Христос В Пустыне Крамского

Он даже признавался: «Христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), оконченная в 1872 году. «христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв.

Христос в пустыне – картина Крамского, описание работы над которой здесь приведено, была создана под рядом впечатлений испытанных автором на протяжении многих лет. Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского. Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского52. И именно Христос в пустыне, картина Крамского, развивает этот сюжет. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин.

Христос в пустыне (картина Крамского)

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге.

Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Но никто не говорит ничего важного. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.

Получив решительный отказ, Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, но твердым заявлением о том, что, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. А все-таки не отходит».

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Более всех для меня понятен Христос в пустыне Крамского я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, что это сделал русский художник, но со мною в этом, может быть, никто не будет согласен». Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46.

Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ, Ж-998). Но как рассказать.

Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Англия. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Следы мучительных и глубоких переживаний видны на его усталом, помрачневшем лице, тяжесть дум словно легла на его плечи и склонила голову.

Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино». Разве можно это написать. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ».

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

На нем печать глубокой думы. Я, вероятно, принадлежу к последним. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». «Картина моя, – вспоминал Крамской, – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. В зале было немыслимое количество народу.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Ну что ж после этого. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.

Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания».

Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». А все-таки не отходит». В каком-то смысле критики были правы. И к чему тогдапустыня. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Картина была принята очень неоднозначно. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. – Это я взял заказ писать образ Христа. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Согбенные плечи еще больше усиливают впечатление земной природы этого одинокого человеческого существа. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.

Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Скверная штука жизнь. ». По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

вы можете запросить все в системе с коробкой. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Непонятно, как такую картину позволили выставить. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».

При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Нет.

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Вопросы тревожили художника и однажды он увидел: «На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».

За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

Чем, каким способом я могу быть понят. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Чем, каким способом я могу быть понят.

Шла вторая выставка передвижников. Ж-998)29. Почему. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21.

Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Крамской получил несколько предложений продать картину. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.

Так и получилось. И он всё думает, всё думает. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия.

Описание картины: 
«Христос в пустыне»

Описание картины: «Христос в пустыне»

В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.

Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Сколько раз плакал я перед этой фигурой.

Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье.

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье.

Храм Тихвинской 
иконы Божией Матери 
в Алексеевском –

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Но никто не говорит ничего важного. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Чем, каким способом я могу быть понят.

В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. Откуда же такая творческая противоречивость. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению».

Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь.

Прерафаэлиты предпочли второе. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Ж-5724).

Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого». Ж-5724)495051. В ноябре 1869 года, чтобы "видеть все, что сделано в этом роде", художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж.

Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

«Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Непонятно, как такую картину позволили выставить.

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Чем, каким способом я могу быть понят.

автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности».

Крамской продолжил писать картину летом 1872 года под Лугой, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Начал философствовать. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Ж-5724). На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». – Это я взял заказ писать образ Христа.

Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Неужели это та самая книга. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Таким увидел на картине Христа этот писатель. Звание профессора Крамскому не было присуждено.

Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. П. М. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие.

Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».

Едва ли. Ж-998)29. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Но как рассказать. Он отчаянно спорил с ним о вере.

За Ним расстилается бескрайняя пустыня. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Противники картины говорили, что Христос у И. Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, возмущались нерусским типом лица Христа. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.

Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться».

На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Чем, каким способом я могу быть понят. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.

Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки.

Что ж после этого. 1848 год. Он отказывается. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве.

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. Но теперь. – Примеч. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Эстетика картины находится в границах эпохи.

Христа не кончил»32. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Страшно станет. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17. Христа не кончил». Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».

И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Он не замечает ничего вокруг Себя.

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Но как рассказать. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю.

По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Это какой-то нигилист. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.

Неужели это та самая книга. И тут же превозносили.

В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его. Разве можно это написать.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9.

Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. И к чему тогда пустыня. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Но как рассказать.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Выше: что вы искали. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Ж-998). Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской.

Он отчаянно спорил с ним о вере. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Христа совсем не вижу. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь.

Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле, эта действительная жизнь для других. Это какой-то нигилист. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. 4:2). Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.

Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. О чем думает его Христос.

Затем несколько лет Крамской работает ретушером у фотографа, с которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Кто это был. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Очень интересна композиция полотна, она играет далеко не последнюю роль в понимании смысла картины.

Напишите отзыв о 
статье Христос в 
пустыне (картина

Напишите отзыв о статье Христос в пустыне (картина Крамского)

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11.

Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Это какой-то нигилист. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, он, однако, выделяет ту мысль, что почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа.

Отрывок, характеризующий 
Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Отрывок, характеризующий Христос в пустыне (картина Крамского)

В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Однако этот вариант не удовлетворил художника, поскольку Крамской посчитал ошибочным решение использовать вытянутый по вертикали формат холста, который практически весь был занят сидящей фигурой Христа, в результате чего не оставалось места для изображения каменистой пустыни39. Его картина висела последней. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Второй вариант картины был написан за год. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа изображённый художником на картине 1872 года. Надеясь сказать новое слово в художественной трактовке образа Христа, художник берет за основу то место в тексте Евангелия, где говорится об испытании голодом, жаждой и дьявольскими искушениями, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.

Ж-5724)495051. И к чему тогда пустыня. 4:13). Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7.

Христос в пустыне 
 (картина Крамского) 
Информацию О

Христос в пустыне (картина Крамского) Информацию О

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году – первый вариант картины, который его не удовлетворил. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа.

И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я не знаю. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю.

  1. Ощущения художника при написании полотна
  2. Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  3. Как художник Крамской артель создал

И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).

Дело в том, что первый вариант холста имел два очень существенных недостатка: во-первых, холст был вертикального формата и полуфигура сидящего Христа занимала весь формат, что не позволило бы вложить в картину ту философию, которую мы чувствуем во втором, окончательном варианте полотна, где большую часть холста занимает пустыня. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что у него все члены уже как будто окоченели от продолжительного и неподвижного сидения.

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

Ощущения художника 
при написании полотна

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.

Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Впрочем, критика им была и не страшна. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой евангельской истории прибегали крайне редко, в основном изображая ее в небольших клеймах икон.

Таким образом, художник прямо сказал о своем сугубо секулярном понимании представленного на полотне образа. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен».

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

И вот я однажды. Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». Что сделать, чтобы быть понятным.

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Мне кажется что, писав эту картину Крамский, отвечал себе на вопрос, существует ли смысл у жизни и может ли простой человек принести себя в жертву во имя добра и справедливости. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28.

По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека их трудной эпохи, со всеми его проблемами, человека, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.

И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Но как рассказать. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной.

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи.

Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Но теперь. И причиной этому послужили не столько масштабы дарования художника, сколько дух секуляризма, успевший к тому времени уже проникнуть в среду творческой интеллигенции и начать оказывать на нее свое разрушительное воздействие.

«Никто не отнимает ее (жизнь. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне».

Именно тогда готовились к "хождению в народ" молодые революционеры-разночинцы. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Противники картины говорили, что Христос у И. Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, возмущались нерусским типом лица Христа.

Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).

Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Как это Вам кажется. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».

Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит». Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину.

Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Разве можно это написать. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то.

Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы. Непонятно, как такую картину позволили выставить. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). В 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи, христианского искусства и религиозного сюжета. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья.

Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Что ж после этого.