Фото Суриков

Образ Пугачёва, который остался только в виде наброска исторического образа в клетке, cтал последним, что сделал Суриков для всемирного искусства. В 1884 – 1887 гг. В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881г. ), «Меншиков вБерезове» (1883г. ), «Боярыня Морозова» (1887г. ).

Сурикова вКрасноярске). 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Скушно. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Москва, XVII век.

Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.

А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».

Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. В1856г. Его работы видели сотрудники. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).

Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Православный человек и глубоко верующий.

  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
  • Биография и картины Василия Ивановича Сурикова
  • Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи
  • Несколько малоизвестных фактов о жизни и творчестве Василия Сурикова
  • уриков Василий ИвановичКартины и биография
  • Картины — Суриков, Василий Иванович

Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. В то время Спиридонову было 82 года. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Потом боярыню Морозову написал.

Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Сам ведь я записывать не умею. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. В. И.

  1. Архип Куинджи и Василий Суриков, русские художники
  2. Василий Иванович Суриков – биография, личная жизнь великого живописца: человек палитры
  3. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
  4. Картины Василия Ивановича Сурикова
  5. Все Картины Василий Суриков по алфавиту
  6. «Великий художник, воинствующий реалист»

В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Может быть, вот таким образом они так впиваются в память зрителям.

В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Его супруге было всего 30 лет. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах.

Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск.

А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». В исторических картинах 1890-х гг. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Впоследствии он будет винить себя за самонадеянность.

  1. Если бы мама пожалела, он мог не стать художником
  2. Работа-загадка и счастливый случай
  3. Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно
  4. Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
  5. Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст
  6. Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Это был его родной дед.

Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Сурикова). сразу все пришло — всю композицию целиком увидел.

  1. Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить
  2. Отрочество и юность в Санкт-Петербурге
  3. Личная жизнь и столичный период
  4. Картины Василия Сурикова 80-х – начала 90-х годов девятнадцатого века

Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Однако поступить в Академию Суриков не смог.

Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Сюжеты у Сурикова рождались случайно.

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). В доме в настоящее время расположен музей В. И. Сурикова. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. А то раз ворону на снегу увидал. Максимилиан Волошин считал, что он (Суриков) был действительным свидетелем и похода Ермака и Стеньки Разина и боярыни Морозовой и казней Петра. И до сегодняшнего дня клан Михалковых-Кончаловских, его прямых потомков, продолжает творческую традицию рода».

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Правила кммнтивния на сайте Красное место
  • Древность как стиль в творчестве

К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Изба тесная, потолок низкий. Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. На этот раз его попытка завершилась успешно. Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца.

В 1874г. После прочтения книги И. Е. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.

  • Галерея: Суриков Василий Иванович

В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Казнь мятежников при личном участии Петра I на Красной площади была отражена художником с пугающей достоверностью. Многих такой подход шокировал. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000).

В 1875г. Приезжавшие из Петербурга художники — Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст — также бывали завсегдатаями гиршмановских вечеров, на которые съезжались и все главные московские коллекционеры». Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Это известная с семнадцатого века семья. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем.

Потомок казаков – основателей Красноярска был и прост и велик одновременно. На обратном пути Елизавета Августовна тяжело заболела и в 1888 г. умерла в Москве, ей было всего тридцать лет. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5.

Василий Суриков 
– художник, который 
жил в двух временах

И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Торговля у них получалась бойкой. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Работа была завершена в 1881 году.

И такой прием тоже приносит свои результаты. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». 24 января 1848 года в Красноярске в семье казака родился Василий Иванович Суриков.

Можно не знать имя Василия Сурикова, но картины «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» не представлять невозможно. Один из них отозвался о творчестве Ивана положительно, обратил внимание на недостатки, дал дельные советы, как не ошибаться в будущем. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.

Так же смелы и суриковские стрельцы. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Во дворе музея установлен бюст художника работы скульптора Г. Д. Лаврова.

Его дед был атаманом, в честь которого остров на Енисее был назван «Атаманский». Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.

В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко.

Своеобразным символом его тогдашнего просветления ивозрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», вкоторой воблике прозревшего угадываются черты самого художника. Преодолев после поездки вСибирь в1889—1890 гг. Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская. Из Красноярска Суриков привезёт «Взятие снежного городка».

В 1876—1877 гг. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба.

Сурикова Ольга Строганова. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916. В. Суриков. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Уже вгоды пребывания вАкадемии сложился как исторический художник-реалист.

Неизвестно, как бы он отнёсся к идее экспроприации, ведь он был довольно консервативен. Кузнецов (первый вариант картины хранится вКрасноярском художественном музее им. Суриков приехал вКрасноярск, некоторое время жил вХакасии на золотых приисках Кузнецова. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. У входа в дом со стороны улицы Ленина в 1973 г. – мемориальная доска из красного гранита.

Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве.

Он давал ему копировать работы старых мастеров. Она тоже была родом из казачьей станицы. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Биография Сурикова и будет представлена ниже.

Я вам всё о себе расскажу по порядку. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой иего сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника.

4ноября 1875г. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). писал картину «Посещение царевной женского монастыря».

В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.

Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Только не знал еще, как княжну посажу. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Лето дождливое было. Свои первые картины он подарил Кузнецову. Работа продолжалась около двух лет.

и Екатерина от второго брака, родившаяся в 1846 году. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. После путешествия в Европу Суриков решает показать супруге свою родину.

Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Дождь идет и работать нельзя.

Картина Сурикова «Меншиков в Березове» была куплена Третьяковым, а художник на вырученные средства отправляется в познавательное путешествие в Европу. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Болезнь настигла её уже после возвращения в Москву.

При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Суриков вновь обращается кнациональной истории, останавливаясь на событиях, вкоторых проявлялись исторический дух, единство имощь русского народа. Но второй лирик отнёсся к стихам Ивана жёстко и недоброжелательно, дал безжалостную характеристику. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву.

Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Исторические полотна Сурикова написаны так, как будто автор видел происходящее своими глазами. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск.

– Довольно прижимистый при жизни. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Известно, что художник происходил из казачьего рода.

Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883).

В верхней части доски барельефный портрет художника, внизу выбита надпись: «Здесь родился и провел детские годы В. И. Суриков». Летом 1873г.

Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». В 1910 году художник путешествует по Испании.

О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Очень дорогой художник, знающий себе цену. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891г. ), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья ивеселья. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. В 1878 году Суриков женится на родственнице декабриста Е. А. Шаре. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца.

Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник.

Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895г. ), «Переход Суворова через Альпы» (1899г. ) Суриков воспевает мужество иотвагу русского воина. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич.

В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, которого за государственные интриги отправили в ссылку под Березов. В 1854г. Недостаток экспрессии в картинах Василий Суриков компенсирует акцентом на сюжетную составляющую.

Но его преследовали сердечные расстройства. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862г. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Тогда же он начинает работать над картиной «Утро стрелецкой казни», по завершению работы над которой в 1881 году вступает в Товарищество передвижников. Суриков больше никогда не женится, а из его картин надолго исчезнут женские образы. Умирает его жена.

Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.

Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.

В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Картины Сурикова вызывали бурю эмоций у зрителей, его беспощадно критиковали, но художник не обращал внимания на подчас откровенные оскорбления и продолжал работать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Василий Иванович окончил Академию взвании классного художника первой степени. И вдруг. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. исполнял живописные работы вмосковском храме Христа Спасителя. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова».

А тут всё-таки кое-что останется». Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Усилия лучших медиков оказались тщетны. (хранится вмузее-усадьбе В. И.

Однако они продолжали превозносить своего атамана. В десяти комнатах дома воспроизведена обстановка, находившаяся при жизни художника, личные вещи (большая часть вещей подлинная), экспонируются картины, рисунки, этюды В. И. Сурикова. Никаких условий для этого не было. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».

Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника ПетруI на Сенатской площади вСанкт-Петербурге» (1870 г. ) приобрел П. И. Думал, так моя жизнь и пропадёт вместе со мною. Забелина «Домашний быт русских цариц вXVI—XVII веках» Суриков с1908 по 1912г. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.

Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. В этом городе родился будущий художник. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Меншиков. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году.

И появился мальчик, который с детства тянулся к рисованию. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Следующая работа художника висторическом жанре — «Степан Разин» (1910г. ).

Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Он знаменит также своими портретами. Суриков поступил вприходское училище вКрасноярске. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. отца Сурикова перевели наслужбу вакцизное управление всело Сухой Бузим (внастоящее время село Сухобузимское Красноярского края).

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие всебе дух народа. Вот таким образом отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.

Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Он часто покупал картины мастера. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. В1888г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал вострую депрессию.

Молодой Василий Иванович поступил в канцелярию писцом, чтобы помогать семье. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого.