Картина Купчиха Пьет Чай

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Рубенс, Тициан тоже мясных писали, а подсветки такой у них не было. Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. Стол же заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Пили неспешно.

Красиво – лепота. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Еле поспевая за купчихой, он изо всех сил старается угодить ей. такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый. » Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Купчиха в нарядном убранстве пьет чай из блюдца, ведь так быстрее остывает горячий чай из самовара. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. В этом он находил свое спасение.

Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Чай пили помногу и все – от извозчика и дворника до генерала, министра. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год).

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Примечательно, что сам Кустодиев на время проведения выставки, то есть с 15 до 28 мая, проживал на квартире у Нотгафта, где ему была выделена отдельная комната434438. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. Борису Михайловичу Кустодиеву в 1918 году исполнилось сорок лет.

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Русское чаепитие также не лишено философской составляющей.

Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Картина была написана в проблемный для России год. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. По праздникам или отдыхая после трудов праведных. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).

Это была дейсвительно хорошая мина при плохой игре.

Особенно хочу сказать о великой картине Большевик. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.

Задумчиво молча в одиночестве или в компаниях за неторопливыми беседами и важными разговорами. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. И такие молодцы проглядели революцию.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И это показательно. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). Кроме того, люди из купеческой среды не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру.

Спасибо. Спасибо еще раз, что напомнили о Кустодиеве. А воевать друг с другом, убивать друг друга, грабить и рушить храмы – последнее дело и тяжкий грех. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией и, конечно же, стало сюжетом многих картин. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.

Но тем живее работало воображение. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Рядом о сдобное плечо своей хозяйки ластится и трётся, мурлыча и изогнув хвост, сытый и ленивый кот, непременный житель любого купеческого дома, холёный и просто лоснящийся от непрестанного удовольствия301132728.

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. С чувством и толком.

Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. А если что не так, жизнь, минет время, сама изменит, подправит.

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Большое спасибо за статью. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Большевики, стоящие у власти сумели сделать из картины плакат, якобы прославляющий большевизм – я помню это время.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Конечно, основной темой выставки стала революционная. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Не случайно за чаем и у самовара. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет».

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Одна из известнейших — «За чайным столом». Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Позади купчихи плетется молодой парень, в руках его множество покупок, которые дама выбрала на городском рынке: это и хлеб и рыба и деликатесы в корзинке. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ).

Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Могло показаться, что, сидя в четырех стенах, Кустодиев совсем оторвался от действительности и «Купчиха за чаем» тому подтверждение.

Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. На улицу почти не выбирался. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик.

Русское чаепитие на картинах художников

Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Достаточно взглянуть на тупую, бесчеловечную рожу этого великана и все становится ясно. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Интересно. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.

Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами изобилием и музыкой, красками и весельем и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске из-за опухоли спинного мозга и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами456738. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Кажется, что кожа на мясах такая теплая.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

И пользовалась спросом публики. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Только в начале XIX века чай начал прочно входить в русский быт. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.

Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Такие купидонистые, сочные.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. И совсем не случайно на картине купчиха. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

5. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. В этом он находил свое спасение.

Лучшие картины русского 
художника Бориса 
Кустодиева

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. А тут какой-то русский бренд – как после баньки тела. Дома, на службе, в трактирах, в чайных, в заезжих дворах. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.

Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Последние несколько из них у талантливейшего живописца были парализованы ноги. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

А в действительности он, как редко кто другой, находился в самой гуще жизни. Чем же была для Кустодиева данная работа. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Мне Кустодиев очень нравится и даже вопросов нет, что он был огромный талант. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Когда этот тупой гигант шагает по крышам домов города, давя всех и всё, делается страшно.

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Я. Билибин, 1901).

А кот. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Купчиха за чаем, 
или Отчаянная купчиха 
–

Купчиха за чаем или Отчаянная купчиха –

Набор «За чаем» выполнен по мотивам одноименной картины К. Е. Маковского. Не просто так и за чаем купчиха у самовара. На Руси с чаем познакомились лишь в первой половине XVII века.

Но тем живее работало воображение. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

.