Картина Карла Брюллова Последний День Помпеи Описание

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Вспышки молний освещают лишь передний план. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение.

Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Вокруг рушатся здания. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены.

25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова32. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»42. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова.

Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Россия торжествовала.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.

Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»4950. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ64. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»29. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях65. 15734, также из собрания Остроухова). Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»66. Сюжет картины рассказывает о трагическом событии, которое настигло древнеримский город Помпеи в результате извержения вулкана Везувий. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Весь город стекался дивиться ей»9. Извержение Везувия.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.

Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»93. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. 2.

При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени61 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года62). По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Выйдя за город, мы останавливаемся.

Академия художеств сообщила Брюллову, что, хотя своими достижениями он заслужил положение профессора, ему присваивается только звание почётного вольного общника. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»43. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Замыкание этого движения крупной и гибкой кистью левой руки подчёркивает его охранительный смысл97. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Ж-5081). Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. В этом Гоголь видел главную идею картины. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Брюллов учился живописи в Италии. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ82. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём можно было найти что-нибудь на любой вкус.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе60. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »51. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно5914. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Искусствовед Алексей Савинов писал, что «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»53. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать.

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»57. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Анны 3-й степени.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

1827. История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный».

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. И наконец, его замысел был воплощён. А где, как ни в Италии этим заниматься. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас93. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»105. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Сыновья, которые уносят своего отца. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.

В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»8891. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.

Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»33 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины34. Воин в шлеме и мальчик несут больного старика младенец, чудом уцелевший при падении с колесницы, обнимает погибшую мать молодой мужчина вскинул руку, словно отводя удар стихии от своей семьи, малыш на руках у его жены с детским любопытством тянется к мертвой птичке. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы.

1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)76. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»96. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии.

Они заглушают его своею красотою»116. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»45. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского7172. Они заглушают его своею красотою». Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.

Искусствовед Светлана Степанова отмечает, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной.

В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»101. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. На картине вам не удастся найти главного героя. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Кстати, в середине марта 1828 года, когда художник находился в Риме, Везувий вдруг задымился сильнее обычного, пять дней спустя он выбросил высокий столб пепла и дыма, темно-красные потоки лавы, выплеснувшись из кратера, потекли вниз по склонам, послышался грозный гул, в домах Неаполя задрожали оконные стекла. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Отзывы критиков ошеломляли. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»120. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. 13 Мать Плиния Младшего.

Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.

По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Трагически мрачен день катастрофы.

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Второй рисунок описан как эскиз-вариант (бумага, тушь, кисть, перо, 17, 5 24, 4см инв. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи.

Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ» могла быть другая графиня — Юлия Самойлова32. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Только к осени 1833 года работа была завершена48. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины.

Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении.

Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Он посещает раскопки.

Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Его там просто нет. Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.

Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»118. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Три года велась работа над огромным полотном. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».

Сочинение по картине 
Брюллова Последний 
день Помпеи (описание)

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)

Казалось, что город скрылся с лица земли. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Им некому помочь. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием».

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

С одной стороны — рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой — мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4. Тем самым, его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции87. Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности.

Оба выжили. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Из Рима полотно перевезли в Милан, где оно с успехом экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года, проходившей в Брерском дворце10.

По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Мы взошли, у входа сидели сторожа-проводники один из них предложил нам свои услуги и сказал, что это место был малый форум или место, где сбирался народ для торга и других публичных дел. В 1851 году картина поступила в Эрмитаж19, а в 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)12. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.

Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме.

– объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3481.

По свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Изначально эта группа выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном решении художник изменил принцип её построения87. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3481. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.

Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Именно в этот момент застал художник своих героев. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

Толпа беглецов. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Группа помпеянца, пытающегося укрыть свою семью плащом, появилась в альбомах Брюллова на относительно ранней стадии работы над картиной. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.

Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.

Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3439. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»52. Обилие красок освещает ужас всего происходящего.

Картина Брюллова 
«Последний день 
Помпеи»

Картина Брюллова «Последний день Помпеи»

Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

В своём рассказе Железнов приводил следующие слова Брюллова: «Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Гоголь восторгается этим произведением. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»447. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.

Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»8891. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4041. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа56 и другие.

Популярность картины и её автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Группа сыновей — воина и юноши, несущих старого отца, довольно рано появилась в рабочих альбомах Брюллова. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)114. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.

Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»125. Например, разрушения Содома или египетские казни. Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей87.

На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. Во время посещения он сделал необходимые для картины наброски, после чего приступил к написанию полотна. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».

Описание картины 
Карла Брюллова Последний 
день Помпеи

Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи

У него совсем не такая толпа, как на улице. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего известного естествоиспытателя и собственных злоключениях.

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Почему. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»8881.

Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения.

Клоны любимой: занимательные 
факты о самой известной 
картине Брюллова

Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Жених уносит бесчувственную невесту. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Девушка рядом несет светильник. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)25, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико26. И лишь немногим удалось спастись. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.

Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. В Государственном Русском музее хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».

Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Доминирующий цвет на картине – красный. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»46. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминается в письме Карла Брюллова к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»112. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой.

Картина принесла Брюллову мировую известность. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники70.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.

Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года38: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

Когда работа над картиной была окончательно завершена, Карл Брюллов стал показывать её в Риме в своей мастерской на Via di San Claudio. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Сильные протягивают руки помощи слабым: женщины обнимают своих детей, молодые помогают старцам, мужчины – женщинам. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Неподалёку от них стоит христианский священник. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких.

Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним.

Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Напитавшись впечатлениями от увиденного на месте разрушенного Везувием некогда процветавшего города Помпеи, молодой автор создаёт шедевр мирового изобразительного искусства, грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина создавалась в течение 3-х лет. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»106.

Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников.

В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Но кому именно они молятся.

Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо.

На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»101. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Другого художника — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»26.

Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2728. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»87.

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой54 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»55. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Критики дружно бранили Брюллова.

Упавших затаптывали идущие следом. В течение длительного времени Брюллов пытался найти устраивавший его вариант расположения этой группы в композиции. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Люди бессильны перед стихией.

Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Конечно, такая работа требовала много времени. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. К счастью, они спасаются.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.

7. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Мать стремится укрыть детей. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез и слезы эти отрадны сердцу. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. 3175)111. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литатуре»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.

В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)102103. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом26.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень63. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.

Каждый образ на картине уникален. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Из Рима полотно перевезли в Милан, где оно экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года10.

Неизвестно, когда и каким будет следующее. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»116117. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Рядом с лошадью расположилась толпа.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.

Интересные сочинения 
по картинам

Интересные сочинения по картинам

Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»10081.

Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»8891. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. После этого художник начал изучать исторические документы.

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Для второго, силуэтного плана применялись блёклые полутона, среди которых встречались нежно-голубые, светло-зелёные и золотисто-жёлтые. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины.

Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма.