Икона Рождество Христово Андрей Рублев

На фото – икона «Рождество Христово», 1405 г. Андрей Рублев (ок. В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. «рождество Христово» икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней. Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, – Андрей Рублев. Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово».

«рождество Христово» икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней. Андрей Рублев — основоположник московской школы живописи, художник, автор фресок и икон, в том числе всемирно известной работы «Рождество Христово». Андрей Рублев – основоположник московской школы живописи, художник, автор фресок и икон, в том числе всемирно известной работы «Рождество Христово».

Семь знаменитых икон Андрея Рублева

Казалось бы, такие детали, второстепенные мелочи не должны отвлекать от идеи торжественного величия веры, отстаиваемой Георгием, тем не менее, благодаря именно им, образ святого становится близким и родным. Они относятся к V-VII векам. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок.

Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. И ангелы и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа.

«Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие происходит на Земле. – именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в. ), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

Лик Спаса дышит силой и покоем. Лик его обращен налево, к Богу Отцу, в то время как торс развернут вправо к Святому Духу.

Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество.

Говорят, он писал «одним махом». Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися», — воспевается в службе навечерия. Две вставки есть на нижнем поле справа.

Традиционно чаша трактовалась как символ гостеприимства Авраама. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Но это не простой праздник. Временем ее завершения считается 1405 год.

Рождество Христово: 
иконы и фрески

Рождество Христово: иконы и фрески

Свободное, непринужденное изящество ее позы и силуэта выражает отдохновение. Те внимательно слушают, опершись на свои узловатые посохи. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части.

Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Вот таким образом Мария осознает его в глубокой задумчивости.

Рождество Христово 
 (история иконы)

Рождество Христово (история иконы)

Вот таким образом Мария осознает его в глубокой задумчивости. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. В тихой беседе и взаимопонимании ангелы благословляют чашу, стоящую в центре стола.

Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. отражать реальный мир, а подчеркивать духовное содержание сюжета. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. Везде этот алый цвет дан в сочетании с прозрачным темно-зеленым тоном, усиливающим его звучность (в местах утраты верхних слоев живописи этот зеленый тон, к сожалению, стал гораздо светлее и слабее первоначального).

Рождественское благословение 
Патриарха Фрагмент 
иконы Андрея Рублёва

Рождественское благословение Патриарха Фрагмент иконы Андрея Рублёва «Рождество Христово» – презентация

Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. Наиболее вероятная дата Рождества – 7 год до н. э. Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Следует отметить, что на протяжении всей жизни Дионисий уделял особое внимание колориту своих работ, он изучал местные минералы, сам составлял краски, экспериментировал и расширил собственную палитру до 40 тонов (исследователи утверждают, что во фресках Андрея Рублева можно насчитать лишь шесть основных цветов).

Зритель видит извне все сразу: и гору и вход в пещеру и то, что происходит внутри ее. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере но вся природа — Его храм. Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир». Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества – Сочельником.

Еще кто изображен 
на иконе «Рождество 
Христово»

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Внизу справа также имеются две вставки. Догматические сюжеты автор раскрасил теплым эмоциональным и философским содержанием. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Полосой в 1 см шириной она доходит до колен старца, стоящего перед Иосифом.

— Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Серия ЖЗЛ 618.

Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. смилостивись надо мной. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу. Графичность, четкость рисунка, обилие алого цвета в сочетании с оттеняющим белым и сине-зеленым (это любимый колорит новгородцев) пробуждают эмоционально напряженное состояние души. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света.

В других изводах "Троицы" мы чаще видим обильно накрытый Авраамом и Саррой стол. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. В центре композиции изображена лежащая на киноварном ложе Божья Матерь, облаченная в темно-красную ризу (мафорий). Заметим, что символика цвета существовала в искусстве разных народов с древнейших времен. В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти».

1427) последней работой Рублева. Все стало знаком обновления мира. Икона «Рождество Христово», значение и ее смысл будут, несомненно, понятны и близки не только верующим, но и людям, так или иначе знакомым с историей происхождения этого православного праздника. В настоящее время икона «Рождество Христово» находится в Благовещенском соборе Кремля, где увидеть ее может каждый желающий. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил.

Описание иконы и 
изображенных на 
ней фигур

Описание иконы и изображенных на ней фигур

Внизу слева в месте соединения досок имеется небольшая вставка нового левкаса. Однако, привычной сцены, раскрывающей гостеприимство Авраама здесь нет. В 1425 – 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. Рядом — еще одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый.

Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании.

Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Мария, слыша это, улыбнулась. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Пещера превращена в хлев, там животные но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры «И увидел Бог, что это хорошо». Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается. Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия.

Ликованием и радостью наполнены не только религиозные ритуалы, посвященные этому дню, но и иконы Рождества Христова. Манера Феофана не знает детализации, она эскизна. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.

дар художника" (В. И. Лазарев). Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Этой же задаче подчиняется цветовая гамма росписи. Приведенная в порядок, она вновь встала в один ряд с защитниками русской земли. Зритель видит извне все сразу: и гору и вход в пещеру и то, что происходит внутри ее.

Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений.

В центре иконы на киноварном ложе изображена полулежащая Богоматерь, окутанная темным красновато-коричневым мафорием (живопись мафория плохой сохранности, во многих местах она утрачена до левкаса и слегка затонирована при реставрации). мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Зелень листвы серебрится под ветром. Но в творчестве существует художественная свобода. Во Владимире икона быстро обрела чудотворную славу. И пошли все записываться, каждый в свой город.

В чем помогает икона 
Рождество Христово

В чем помогает икона Рождество Христово

Сильно открытая, крепкая шея Спаса повернута как бы несколько в сторону, в то время как лицо, обрамленное тяжелой шапкой длинных, спускающихся почти до плеч волос, обращено прямо к зрителю. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Персты трех ангелов будто сплавляют воедино волю Всевышнего. Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым). Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме.

Вифлеем, храм Рождества 
Христова: иконы

Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы

Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством. Она обращена к человечеству имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. Сейчас он приемлет на руки. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены. Она полулежит, опершись на руку, отвернувшись от младенца. Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов.

Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Это внешнее единство усиливается ощущением великого духовного состояния ангелов. Икона написана приблизительно в 1410-е годы.

Молитва перед иконой 
«Рождество Христово»

Молитва перед иконой «Рождество Христово»

Сверху изображены ясли, вплотную примыкающие к ложу Богоматери. И он приказал одной из женщин войти. Однако позже, примерно к 9-10 векам, в Византии сформировался канон с лежащей Богоматерью, который также находит свое утверждение в богословских текстах, соотносящих Рождество Христово как начало пути Спасителя с его финалом, с Голгофой: лежащая Богородица, обычно отвернувшаяся от Младенца, глядящая в сторону, прозревает будущие крестные страдания Сына.

Свою собственную смерть. К примеру икона "Георгий в житии" (XIII-XIV вв., Гос. Русский музей, СПб. ). Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину. Подписан даже змей – а вдруг не поймут.

Описание иконы Андрея 
Рублева «Рождество 
Христово»

Описание иконы Андрея Рублева «Рождество Христово»

Благодаря такому подбору цветов и теней весь образ кажется воздушным и невещественным. Одна из них, склонившись, льет воду из кувшина в купель, другая держит на коленях полуобнаженного младенца, который тянется к ней детской своей ручонкой Личное, живое и трогательное переживание события, глубокая поэзия свойственны этому рублёвскому творению» (Фрагмент из книги Валерия Сергеева «Рублев». Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло.

Стояла глубокая зима. И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное.

  • Икона Рождество Христово: описание, значение
  • Описание работы «Рождество Христово»
  • Список произведений Андрея Рублёва
  • Икона «Рождество Христово»: описание, значение
  • Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает

Казалось бы, что манера художника скупа на краски – красно-коричневых тонов с энергичными белыми штрихами – «движками» – чуть моделирующими объем достаточно, чтобы оживить и одухотворить изображение. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Иосиф изображен Рублевым раздумывающим о чудесных событиях.

В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. В1395 году под Москву пришла армия Тамерлана, вновь угрожая бедами и разорением. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок.

  • Рождество Христово: как изображали событие, ставшее началом новой эры
  • Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева
  • Ангельская песнь, услышанная пастухами
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева
  • Икона Рождества Христова: описание и дата создания

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. Сохранились воспоминания об этом мастере, который заявил в своем творчестве не только о собственной художественной индивидуальности, но и почитался новгородцами за проницательный ум – «прекрасный мудрок, зело философ хитр». Григорий Неокесарийский. Пешком, печально-торжественно, на руках несли владимирцы священный образ в Москву.

Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. В середине III века по Р. Х. Их пение в древности было распространено по всей Руси. (1502-1503 гг. ), хранящаяся в Русском музее Санкт-Петербурга. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам— членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)2. Ангелы славят Христа.

  1. Рождество Христово в творчестве других художников
  2. Икона Рождества Христова и её смысл
  3. Указывать местоположение в твитах
  4. Если я — ваш малыш, пожалуйста, прикоснитесь ко мне
  5. 10 ошибок, которые сломают твоей дочери жизнь: мнение Михаила Лабковского

А тем временем, москвичи вышли за городские валы, чтобы с надеждой принять подарок. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок.

Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Москвичи, помня свою родословную связь с владимирцами, обратились к ним за помощью. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма. Дни еще короткие. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм.

Икона Рождество 
Христово: описание, 
значение

Легкий, как будто цветочный, запах. Здесь, при храме, живет пророчица Анна.

Горки-лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты — все это образ земного пространства, по которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту Рождества, к Вифлеему мудрецы Востока — волхвы (они изображены в верхнем левом углу иконы). Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Икона Рождества написана яркими красками. Повреждения от гвоздей, заделанные воском и левкасом, особенно заметны вокруг головы младенца, лежащего в яслях. Вся живопись проникнута возвышенным и утешающим сердце настроением.

Осень подает свои первые знаки. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят и сомневаются в том, чего не видят».

Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Таинственный свет повсюду.

Образ Иисуса предстает в центре спасенного мира. Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере. Небольшие заделки утрат левкаса имеются также на изображении Богоматери (на носу, на левой щеке, на шее, под подбородком, на мафории, на хитоне), а также и на крыле среднего ангела вверху справа. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э. ). Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово.

Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. Сохранность иконы средняя. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. За ее спиною четко вырисовывается черный фон пещеры, где и произошло Рождество Христово.

За пастухом под тенью дерева лежат несколько животных — овцы, козы. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны.

Покровенные руки — древний символ благоговения, уважения. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею.

Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице (Лк. 2:1-7). В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода. Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении. Москва, 1990).

Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России.

В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. На иконе «Рождества» — это знак преклонения перед совершающимся. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. XIV – н. XV в. ) иконы – Владимирская Богоматерь (ок.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Подобные художественные вольности осуждались русской православной церковью, которая отстаивала воплощение в живописных образах Слова Священного писания, а не «самосмышление». Клейма (они в иконах всегда читаются по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла), обрамляя центральное изображение, еще раз подчеркивают твердость веры святого, которая является источником силы и победы. И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела и как она пострадала и была исцелена и многие поверили проповеди ее (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13). Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. В композиции иконы «Рождество Христово» обычно изображается несколько разновременных событий.

На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Им первым на Земле открыто о дивном рождении.

Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Они созерцают свет внутри себя.

Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Зеломы, сказала: тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь. Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI – VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом. Это всё творение ликует о родившемся Христе.

«Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева. Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Следует заметить, что тон киновари «Рождества Христова»» очень близок к красным одеяниям царей Давида и Соломона и Евы на иконе «Сошествие во ад», где тема радости праздника особенно выразительна. Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Рождение Иисуса Христа — величайший праздник для христиан всего мира во все времена.

Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Даже колорит иконы подкрепляет это впечатление. На ней изображена Троица. Икона написана на липовой доске. Сейчас на этом месте проложена улица Сретенка. Небольшие утраты левкаса есть по краям боковых полей.

(Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем). Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Тут Андрей мог вспомнить слова древнего толкования — эти пастухи, стерегущие день и ночь в удаленной от селения местности свой скот, «были очищены уединением и тишиною». Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам.

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете и от этого она кажется солнечной и нерукотворной. Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови.

Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Тихое, располагающее к раздумьям время. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука.

В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. Дионисий высветляет краски, делая их как будто чуть прозрачными, серебристыми. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв. ), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника.

Перечисленные художественные особенности иконы, очевидно, выделяют ее из традиционного ряда. На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др.