роман вышел в Петербурге отдельной книгой1. Французский подлинник романа был запрещен царской цензурой, а цензор Любовников в своём рапорте писал: «В своём новом романе известный автор-реалист в героине своей рисует женщину, аристократическую кокотку, предающуюся самому отвратительному разврату во всевозможных его проявлениях. Его герой снова один из тех «маленьких» людей, каких много мелькает в большом городе и кого художник искал, начиная с «Любителя абсента» вплоть до «Олимпии».

Он сделал множество набросков и этюдов, взглянув на которые, отец признал талант Эдуарда. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. В конце 70-х годов тема куртизанки, памятная французским читателям по «Даме с камелиями» Дюма-сына, вновь проникает на страницы романов.

В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Как известно, в дальнейшем пути Мане и Золя разойдутся. Вместе с тем его никак не устраивала та незначительная роль, которую они подчас отводили человеку, рассматривая его или как цветовое пятно (Клод Моне) или, в оптимальном варианте, как часть однозначно ликующей природы (Ренуар). Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета.

В области портрета Мане особенно активно работал со второй половины 60-х годов. Этот город переставал быть только фоном человеческих поступков. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Он приближается к самому краю картины и становится ее монументальным стержнем.

Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Меньше чем за десятилетний период творчества (если ограничить его «Любителем абсента» 1859 года и «Казнью Максимилиана», 1867) Мане успел испробовать почти все возможные в живописи жанры, включая бытовой исторический, «nu», пейзаж, марину, портрет, натюрморт. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.

М., «Советский художник», 1974. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. «Флейтист» 1866 года – безукоризненное по цельности произведение. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Воистину художник не просто шел на открытый конфликт с так называемым обществом, но бросал ему вызов. Обратим внимание на то, что мастера потянуло на пленэр, к естественной, чистой жизни вскоре после создания «Бала-маскарада». Вступительная статья к сборнику «Эдуард Мане.

Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.

Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: "Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. В середине 1870-х гг. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. То, что Перрюшо называет «топтаньем на одном месте», предшествующим возникновению «Музыки в Тюильри», представляется не совсем верным.

Объекты его поклонения – Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы – Веласкес и Гойя. Ставшее еще более тесным соприкосновение с реальной действительностью натолкнуло Мане на мысль создать единственную (если не считать батальной марины «Битва Кирсэджа и Алабамы, 1864 г. ) историческую картину – Казнь императора Максимилиана Мексиканского. Удачливые авторы «махин» получали звания академиков, членов Института, за ними закреплялись государственные заказы, они преподавали в Школе изящных искусств, получали ордена, становились модными художниками. Таким образом, Мане не просто перерабатывает уроки Курбе, но создает принципиально новый образ «маленького», одинокого, безымянного человека, коротающего затянувшийся «досуг» в компании с бутылкой вина, образ, который надолго вошел во французскую поэзию и живопись. Еще одно свидетельство его активной гражданственности: акварель Баррикада и литография Гражданская война, посвященные расправе над коммунарами 1871 года. Картина Эдуарда Мане «Казнь императора Максимилиана Мексиканского» в свете некоторых фактов и событий.

Все объекты предстают яркими, светящимися, пятнистыми. Он не хочет контакта со зрителем и не ищет его. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.

Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Однако на раннем этапе идеал этот имел отнюдь не первостепенную значимость. В империи Наполеона III, погрязшей в финансовых спекуляциях, коррупции, продажном политиканстве, самом беззастенчивом разврате и низменных оргиях, реализм означал бунт против того самодовольства и показного процветания, которыми прикрывался «Вавилон, населенный бездельниками и тупицами» (Бодлер) и по которым через несколько лет нанесет удар Парижская коммуна. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская».

Уязвимость живописи «Завтрака», как и «Викторины Меран в костюме эспада», в отсутствии пленэрного единства, в разграничении на две световоздушные зоны: главной, где абрисы фигур ясны и замкнуты и второплановой с ее растворяемостью цветового мазка в солнечном сиянии, сверкающем во влажном отражении реки. И это тогда, когда Мане, предпочитающий, по словам Перрюшо, «сюжеты спокойные», мог копировать в том же люксембургском музее «Алжирских женщин» – самое умиротворенное произведение великого романтика. При этом Мане строит композицию холста «В лодке» так, что кадровость не разрушает глубины пространства в этом «пейзаже света и воды» и одновременно воссоздает отчетливо-преходящий эффект движения скользящего по реке ялика. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему Завтрака на траве. Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям.

А как красноречивы страницы, рассказывающие о поведении Мане в период франко-прусской войны и осады Парижа. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке» были встречены очень тепло. Вовсе нет. Желание искусственно наделить этого человека большими страстями, примыслить его к воображаемому героическому действию обернулись в сознании художника охлажденным романтизмом.

Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Так ли уж «радует его взор зрелище светского гулянья», как утверждает Перрюшо.

Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Лица выглядят по-разному в зависимости от того, с какого расстояния на них смотреть.

Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Взаимодействуя, оба эти импульса – «пустыня» города и всплеск иной, полнокровной жизни претворяются в картине 1862 года – «Викторина Меран в костюме эспада». В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Если бы их увидел Делакруа, то он не смог бы больше утверждать, что в живописи Мане есть «терпкость зеленых фруктов» или что ее «пронзительный колорит режет глаза». Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.

Поощряя огромные полотна с фигурами в натуральную величину, представляя их как образцы высокого искусства, государство создало условия для производства того, что рапэны столичных ателье окрестили на профессиональном жаргоне словечком «махина». В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Люди приходили туда отдохнуть, развеяться и посмотреть на красоту окружающего мира.

Не довольствуясь опытами Константена Гиса, равно как и графическим наследием предшествующего столетия (в частности, возможно, офортом Габриэля де Сент Обена «Стулья в Тюильри») (Заметим, что именно с 1859 года братья Гонкуры начинают публикацию своего «Искусства XVIII века», реабилитируя его в глазах современников. ), Мане уверенно идет к самостоятельному овладению проблемой и решает ее, перешагнув через всех своих предшественников. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Он вынужден признать, что это полотно не только «великое по исполнению», но «еще более великое по бесконечности мыслей и ощущений, заложенных и сплетенных в нем».

Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Структуpa произведения создается в диаметральном отличии от прежде решенных задач. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Тонкая поэзия и психологизм подчеркнуто-конкретного образа позволяют отнести его к портрету, а действие – к бытовому жанру. Выбранное по примеру Джорджоне, Тициана и Гойи (В период увлечения испанской труппой Мане написал «Лежащую женщину в испанском костюме», прямо идущую от гойевской «Махи одетой», которую он мог знать по гравюрным воспроизведениям. ) явление лежащей обнаженной женщины заведомо очищалось от всего случайного, от прямой взаимосвязи с конкретным окружением, от каких бы то ни было сюжетно-ситуационных разночтений. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.

Они искали единомышленников, отчаявшись, замыкались в одиночестве. Опыт последнего был особенно интересен. Одновременно он работает над большим полотном, своего рода «махиной», задуманной не без тонкой полемики с «Мастерской художника» Курбе. А. Г. Барская. Армия творческих посредственностей, тех, кто, по выражению Бодлера, свято исповедовал принцип «следует нравиться тем, на чьи расходы хочешь жить».

Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный историзм Тома Кутюра. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).

Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. В 1852 году Мериме переводит пушкинских «Цыган». Художника не случайно называли живописцем современной жизни.

Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Хотел ли он разоблачать Рошфора. Как можно классифицировать, например, «Завтрак в мастерской» 1868 года.

То были снова умозрительные иллюзии, не замедлившие обернуться против художника. А над этой страшной саркастической маской смерти по-прежнему сияли прекрасные рыжие волосы, как солнце, окружая её золотым ореолом. Здесь же рушатся все преграды и художник будто остается один на один с горделиво взирающей на него народной плясуньей – отнюдь не прекрасной с точки зрения европейца, зато раскованной, пылкой, чувственной, дразнящей и вызывающей в своей естественности (что особенно задело зрителей). 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.

Господство буржуазии резко изменило отношение к искусству. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.

Каждый из них и все вместе олицетворяют круг образов и тем живописца: прямо повторенный любитель абсента, музыкант, смысловым прообразом которого маячит «Гитарреро», трогательные, наивно-сосредоточенные дети, экзотический старец. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Мы помним, как «Олимпия» вывела из себя Париж Второй империи.

Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В сборнике «Западноевропейское искусство второй половины XIX века».

Если допустить, что романтический пафос искусства Делакруа был вообще чужд Мане, то никак не объяснимы ни его интерес к «Ладье Данте» (картине излучающей такую кипучую страстность, такое трагическое мужество), ни бесспорная адекватность копии эмоциональной и живописной структуре подлинника. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Критика современников».

С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет. «Старый музыкант» – это тоже своего рода «реальная аллегория» и, как всякая аллегория, – а особенно в условиях второй половины позитивистского XIX столетия, – она предполагает условность. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков.

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Человек, воспринимаемый в такой проекции, оставался неразгаданным до конца, но приобретал благодаря этому особую многоплановость, впитывал множество ассоциаций, звучащих «под сурдинку» отголосков ощущений, воспоминаний, чувств инстинктов он оказывался незримыми, но очевидными нитями связанным с той средой из которой сформировался. Не забудем, что Мане высоко ценил принцип искусства «интеллектуального уровня», означавшего в то же время правдивость и неприкрашенность в изображении действительности, о котором не уставал говорить его друг и наставник Бодлер. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Образ «Флейтиста» волшебно двойствен: впечатление от него, казалось бы, мимолетно, почти неуловимо и вместе с тем крайне отчетливо. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Так возникает остродостоверная реалистическая «экспозиция» образа Олимпии. Гонкуровский художник Кориолис из романа «Манетт Саломон» мечтал «на лету уловить красоту парижанки, которая не поддается определению».

ищущий нечто такое, что позволено назвать эссенцией современности» (Опубликованная только в конце 1863 года эта статья прозвучала своеобразным напутствием Мане после скандалов, разразившихся на выставке у Мартине и в «Салоне отвергнутых». ). И это не случайность, а точка зрения. Как правило, сталкиваясь с многолюдным объектом, художник испытывал чувство отчужденности. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Но тем более потому Мане не хочет лишать свою маленькую, «среднюю» героиню права на соприкосновение с иной, не столь холодной и эгоистичной жизнью.

Так кристаллизуется идея группового портрета, реализованная Фантен-Латуром в «Апофеозе Делакруа» (1864 г. ) и «Мастерской в Батиньоле» (1870 г. ). Живописи это тоже коснулось. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Может показаться, что Мане ставил перед собой и решал только чисто формальные задачи.

А. Д. Чeгодaeв. «Любитель абсента» (1858-1859 гг. ) имеет, с одной стороны, прямое отношение к романтизму, воспринятому сквозь призму автопортретного цикла Курбе, который в 40-е годы толковал романтизм как вызывающую позу одинокого отщепенца, человека, знающего себе цену и сознающего, что мещанину его не понять. Не столько живописные новации, куда более умеренные, чем, например, в «Музыке в Тюильри», сколько сюжетно-смысловая концепция озадачила и разъярила посетителей «Выставки отвергнутых».

Сюжет исторической картины «Казнь императора Максимилиана Мексиканского», созданной как отклик на очередную политическую авантюру Наполеона III (начатую в 1862 году и закончившуюся в 1867-м гибелью французского ставленника, эрцгерцога Максимилиана), Перрюшо вслед за многими рассматривает как «предлог для тональных вариаций». Десятки ясных, гармоничных, просветленных образов. Самые известные импрессионистские работы Мане – «Аржантей» и «В лодке» (обе 1874 года) написаны художником, придерживающимся принципиально иных позиций. Не прав Перрюшо, когда говорит, что «эта живопись вытеснила человека». В 1862 году Мане создает своих «Гитанос», впоследствии уничтоженных.

Л., 1965. Во всех изданиях текст был неполный, что объясняется цензурными претензиями. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира".

И подростку, облик которого портретен (это Леон Коэлла), дано услышать их таинственные, то здешние, а то и нездешние (шлем, ятаган на кресле. ) голоса. Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Возможно именно его поздние произведения, в особенности знаменитые бодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма. Умаляет ли это ценность его книги.

Новое поколение вознамерилось обратиться к жизни сегодняшнего города, к бытию людей в той специфической, пока еще совсем не освоенной живописью городской среде, которой свойственна особая подвижность, калейдоскопичность, стремительность и уже с этой «городской точки зрения» оценить жизнь остальной природы в ее изменчивых, временных перетеканиях. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.

Одновременно с «Любителем» Мане создает диаметрально противоположный образ: доверчиво-приближенного к зрителю «Мальчика с вишнями». Сделав уже в 1860 году эпохальные открытия, Мане не торопится их немедленно продолжать. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». «Старый музыкант» не только образно-эстетическое, но и живописное кредо Мане. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.

Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный "историзм" Тома Кутюра. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет).

Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Он отваживается ввести в классическую галерею образов, воспевших этот идеал, свою «Олимпию», моделью для которой послужила его любимая натурщица тех лет Викторина Меран.

С годами характерная для Мане ирония приобретает очевидную социальную направленность. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мане не успел сделать живописного портрета Бодлера.

Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Не слишком ли перегружен интерьер кабинета Золя деталями и атрибутами. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Иная ситуация складывается в эпоху Июльской монархии и особенно – Второй империи.

Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Более того, под кистью Мане жанры начинали взаимодействовать, переплетаться. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).

В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Так появляются портреты Астрюка, Дюре и Золя кисти Эдуарда Мане. После франко-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами.

Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.