Картина Ад Данте

Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

9 кругов ада по Данте (в картинках)

Этим объясняется личная неприязнь Данте кВенедико. Он использует идею плотности и косности материи. Самую нижнюю занимают высокомерные, за ними следуют завистливые, гневные, нерешительные, скупые и расточители, чревоугодники. Не столько даже пыток, сколько умирания — не случайно и надпись над вратами Ада гласит: «Входящие, оставьте упованья». Именно после прихода квласти его партии Данте был вынужден покинуть Болонью, где провелнесколько лет изгнанияНачиная примерно 1295года Данте активно участвует вполитической жизни Флоренции. Спустя девять лет он вновь встретил ее, гуляющей с двумя женщинами в белоснежном платье. Здесь обитель предателей и изменников из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли.

Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. Он создал своего рода топографию Ада. Впервой терцине «Ада» рассказывается, что Данте потерялся всумрачном лесу, «земную жизнь пройдя дополовины». По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принуждённых страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте.

«Ад» Боттичелли 
– картина-иллюстрация 
к «Божественной

«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»

Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы. Данте рассказывает об этом в «Пире» «Пир» – философский трактат Данте, написанный приблизительно в 1304 – 1307 годах. : «Утомив зрение упорным чтением, я настолько ослабил свои зрительные способности, что все светила казались мне окруженными какой-то дымкой». «Божественная комедия» – нечто вроде видения. Аду. Говорилось лишь, что это некое место на Востоке.

Туда он немножко еще проникает, а дальше он утихает. Святая Лючия внародной традиции считалась покровительницей зрения ипомогала при болезнях глазТакая «специализация» святой связана сэтимологией ееимени: Lucia образовано отлатинского lux, lucis— «свет». Он создал своего рода топографию Ада.

«Бездна Ада», Сандро 
Боттичелли — описание 
картины

«Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины

Сторонники папы звались гвельфами и противостояли гибеллинам, сторонникам императора. Хуже всего обман и предательство, которые находятся внизу. Среди прочих упоминается имя рыцаря Адимари.

Но политические конфликты на этом не окончились. Впрочем, некоторые исследователи старались доказать, что цель «Божественной комедии» преимущественно или даже исключительно политическая. Делакруа на картине «Ладья Данте» (1822) изобразил двоих великих поэтов Данте и Вергилия в преисподней в ладье Харона. 1510).

Если добавить кэтим соображениям сообщение евангелиста Луки отом, что Христос умер вполдень иотсчитать пять часов назад, становится ясно, что разговор омосте происходит в7утра 26марта 1300года— через 1266лет ибез пяти часов день после смерти Христа накресте (Данте думал, что она произошла 25марта 34года). В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Если добавить к этим соображениям сообщение евангелиста Луки о том, что Христос умер в полдень и отсчитать пять часов назад, становится ясно, что разговор о мосте происходит в 7 утра 26 марта 1300 года – через 1266 лет и без пяти часов день после смерти Христа на кресте (Данте думал, что она произошла 25 марта 34 года).

Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. В средневековой арабской традиции существовало множество описаний мираджа – их сходство с «Комедией» впервые обосновал испанский арабист Мигель Асин-Паласиос в 1919 году.

Как считает филолог Марко Сантагата, этот эпизод вставлен втекст поэмы подвум причинам. Более того, до появления «Божественной комедии» не было единого мнения о том, как оно выглядит и где находится. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик.

Также этот круг называется просто Гневом. Сохранились не все страницы. Поэтическую исповедь «Новая жизнь» («La Vita Nuova», 1292) он посвятил своей умершей возлюбленной Беатриче, которую впервые увидел восьмилетней девочкой в легком красном платье, перевязанном поясом.

Все окружающие были просто шокированы таким мастерством молодого дарования. Блейк изобразил Антея держащимся за скалу, бережно ставящим поэтов у края бездны.

В1300году его избирают одним изсеми членов коллегии приоров. После смерти Уильяма Блейка остались незавершенными несколько его проектов, в том числе серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Откровение же и богословие открывает ей доступ к небу. Они вынуждены безмолвно наблюдать, как их истязают гарпии, полуженщины-полуптицы.

Дантов ад на картине 
Боттичелли и современные 
преломления

Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления

Наказание таким предателям – вечная мерзлота во льду, куда они вмерзли по самую шею. Большинство же – это эскизы. Колдунам и гадалкам голову поворачивают на 180 градусов и отнимают язык. Тут страж – сам Люцифер. Путешествие их идет сперва через Ад (см.

Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Так выглядит Ад. кругов, которых насчитывается не много, ни мало, а целых 9 кругов ада по Данте Алигьери. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. Там подвергаются пыткам все души, которые причиняли вред себе или другим. И даже убийство оказывается выше обмана, так как оно разрушает человеческое тело, но оно не затрагивает душу.

Девять кругов ада 
в деталях: итальянские 
дизайнеры создали

Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте

Это прибежище грешников, наказанных за гордыню. Изобразительным искусством начал заниматься ещё в детстве. Эпикур (341–270дон. э. ) жил допоявления христианства ивот таким образом немог считаться еретиком вполном смысле слова. Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Вспомним Евангелие, где написано, что в момент смерти Иисуса произошло сильнейшее землетрясение – судя по всему, оно и разрушило мост. У последней он заимствует идею Ада как очень темного, сырого и тягостного места. Данте использует данные по минералогии, так как Ад — это мир неорганической природы. Поднимаясь по телу его и прошедши другое полушарие, путешественники достигают противоположной стороны земного шара, где из океана высится гора Чистилища.

В произведении Данте Алигьери «Божественная комедия» немалое внимание уделено тому самому месту, куда после смерти отправятся многие люди. В преддверии Ада обитают души «безразличных», т. е. тех, что прожили жизнь на земле без славы, но и без стыда. Кроме того, считается, что и вся структура поэмы может отражать историю ночного путешествия и вознесения Пророка (исра и мирадж), во время которых Мухаммед предстал перед Аллахом, а также посетил рай и ад, где увидел блаженство праведников и муки грешников. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Чем больше он носит внешний характер по отношению к душе, тем он легче.

Он делится на щели (в некоторых переводах — ущелья), которых насчитывается ровно десять. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Безутешный Данте тосковал по ее красоте и доброте, а его друзья с каждым днем испытывали все большую озабоченность его состоянием.

Божественная комедия 
Данте: 9 кругов 
ада

Божественная комедия Данте: 9 кругов ада

Потом начинается насилие и еще еретики. Поль Гюстав Доре — французский художник, художник иллюстратор, график, гравёр. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.

Кроме того, считается, что ився структура поэмы может отражать историю ночного путешествия ивознесения Пророка (исра имирадж), вовремя которых Мухаммед предстал перед Аллахом, атакже посетил рай иад, где увидел блаженство праведников имуки грешников. Всредневековой арабской традиции существовало множество описаний мираджа— ихсходство с«Комедией» впервые обосновал испанский арабист Мигель Асин-Паласиос в1919году. Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге – с предателями – водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Эта ледяная бездна носит название Коцит.

Божественная комедия 
в иллюстрациях Сальвадора 
Дали

Божественная комедия в иллюстрациях Сальвадора Дали

В 1300 году его избирают одним из семи членов коллегии приоров. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Ад создан Троицей (надпись при входе в ад).

Античный поэт Вергилий проводит Данте через ад и чистилище, а Беатриче показывает ему Рай. В преддверии ада – ничтожные. Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Как считает филолог Марко Сантагата, этот эпизод вставлен в текст поэмы по двум причинам. Причем, даже от упоминания некоторых может стать дурно. С одной стороны, Данте хотел дать объяснение своему действию, которое, возможно, стало причиной скандала (на это указывают слова, которыми он завершает свой рассказ: «И вот печать, в защиту от шептаний. » – что означает: пусть это свидетельство убедит людей не слушать ложные слухи).

1 круг – ЛИМБ – некрещеные младенцы и язычники (не мучаются просто не в раю) 2 круг – похотливые и развратные души, сладострастники (кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней) 3 круг – чревоугодники и обжоры (гниение под дождем и градом) 4 круг – скупость и расточительство (перетаскивают с места на место огромные тяжести) 5 круг – гнев, лень и уныние (вечная драка в грязном болоте Стикс) СТЕНЫ ГОРОДА ДИТА 6 круг – еретики и лжеучители (лежат в раскаленных могилах, объятые пламенем гробницы) 7 круг – ГОРОД ДИТ Тираны и разбойники (кипеть во рву из раскаленной крови) Самоубийцы (в виде деревьев их терзают гарпии) Игроки и моты (гончие псы гоняются за ними) Содомиты, лихоимцы и богохульники (изнывают в бесплодной пустыни) 8 круг – ЗЛЫЕ ЩЕЛИ (8 и 9 круги – бездна) Сводники и обольстители (идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами) Льстецы (влипшие в кал зловонный) Святокупцы (закованы в скалы вниз головой, по ступням струится огонь) Прорицатели и звездочеты (голова повернута на пол-оборота назад) Мздоимцы и взяточники (кипеть в смоле) Лукавые советчики (души горят внутри огоньков) Лжесвидетели (страдают лихорадкой и головной болью) Фальшивомонетчики (обезображены водянкой и изнемогают от жажды) Алхимики (расслаблены, больны чесоткой) Выдающие себя за других (в ярости бегают и кусают встречных) Зачинщики раздора (потрошение) Воры (мучение гадами) Лицемеры (закованы в свинцовые мантии) 9 круг – предатели родных, родины, друзей, величества божеского и человеческого (вмерзли в лед по шею и лица их обращены книзу) Свойство ада – «оставь надежду всяк сюда входящий» Время для населения ада сворачивается безнадежно. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Самоубийц превращают в деревья.

Следом 9 кругов, сужающиеся к воронке. Любителей устраивать раздор потрошат бесы. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. В нем царствует равномерное воздаяние. Здесь караются обманщики, которые водили за нос людей, у которых не было с ними доверительных отношений (случайных знакомых, если так можно выразиться). Зло в каком-то смысле материально, а благо духовно. Эта ледяная бездна носит название Коцит.

Содной стороны, Данте хотел дать объяснение своему действию, которое, возможно, стало причиной скандала (наэто указывают слова, которыми онзавершает свой рассказ: «Ивот печать, взащиту отшептаний. »— что означает: пусть это свидетельство убедит людей неслушать ложные слухи). Данте, находившийся вэто время вне города, никогда больше невернется народину. Он предназначен для предателей.

Однако Геркулес оторвал его от земли, лишив источника силы, в результате чего Антей погиб. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Тех, кто попытается вынырнуть, тут же подстрелят из лука кентавры. Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Подхалимы обречены вечно быть погружены в кал.

15 картин великих художников, заставляющих ужаснуться

За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Обычные для Средних веков обвинения Эпикура в безбожии берут начало в речах апостола Павла против эпикурейства и продолжаются в писаниях первых христианских апологетов: так, Лактанций порицал Эпикура за отрицание божественного промысла и бессмертия души, за разрушение религии и проповедь разврата. Лицемеров заковывают в свинцовые мантии.

Здесь караются люди, которым доверяли и которые это самое доверие попрали. Она описывает состояние и жизнь душ после смерти в трех царствах загробного мира и соответственно тому делится на 3 части: Ад (Inferno), Чистилище (Purgatorio) и Рай (Paradiso). «Она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось – я вижу все грани блаженства». Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Менее всего известной и менее всего разработанной в богословии была идея Чистилища.

Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы. Написана она терцинами – метром созданным Данте из сирвентера и отличается замечательной архитектоникой: «Ад» состоит из 9 кругов, «Чистилище» из 9 помещений: преддверия, 7-ми террас и земного рая на горе Очищения, «Рай» – из 9-ти вращающихся небесных сфер, над которыми находится Эмпирей, неподвижное местопребывания божества. Данте уже случалось туманно намекать на свой пророческий дар. В представлении классика ад выглядит, не как огненное озеро, к которому все привычны благодаря библейским текстам (книга Откровения), а как некая система, напоминающая огромную воронку и состоящая из т. н. Не чуждо это и Данте.

Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Этико-богословская точка зрения первых комментаторов – единственная, выдерживающая критику. Ад – абсолютное творение, это механизм соразмерного наказания преступления: «скорбь да соразмерится делам». Современный дантовед Мирко Тавони сближает этот эпизод с Посланием апостола Павла к коринфянам: спустя 14 лет после события апостол рассказывает о том, как он был «восхищен» (то есть вознесен) на небо.

Эпикур (341 – 270 до н. э. ) жил до появления христианства и вот таким образом не мог считаться еретиком в полном смысле слова. В первой терцине «Ада» рассказывается, что Данте потерялся в сумрачном лесу, «земную жизнь пройдя до половины». Так выглядит Ад. Они связаны. Он использует идею беспрестанного движения, которое там все время присутствует, кроме покоя ледяного озера. Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли.

КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ДАНТЕ: Флорентийский писатель и поэт Данте Алигьери (1265-1321) был одним из создателей современного итальянского языка. Центральные фигуры возврожденческого итальянского неоплатонизма— Марсилио Фичино иДжованни Пико делла Мирандола. : человек находится наполпути между животными иБогом иможет приблизиться кбожественному полюсу, опираясь наданный ему разум илиже опуститься досостояния животного (показательно, что прилагательное bestiale— «животный»— употребляется уДанте только вотношении клюдскому поведениюивсегда вочень негативном ключе). Данте, находившийся в это время вне города, никогда больше не вернется на родину.

Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». И наконец, последние круги: восьмой — обман, а девятый — предательство, они оба объединены понятием «обман». Поэма состоит из трех частей: ад, чистилище и рай. Первые рисунки к этому произведению, которое поразило его до глубины души, он начал делать ещё в десятилетнем возрасте (и продолжил делать позднее, став взрослым и сформировавшимся художником).

Картина Антей, опускающий 
Данте и Вергилия 
в последний круг

Картина Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада Уильям Блейк (1757-1827)

Стражем 8-го круга является Герион, великий лжец и обманщик. Каждая из его трех пастей мучает эту не святую троицу. На берегу их встречает Катон Утический, страж этого царства. Что бы создать настолько красивые, одухотворённые, абсолютно фантастичные произведения, которые наглядно показывают — что происходит там — за «дверью», нужно быть гением от природы, гением от Бога, которому с самого рождения было предписано стать великим художником и пронести свою миссию через всю жизнь, что бы отдать благодарному человечеству всего себя без остатка. Воров мучают змеи, а также проказа и лишай.

И движение вниз — это движение к холоду, движение к умиранию жизни и умиранию надежды. Вместе с поэтами читатель совершает путешествие по девяти кругам ада, поднимается на гору Чистилища с семью уступами и достигает рая, состоящего из девяти сфер планет и звезд, завершающихся Эмпиреем – обителью Бога. В «Божественной комедии» содержится много религиозных и мифологических аллегорий, а также политических аллюзий на те или иные события. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души тех, кто не смог познать «истинного Бога». Сторонники папы звались гвельфами ипротивостояли гибеллинам, сторонникам императора. Они все томятся в ледяном озере, называемом Коцит. В «Новой жизни», дойдя до момента смерти Беатриче, Данте отказывается рассказывать о ней: «Мне не приличествует говорить об этом, так как я стал бы превозносить самого себя, что особенно заслуживает порицания» (Данте намекает на мистическое видение, случившееся с ним в момент смерти Беатриче). Он черпал свои силы от своей матери Геи (земли), вот таким образом был непобедим.

Тираны и разбойники вынуждены кипеть в раскаленной крови. В последний раз они увиделись на свадебном торжестве, вскоре после этого она умерла. Единственное, где он еще есть, так это в лимбе. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм.

Родился в 1832 году в Страсбурге — умер в Париже в 1883 году. Святая Лючия в народной традиции считалась покровительницей зрения и помогала при болезнях глаз Такая «специализация» святой связана с этимологией ее имени: Lucia образовано от латинского lux, lucis – «свет».

Аристотель делит прегрешения на три типа: невоздержанность, скотство и обман. Поэма Данте явилась колоссальным источником вдохновения для многих художников, в том числе Сандро Боттичелли. Нополитические конфликты наэтом неокончились. Души лукавых советчиков обречены на вечное горение.

Для этого она должна познать самоё себя, что возможно только при помощи разума. Те, кто занимался подделкой чего-либо, обречены вечно болеть различными заболеваниями. Преисподней. Ад, с точки зрения Данте, – царство торжества справедливости. В том круге мучают больше всего разновидностей грешников. Тогда же вышел его первый альбом литографий «Подвиги Геркулеса», где было написано, что Гюстав Доре, который сделал литографии, выполнил их без учителя и классических штудий.

Кстати именно этому произведению мы обязаны устоявшейся фразой «пройти через все круги ада», означающей, что человеку для достижения цели пришлось пройти поистине чудовищно сложный путь. Перевод «Новой жизни» на английский язык сделал прерафаэлит Данте Габриэль Россетти, он же посвятил этому произведению несколько картин. Муки обманщиков разнообразны. В этом месте оказываются те, кто часто предавался гневу или унынию (по аналогии с четвертым кругом – две крайности одной сущности).

Но при этом и адских мук они тоже явно не заслуживают, а значит им самое место здесь. Современный дантовед Мирко Тавони сближает этот эпизод сПосланием апостола Павла ккоринфянам: спустя 14лет после событияапостол рассказывает отом, как онбыл «восхищен» (тоесть вознесен) нанебо. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.

И, наконец, последний из 9 кругов ада по Данте, замыкающий весь ад в целом. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли. Каждый из отделов состоит из 33 песней, так что вся поэма, включая вступление, составляет 100 песней (14. 230 стихов). Считается, что Рафаэль использовал прижизненный портрет Данте.

Данте уже случалось туманно намекать насвой пророческийдар. Например, те, кто любил льстить при жизни, после смерти крупно влипнут в экскременты. Здесь есть место для всех, кто так или иначе связан с обманом или ложью.

Центральные фигуры возврожденческого итальянского неоплатонизма – Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола. : человек находится на полпути между животными и Богом и может приблизиться к божественному полюсу, опираясь на данный ему разум или же опуститься до состояния животного (показательно, что прилагательное bestiale – «животный» – употребляется у Данте только в отношении к людскому поведению и всегда в очень негативном ключе). Головы их обращены вниз.

Этим объясняется личная неприязнь Данте к Венедико. Рафаэль изобразил Данте вместе с Вергилием на фреске «Парнас» (ок. Обратный отсчет времени.

Те, кто проматывал и проигрывал свое состояние, вынуждены вечно бегать от гончих псов. Нечуждо это иДанте. Льстецы, взяточники, гадатели, лицемеры, соблазнители, воры, лукавые, сплетники – для каждого приготовлен особый отличный от других вид казней. На представленной акварельной иллюстрации (1821-1827) изображены Данте и Вергилий, достигшие последнего круга ада (31:112-43), в который попали гиганты, выступившие против Юпитера.

В отличие от христианских представлений о пылающем огне, в котором сгорают грешники, Ад у Данте — это место медленного умирания души. Данте рассказывает обэтом в«Пире»«Пир»— философский трактат Данте, написанный приблизительно в1304–1307годах. : «Утомив зрение упорнымчтением, янастолько ослабил свои зрительные способности, что все светила казались мне окруженнымикакой-то дымкой». Здесь Вергилий покидает Данте и Беатриче (олицетворение божественного откровения и богословия) ведет поэта отсюда через третье царство – Рай, чьё деление всецело основано на господствовавших во времена Данте аристотелевских понятиях о мироздании.

На одной из них – «Годовщина смерти Беатриче» (1853) – художник изобразил безразличного к миру Данте, рисующего ангела. Самое известное произведение Данте «Божественная комедия» (Divina Commedia) – эпическая поэма, описывающая жизнь людей на земле и после смерти. Эта трехчастная схема вбирает в себя и смертные грехи и заповеди и устанавливает свой порядок, скорее соотносимый с аристотелевской схемой. Это, по сути, центр Вселенной. Затем насильники, которые относятся к скотству, демонстрируя проявления животной природы.

Движение, которое совершает Данте, — это, конечно, всегда движение наверх. После прохождения преддверия ада, человек попадает в Лимб. Кроме гарпий и кентавров, стражем того круга является Минотавр, полумужчина-полубык. Это и есть первый круг, охраняемый существом по имени Харон.

В«Новой жизни», дойдя домомента смерти Беатриче, Данте отказывается рассказывать оней: «Мне неприличествует говорить обэтом, так как ясталбы превозносить самого себя, что особенно заслуживает порицания» (Данте намекает намистическое видение, случившееся сним вмомент смерти Беатриче). Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Восьмой круг ада по Данте Алигьери является предпоследним в этой грандиозной пыточной. Каждой щели соответствует свой грех.