Федотов Сватовство Майора Описание Картины Кратко

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Что можно сказать про этого персонажа.

У него горделивая осанка, напыщенныйвид. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.

получали то, что хотели, становились счастливыми. И зачем. Ах, уж эта кулебяка. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка.

На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Подобные браки случались тогда повсеместно. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.

Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Отдали её за другого. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам": как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. / Ой, стыд какой. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.

ассигнациями в месяц». Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром.

Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. / Нет, в светлицу уйду. »46. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.

Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

5. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Ах, уж эта кулебяка. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. чужой. / Никогда с ними я не бывала». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. Служанки шушукаются.

Рядом с купцом стоит сваха. — стыд какой. В ней борются противоречивые чувства.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Ведь он жених. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Кроме одного. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты.

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

П. А. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».

Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. И зачем. Ж-4521)8910. 58, 375, 4.

Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.

Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.

Это излюбленный приём Павла Федотова. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Помогите описать 
картину Сватовство 
майора

Помогите описать картину Сватовство майора

Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.

Ведь на столе наготовлены разные угощения. А седобородый батюшка-купец. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.

Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Подобных вопросов возникает множество. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Кроме одного. Все не столь однозначно с Купцом. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Вопрос спорный. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.

Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае.

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Постепенно сюжет сложился. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Но не всё так однозначно.

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.

Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Про нее писали вгазетах. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. осталась незавершенной. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Все присутствующие ждали этого события. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. / По-старинному— в сизом платочке. Грустная история.