Картина Босха Вена Несение Креста

Несение креста (картина Босха, Вена)

Фрагмент надгробной стелы. Дерево, масло. Гравюра (возможно, по рисунку Джорджоне). ИНФОРМАЦИЯ«Босх.

Ад. (Справа) Адам и Ева с птицами в стеклянной клетке. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. 1479 г. Холст, масло. 58. Босх.

Вернемся к картине в целом. Колонна Сатаны. Босх. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.

Муниципальный музей, Сараево с. 183. «Троица». Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. Это — целый жанр (главное в нем то, что «пляшет» не Смерть и не мертвец, а «мертвое Я» — неразрывно связанный с живым человеком его мертвый двойник). Музей Прадо, Мадрид. «Мудрец, смерть и дьявол (или Астролог)».

«Несение креста», 
Иероним Босх — описание 
картины

«Несение креста», Иероним Босх — описание картины

Дерево, масло. Фото утраченной гравюры по левой части триптиха Босха «Страшный суд» (рис. 56. Фрагмент. Вот этот образ. Чело его обращено вверх. «Святой Иероним за молитвой». Дерево, масло.

Миниатюра из Молитвенника воеводы Хрвоя. «Закат». Братство, увидев его, восплакалось.

Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». И «чудо претворения воды в вино» на свадьбе в Кане Галилейской не зря обставлено в глубине композиции алхимической утварью на полках серванта. 16. Музей Грониге, Брюгге.

Босх. «Ессе Homo». Картинная галерея, Берлин (копия), Никелированная кухня Псiхиатра (оригинал).

Фрагмент картины «Семь смертных грехов». Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Лувр, Париж с. 181. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Описание картины 
«Несение креста»

Описание картины «Несение креста»

Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Или действительно видения представлялись священникам происками дьявола (или Божьим откровением, ежели кому являлась, скажем, Богородица). Фомина, Босх «в качестве «переводчика-полиглота», владеющего многими языками человеческого сознания, действительно представляет собой явление в высшей степени индивидуальное и уникальное. (Слева внизу) Леонардо да Винчи (1452-1519). 47. Старца удивили и огорчили эти слова он отвечал: «У меня умерло тело и об этом ли ты говоришь. » Он не послушал аввы Моисея и поместился в соседстве мирского селения. Он сказал братии: «Видите дети: это сын преслушания».

Антропоморфный крест с опущенными «руками» и «головой», вырастающий из надгробной плиты, символизирующей землю. Вот таким образом апостол Павел предупреждает: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор. Фрагмент. Также здесь можно увидеть триптих «Искушение святого Антония», предоставленный лиссабонским Национальным музеем древнего искусства «Увенчание терновым венцом» из Национальной галереи в Лондоне рисунок «Человек-дерево» из венской Галереи Альбертина работы из Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. (Вверху) Бог Творец. Фрагмент декора купели (рис. Музей Прадо, Мадрид.

XII – XIV вв. 55. «Поклонение волхвов». Начало I в. н. э. Словения, 10.

«Несение креста» 
Иеронима Босха

«Несение креста» Иеронима Босха

«Низвержение грешников в ад». Надгробная стела с изображениями танцоров и большого круга над ними. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание. (Внизу) «Фокусник».

Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Храм Мединет Мади в Фаюмском оазисе, Египет. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Картина напоминает кинематографический крупный план. Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом.

На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Это очень важная для нас диагональ.

Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Два слова о фоне. Игумения, ничего не подозревая, оставила сестру. Надгробная стела с изображением сцены охоты. XV в. Радимья, Босния и Герцеговина с. 51. Т. е. Дерево, темпера.

Босх Иероним, Несение 
креста 5449см, на 
бумаге, без рамы

Босх Иероним, Несение креста 5449см, на бумаге, без рамы

(Слева вверху) Джорджоне (1477-1510). 59. 41. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. 224 и далее) 51. Джорджоне. Дерево, масло.

Церковь Православная свята и непорочна. 15. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Музей Бойманса – ван Бёнингена. Рисунок по шелку.

Фрагмент центральной части алтаря «Поклонение волхвов». Модель Вселенной. 72. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Эдем. 58. Антонов огонь.

Несение креста (картина 
Босха, Гент)

Несение креста (картина Босха, Гент)

42) с. 207. XV в. Радимья, Босния и Герцеговина с. 218. Он не страдает, не мучается, не рыдает, не говорит какие-то важные пророческие или последние слова, не пророчит никому гибели – он внимательно и задумчиво смотрит на нас., 56. Босх.

Иегова. XV в. Рогатика, Босния и Герцеговина. 66) с. 183. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии.

Фрагмент центральной части алтаря «Сад земных наслаждений». 12. Та же поза, т. е. 28.

—1464). Правая створка алтаря «Воз сена». Музей Грониге, Брюгге. Фрагмент центральной части алтаря «Сад земных наслаждений» (ил. Больше не помогает никто. Дерево, масло.

Левая створка алтаря. 48. Вернемся к картине в целом. Фрагмент картины «Вознесение в Эмпирей» (ил.

Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Музей Бойманса – ван Бё- нингена, Роттердам. 42). Там был женский монастырь. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. Третьи небеса – Эдем.

Это створка несохранившегося алтаря. Такие изображения обозначали перевернутый мир, в котором все наоборот. Это, конечно, не означает, что он не может достичь святости, но не в священном сане. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы.

7. Дерево, масло. 66.

Картина художника Питера Брейгеля «Мизантроп» явно не лишена сарказма и темной иронии. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. 54. 62. (Справа внизу) Лень.

Может правы те, кто считал, что Христос просто бросил в воду спорынью, превратил ее в «вино». Руины катарского замка Монсегюр (Лангедок). Конец X – начало XI в. Македония с. 206. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю».

Дерево, масло. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Игнатий (Брянчанинов). 13.

Студент пытался 
сломать и поджечь 
крест рядом с храмом,

Студент пытался сломать и поджечь крест рядом с храмом, построенным бизнесменом Заренковым

60. Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены. 42. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок.

Впрочем, это отдельный интересный вопрос, а нам лучше вернуться к тем «ужасам Босха», которые были замечены только историком искусства Лориндой Диксон (Laurinda Dixon). Фрагмент левой створки алтаря «Сад земных наслаждений». В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников. «Брак в Кане Галилейской» с символическим голубем. 21) с. 210.

Сайт Вознесенского 
прихода Ишимско-Сибирской 
епархий

Сайт Вознесенского прихода Ишимско-Сибирской епархий

Молчащие несут слово истины, а кричащие Правда, здесь есть и фигуры фарисеев, сомкнувших уста, вот таким образом это противопоставление не так последовательно проведено, как в случае с открытыми и закрытыми глазами, но тем не менее оно тоже есть. (Слева внизу) Души, входящие в яичную скорлупу. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. 36. «Святой Христофор». Мы видим Христа в центре, несущего крест. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля — пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года.

Музей изящных искусств, Гент. «Поклонение волхвов». Надгробная стела с антропоморфным крестом/Древом жизни и виноградной лозой. VIII – IX вв. Но никаких других персонажей здесь нет.

Выставка репродукций 
картин Босха и Брейгеля 
в Чебоксарах

Выставка репродукций картин Босха и Брейгеля в Чебоксарах

(Внизу) Несчастные души. Фрагмент центральной части. Разрушен при осаде в 1244 г. с. 24. Фрагмент центральной части триптиха «Святые отшельники» Святой Иероним за молитвой (ил. И фрески на этот сюжет есть. 29.

(Вверху) Души, гибнущие в болоте. 1506-1507 гг. 45). В Триумфе смерти (ок. Дерево, масло. Лебедь, кабан и человек играющий на волынке.

международный конвент 
«Зиланткон»

международный конвент «Зиланткон»

Фрагмент центральной части алтаря «Искушение святого Антония». 40. Т. е. Музей Прадо, Мадрид. 18. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит.

«Извлечение камня глупости». Не хочет и не принимает. Взятие под стражу. Старец говорил: «Я сделал это, но сохраните дитя, которое должно родиться». Что ответил ему Спаситель. 1505-1508 гг.

Алтарь «Воз сена». Олень, на которого нападают птица и собака. Маркантонио Раймонди (1480-1534). Далее по тексту : Крестьянская свадьба. Ил.

Спокойствие Христа 
в венской и мадридской 
картинах Босха

Спокойствие Христа в венской и мадридской картинах Босха

Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Часть цикла «Видения загробного мира». Фрагмент правой части алтаря «Поклонение волхвов». 96 и далее) 1.

Один из них исповедуется монаху Босха и его зрителей не смущает явный анахронизм: откуда в сцене несения креста католический монах в характерной одежде с капюшоном, с Библией, которая лежит у него на коленях. Мы видим человека в такой характерной шляпе и желтом плаще, который поддерживает снизу крест, как бы взваливает его себе на плечо. Опять те же алые одежды, что были у Уголино.

Напишите отзыв о 
статье Несение креста 
 (картина Босха,

Напишите отзыв о статье Несение креста (картина Босха, Вена)

Левая створка алтаря «Сад земных наслаждений». Музей Мон- сегюр, Арьеж, Лангедок с. 175. 3. Мы сами можем стать источником соблазна. 4. 17.

«Увенчание терновым венцом». 13. Дерево, масло. Надгробная стела с изображениями рыцаря, принцессы и дракона.

Рисунок на полях Interrogatio Johannes (Тайной книги катаров). Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. И он единственный в этой группе, который помогает Христу, остальные все его либо тащат на веревке, либо толкают в спину, либо просто окружают плотной толпой вот этих воинов, которые явно недружелюбно настроены к Спасителю. XII или XIII в. Монферран, Лангедок с. 178. Он смотрит перед собой, вперед и вниз.

Отрывок, характеризующий 
Несение креста (картина 
Босха, Вена)

Отрывок, характеризующий Несение креста (картина Босха, Вена)

Дерево, масло. 11. «Адская река».

1500 г. Национальная галерея, Вашингтону. Игумения, узнав, что епископ отчаянно болен, посетила его, взяв с собою двух сестер. (Справа внизу) Кабаны и волк. Т. е.

Поклоняющиеся Древу жизни, которое помещено за пределы неба. Манихейская фреска. Скульптура контрфорса собора Св. Например, пожар. Фрагмент центральной части алтаря «Поклонение волхвов». Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол.

– Несение креста 
 (картина Босха, 
Вена)

– Несение креста (картина Босха, Вена)

Центральная часть. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Босх.

Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды. Замок Сирмионе (озеро Гарда, Ломбардия), цитадель катаров. Часть цикла «Видения загробного мира». 23. «Брак в Кане Галилейской».

57. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. (Слева вверху) Дирк Боутс (1415-1475). Дерево, масло.

  1. Книга Тайная ересь Иеронима Босха из жанра Искусство, Культура, Дизайн – Скачать бесплатно, читать онлайн
  2. Проект «Босх»: как собрать публику в областной центр
  3. Картина Босха Вена Несение Креста
  4. Выставка художника Питера Брейгеля-старшего в Вене
  5. гюстав флобер искушение святого антония недорого
  6. Поиск слов по маске и определению
  7. Выставка «Планета пианиста Петрова»

«Поклонение волхвов». 1566 119 х 157 Детройт, Институт искусств Сорока на виселице 1568 46х51 Дармштадт, Музей земли Гессен Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» — последняя картина Питера Брейгеля. Больше не помогает никто. «Откровения Еноха». Во-первых, он убирает пейзаж. 30. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году.

Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Босх «Смерть скупца». 71.

(Внизу) «Несение креста». Берлинская картинная галерея, Берлин. Музей индийской культуры, Берлин с. 174. После этого старец пошел в прежнюю келию свою и начал приносить покаяние Богу».

Правая створка алтаря «Мир до потопа». Музей изящных искусств, Гент. Вот таким образом требования нравственного характера к будущим священнослужителям очень строгие. Фрагмент левой створки алтаря «Страшный суд».

С большим трудом можно обнаружить фигуру св. В любом случае художник ходил по лезвию бритвы. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом.

  • Выставка «Архитекторы сновидений»
  • Ночь искусств — 2018 в Дарвиновском музее
  • Международный фестиваль «Северный Характер»
  • День рождения Российского Деда Мороза
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Евангельский сюжет и «пятое стояние»
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Наше свободное поведение, «свобода самовыражения» может стать причиной духовной гибели другого человека. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) — в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Т. е. 52. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. 44). Месса святого Григория.

«Святой Иоанн на Патмосе». Алтарь «Искушение святого Антония». Центральная часть алтаря. Низвержение восставших ангелов. Надгробная стела с изображением антропоморфного креста/Древа жизни виноградной лозы. Дерево, масло.

  • Картины Питера Брейгеля Старшего
  • Характеристики гюстав флобер искушение святого антония

И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. Центральная часть. А ступи вазы под названием «пеликан», этот сосуд для дистилляции, намекает на его использование «Благим Пеликаном» (евхаристическое имя Иисуса с легкой руки Аквината).

46. Дерево, масло. XV в. Радимья, Босния и Герцеговина с. 212. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.

Книга Тайная ересь 
Иеронима Босха из 
жанра Искусство,

Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Голова Иисуса и Крест Света.

РИСУНКИ И ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПО ТЕКСТУ: 1. 1550 г. Бумага, карандаш. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Муниципальный музей, Сараево с. 208.

(Слева) Священник и слушатели. Сами мы, может быть и сможем вовремя покаяться, но сумеет ли это сделать соблазненный нами. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица.

43. Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. Фрагмент центральной части алтаря «Страшный суд». Т. е. Сотворение мира.

53. 61. 70. 53.

Торец (1) надгробной стелы с надписью и изображениями всадника и креста (рис. 1481-1482 гг. Левая створка алтаря «Воз сена». Старая пинакотека, Мюнхен. Босх.

Монастырь Сан-Ло- ренсо, Эскориал, Мадрид. XV в. Бротнице, Далмация с. 207. Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал.

IX в. Окно 17. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. «Измолотый зубами зверей, подобно пшеничным зернам на мельнице, мученик становится евхаристической материей, полностью причастной обожающей плоти Христа» — писал известный патрист, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, Оливье Клеман (Olivier Clement). «Поклонение волхвов». «В иконографии евхаристическую мельницу обычно окружали фигуры евангелистов, ссыпающих зерно из мешков в воронку, а под нею располагались отцы церкви, держащие свитки с толковательными надписями и принимающие в подставленный потир младенца Христа с гостиями в качестве атрибутов Символика евхаристической мельницы претендовала на вселенскую масштабность, тесно связанную с космологическим смыслом таких предметов церковной утвари, как дискос».

-рассказать об особенности исторического развития Нидерландов. Души в Эдеме (в катаризме «месте отдыха») между воплощениями. Фрагмент центральной части алтаря «Искушение святого Антония» (ил. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. А фигура, безусловно, центральная. В17-м правиле святых Апостолов читаем: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священнаго чина».

Миниатюра из французской рукописи XV в. Британская библиотека, Лондон. 63. 39. XV в. Коник, Босния и Герцеговина с. 211.

Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. Кричащие лгут, молчащие говорят правду. Бумага, перо. Муниципальный музей, Сараево с. 178.

Надгробная стела с изображением фигуры с поднятой рукой. Левая створка алтаря «Искушение святого Антония». «Слышащий лес и зрячее поле». Петр Митрополит с житием», росписями Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Вскоре свершится то, что было предопределено. Дерево, масло. Музей изящных искусств, Аррас с. 70.

Гравюрный кабинет, Берлин с. 86. Это случалось даже с величайшими подвижниками и с носителями высокого духовного сана. 12. 36. Ей не верили. Надгробная стела с изображением антропоморфного креста/Древа жизни.

Внешние створки алтаря «Поклонение волхвов». Внешняя левая створка алтаря «Страшный суд». Внешние створки алтаря «Воз сена». Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. Музей Прадо, Мадрид. 4:7).

То же касается и человека одинокого, но блудившего. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. (Слева) «Земной рай».

Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. Левая створка утраченного алтаря «Мир до потопа». 7.

Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. 22) с. 93. Баттилотти пишет: «Одна из самых загадочных картин Босха Кажется, что загадочный маленький персонаж в венке, стоящий спиной к зрителю, приступает к какой-то странной церемонии, а маг с волшебной палочкой на заднем плане помогает ему блюда изрыгают пламя, поражающее слугу» Опять пламя. XII в. Национальная библиотека, Вена с. 83. (Вверху) «Увенчание терновым венцом». Дерево, масло. Дитя родилось и было вскормлено грудью.

Венеция. 24. 21. 60. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря.

50. Пришла послужить ему ради Бога и некоторая девица. Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. Дерево, масло. Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е.

Иоанна, Хертоген- бос с. 93. Часть цикла «Видения загробного мира». Рай третьего неба. Позолоченная медная купель. 34. Самое потрясающее из них — картина «Несение креста», которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств.

Иоанна. Центральная часть триптиха «Святые отшельники». Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. 22. Падение мятежных ангелов, сотворение Евы и фонтан.

Холст, масло. Гравюра (возможно, по рисунку Джорджоне). Т. е. Легко понять трудности, с которыми сталкивается каждая попытка интерпретации. «Епископ некоторого города впал в болезнь, по причине которой все отчаялись в его жизни. Голова персидского философа (предположительно, портрет Босха). 44. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний.

На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Босх. 16. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). Ок.

К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. «Вознесение в Эмпирей». 29. Фрагмент миниатюры из рукописи, найденной в оазисе Турфан.

XV в. Столац, Босния и Герцеговина с. 219. Дворец дожей, Венеция. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Национальный музей искусств, Лиссабон. Пуговицы, найденные возле замка Монсегюр.

Базаклик, Турфанский оазис, Китай. 2. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. (Слева) Надгробная стела с изображениями всадника и круга. От этого прикосновения возгорелась в болящем лютая брань блудная. (Справа) «Низвержение грешников».

«Страшный суд». Эскиз к картине «Смерть скупца». Конечно, мы видим, что Христос здесь еще обозначен, кроме прочего, еще и нимбом, также как Божья Матерь. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. А если мы посмотрим снова на диагональ, которая связана с брусом креста, то мы увидим слева вверху молчащую фигуру без глаз, поддерживающую крест, потом в центре лик Христа и потом ниже – вот этого закрывшего глаза человека в таком восточном колпаке. 45.

А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим. Душа, восходящая по колонне славы. 32. Дерево, масло. Муниципальный музей, Сараево с. 209.

XV в. Серина, Босния и Герцеговина. Он смотрит перед собой, вперед и вниз. Фрагмент картины Джорджоне «Три философа» с. 69. 20.

(Сверху слева) Дар и шлем. Здесь в верхнем ярусе среди фигур, влекущих Христа на казнь, есть один человек, один персонаж, который отличается от всех. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Деятельность Эразма Роттердамского, введшего в обиход античную мудрость с помощью своих «Поговорок» (1500) об отличии от итальянского восприятия образа человека в мироздании: он признавался наибольшей ценностью среди множества явлений вселенной. Обе интерпретации не противоречат друг другу. Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены.

19. 26. Шотландская национальная галерея, Эдинбург с. 89. Венеция. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». 10. Рисунок охрой на серой бумаге.

Олень с птицей на спине. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Фрагмент картины «Брак в Кане Галилейской».

Часть цикла «Видения загробного мира». Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. 39. Лиссабон с. 209. Дерево, масло. 3. Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. (Вверху) Пейзаж с гостиницей и ослом.

Фактически, настоящая книга представляет собой дешифровку кодов тайной ереси в творчестве Иеронима Босха. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Гл. 48. Т. е. Императорский дворец, Мадрид. «Дорога в рай».

73. В каком-то смысле это напоминает нам античную историю о царе Эдипе, который, пока был зряч, не понимал смысла происходящего, т. е., грубо говоря, не видел того, что он творит, а когда увидел истинный смысл происходящих событий, то ослепил себя. Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. 68. Муниципальный музей, Сен-Жер- мен-ан-Ле.

Левая внешняя створка алтаря «Мир до потопа» (до реставрации): а) Спасение души б) Порабощение души. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ: (Авторство картин и рисунков принадлежит Иерониму Босху, если иное не указано) ЦВЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ Раздел 1 (с. Музей изящных искусств, Лилль. Правая внешняя створка алтаря «Мир до потопа» (до реставрации): а) Падение души б) Воссоединение души и духа. Святой Иероним за молитвой.

55. 25. Напомним, что даже после покаяния таковой не может быть священнослужителем. 44. Лишь двое— Христос и Св.

Торец (2) надгробной стелы с изображением Оранты, восходящей к Духовному солнцу (рис. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), также стали известными художниками. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее. 67.

Дерево, масло. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. В 18-м правиле святых Апостол находим этому подтверждение: «Вземший в супружество вдову или отверженную от супружества или блудницу или рабыню или позорищную не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Но, если строго посмотреть на данную ситуацию, то мы увидим большую натяжку. 2. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Лицевая сторона (1) надгробной стелы с изображением сцены охоты.

ПРОТ. Джулио Кампаньола (1482-1515). И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой.

В музеях Брюсселя и Брюгге очень много подобных вещей совершенно неизвестных авторов. 33. 23. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении.

Они вообще не видны, они в тени, глаз нет. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида.

VIII в. Турфанский оазис, Китай. 6. Дерево, масло.

Дерево, масло. Гравюра по утраченному портрету Босха. Фрагмент центральной части алтаря «Сад земных наслаждений». Разрушен в 1276 г. с. 25. 1468 г. Алтарная створка. Слепые, ведомые слепым (притча) 1568, 86х154, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Еще со времен средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого.

XII в. Предположительно, здесь было написано катарское «Видение Исайи» с. 84. Вот крупный план этой части картины. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Во-первых, он убирает пейзаж. В этом случае мы становимся виновными пред Богом ибо «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. Фрагмент картины «Семь смертных грехов».

Дерево, масло. И восьмое стояние, к которому точнее всего подходит цитата из евангелиста Луки: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Это догмат, требующий безусловной веры. 59.

Фрагмент левой створки алтаря «Сад земных наслаждений» (ил. Хертогенбос с. 95. XII – XIV вв.

1510 г. Музей истории, Вена. 25. Иллюстрация на январь в календаре Молитвенника воеводы Хрвоя. Зеркальное отображение рисунка 22 с антропоморфным крестом слева (гобелен по утраченной картине Босха «Воз сена») с. 127. «Три философа».

Фрагмент центральной части алтаря «Искушение святого Антония» (ил. «Воспоминание о Рафаэле». Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. Правая створка алтаря. Дерево, масло. Наконец, еще два персонажа. 1500 г. Гравюра по рисунку Босха. В истории существует немало удивительных совпадений.

Венеция с. 222. Препятствием к рукоположению, например, является второбрачие, так распространённое ныне. Императорский дворец, Мадрид с. 126. Фрагмент левой створки алтаря «Воз сена». 31.

40. Лиссабон. 10. Иегова. 15. 8:9). XV в. Купрес, Босния и Герцеговина с. 218. 37.

42). Музей индийской культуры, Берлин. Музей изящных искусств, Лилль. Самые важные триптихи Босха: «Воз сена», «Поклонение волхвов», «Искушение святого Антония» — заняли места в центре залов, чтобы можно было увидеть не только «лицо», но и оборотную сторону створок. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Конец XV – начало XVI в. с. 37. Штутгарт, 1961. 1492 г. Собор Св.

«Корабль дураков». 69. Страсти лукавы. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно.

Картина напоминает кинематографический крупный план. 4. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет.

Если мы посмотрим на венское изображение, в чем-то более традиционное и больше напоминающее средневековые многофигурные изображения, то мы видим, что здесь Босх дает нам голову Христа в профиль. XV в. Серина, Босния и Герцеговина. 49. Она находится в Мадриде в Королевском дворце.

АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: «Горе мiру от соблазнов ибо надобно прийти соблазнам» (Мф. Босх. Многие образы используемые Босхом, можно найти и у Питера Брейгеля старшего — «радужный шар знания» например, ну и, конечно, мельницы. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. Наша падшая природа может очень легко и быстро соблазниться и соблазнить.

В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Виденгрен. Восстановленные скульптуры контрфорса собора Св.

Так изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия или знаком зодиака, служить символом поста, а также намекать на некоторые голландские пословицы («Большая рыба поедает маленькую», «Каждая селедка на своем хвосте висит» и т. п. ). Муниципальный музей, Сараево с. 187. 34. XV в. Калиновиц, Босния и Герцеговина с. 213. Музей Грониге, Брюгге. XV в. Клобук, Босния и Герцеговина. Раздел 3 (с.

Тем самым как бы еще больше подчеркивается, что лицо Христа находится в центре изображения, а все остальные персонажи, лица их, располагаются вокруг него. 27. «Поклонение волхвов». Музей Монсегюр с. 176. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Правая створка алтаря «Искушение святого Антония». Ад.

Музей Бойманса – ван Бёнин- гена, Роттердам. Частная коллекция с. 199. Левая створка алтаря «Сад земных наслаждений». Она находится в Мадриде в Королевском дворце.

Центральная часть. 30. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.

Мы видим внизу слева фигуру молящегося монаха, понятно, что она к сюжету не имеет никакого отношения. Дерево, масло. 24. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д.

Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Лицо Христа по-прежнему в центре. Странник, так называемый «Блудный сын». 1407 г. Дворец Топкапы, Стамбул с. 175. «Ученые безуспешно ищут ключ к разгадке удивительных образов Босха», «Мир Босха так и остается неразрешенной загадкой» — стандартные фразы из любой статьи о его творчестве. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Но явных указаний на это у нас здесь нет.

Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Дерево, масло. Схема 2.

35). «Поклонение волхвов». Что может быть страшнее для Церкви, как ни блудящий священник. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом.

5. 38. Вот что говорит на этот счёт 61-е Апостольское правило: «Аще верный обвиняем будет в любодействе или в прелюбодействе или во ином каком запрещенном деле и обличен будет: да не вводится в клир». Оборотная сторона доски «Святой Иоанн на Патмосе». 1515 г. Королевская библиотека, Виндзор с. 68. Фрагмент центральной части алтаря «Поклонение волхвов».

Но создана она Богом для спасения людей грешных и ограниченных. Карта 1. (Ин 8:31—32). 4.

Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. Гобелен по утраченной картине Босха «Воз сена» (ил. Национальная галерея, Лондон. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности.

(Справа) Фонтан и души. Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. 14. 22.

Мандрагора была растением используемым для облегчения жгущий боли от «святого огня». Музей Грониге, Брюгге. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. Босх. Внешние створки алтаря «Сад земных наслаждений».

«Святой Иоанн Креститель в пустыне». Фрагмент центральной части алтаря «Поклонение волхвов». Центральная часть. Поселяне спрашивали ее: «От кого она беременна. » Она отвечала: «От старца». На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Холст, масло.

Дерево, масло. Надгробная стела в виде колонны славы, со звездами, луной и тоннелем света. XV в. Шума, Босния и Герцеговина. О хранении себя от соблазнов). Эдем.

Но штанина не выглядит разорванной. Играющий на волынке. Надгробная стела в виде антропоморфного креста с солнечными лучами вокруг «головы» и звездами вокруг «шеи». «Странник». Дерево, масло. 67).

Свет и освещенность – как условие и важнейшее средство изобразительности. Музей Уфицци, Флоренция. 54. (Справа) Надгробная стела с изображениями всадника и круга XV в. Невесине, Босния и Герцеговина с. 219. Босх. В изображениях мельниц Босх, конечно, не одинок. Правая створка алтаря «Страшный суд». XII или XIII в. Монмор, Лангедок с. 177.

Места расположения стел (катарских надгробных памятников) в Боснии и Герцеговине (Bihalji-Merin, Вепас, 1962 Kutzli, 1977) с 14. 45 и 48). Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. И от тернового венца и от тяжести креста и от того, что его еще по дороге толкают, бьют и стегают и все равно у него такое отсутствующее выражение лица. 50. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства.

38) с. 199. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. 64.

Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Комбе в 1946 году предложил алхимическое объяснение многочисленных символов Босха. Рядом с хрестоматийным «Садом земных наслаждений» представлены инфракрасная спектроскопия и рентгеновский анализ триптиха, позволяющие посетителям увидеть удивительные изменения, внесенные живописцем с момента эскиза до завершения полотна. Прадо, Мадрид.

Но все ли задумываются, что если бы не имманентно присутствующая в западном сознании христианская мифология, то допивались бы до чего-нибудь другого (до синих инопланетян, например) — все тот же вопрос установки, как и при отравлении спорыньей. XV в. Бротнице, Далмация с. 221. Мадрид. Надгробная стела с изображениями танцоров и летящим змием. Холст, масло.

Картины Босха полны символизма. 18. 37. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. Дерево, масло. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине.

Фрагмент алтаря «Страшный суд». XV в. Убоско, Босния и Герцеговина с. 208. 26. 20) с. 95. 27. Британский музей, Лондон с. 66.

Кто готов к этому. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. 20. Но есть и другая сторона этой проблемы.

31. Но это все, в конце концов, некие версии, в которые мы не будем сейчас подробно углубляться, а последуем дальше. 42. А в средние века все уже связывали мельницу с ведьмовством, там творящимся. Алтарь «Сад земных наслаждений». Каноны православной Церкви написаны кровью, особенно это касается их нравственной части. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар.

Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Венеция. (Слева вверху) Каменные врата и яйцо с птицами. Фрагмент левой части триптиха «Страшный суд». 1508 г. Холст, масло. 65.

11. 35. 1407 г. Дворец Топкапы, Стамбул с. 159. Монастырь Святого Иоакима Осоговского. Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам. 19. 47.

35. 41. Государственный музей, Амстердам с. 197. (Справа вверху) Пальма и монстры в пещере. Жители, узнав о нем, начали приходить к нему во множестве. Несение креста.

Он закрывает им глаза, также как и Христу. А спасение не возможно без стремления к чистоте христианского жительства. Т. е. Христос окружен врагами.

Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. Правая внешняя створка алтаря «Искушение святого Антония». Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. 9. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. В общем, мы видим знакомую нам картину. Надгробная стела в виде антропоморфного креста с солнечными лучами вокруг «головы». Мани и манихейство. Дворец дожей, Венеция.

– «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. 6. Босх. 18). Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего.

Надгробная стела с изображениями танцоров и виноградной лозы. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Левая внешняя створка алтаря «Искушение святого Антония». 16) с. 113.

Ноев ковчег. Академия изобразительных искусств, Вена. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. Фрагмент левой внешней створки алтаря «Сад земных наслаждений» (ил. 46.

Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Левая створка алтаря «Страшный суд». 1468 г. Алтарная створка.

(Справа внизу) Пир манихеев. 9. Часто бывает и так, что допустив грех в свою душу, мы увлекаем на этот путь и другого, становясь ответственными не только за себя, но и за этого человека.

Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. 32. Построен в XIII в. до н. э. и перестроен в греко-римский период с. 84. Стремление к широкому показу действительности привело к многообразию жанровых форм. Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены.

На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Карта 2. Лиссабон с. 206. сказал ему: «Не перемещайся в соседство селений, чтоб не впасть в блуд». Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво.

К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие — приверженцем еретической секты. Художественный музей, Филадельфия с. 75. Авва Моисей. Богородица протянула руку в направлении Спасителя, своего сына, он обернулся назад, его толкают в спину.

И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. А фигура, безусловно, центральная. Т. е. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело.

1509 г. Британский музей, Лондон с. 65. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Схема 3. (Внизу) Гобелен по утраченной картине Босха «Воз сена». Фрагмент центральной части алтаря «Сад земных наслаждений».

1572 г. Частная коллекция, Антверпен с. 70. «Аллегория с волком и орлом». Катарские кресты, найденные в районе замка Монсегюр. 17. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа.

В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе. 57. Национальная галерея, Лондон.

8. Холст, масло. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Cв.

Фонтан. Правая створка алтаря «Сад земных наслаждений». Странник («Блудный сын»). XV в. Симиова, Босния и Герцеговина.

Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. 8. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.

И разного возраста – мы видим это по цвету бород, по вихрастости или плешивости голов – жители Иерусалима, понятно, что они, в общем, все, скорее всего, радуются тому, что Христа ведут на казнь. Крестьянский танец, деталь 1 Крестьянский танец, деталь 2 Крестьянская свадьба ок. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. Петр Вайль в своей книге «Гений места» писал, что мельница в голландских пейзажах — и аллегория таинства евхаристии и напоминание о многоступенчатом освоении мира. Т. е.

33. сылка Страна лентяев Крестьянский танец ок 1567, 114х164, Музей истории искусств Вена Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ — «Крестьянский танец». Лувр, Париж. Дерево, масло. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу.

Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. 5. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. 43. (Справа вверху) Чревоугодие.

И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Македония. (Г. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. (Слева внизу) Небеса под кровлей и сова.

Это створка несохранившегося алтаря. Вверх идем, в центр – голова Христа. 49. Единственный помощник – это Симон из Кирены.

Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне. Музей Прадо, Мадрид. СХЕМЫ И КАРТЫ Схема 1. (Слева внизу) Дирк Боутс. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. Хуго ван дер Гус (1440-1482). (Сверху справа) Человек с раненой ногой. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент.

Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. Иоанна, Херто- генбос с. 37. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое».

Кричащие лгут, молчащие говорят правду. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. 45. Рисунок по утраченному портрету Босха.

XV в. Бротнице, Далмация с. 221. 14. Муниципальный музей, Сараево с. 215. страдания он испытывает ото всех сразу. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Вот две истории. с. 12.

Манихейский Крест Света. Ад. «Чудо св. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Фигура в позе оранты.

52. Алтарь «Страшный суд». Но никаких других персонажей здесь нет.

182. Обратная сторона (2) надгробной стелы с изображениями голубей (рис. Он говорит, что слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови. Дело в том, что мы не должны смотреть на себя только как на возможные жертвы чужих грехов. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид. Музей Прадо, Мадрид. Вторая история. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным.

28. Если гонения укрепляют Церковь, то разврат губит. Мы видим фигуру Христа, несущего крест.

Музей Грониге, Брюгге. Т. е. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. 21. «Семь смертных грехов». 18:7), – говорит Господь.

«Святой Иаков Великий». Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Окончательно была утверждена дата создания насостоявшейся в Роттердаме в 2001 году выставке. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии).

38. 1568 Гент, Музей искусств Крестьянская свадьба 1568 114х163 Вена, Музей истории искусств «Крестьянская свадьба». Леонардо да Винчи.

Бротнице (рис.