Христос В Пустыне Крамской

Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского. Крамской начал писать картину «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему. Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года.

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. Крамской пробыл на даче под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года (по старому стилю), продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне».

«христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Картины «Христос в пустыне» и «Хохот» рассматриваются как составные части «Евангельского цикла» Крамского52. «христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. И именно Христос в пустыне, картина Крамского, развивает этот сюжет. Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин.

Он даже признавался: «Христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), оконченная в 1872 году. Христос в пустыне – картина Крамского, описание работы над которой здесь приведено, была создана под рядом впечатлений испытанных автором на протяжении многих лет.

Христос в пустыне (картина Крамского)

В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. И вот постепенно, начиная с росписей соборов и заказов на создание иконостасов, Крамской, при этом не переставая писать портреты, приходит к самой важной теме в своем творчестве – к теме Христа.

Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». – Это я взял заказ писать образ Христа. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Чем, каким способом я могу быть понят.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя8. Чтоже доэффекта, который «Христос впустыне» произвел напочтенную публику, тообэтом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей наогромное число разноречивых мнений. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Как это Вам кажется.

То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. В зале было немыслимое количество народу. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. В каком-то смысле критики были правы. А все-таки не отходит».

Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.

Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Он отказывается. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник.

Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64.

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино». Амбиции молодых людей вполне можно понять. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».

Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Зритель видит не Сына Божьего, а как бы обычного человека, погруженного в нелегкие размышления. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. 4:2). Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».

– Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Так и получилось. Согбенные плечи еще больше усиливают впечатление земной природы этого одинокого человеческого существа.

Крамской был человеком с весьма активной жизненной позицией, стремившимся к честности и справедливости, несомненным лидером. Почему. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Там нет пустыни, наоборот, огромная толпа народу, воины, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.

Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Англия.

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова.

Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. Поправде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.

Описание картины 
Ивана Крамского 
«Христос в пустыне»

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. «Картина моя, – вспоминал Крамской, – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.

И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Но как рассказать. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.

Что ж после этого. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее». Начал философствовать.

Но как рассказать. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить».

Звание профессора Крамскому не было присуждено. Страшно станет. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Разве можно это написать. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке». Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению».

Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Его картина висела последней. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.

Шла вторая выставка передвижников. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля.

Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314.

Описание картины: 
«Христос в пустыне»

Описание картины: «Христос в пустыне»

Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». И вот я однажды. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца.

Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко-крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.

На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Ноникто неговорит ничего важного. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Непонятно, как такую картину позволили выставить. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско.

Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Что ж после этого. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв.

Храм Тихвинской 
иконы Божией Матери 
в Алексеевском –

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо). Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.

В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе». В зале было немыслимое количество народу. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Шла вторая выставка передвижников. Крамской продолжил писать картину летом 1872 года под Лугой, где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким.

Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Павел Михайлович догадался, что с Крамским произошел один из тех редких случаев, которые приключаются иногда с действительно талантливыми творцами, когда в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя и не сами не могут оценить то, что они написали. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. О чем думает его Христос.

Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Кто это был.

Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. Разве можно это написать. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Я, вероятно, принадлежу к последним. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен».

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

Только думаю, что и стоны и страдания останутся со мной и нет им исхода И вы и я, вероятно, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное время, страшное время. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. На нем печать глубокой думы.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Христа не кончил». Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Но никто не говорит ничего важного. Чем, каким способом я могу быть понят.

Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало.

Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Но теперь. Разве можно это написать. Уже будучи предводителем Артели художников, Крамской, часто в ущерб себе, старался по справедливости обеспечить более-менее достойную жизнь всем членам Артели. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия.

Продолжая обсуждение образа Христа, Гончаров писал: «Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом».

Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Прерафаэлиты предпочли второе. – Это я взял заказ писать образ Христа.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Едва ли. И тут же превозносили.

– Примеч. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Первый вариант картины экспонировался на посмертной выставке Крамского, проходившей в 1887 году в Санкт-Петербурге его местонахождение в настоящее время неизвестно. Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Разве можно это написать. И он всё думает, всё думает.

Но никто не говорит ничего важного. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской.

Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. П. М. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Что ж после этого.

Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет. «Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». Скверная штука жизнь. ».

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Это какой-то нигилист. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Неужели это та самая книга.

Непонятно, как такую картину позволили выставить. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Но вот иногда мне кажется, что это как будто и похоже на ту фигуру, которую я по ночам видел, то вдруг никакого сходства». Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (Ж-5724). Но теперь. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.

Но как рассказать. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крамской сообщал Фёдору Васильеву: «До последних чисел сентября просидел я на Серебрянке и приехал в Петербург.

  1. Ощущения художника при написании полотна
  2. Суть и итог многолетних раздумий и исканий
  3. Как художник Крамской артель создал

Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование.

Ощущения художника 
при написании полотна

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Его картина висела последней. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной.

Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит». Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Второй вариант картины был написан за год. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. е. увидеть, как писали Христа величайшие европейские мастера), художник уезжает в Германию, затем в Вену, Антверпен, Париж.

Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Неужели это та самая книга. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Ж-5724). Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.

Я не знаю. И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». «Никто не отнимает ее (жизнь.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Христа не кончил»32. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер.

Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Он отчаянно спорил с ним о вере. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. Начал философствовать.

Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ, Ж-998). И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть.

Он отчаянно спорил с ним о вере. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью.

«Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Он отказывается.

Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

Скверная штука жизнь. ». Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне».

Мы совершенно уверены, что образ Христа и тема мучительного выбора прошла серьезную эволюцию именно в процессе работы над картиной. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Ж-998)29. Таким увидел на картине Христа этот писатель. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно.

В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. И тут же превозносили. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Что сделать, чтобы быть понятным. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей.

Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Ж-998). Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого».

«Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю.

1848 год. Но как рассказать. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46).

В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1.

И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Чем, каким способом я могу быть понят. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких». Чем, каким способом я могу быть понят. Эстетика картины находится в границах эпохи.

Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7.

Но теперь. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.

Он отчаянно спорил с ним о вере. Христа совсем не вижу. Картина была принята очень неоднозначно.

«Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. Впрочем, критика им была и не страшна. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.

Откуда же такая творческая противоречивость. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Он не замечает ничего вокруг Себя.

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.

– Это я взял заказ писать образ Христа. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Ну что ж после этого. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека.

Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Крамской получил несколько предложений продать картину. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен.

Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Нет. 4:13).

Это какой-то нигилист. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья.

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Но никто не говорит ничего важного. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Аведь «Христос впустыне»— это моя первая вещь, над которой яработал серьёзно, писал слезами икровью она глубоко выстрадана мною она— итог многолетних исканий». По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.

Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». А все-таки не отходит»3940. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. А все-таки не отходит». Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Нет.

И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Ж-5724)495051. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи.

Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать».

Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Неужели это та самая книга. За Ним расстилается бескрайняя пустыня.

И к чему тогдапустыня. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. И к чему тогда пустыня. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда».