Картина Диего Веласкеса Менины

Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Здесь этот оксюморон вполне уместен. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

Та послала за водой Николасито. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Она вызвала на состязание Афину. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».

Помогите пожалуйста 
описать картину 
Диего Веласкеса

Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины

В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Этот портрет произвел впечатление на короля Филиппа IV и он приказал своему брату уступить очередь позирования.

Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Эта техника известна также как «эффект Дросте». По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон.

Художник занимает весьма скромное положение в группе действующих лиц, что соответствует его служебной социальной роли: наряду с окружающими инфанту придворными и шутами, он выступает как слуга среди слуг: любопытно отметить, что Веласкес помимо функций придворного живописца выполнял обязанности начальника помещений дворца, занимая пост гофмаршала, весьма почетный, но весьма обременительный. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе.

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.

Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. 3. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.

Так это их изображает Веласкес. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Но, может быть, это «Менины».

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Именно тихо.

Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Куда больше распространены две другие точки зрения.

Любопытное о картине 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»

Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.

Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.

На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Для понимания образов следует рассматривать их последовательно, в контексте разворачивающегося действа, которое ещё не завершено и представляет собой, по сути, совокупность отдельных картин»30. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Итак, время действия – 1656 год. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Вместе с тем, очевидно, что Веласкес относился к обоим карликам с большим уважением – Мария Барбола и инфанта не случайно оказываются на одной параллели и их образы отчетливо пересекаются.

Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. На это указывает отражение в зеркале. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Малоизвестные факты 
о картине Диего 
Веласкеса «Менины»

Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

2. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. 4. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.

«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. 13 и 14.

Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Но это спокойствие весьма обманчиво. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Тайна картины Диего 
Веласкеса Менины 
1656г

Тайна картины Диего Веласкеса Менины 1656г

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Если Веласкес задумал написать групповой портрет инфанты с приближенными, то зачем, спрашивается, он так расширил пространство изображения. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы.

На картине ей 5 лет. Это Веласкес. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.

5 главных картин 
Диего Веласкеса

5 главных картин Диего Веласкеса

С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди.

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Но смотрит и художник. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  4. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)

Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Это привело к инцесту внутри семьи. Верхняя свободна, более воздушна и легка. И творчество побеждает. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  3. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  4. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  5. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Афина и Арахна. В «Венере с зеркалом» (ок. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.

1. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. И в этом особенный трагизм.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Куксы — приколы и курьезы из жизни Интересные новости со всего мира

В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Находится в музее Прадо в Мадриде. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Но не это главное в полотне. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Но здесь возникают новые вопросы. Жизнь во дворце король упорядочил до мелочей настолько, что правила дворцового этикета больше походили на воинский устав внутренней службы.

Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Скорее всего это портрет королевской четы. Художник нередко раскрывает тайны, которые изображаемые им люди предпочли бы скрыть, вовлекает в их переживания, показывает многогранность переживаний и сложность волнений души сильных мира сего. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.

Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. А почему в мастерской находится инфанта. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Это ребёнок, лишённый детства. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах.

Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Всё правильно.

Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Гений Веласкеса столько же обязан изощренному мастерству руки, сколько и неисчерпаемому богатству мысли.

Загадка заключается в другом. Ему 57 лет.

Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. Инфанта, напротив, ярко освещена. Эти истолкования, однако, не противоречат друг другу, каждое соответствует определенному изобразительно-смысловому плану произведения. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). 9. Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой.

А с другой – сам бросает вызов богам. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Есть и философские интерпретации.

Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Это сцены из жизни простых людей. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей.

Ей всего пять лет. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. 5. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.

Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев.

Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. «Свет мой, зеркальце, скажи». Картина хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой».

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. За пределами холста или внутри него.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Испанская знать не жаловала новую королеву. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака».

Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. За последние восемь лет жизни Веласкес написал всего несколько картин— в основном, портреты королевской семьи5. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Ведь все изображенные персонажи группируются в нижней половине холста, а верхняя его половина отведена изображению погруженного в тень потолка и стен с едва различимыми полотнами. Разумеется, нет.

У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».

И вот вырвалась наружу. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.

Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Ясно, что Веласкес обращается к понимающему зрителю, способному извлечь смысл из всей совокупности точек зрения из соединения позиций, то есть из композиции как таковой. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.