Фонтан Четырех Рек Бернини

Фонтан четырех рек в Риме – загадка Бернини

Европу представляет Дунай, Индию – священный Ганг, Нил – Африку и Америку – Ла Плата. Тогда один из солдат убил ее ударом меча. Биограф Бернини Филиппе Бальдинуччи так написал о работе мастера над этим фонтаном: «Однако я не хочу так сразу перейти к другой материи, не сказав предварительно нескольких слов об этом фонтане, который причисляется к самым удивительным выдумкам Бернини и благодаря которому город Рим столь отменно украсился. Церковь Святой Агнессы (Chiesa di SantAgnese in Agone) начал возводить архитектор Райнальди в 1652 году. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини— наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к ее подножию.

Ла-Плата сидит на горе золотых монет, символизирующих богатства Нового Света. Был объявлен конкурс – тендер на лучший архитектурный проект, к которому Бернини не допустили. Создатели воплотили в них свободу, силу, экспрессию. Фонтан был построен в 1627 (1628) – 1629 гг. «Экстаз святой Терезы» очень понравилась кардиналу. По легенде юную девушку сосватали сыну римского префекта, но она не приняла предложение.

Группа получилась очень живой, динамичной. Длительное время он находился среди обломков античного римского района. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Сегодняшний вид фонтана «Треви», состоящий из скал, мраморных скульптур и ниш относится к 18 веку, когда папа Климент XII отдал выполнение работ Николо Сальви.

В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини.

По проекту Бернини вокруг обелиска располагаются статуи речных богов четырёх великих мировых рек: Дуная (Европа), Ганга (Азия), Ла-Платы (Америка) и Нила (Африка). Примечательно, что в то время истоки африканской реки были ещё неисследованные.

Барочный фасад церкви – работа Борромини. Фонтан был построен в 1651 году.

Фонтан «Четырех 
рек» — творение 
Бернини

Фонтан «Четырех рек» — творение Бернини

На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Фонтан Четырех Рек – не исключение. Фигуру-аллегорию изваял Франческо Баратта. В центре фонтана находится египетский обелиск (16, 54 метра), выполненный из асуанского гранита для Домициана, причем иероглифы, восславляющие самого Домициана, Веспасиана и Тита, были нанесены уже в Риме. С течением времени многие элементы фонтана, в том числе декоративные, были утрачены.

Естественно, после громкого скандала Бернини не включен в число соискателей. Это граничит с тем, что на тот момент исток реки не был известен. С «Фонтаном четырех рек» связана одна любопытная история, которую рассказал Леонид Колосов, советский разведчик и по совместительству корреспондент газеты «Известия» в Италии: «Если Рим иногда называют городом фонтанов, то Навона, пожалуй, самая фонтанистая. После завершения этой работы папа заказал ему колоссальную конную статую Константина, чтобы поместить ее в Санто Пьетро, а кроме того, пол из пестрых камней для новой части этой церкви, называемой «Пристройкой Павла V», вместе с барельефами изображающими путто и медальонами на боковых пилястрах этого же помещения, а также колонны из «коттанеллы», породы камня, названного так потому, что как раз в то время были обнаружены его залежи в местечке Коттанелла Сабинской области.

по проекту Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII. И кто-нибудь обязательно расскажет вам забавную историю или легенду, если хотите. Что же увидели горожане. Первые упоминания о фонтане «Треви» датируются второй половиной 17 века, когда Лоренцо Бернини делает несколько эскизов, которые только через сто лет будут использоваться в строительстве фонтана архитектором Николо Сальви. Как в XV веке, так и сейчас в фонтан поступает вода из акведука Аква Вирго.

Фигура, неподалёку от которой можно увидеть льва и пальму, символизирует Нил. Восхищенный первый посетитель около полутора часов осматривал большую скульптуру и уже собираясь уходить, спросил, когда же пустят воду. Позднее обелиск раскололся на несколько частей. Строительство фонтана Четырех Рек в Риме длилось около трех лет.

Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. И кто-нибудь обязательно расскажет вам забавную историю или легенду, если хотите.

Фонтан Четырёх рек 
на площади Навона

Фонтан Четырёх рек на площади Навона

В тот период архитектор руководил строительством колоколен на фасаде собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Тогда обозленный перфект приказал сослать Агнессу в публичный дом.

Приходит осознание, что реки являются связующим звеном между человеком и райским садом. Венчает обелиск фигура голубя с оливковой ветвью в клюве – символ рода Памфили. В 1644 году вблизи площади Барберини и улицы Венето был установлен Фонтан Пчел (Fontana delle Api). На самой середине верхней поверхности скалы удивительно поставлен пьедестал высотой около 23 пядей, на котором укреплен обелиск пядей 80 в высоту, а на нем видно красивое металлическое завершение в 10 пядей, увенчанное сияющим золотым крестом, над которым вырисовывается голубь, несущий в клюве масличную ветвь, эмблему семейства Памфили и немалое удивление вызывает вид того, как такая непомерная по вышине громада держится на скале, выдолбленной и расчлененной и как она вся (выражаясь на языке искусства) держится на весу. С «Фонтаном четырех рек» связана одна любопытная история, которую рассказал Леонид Колосов, советский разведчик и по совместительству корреспондент газеты «Известия» в Италии: «Если Рим иногда называют городом фонтанов, то Навона, пожалуй, самая «фонтанистая».

Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Данный образ характеризует природные богатства южноамериканской реки Рио-дела-Плата. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Дело в том, что семья Памфили сменила в 1644 году на Папском престоле семью Барберини (Урбан-VIII), фаворитом которого был Бернини.

В центре площади стоит знаменитый мраморный фонтан не менее знаменитого скульптора Бернини, с гигантскими фигурами, олицетворяющими богов четырех самых великих рек мира. Многие памятники архитектуры в Риме (и не только) возникли благодаря не столько гению создателей, сколько тщеславию заказчиков. Вокруг обелиска Бернини и выстроил свой знаменитый фонтан. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары. Вот таким образом лицо скульптуры символично закрыто тканью.

Фонтан Четырех рек, 
его легенды и интриги

Фонтан Четырех рек, его легенды и интриги

Фонтан Четырех рек – самый известный шедевр Джованни Лоренцо Бернини. Правда и в фигуре этого гиганта и в фигуре Нила ко многому приложил руку сам Бернини. В целом фонтан является воплощением мощи и силы. Размеры Фонтана «Треви» впечатляют: более 25 метров в высоту (на фоне Дворца Поли) и около 20 метров в ширину.

Фигуры богов-рек не выглядят застывшими и статичными. Этот фонтан является творением рук великого скульптора Бернини. Согласно задумке, это должно было символизировать торжество христианства над язычеством. Скульптуры окружены фигурами животных и растений, соответствующих представленным континентам. В 1647 — 1652 годах Бернини создал три фонтана на площади Навона.

Италия, Рим «Фонтан 
Четырёх рек – шедевр 
великого Бернини»

Италия, Рим «Фонтан Четырёх рек – шедевр великого Бернини»

Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Пилон считается одним из древних памятников Рима. Иннокентий–X устраивает конкурс на лучший проект скорее всего «на всякий случай», так как вероятнее всего эта работа досталась бы все равно любимцу Папы и его протеже – Франческо Борромини. Сооружение сочетает в себе легкость и удивительное изящество.

Бернини ответил уклончиво. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Но как бы там ни было, когда Инокентий Х увидел проект Бернини, то был в таком восторге, что приказал ему немедленно приниматься за работу, абсолютно забыв о своих изначальных планах доверить строительство фонтана Четырех Рек в Риме другом архитектору. На Пьяцца Навона, перед дворцом Памфили, стоит впечатляющая архитектурная композиция – Четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi).

Фонтан Четырёх рек – архитектурное чудо на площади Навона

Бернини трудился с большой группой своих учеников.

Фонтан Тритона (итал. Ганг, олицетворяющий Азию изображен с веслом – статуя работы Клода Пуссена. Он украшенчетырьмя титанами, представляющими четыре реки из всех известных (на то время) континентов – Африки (Нил), Америки (Ла-Платна), Индии (Ганга) и Европы (Дунай).

Центральное место занимает «Фонтан четырех рек». Впоследствии он позаимствовал идею четырех рек, добавив египетский обелиск с гербом Папы (голубь с оливковой ветвью) на вершину произведения.

И возвращаться сюда можно вечно. Вокруг монумента проводились скачки на колесницах. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Бог изображен в виде мавра, который испугался каменной змеи и отпрянул от обелиска. Рим – город, как известно, вечный.

Фонтан Четырех рек 
в Вечном городе

Фонтан Четырех рек в Вечном городе

Правда и в фигуре этого гиганта и в фигуре Нила ко многому приложил руку сам Бернини. С этим связана еще одна легенда, которую любят рассказывать экскурсоводы. А зимой здесь устраивают рождественские ярмарки. Центральное место на площади Навона занимает фонтан Четырех Рек работы Джан Лоренцо Бернини. Освящена она в дань святой девы Агнессы, которая родилась в христианской семье в III веке. В 1647–1652 годах Бернини создал три фонтана на площади Навона.

На самой середине верхней поверхности скалы удивительно поставлен пьедестал высотой около 23 пядей, на котором укреплен обелиск пядей 80 в высоту, а на нем видно красивое металлическое завершение в 10 пядей, увенчанное сияющим золотым крестом, над которым вырисовывается голубь, несущий в клюве масличную ветвь, эмблему семейства Памфили и немалое удивление вызывает вид того, как такая непомерная по вышине громада держится на скале, выдолбленной и расчлененной и как она вся (выражаясь на языке искусства) держится на весу. В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритона», бьющий на площади Барберини. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Творцом этого произведения архитектурного искусства считается Бернини.

Фонтан четырёх рек 
в Риме на площади 
Навона

Фонтан четырёх рек в Риме на площади Навона

Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Могущественная семья Памфили к 1648 году практически уже отстроила себе величественный фамильный дворец (палаццо Памфили) на площади Навона и для того, что бы уже навечно «застолбить» свое собственное величие, Папа Иннокентий–X (бывший кардинал Джамбиттиста Памфили) решает поставить в центре площади Навона египетский обелиск, увенчав его собственным фамильным гербом: голубем с оливковой ветвью. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Дунай, представляющий Европу, поднимает руки к обелиску – работа Антонио Лучея.

Fontana del Tritone) фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Впрочем, все эти слухи, разумеется, оказались сплошной выдумкой.

Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Каждое из божеств сопровождают звери: азиатскую реку – лошадь, африканского бога – лев. Якобы в образе ужаснувшегося Ла Плата Бернини тонко отомстил недоброжелателям.

Название «Баркачча» ("лодочка") фонтан получил благодаря своей форме полузатопленной лодки. Вот мавр и ужасается архитектурной безвкусице Санта Аньезе. Дунай осматривает колонну, Нил завернулся в покрывало, а мавр Ла Плата в ужасе отпрянул. Скала сооружена таким образом, что кажется, будто она состоит целиком из одного куска и никогда ни при каких обстоятельствах расколоться не сможет, так как сопряжения всех составляющих ее кусков, будучи вырезаны в форме ласточкиных хвостов, перевязаны так, что одно служит связью для другого, а все вместе, согласуясь друг с другом, скрепляют целое.

Поскольку Дунай ближе всего к папскому престолу именно он изображён рядом с гербом. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Это вызвало недовольство римлян. Все дело в том, что скульптор был любимчиком папы Урбана VIII из рода Барберини, враждовавшего с родом Памфили, к которому относился папа Римский Иннокентий Х. По одной из версий друг скульптора князь Людовизи, который был мужем племянницы папы Римского, оставил в столовой небольшой макет фонтана. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к ее подножию.

Шедевр Бернини – 
Фонтан Четырех рек

Шедевр Бернини – Фонтан Четырех рек

Победа практически была в руках у Франческо Борромини (Francesco Borromini), тоже великого архитектора и любимца нового Папы, но судьба распорядилась иначе. И любить его можно вечно. А пока перебивается мелкими заказами. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.

Дунай, олицетворяющий Европу, любуется удивительным обелиском и рядом с ним— лев. Америку символизирует Ла-Плата. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана.

Но тут, (если верить одному историческому анекдоту), Иннокентий–X якобы случайно видит проект Джованни Бернини, символизирующий четыре самых больших реки известных к тому времени четырех частей света с центром из египетского обелиска в 16 метров высотой и «фамильным» голубем. Но, желая вернуть себе доброе имя, он все-таки делает макет будущего фонтана «Четырех рек». Рядом с африканским богом расположился лев. И хотя расследование доказало невиновность Бернини, его репутация была подорвана. По просьбе отца погибшего, Агнесс воскресила молитвами юношу.

Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Не стал исключением и этот фонтан.

Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Потрясенный внезапностью увиденного, папа вместе со всеми придворными вернулся назад и долго наслаждался чудесным видом, а затем, обратившись к Бернини, не утерпел и сказал ему: «Бернини, доставив нам эту неожиданную радость, вы удлинили нам жизнь на целых десять лет», а для вящего доказательства своего удовлетворения он послал к племяннице, донне Олимпии, в дом, выходящий на площадь Навона, приказав, чтобы принесли оттуда сотню золотых и чтобы их тотчас же роздали тем, кто был занят в этой работе. Дунай, олицетворяющий Европу, любуется удивительным обелиском и рядом с ним — лев.

Основные скульптуры также поддерживались дополнительными. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. Центральное место занимает «Фонтан четырех рек». Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Влиятельный кардинал Карнало, прекрасно зная работы Бернини, все же заказал ему для церкви Санта-Мария-делла-Виттория скульптуру Святой Терезы. «Фонтан Треви» (Fontana del Tritone)- главный фонтан в Риме.

Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Известно, что мастер был недоволен собором, считал, что он портит весь ансамбль площади. Примечательно то, что Нил изображён с закрытыми глазами. Вопрос решился сам собою. «Фонтан Лодочка» (Fontana della Barcaccia) – фонтан в стиле барокко на площади Испании в Риме у Испанской лестницы.

Площадь Навона и 
фонтан Четырех рек

Площадь Навона и фонтан Четырех рек

В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритона», бьющий на площади Барберини. Архитектор взял за основу натуралистический сюжет – «Гимн океану» : группа обитателей моря во главе с владыкой океана богом Нептуном, несущимся на большой морской раковине-колеснице, запряженной морскими конями, управляет стихией воды. Его творения на улицах Рима можно встретить буквально повсюду, но сегодня речь пойдет всего об одной его работе, о монументальном изваянии, украшающем одну из самых романтичных площадей города.