Илья Репин Картины

Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.

Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин был очень дружен с Мамонтовым.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Репин никуда не делся.

Репин считал сам эту картину красивой. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Много учился на написании портретов близких и друзей. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Черная энергетика 
картин Ильи Репина

Черная энергетика картин Ильи Репина

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Публике картина понравилась.

В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Она ушла из жизни в 1931 году55. И вот уже перед нами не царь, а отец.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Стасов присылает ему все, что он просит. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Убийство свершилось. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В его глазах читается печаль, тоска.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок.

Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Так ли это – судить зрителям. Они словно противопоставлены друг другу. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Пятый факт.

м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Казалось, она спит. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Имя Репина стало широко известным. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Рассмотрим "ближний круг". Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Поставленная перед художником задача была очень трудной.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.

  1. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  2. Илья Репин: биография и факты из жизни
  3. Персоны и личности (интересное о известных)
  4. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  5. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  6. Топограф иконописец, студент Академии художеств

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос»., Остроумова-Лебедева. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.

  1. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  2. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  3. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  4. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  5. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Работал в плакате и в книжной графике. Америка—Франция—Россия. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. С 1913 – академик.

Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Краткая характеристика творчества
  • Биография художника Ильи Репина
  • Поездка за границу и жизнь в Москве

На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Картины Репина с 
названиями история 
создания, сюжет

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода.

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Внимание художника тяготит их.

Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Возвращается в Россию летом 1876 года. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки.

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

Все заняты. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Репин встречал их по средам.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В эту минуту в комнату вошел Христос. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

Жил в Италии и Франции (1873–1876). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вся центральная часть написана самим Репиным. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Она была закончена только в 1891 году. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Глаза ясные и добрые.

О чем эта история. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Третьяков.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.

Действительный член Академии художеств с 1903. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Портрет производит яркое и сильное впечатление.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В его взгляде осуждение и тревога. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.

Учился в Высшем. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

М. Бунакову. Третьяков»109.

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России.

Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Этюд получился превосходный. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Каждый персонаж переживает что-то своё. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. О картине появилось много статей в периодической печати.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Работал весь день, не замечая времени. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Первый факт. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Действительный.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Он идет прямо к матери. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Л. Н. Толстого». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. За окном летний день.

С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Берег Волги. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Репин дважды подавал прошения об отставке. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Не доносчик ли. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Вегетарианцем стал и сам Репин. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.