Картина Веласкеса Инфанта

Под влиянием картины Веласкеса Франсиско Гойя (Francisco de Goya y Lucientes) создал две своих работы Семья инфанта Луи (La familia del infante Don Luis), 1784 год и Семья Карла IV (La familia de Carlos IV), 1800 год. Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира.

Самая знаменитая испанская девочка на шести портретах Веласкеса: Печальная судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

Вдобавок ко всему у нее был зоб— изменение щитовидной железы. Лица обеих групп реальны. Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете.

Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». И нет этому конца и нет покоя. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Портрет инфанты

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты»

Она очень мила. Лица обеих групп реальны. Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. Она умерла в 22 года от простуды. А почему в мастерской находится инфанта. И творчество побеждает.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Бальмонт, М. Волошин). Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.

Она строится на открытом столкновении подчеркнутой неподвижности, статуарности изображенной модели и бурной динамики разнообразных средств ее «художественного оформления». Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Что нам известно об инфанте Маргарите, на все времена прославленной кистью Веласкеса. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет.

С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.

Трехлетняя невеста: 
Веласкес и другие 
 (инфанта Маргарита-Тереза)

Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (инфанта Маргарита-Тереза)

Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора.

Андреев, П. Антокольский, С. Маковский, Черубина де Габриак, Б. Пастернак) 3) Веласкес как основной объект поэтических текстов. И опять Маргариту пишет новый художник — Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Портрет инфанты 
Маргариты, дочери 
Филиппа – Диего

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа – Диего Веласкес, 1655

В 24 года стал придворным живописцем короля Испании. А. С. Пушкина на ретроспективную выставку Пикассо. К образам этой солнечной страны обращается и Д. Кедрин в стихотворении «Инфанта» (1944), где поэтом воссоздается колоритная картина Испании 16 – 17 веков. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Как подтверждение – портрет ее брата инфанта Фелиппе Просперо, родившегося через 6 лет после Маргариты. Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Хотя многочисленные очевидцы уверяли, что это был счастливый брак. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Портрет кардинала-инфанта 
Фердинанда Австрийского 
в охотничьем костюме

Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского в охотничьем костюме

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.

Описание картины 
«Портрет кардинала-инфанта 
Фердинанда Австрийского

Описание картины «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского в охотничьем костюме»

В то время при дворе Филиппа IV, к счастью, работал гениальный художник-портретист Диего Веласкес, который с таким трепетом и любовью изображал маленького ангелочка, весьма милого и веселого. Да и её саму мы вряд ли разглядели бы в их череде, если бы юная инфанта не осталась на картинах. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Впрочем, даже столь некрепкое здоровье Маргариты было гораздо благополучнее состояния её родного брата (незадолго до смерти Филиппу IV всё-таки удалось оставить супруге наследника, к моменту смерти отца благополучно пережившего четырёхлетний рубеж). Картина хранится в мадридском музее Прадо. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

Всех предыдущих картин как будто не было. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. За пределами холста или внутри него.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Может быть, он забыл о работе. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Но смотрит и художник.

Инфанта была определена в жёны Леопольду I, будущему императору Священной Римской империи, который приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской. Однако во многом именно благодаря договору об этом союзе мы и знаем сейчас о маленькой инфанте: каждые несколько лет жениху отправлялись «фотоотчёты» о том, как подрастает невеста автором большинства из них был Веласкес. На самом раннем портрете Маргарите три года. Есть и философские интерпретации. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке.

Известные картины 
Диего Веласкеса

Известные картины Диего Веласкеса

Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Его картины очень многоплановы. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В живых осталась только дочь – Мария Антония. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Повествующую роль берут на себя костюм, декорация – и рассказ ведется уже не только на языке перечисления атрибутов власти, родовитости, материального богатства, но и на языке, создающем чисто декоративные ощущения роскоши. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. С парадных портретов королевской семьи и придворных на зрителя смотрят живые люди. Маргарита Терезия была старшим ребенком от второго брака короля Испании Филиппа IV (1605-1665) с эрцгерцогиней Марианной Австрийской (1634-1696). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно.

Веласкес: картины 
с названиями и описанием

Веласкес: картины с названиями и описанием

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста.

Она так и не выучила немецкий. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.

Её должны были видеть в разном возрасте. Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике. В ней тоже немало тайн, но (при хорошей сохранности произведения) все отгадки, так или иначе, предстают перед нами на холсте. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Это сцены из жизни простых людей.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.

Вторая женитьба Филиппа была обусловлена смертью его единственного на тот момент сына и наследника принца Бальтазара Карлоса, от его любимой жены Изабеллы де Бурбон (1602-1644). Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается.

Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

5 главных картин 
Диего Веласкеса

5 главных картин Диего Веласкеса

На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. «Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. Вероятно. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Итак, время действия – 1656 год.

На это указывает отражение в зеркале. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Все стихотворение представляет собой некую историческую стилизацию с элементом пародийности, «декоративности». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705).

В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. Происходит это из-за усиления на полотне повествовательного начала, причем, далеко не всегда за счет усложнения собственно предметной обстановки. Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея. В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Веласкес картины писал в особенной манере.

К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время).

Их позы и жесты живые, естественные. Согласитесь, двигаться в таком одеянии неудобно, но этикет был неумолим: «У испанских королев ног нет». К тому же с возрастом у инфанты развился зоб, доставлявший массу неприятных ощущений. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).

В портретах позднего Веласкеса, так же, как и в его знаменитых «Менинах», ведущей образной темой становится сама живопись. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. А с другой – сам бросает вызов богам. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.

Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Это период, когда Испания правила миром. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца.

Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Но если в «Менинах» юная инфанта все же предстает перед нами лишь центром пересечения сюжетных линий и образных тем многоголосного повествования об одной из сцен дворцовой жизни в частности и об искусстве живописи вообще, то серия ее отдельных разновозрастных портретов стала беспрецедентным для всей истории искусств примером последовательной тематической разработки развития детского образа.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Высокопоставленный придворный, дворянин, род которого по линии отца начинается с Энея Сильвия, бывшего внуком прародителя римлян, рыцарь, умнейший человек. Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом. Она выполнила их просьбу в марте 1673 года, скончавшись после очередных родов в возрасте 21-го года. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Здесь, в помещении весьма скромном (и не самом удачном для экспонирования застекленных картин) представлено несколько поздних полотен Веласкеса, которые не просто возвращают зрительское восприятие на уровень лучших работ великого венецианца, но, пожалуй, являют собой вершину живописного качества всего картинного собрания Венского музея. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Портрет инфанты 
Маргариты-Терезы 
в 3 года

Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года

Почти ежегодные беременности полностью подорвали здоровье молодой женщины. Одна из этих работ, «Инфанта Маргарита Терезия в белом платье» (1656 г. ), хорошо знакома московскому зрителю: ее привозили в конце 2004 года в ГМИИ им. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.

Кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Она явно внешне проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

Куда больше распространены две другие точки зрения. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Первого наследника Маргарита, родив уже в 1667 году, вслед похоронила. Строгая геометрическая форма зеркальной рамы привлекает бльшее внимание, нежели неполная форма двери или затенённые лица персонажей. Вот таким образом она кажется синеглазой блондинкой, взгляд которой с любопытством изучает художника.

Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее). В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Филипп IV решил жениться на невесте своего умершего сына исключительно из династических соображений, хотя она была его племянницей и к моменту брачной церемонии (1649) ей было всего 15 лет. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Этот путь символичен и по-своему подтверждает не только известные высказывания Ортеги-и-Гассета о непростых перипетиях славы Веласкеса, но и некогда высказанные собственные художественные ориентиры испанского мастера: «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем».

Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.

Кто изображен на картине Менины

То есть король вступил в инцестуозные отношения. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.

В таких случаях (портреты Генриха VIII кисти Гольбейна и Магдалены Саксонской Кранаха) предметность в трактовке лиц и рук ослаблялась, подчиняясь преобладающему декоративно-условному решению портрета: усиливалось плоскостное начало их линейный рисунок вплетался в общую орнаментальную канву (так руки Магдалены Саксонской, подобно ювелирной застежке, замыкают два рукава в единое «ожерелье»). Но прежде всего Веласкес – художник. Она родилась в 1651 году и к моменту смерти художника ей только исполнилось 9 лет. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Впрочем, Хуан Баутиста — зять Веласкеса, не совсем чужой.

Она по-прежнему опирается на стол. В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. Находится в музее Прадо в Мадриде. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. В принципе, совсем немногое. К тому же Филипп был почти на тридцать лет старше юной супруги. Так, у К. Бальмонта в стихотворении «Аккорды» (1897) связующим звеном, средством передачи собственного «творческого» мироощущения является целая плеяда светил испанского и итальянского искусства. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Маленькое солнышко Веласкеса.

Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение и отчаяние и упрямство. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15.

Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Портреты инфанты 
разных художников

Портреты инфанты разных художников

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Загадка заключается в другом. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемого — Бог весть. Как колорист Веласкес, безусловно, прямой наследник Тициана.

При этом в несколько приглушенной декоративной партии вдруг возникали какие-то звучные мотивы, которые как-то по-особенному заостряли предметные решения (такова спускающаяся процессия пуговиц, усиливающая жест руки в тициановском портрете дожа Франческо Венье). В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин».

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Родители и близкие так ее и звали – ангелочком, а король в письмах – «моя радость». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Этой рукой инфанта держит нечто, скрывающееся за краем широкой юбки, но что именно – нам остается только догадываться.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Её ожидал союз ещё более кошмарный с точки зрения генетики, нежели брак её родителей. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. И творчество побеждает.

Слишком много старых тайн, которые и должны остаться неразгаданными. На это указывает отражение в зеркале. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Портрет инфанты

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа »

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Верхняя свободна, более воздушна и легка. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений.

  1. Четырнадцать портретов самой известной девочки в Испании
  2. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. Инфанта Маргарита в голубом платье – Заметки искусствоеда
  4. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса

В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом.

Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Похоже, что художник посмеялся над неким грандом, выставив его напоказ в роли человека, занимающегося трудом живописца, что позорно для дворянина. Художник словно любуется малюткой и с трепетом предает на холсте еще коротенькие мягкие волосики и круглые детские щечки.

Ничуть не бывало. На этом свете ему было отпущено шесть десятилетий, почти две трети из которых он был придворным живописцем Филиппа IV. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.

Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

  • Инфанта Мария Анна, королева Венгерская
  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

В возрасте 14 лет Маргариту, в соответствии с брачной политикой того времени, выдали замуж за ее дядю и, одновременно, кузена императора Австрии Леопольда I. Жизнь ее была очень недолгой – в 22 года она умерла от простуды. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. Солнечный свет заливает весь второй план картины.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. При этом она еще и обязана позировать.

  • Мы все слышали эти слова: «Терпи, ты же христианка»
  • Праздник для (не)механического человека
  • Лучшие подарки – не в подарочной обертке
  • «Поиск себя — это нормально»: ответ 36-летней незамужней
  • «Я не обиженный, я счастливый»: история отца-одиночки
  • 3 самых вредных продукта, от которых стоит отказаться

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Родители инфанты приходились друг другу близкими родственниками – дядей и племянницей.

Она умерла в 22 года от простуды. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

  • Аллергия и бесплодие глазами психолога
  • Опасные родинки: 3 правила для предупреждения меланомы
  • Врут, ноют им все должны: психиатр о невыносимых людях
  • Субботнее путешествие: Северное Тушино от подлодки до Винни-Пуха
  • Лето в Альпах: отпуск, который невозможно испортить

Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Но только до зала Веласкеса. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Зато повсеместные голубые рефлексы на серо-серебристой отделке создают иное, почти эфемерное ощущение голубого цвета, которое не только декоративно объединяет общее пятно платья, но и возвращает в репрезентативный образ инфанты некий мотив безотчетной детской мечтательности. В «Венере с зеркалом» (ок.

Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». И в этом особенный трагизм.

  1. В Эстонии: море, сосны и пирог с ревенем
  2. На Мадейре: луковый суп, волны с перехлестом и никаких смартфонов
  3. Отпуск в Италии: как сэкономить в поездке
  4. Тоскана: место, где хочется стать лучше
  5. Светлана Перотти: «Разрешаю себе быть разной мамой»

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Во-первых, на протяжении рассматриваемого отрезка времени образ трансформируется. Вокруг нее выстроено и наиболее масштабное произведение художника, «Менины» (1657). Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни.

В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Ему дорого их здоровье и самочувствие. В числе испанских мотивов преобладают элементы одежды и аксессуаров (мантилья, кастаньеты испанский веер), топонимика (Севилья, Гренада, Барселона), флористический мир (весенняя роза, хризантемы, акация, кипарисы), образы выдающихся живописцев (Веласкес, Рибейра, Мурильо, Пикассо), национальные литературные и культурные герои Испании (Дон Кихот, Дон Жуан, Кармен, тореадор, Донна Анна, Командор). Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.

  • Добрая и веселый: два артиста в одном доме
  • Дарья Ермакова: как многодетная мама создала успешный бизнес
  • Олеся Лихунова: «Секрет семейного счастья прост»
  • Рената Шакирова: «Русский балет — не просто техника, это танец души»
  • «Директор я на работе, а дома я просто жена и мама»
  • Тутта Ларсен: «Если мужчина зарабатывает меньше женщины, он не перестает от этого быть мужчиной»

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Ужасающая скука и постоянная сдержанность позволяла лишь одно развлечение – карликов-шутов, которым разрешалось чуть больше, чем остальным. Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Она по-прежнему опирается на стол. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705).

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

  • Галина Климова: «Гуманитарной сфере нужна бригада реаниматоров»
  • Что почитать с детьми на каникулах
  • Анна Каренина: грамматика нелюбви
  • Лучшие детские книги жанра нон-фикшн
  • Не покупать книги: миссия невыполнима
  • 4 идеи для рождественского застолья
  • Худший совет психолога по поводу ожиданий в браке
  • Дмитрий Емец: «Моя жена не идеальная хозяйка, но это неважно»

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.

Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Создается своего рода декоративная экспозиция персонажа внутри общей композиции портрета. Разумеется, нет.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными.

Ему 57 лет. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».

  • Если парень нагрубил, дальше будет хуже
  • Многоразовые подгузники: они возвращаются
  • Папа делал «утютю» и считал долг отца исполненным
  • Счастливая мама несчастливого ребенка
  • Беременна вторым: 5 вещей, на которые я стала смотреть иначе
  • 3 книги о травле, которые должен прочесть каждый родитель подростка

Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Подобный факт следует рассматривать как яркий пример экфрасиса. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Эту суетливую работу он проводил в своей голове.

Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  3. Портрет Маргариты-Терезы в 5 лет
  4. Портрет Маргариты-Терезы в 8 лет
  5. Портрет Маргариты-Терезы в розовом

Прожив в браке 12 лет, Марианна наконец-то смогла родить первого живого ребенка. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. Даже не так. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. На Маргарите — вновь пышный испанский костюм. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). При этом «экспозиционное» богатство (тем более оправданное, чем бльшую монументальность приобретает изображенный персонаж) раздвигает границы жанра и выводит репрезентативный портрет в разряд «большой картины». На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.

  1. Инфанта Маргарита в голубом платье
  2. «Мы не зрители, мы участники действия»
  3. Место Веласкеса в мировой живописи
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. 14 портретов самой известной девочки в Испании
  6. Трехлетняя невеста: Веласкес и другие (Инфанта Маргарита-Тереза)

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696). Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.

Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее).

  1. Инфанта Маргарита – Журнал обо всём

Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает.

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством.

Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Когда же появилась в Киеве уникальная картина. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

Четырнадцать портретов 
самой известной 
девочки в Испании

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Инфанта, напротив, ярко освещена.

Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. Звучание цвета зависит не только от его количества и окружения, но и от геометрической формы пятна: в синих фрагментах корсета напряжение создают свето-теневые контрасты, но в еще большей степени – резкие заостренные углы (и это дань орнаментальной трактовке колорита). Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни.

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Девочка ещё настолько мала, что её платье пока лишено кринолина. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.

Объем усиливался не только в трактовке лица и рук, но также костюмов, драпировок. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. (Д.

Ему 57 лет.